Педагогический совет «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников посредством приобщения к истории и культуре родного края»
методическая разработка

Шабаева Вероника Рифатовна

Педагогический совет

«Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников посредством приобщения к истории и культуре родного края»

Форма проведения: круглый стол.

Участники: педагоги ДОУ.

Цель: совершенствование работы ДОУ по формированию у дошкольников любви к родному краю.

Задачи:

  • Продолжать формировать представления педагогов об эффективных формах работы по ознакомлению детей с культурно - историческими традициями родного края.
  • Развивать инициативу, мастерство и творческий потенциал педагогов.
  • Совершенствовать умение педагогов опираться в процессе дискуссии на свой личный опыт.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ped.sovet_.doc88 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Алёнушка» р.п.Дергачи

Педагогический совет №2

«Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников посредством приобщения к истории и культуре родного края»

Подготовил и провел: старший воспитатель Шабаева В.Р.

30 ноября 2022 года

Форма проведения: круглый стол.

Участники: педагоги ДОУ.

Цель: совершенствование работы ДОУ по формированию у дошкольников любви к родному краю.

Задачи:

  • Продолжать формировать представления педагогов об эффективных формах работы по ознакомлению детей с культурно - историческими традициями родного края.
  • Развивать инициативу, мастерство и творческий потенциал педагогов.
  • Совершенствовать умение педагогов опираться в процессе дискуссии на свой личный опыт.

План педсовета:

1. Анализ выполнения решения предыдущего педсовета.

2. Вступительное слово заведующего МДОУ детский сад «Алёнушка» О.Н.Галинской

3. Актуальность данной темы. Тренинг на создание образа «Родина» - старший воспитатель  В.Р.Шабаева.

4. Аналитическая  справка по итогам тематической проверки на тему: «Эффективность образовательного процесса в нравственно-патриотическом воспитании дошкольника посредством приобщения к истории и культуре родного края»  – старший воспитатель В.Р.Шабаева.

5. Отчёт воспитателей о работе в группе по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольника посредством приобщения к истории и культуре родного края. Выступление из опыта работы:

Группа раннего возраста (воспитатели Еремина Н.А., Тыщенко С.В.);

Младшая группа (воспитатели Пурахина С.А., Еникеева В.Н.);

Средняя группа (воспитатели Колесникова М.В., Кулушева Г.М.);

Старшая группа (Коблова И.Н., Нусанова Л.А.);

Подготовительная к школе группа (Исентаева А.К., Нургалиева З.Т.);

Музыкальный руководитель (Коблова О.Н.);

Инструктор по физической культуре (Нурмухамбетова Э.Ж.).

6. Викторина «Лучший знаток родного края» – старший воспитатель ВР.Шабаева.

7. Решение педсовета

Ход педсовета:

«Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землей, заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий, так взрослый должен заботиться о воспитании у своих детей чувства безграничной любви к Родине».

В.А. Сухомлинский

 1.Выполнение решений предыдущего педсовета №1.

2. Вступительное слово заведующего МДОУ детский сад «Алёнушка» О.Н.Галинской

3. Тренинг на создание образа «Родина» - старший воспитатель Шабаева В.Р.

Предлагаю создать образ Родины.

- Закройте глаза, представьте тот образ, который возникает при слове «Родина» (педагоги описывают те образы, которые возникли: берёза, чистое поле и т. д) (включается спокойная релаксационная музыка).

- У каждого из вас возник свой образ, у кого –  то они похожи, у кого –то нет. Давайте выведем своё определение слова «родина», исходя из наших образов.

- Давайте подберём родственные слова к слову «Родина».

(Родина, род, народ, родители, природа, дородный, борода, родник) (Слова записываются на доске)

Интересный факт: Борода – слово родственное «Родине». Доказано, что волосы заложена генная память рода. Поэтому женщина, носящая косу, в период беременности не должна стричь волосы, через косу она передаёт ребёнку родовую память. Недаром коса похожа на спираль ДНК. А мужчины свою родовую память хранили в бороде. Поэтому на Руси мужчины всегда носили бороду.

Возвращаясь к теме нашего педсовета, можно сказать, что у каждого рода, как и у народа, должно быть конкретное место, свой кусочек Родины. Это земля, откуда растёт древо рода. И этот кусочек должен передаваться по наследству. Его нельзя продать и поменять. В заповедях бога Перуна сказано: «Не продавайте землю свою за злато и серебро, ибо проклятия, вы, на себя призовёте, и не будет вам прощения во все дни без остатка… ».

  Это родовое место мы называем малой Родиной. Наша малая Родина – РА. Чтобы воспитать нравственное отношение ребёнка к своей малой Родине, нужно соблюдать определённые условия.

2. Выработка условий, при которых педагог может воспитывать патриота.

Как Вы думаете, каким должен быть педагог, способный заниматься патриотическим воспитанием детей? Какие условия должны соблюдаться при формировании нравственно-патриотических установок?

А) быть самому патриотом;

Б) обладать педагогическими знаниями и умениями по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников.

В) создать группу единомышленников (связь со специалистами).

Г) создать развивающую достоверную среду.

Д) привлечь родителей к участию в педагогическом процессе.

Е) установить взаимосвязь с окружающим социумом.

