Духовно-нравственное воспитание дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО
материал

Духовно-нравственное воспитание дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Духовно-нравственное воспитание дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО

Подготовила: Сагритдинова Мадина Рамазановна - воспитатель 1 категории МДОУ детский сад №6 с. Аргаяш

Детство – каждодневное открытие мира,

 поэтому надо сделать так, чтобы оно стало,

 прежде всего, познанием человека и Отечества,

 их красоты и величия.

В.А. Сухомлинский.

В дошкольном возрасте закладываются основы личности: именно дошкольное детство, для которого характерно эмоционально-чувственное восприятие действительности, является благоприятным для нравственного и духовного воспитания.

Патриотическое воспитание дошкольников по ФГОС осуществляется в тесном взаимодействии с воспитанием духовно-нравственным. Не секрет, что сегодня материальные ценности стоят на первом месте, в отличие от духовных, поэтому у детей искажены представления о добре, милосердии, отзывчивости, справедливости, трудолюбии, гражданственности и патриотизме. И самая большая опасность, которая подстерегает наше общество – это разрушение личности.

В последнее время молодое поколение забывает русскую народную культуру, народные игры. Наблюдается взаимное отчуждение детей и родителей, разрыв эмоциональных связей между старшим и подрастающим поколением. В молодых семьях вопросы воспитания патриотизма не считаются важными, зачастую вызывают лишь недоумение.

Как пробудить в ребенке чувство любви к Родине, воспитать нравственные качества? Кто из нас, педагогов не задавался этими вопросами? Нельзя заставить любить окружающую природу, людей, Родину. Чтобы человек действительно чтил память предков, уважал Отечество, чувствовал ответственность за свою Родину, его надо таким воспитать. Но одними призывами любить свой город, Родину, ничего не сделать.

Первые чувства гражданственности и патриотизма. Доступны ли они малышам? Исходя из многолетнего опыта работы в этом направлении, можно дать утвердительный ответ: дошкольникам доступно чувство любви к родному городу, родной природе, к своей Родине. А это и есть начало патриотизма, который рождается в познании, а формируется в процессе целенаправленного воспитания. В.А.Сухомлинский говорит: «Нельзя пробудить чувство Родины без восприятия и переживания окружающего мира. Пусть в сердце малыша на всю жизнь останутся воспоминания о маленьком уголке далекого детства. Пусть с этим уголком связывается образ великой Родины».

Наш детский сад лет работает с приоритетным осуществлением нравственного развития воспитанников. Находясь в долгих поисках решения данной проблемы и интересного направления работы с детьми, я остановилась на самом важном – воспитание духовно-нравственных качеств личности, как одной из составляющих частей патриотического воспитания. Большая роль мною отводится созданию для детей теплой, уютной атмосферы в группе, разнообразию приемов и методов в работе с детьми. Каждый день ребенка в детском саду наполнен радостью, улыбками, добрыми друзьями, веселыми играми.

И хотя многие впечатления еще не осознаны детьми глубоко но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота. В настоящее время большое значение приобретает поиск и разработка инновационных подходов к патриотическому воспитанию, которые не казались бы ребенку чрезмерно назидательными.

Одной из наиболее эффективных, интересных и целесообразных форм является проектная деятельность, позволяющая создать естественную ситуацию общения и практического взаимодействия детей и взрослых. Проектная деятельность сочетает интересы всех участников проекта:

педагог имеет возможность самореализации и проявление творчества в работе в соответствии со своим профессиональным уровнем;

родители становятся активными участниками нравственно-патриотического воспитания детей;

дети организовываются в соответствии с их интересами, желаниями, потребностями.

Планирование проектной деятельности происходит с учетом возрастных возможностей дошкольников, их психических и индивидуальных особенностей. С детьми младшей группы проекты носят краткосрочный характер, к подготовительной группе проекты уже исследовательские и имеют долгосрочный характер, при реализации которых дети совместно с педагогами и родителями собирают исторические факты и события.

Работа по данному направлению состоит из следующих тематических блоков:

- " Моя семья", где можно предложить  фотовыставки " Моя семья", "Мамы всякие нужны, мамы всякие важны"; рисование и аппликация "Подарок для мамы(бабушки)"

- "Мой город ", проект, в рамках которого рекомендуется составление экскурсионных маршрутов по улицам города, организация выставок детских рисунков "Город будущего",  проведение интеллектуальной викторины "Юные знатоки Аргаяша";  акции по благоустройству территории детского сада ,экологические акции по сбору пластиковых крышек и использованных батареек"Любимый город - чистый город".

