Кузнецкий уголёк
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Мельникова  Ирина Владимировна

Конспект образовательной  совместной деятельности "Кузнецкий уголёк" по познавательному развитию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_ugol_-_kopiya.docx20.25 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 44»

Образовательная деятельность

по познавательному развитию «Кузбасский уголёк»

для воспитанников подготовительной к школе группы

Место проведения. Групповая комната

Время проведения. 26.04. 2023 года в 9.40

Воспитатель, Мельникова Ирина Владимировна

        

Цель.  Создание ситуации развития детей для формирования представлений об объекте неживой природы – каменном угле.

Задачи.

  1. Расширять знания детей об угле – основном богатстве Кузбасса: его происхождении.
  2. Познакомить с новыми понятиями: углерод, угольный разрез, экскаватор шагающий и роторный, карьерный самосвал, добыча, угольные пласты.
  3. Формировать представление о профессиональном труде, об открытом (закрытом) способе добычи угля, о механизмах, которые используются при добыче угля.
  4. Активизировать словарь: угольный разрез, экскаватор шагающий и роторный, карьерный самосвал, добыча, угольные пласты.
  5. Обеспечить условия для проявления любознательности и эмоционального вовлечения в деятельность (опыты с углем).
  6. Воспитывать чувство коллективизма.

Предварительная работа. Беседа по теме, работа с картинками, плакатами.

Оборудование и материалы. Видео установка, презентации по теме, наборы картинок, наборы угля, ёмкость с водой, салфетки; ножницы, клей. Карта с точками, наборы кругов.

Ход деятельности.

Дети входят в группу, здороваются с гостями.

Воспитатель. Здравствуйте, друзья! Рады видеть вас всегда!

                         В круг сейчас вставайте и друзьям вы улыбайтесь!

Воспитатель:

В Российской нашей необъятной шири

Есть край изысканный, где мы живем

Зовут его жемчужиной Сибири,

А мы землей, любимою зовем.

– Ребята, как называется край, в котором мы живём?  (Кузбасс, земля Кузнецкая).  Почему такое название? (Кузнецкий бассейн соединили).

-Что находится в недрах нашего края? (Уголь, угольный бассейн)

-Правильно. Все виды угля залегают пластами и места их расположения называются угольными бассейнами.

Мотивация.

-У нас есть вот такая карта. На ней какие-то отметки.  Как вы думаете, что точки означают? (Место нахождения угля)

-Очень правильно. Первую отметку поставил Михайло Волков в 18 веке. Он бродил по кузнецким местам и нашел, где в Томь впадает река Абашевая, диковинное место: гора, из подножья которой извергаются дым и пламя. Местные прозвали ее «Огнедышащей горой».   (показывает место на карте).  Как вы думаете, почему её так называли? (Потому что уголь горел и дымился)

-Ещё, кто как думаете? (уголь горел)

- Такие отметки делали, все кто находил уголь.  Как вы думаете, чем можно дополнить карту? (показать шахты, карьеры)

-Правильно.  Предлагаю составить карту добычи угля. Будет только у нас! Согласны? (Да, согласны)

В руках в воспитателя коробка с камнями, где лежит камень угля.

Воспитатель.  Вот смотрите, здесь разные камни. Вы все знаете их? Узнаёте какие- ни будь? (Да, этот уголь)

Воспитатель. А это что за камень такой?

Дети отвечают. Это уголь, настоящий.

Воспитатель. А что вы знаете об угле?

Дети отвечают. Он чёрный, его добывают, полезное ископаемое и т.п.

Воспитатель. Правильно.   А как уголь появился в нашей земле? Как вы думаете?

Дети отвечают. Его выкопали, он сам появился.

Воспитатель. Хороший вариант. Предлагаю посмотреть фильм, «Как образовался уголь?» и узнать, как же это было.

 Дети рассаживаются на стульчики. Просмотр видео по теме.

Воспитатель. Интересно? Что узнали про уголь? Какой уголь получился? Какой верхний слой?

Дети отвечают. Были такие деревья большие. Уголь есть бурый, есть каменный. Верхний слой -это бурый уголь. Нижний слой -каменный уголь.

Воспитатель. Все правильно.  А какими свойствами обладает?

Дети отвечают. Он горит, он марается.

Воспитатель. Предлагаю убедиться в этом и провести опыты с углем.

Дети подходят к столу для экспериментирования.

Воспитатель. Перед вами лежат кусочки угля. Возьмите по одному.  Что можем сразу сказать про уголь?

Дети отвечают. Он легкий, тяжелый. Он блестит, он не блестит.

Воспитатель. Правильно. Это свойство угля. Чем больше углерода содержит уголь, тем больше он блестит и тем тяжелее. Посмотрите внимательно и скажите- есть кусочки угля, которые меньше блестят? О чём это говорит?

Дети. Такой уголь легче, в нём меньше углерода.

Воспитатель. Посмотрите на свои руки. Что с ними?

Дети отвечают. Грязные стали, замарались.

Воспитатель. Верно. Этим свойством пользовались местные жители, чтобы рисовать на скалах и в пещерах. Убедитесь сами.  (дети рисуют на листах бумаги).

Воспитатель. Правильно.   Как мы можем узнать, какой кусочек из верхнего слоя? Какой из нижнего?

Дети. Надо опустить в воду и посмотреть, что будет.

Воспитатель. Давайте так и сделаем. (дети опускают кусочки в воду).

Что произошло?

Дети отвечают. Некоторые утонули, некоторые плавают.

Воспитатель. А почему так получилось? Как вы думаете?

Дети отвечают.  Есть уголь тяжелый, есть уголь легкий.

Воспитатель. Верно. Тогда какой уголь находиться в верхнем слое? Какой в нижнем? Как его называют?

Дети отвечают. Каменный уголь утонул. Он тяжелый. Бурый уголь плавает. Он легче.

Воспитатель. Какой вывод сделаем?        

Дети отвечают. Каменный уголь на глубине, глубоко. Бурый уголь на верху, на поверхности.

Воспитатель. Правильно.  Перед вами коробочками с кружочками двух цветов. Давайте отметим виды угля точками. Каким цветом можно отметить бурый уголь? Почему? А каменный?

Дети отвечают. Красная точка – это бурый уголь; он же бурый; чёрная точка – это каменный уголь.

Воспитатель. Теперь мы точно знаем, какой уголь где лежит. А как его добывать? Как вы думаете?

Дети отвечают. На шахтах.

Воспитатель. Молодцы!  Как называются люди, которые добывают уголь.

Дети. Шахтёры.

Воспитатель. Посмотрим фильм о работе шахтёров, узнаем, как где они работают. Дети проходят на стульчики.  Фильм «Добыча угля»

Воспитатель.  Скажите, ребята, как называется место добычи угля на поверхности? Каким способом добывают уголь?

Ответы детей. Место называется –карьер. Открытый способ. Добыча угля, когда уголь залегает неглубоко.

Воспитатель.   Правильно. В Кузбассе много угольных карьеров. Ещё их называют – разрезы. Какой уголь добывают на карьерах?

Ответы детей. На карьерах добывают бурый уголь. Он лежит у поверхности.

Воспитатель. Точно. А какой уголь добывают в шахтах? Как называется такой способ? Почему?

Ответы детей. В шахтах добывают каменный уголь. Это закрытый способ. Там строят здание, шахту.

Воспитатель. Справились отлично. Обратили внимание, какие машины перевозят уголь на шахтах и разрезах?

Дети отвечают.  Большие КАМАЗы и БЕЛазы, вагонетки

Воспитатель. Теперь можем составить нашу карту. Посмотрите на картинки. Что на картинках изображено? Что может означать? (как добывают уголь)

- Вы вырезаете картинки и наклеиваете на точки. Обращаю ваше внимание на работу с ножницами (держим концами вниз, режущей частью от себя). Пользуемся салфетками при работе с клеем.

Проходите к столам.  Дети вырезают и наклеивают картинки.

Воспитатель. Ребята, посмотрите на карту, которая получилась.  Вся площадь покрыта местами добычи угля. Убедились, что Кузбасс – это угольный бассейн? (Да) 

Что интересного узнали? Что удивило? Что запомнилось?  Дети отвечают. Саша – понравилось, как уголь появился! Милана – мне понравились опыты.

-Кто знает, как ещё называют уголь?

Дети отвечают. Чёрное золото.

Воспитатель. Почему такое название?

Дети отвечают. Потому, что добывается очень трудно и приносит пользу людям.

Воспитатель. Очень правильный ответ.  Уголь стал символом сильных, трудолюбивых и смелых людей. Хочу подарить вам кусочек угля, который принесёт хорошее настроение (конфеты в виде угля)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сказка про теремок - уголёк.

Знакомство с противопожарной тематикой, в игровой форме можно поставить и как, кукольный спектакль или сыграть с детьми подготовительной группы....

Газета "Уголёк"

Закрепляем правила противопожарной безопасности....

презентация "уголёк"

презентация о применении угля в жизни...

«УГОЛЁК»

новогодний праздник в старшей группе...

Сценарий развлечения по пожарной безопасности «Уголёк — то маленький, а беда — большая» старшая группа

Цель: формирование у детей целостного представления о пожарной безопасности....

Технологическая карта НОД: «Волшебный уголёк»

Цель: ознакомление детей с добычей угля в Амурской областиЗадачи1. Познакомить детей со свойствами каменного угля с егоместорождением и добычей в Амурской области.2. Закреплять умения обследовать пред...

Сказка "Коварный уголёк"

В свете тематического планирования на месяц по разделу "Неделя безопасности" провели развлечение по безопасности в быту по сказке "Коварный уголёк". Дети ознакомились с особенностя...