- "День матери" реализуется через проект " Мамочка любимая, самая красивая",где углубляются знания детей о культуре и традициях семейных взаимоотношений, воспитывается любовь и уважение к маме, желание доставлять радость близкому, родному человеку. Продукты проекта: коллективная аппликация"Букет для мамы", стенгазета "Наши мамы в детстве", рисунки детей"Красивое платье для мамы"

- " Мир природы" реализуется в проекте "Красная книга России", где предполагается  знакомство детей с редкими, исчезающими растениями и животными.Можно предложить рисование,лепку. аппликацию на тему "Подснежник", "Серый хомячок", "Синий кит","Лебедь", "Ушастый еж" и др.

- «Культура и традиции» предполагает знакомство детей с культурой и традициями коренных народов Южного Урала. Возможно проведение развлечения "Широкая Масленица", знакомство с культурой татар и башкир, посещение районного праздника "Сабантуй"; выставка детских работ «Диво-дивное» (народные промыслы); работу фольклорного плана: использование раскрасок и проведение аппликаций "Национальная одежда". Дети узнают историю быта человека прошлого, символику и значение костюма. Основная цель этих мероприятий – вызвать у детей чувство восхищения красотой родного города, подчеркнуть, что все создано руками людей, которые жили очень давно, но народ помнит их.

- «Защитники Отечества» блок дает возможность организовать проект "Этих дней не смолкнет слава", выставку рисунков " Былинные богатыри", "Военные баталии"; соревнование - эстафету "Самый ловкий"; целевые прогулки к памятным местам города; возложение цветов к обелиску, физкультурное развлечение "Защитники Отечества", изготовление подарков для пап и дедушек.

-"Миром правит доброта" блокспособствует формированию понятий "доброта", "добрые дела", воспитывать у детей желание проявлять сочувствие,совершать добрые поступки, помогать другим через беседы, художественную литервтуру, выставку рисунков"Панорама добрых дел".

В законе " Об образовании" указано: родители являются первыми педагогами, которые обязаны заложить основы физического, нравственного, интеллектуального развития личности ребенка. Прежде всего, духовно-нравственное воспитание и развитие личности начинается в семье. Семейные ценности, усваиваемые ребенком с первых лет жизни, имеют непреходящее значение для человека в любом возрасте.

Исходя из этого, в решении задач духовно - нравственного воспитания дошкольников первостепенное значение приобретает эффективное налаживание целенаправленного взаимодействия между всеми субъектами воспитательно-образовательного процесса.

Ежегодно родители и дети нашей группы принимают активное участие в организации экспозиции мини-музея «Наши деды (прадеды) – славные победы». Совместными усилиями оформлены альбомы: «Они сражались за Родину», «Памятники героям», «Военная техника»; мини-библиотека "Рассказы, повести, стихи о ВОВ".

Конечно, в данном направлении ведется работа с педагогами, родителями воспитанников. Родители получают необходимую информацию по интересующим вопросам, охотно принимают участие в различных мероприятиях группы и детского сада, оказывают необходимую помощь, с удовольствием посещают тематические собрания. На таких собраниях они выполняют различные задания, играют, как «дети», делятся опытом, дают советы, изготавливают с детьми поделки.

Еще одно важное условие в формировании патриотических чувств – создание развивающей предметно–пространственной среды группы.

Весьма эффективным средством воспитания патриотических чувств, на мой взгляд, является патриотический уголок в группе. В содержание я включила: материал о семье, совместное творчество (родителей с детьми), библиотека сказок народов мира и дидактические игры, направленные на ознакомление детей с родным городом, страной, имеются тематические альбомы: «Мой  Аргаяш», «Природа Урала», «Моя семья», картотека подвижных игр народов мира, подвиги трудовые, боевые.

Ежегодно с родителями проводятся благотворительные акции «Помоги птицам», «Мамочка не торопись». Через организацию социально-значимой деятельности у дошкольников формируются представления об общечеловеческих качествах – доброте, милосердии, сострадании и их значимости в системе человеческих отношений. В родительских уголках имеется наглядная информация по данному вопросу, которая меняется по мере необходимости: «Роль семьи в воспитании патриотических чувств у дошкольников», «Наши будни и праздники», , «Здоровый образ жизни». В совместной деятельности составлялись выставки рисунков "Мой лучший друг", фотовыставки «Моя семья», оформили стенгазету «Наши мамы в детстве».

В системе работы по духовно-нравственному воспитанию придается особое значение музыкально-театрализованной деятельности, как средство эмоционально - нравственного развития дошкольников, где происходит формирование различных сторон личности. Наиболее содержательными и интересными являются народные праздники, как средство выражения национального характера посредством песенной, танцевальной, театральной, игровой деятельности.

В  группах стало традицией проведение праздников, таких как: «День народного Единства», «День Матери», Празднование русского народного праздника «Масленица», «День пожилого человека» ,участие в районном смотре-конкурсе "Гвоздики Отечества"- чествование ветеранов Великой Отечественной войны (приглашение их на праздник, посвященный Дню Победы).

Через театрализованную деятельность дети вместе с взрослыми приобщаются к культурному наследию и испытывают чувство сопричастности к народной культуре и быту. Народное искусство входит в жизнь современного ребенка вместе с народной песней, сказкой, хороводом, поэтому оно так близко ему и понятно. Праздник несет в себе большую информативную функцию, которая возможна только при деятельном личном участии, поэтому само праздничное действие включает в себя компоненты, которые лежат в основе формирования эстетического отношения. Отсюда и выделяются принципы содержания народных праздников: образное воплощение праздничной идеи, доступное для понимания детей содержание, динамичное развитие действия.

Одно из инновационных направлений работы по нравственно-патриотическому воспитанию – сетевое взаимодействие с учреждениями образования, культуры города. Взаимодействие с этими учреждениями имеет большое значение в деле воспитания у детей любви к родному городу, расширении кругозора об его истории, уважении к людям, которые прославили свой родной город. Ежегодно дети старшего дошкольного возраста участвуют в городских праздничных мероприятиях – концертах, посвящённых Дню Победы,  Дню защиты детей; участвуют в различных творческих конкурсах – "Украсим нашу ёлку вместе".

Районная библиотека регулярно организует встречи с воспитанниками детских садов,на которых организуют выставки, литературные путешествия,мастер-классы,краеведческие конференции, делает подборку интересных книг и журналов для дошкольников.

Таким образом, духовно - нравственное воспитание дошкольников - сложный длительный процесс, требующий постоянных усилий педагогов, систематической и планомерной работы, эффективность которой прослеживается в следующих результатах:

наличие у детей знаний об истории своей страны, ее природных богатствах, социально-экономической значимости;

возникновение стойкого интереса к русской народной культуре, традициям и обычаям русского народа, осознанное употребление в активной речи русского фольклора (пословиц, поговорок, закличек, потешек) ;

воспитание патриотических чувств через изучение государственной символики России;

привлечение семьи к нравственно-патриотическому воспитанию детей и участие в образовательном процессе детского сада (совместные проекты, акции, конкурсы, заседания семейного клуба);

участие детей и родителей в конкурсах по патриотическому воспитанию разного уровня.

Дошкольное детство – это важный период в жизни ребенка, когда формируются основные представления об окружающей действительности, представления о семейном укладе и родной земле. Необходимо сохранить все то, что накоплено предшествующими поколениями и преумножая, внести в современный образовательный процесс.

Приобщая детей к историческим данным родной культуры, традициям мы развиваем личность каждого ребенка, который, надеемся, будет носителем черт русского характера, русской ментальности, так как только на основе прошлого можно понять настоящее, предвидеть будущее.

А народ, не передающий все самое ценное из поколения в поколение, - народ без будущего!

Если не мы, то кто же

Детям нашим поможет.

Россию любить и знать.

Как важно – не опоздать!..

Список литературы

 Алешина Н.В.Патриотическое воспитание дошкольников. – М. 2005.

Артемова Е.И.Духовно-нравственное воспитание дошкольников //Дошкольное воспитание. – 2012. – № 7

Кондрыкинская Л.А. С чего начинается Родина: опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ. – М.2005.

Огоновская И.С. Гражданско-патриотическое воспитание в системе общего и дополнительного образования: содержание, направления, формы. – Екатеринбург.2016.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Духовно-нравственное воспитание дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО

Проблема воспитания духовно-нравственных качеств в подрастающем поколении...

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО

Проблема воспитания духовно-нравственных качеств в подрастающем поколении, ее острота не ослабевали никогда. В современном обществе данная проблема приобретает особую актуальность. Социально...

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО.

Проблема  воспитания духовно-нравственных качеств в подрастающем поколении, ее острота не ослабевали никогда. В современном обществе данная проблема приобретает особую актуальность....

Духовно-нравственное воспитание дошкольников в условиях реализации ФГОС ДОУ

Проблема  воспитания духовно-нравственных качеств в подрастающем поколении, ее острота не ослабевали никогда. В современном обществе данная проблема приобретает особую актуальность. Социально - э...

Духовно-нравственное воспитание дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО

Духовно- нравственное воспитание дошкольников в условиях ФГОСЦель: воспитание духовно – нравственной личности ребенка содействие обретению им нравственного востребованного духовного опыта, основанного...

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДОУ.

Недаром говорится: «Дети – наше будущее». И каким оно будет, зависит от нас взрослых: родителей, педагогов, общественности. Необходимо создавать такие условия, в которых формировалось бы и закре...