Чувство близости в семье, чувство гордости за родной город и родной дом не покидает и греет душу любого самого успешного человека нашей страны. Многие хранят дома семейные фотографии из детских лет на самых видных и почётных местах. И когда человек покидает родные места, он всегда вспоминает малую Родину, с любовью рассказывает своим детям и внукам о красоте и богатстве своей малой Родины.

Такая глубокая привязанность и любовь к тому, что с рождения осталось в сердце как самое дорогое у родителей, сподвигает детей внимательно и с любовью относиться к малой Родине. Чтобы сохранить эти греющие душу воспоминания, важно постоянно транслировать своим образом жизни и непосредственными мероприятиями жизни в семье и детском саду своё отношение к родному краю и родной стороне.

Все стороны взаимоотношений с детьми должны быть пронизаны обогащением их знаниями о родной стороне – совместная образовательная деятельность по освоению знаний по пяти областям, определённым для дошкольного образования федеральным государственным стандартом ставит «во главу угла» интеграцию любого воспитательного момента.

А для воспитания патриотических чувств подрастающего поколения очень важно, чтобы и окружающие взрослые, участвующие в создании социальной ситуации развития учили детей любить родные места. Эта линия взаимодействия с детьми должна присутствовать во всех моментах взаимодействия педагогов с детьми. Потому что в самом начале жизненного пути, когда закладывается фундамент личности ребёнка, это должно стать предпосылкой формирования важных человеческих качеств высоконравственной гармоничной личности.

Нравственно-патриотическое воспитание является одним из важнейших направлений воспитательной работы, что и отражено в Федеральных государственных образовательных стандартах.

Работа по нравственно-патриотическому воспитанию

включает целый комплекс задач:

• Воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, городу;

• Формирование бережного отношения к природе и всему живому;

• Воспитание уважения к труду;

• Расширение представлений о городах России;

• Знакомство детей с символами государства;

• Развитие чувства ответственности и гордости за достижения своей страны;

• Формирование толерантности, чувства уважения к людям других национальностей, их традициям.

Нравственно-патриотическое воспитание ребенка - сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств.

Чувство Родины.

Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям - к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.

Постепенно ребенок знакомится с детским садом, своей улицей, городом, а затем и со страной, ее столицей и символами. Поэтому система и последовательность работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей может быть представлена следующим образом:

• семья

• детский сад

• родная улица

• родной город

• страна, символика

• права и обязанности

Задача педагога - отобрать из массы впечатлений, получаемых ребенком, наиболее доступные ему: природа и мир животных дома (детского сада, родного края); труд людей, традиции, общественные события и т. д. Причем эпизоды, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими, образными, конкретными, вызывающими интерес. Поэтому, начиная работу по воспитанию любви к родному краю, педагог обязан сам его хорошо знать. Он должен продумать, что целесообразнее показать и рассказать детям, особо выделив наиболее характерное для данной местности или данного края.

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ РАБОТЫ

ПО НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ

1. «Позитивный центризм» (отбор наиболее актуальных для ребёнка этого возраста знаний)

2. Непрерывность и преемственность педагогического процесса

3. Рациональное сочетание разных видов деятельности, адекватный возрасту баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок.

4. Развивающий характер обучения, основанный на детской активности.

5. Принцип маятника (Изучая историю своей улицы, дети связывают её с историей своего района, города, и наоборот, знакомясь с другими городами, они возвращаются к истории своего района и улицы)

6. Систематическое изложение материала идёт от близкого и понятного к более сложному.

7. Принцип спирали (когда дети, возвращаясь к тем или иным вопросам, событиям, фактам из года в год, углубляют свои познания)

Патриотическое воспитание дошкольников и прежде всего пробуждение у них любви к родному краю, наиболее успешно осуществляется при комплексном подходе к решению этой проблемы. Патриотическое воспитание включает в себя решение задач не только нравственного, но и трудового, умственного, эстетического, а также физического воспитания.

Комплексный подход к воспитанию у детей любви к своей Родине – это взаимосвязь различных аспектов, средств и методов воспитания.

КОМПОНЕНТЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

 Содержательный, эмоционально-побудительный, деятельностный.

Патриотическому воспитанию детей в нашей стране уделяется большое внимание. Свою любовь к родным местам, знание того, чем знаменит родной край, страна, какова его природа, каким трудом заняты люди, взрослые передают детям.

Но никакие знания не дадут положительного результата, если воспитатель сам не будет восторгаться своей страной, своим народом, своим городом.

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»

раздел  «Патриотическое воспитание детей»

 младшая группа: Дать первые представления о родной стране (название родного города, поселка). Знакомить с родной культурой, с изделиями (игрушками) народных мастеров. Побуждать детей рассказывать о том, где они гуляли в выходные дни (в парке, сквере, детском городке).

средняя группа: Продолжать воспитывать любовь к родному краю; рассказывать детям о самых красивых местах родного города (поселка, его достопримечательностях. Дать детям доступные их пониманию представления о государственных праздниках. Рассказывать детям о Российской армии, о воинах, которые охраняют нашу Родину (пограничники, моряки, летчики).

старшая группа: Расширять представления детей о родной стране, о государственных праздниках. Продолжать формировать интерес к «малой Родине». Рассказывать детям о достопримечательностях, культуре, традициях родного края; о замечательных людях, прославивших свой край. Формировать представление о том, что Российская Федерация (Россия) — огромная многонациональная страна. Рассказать детям о том, что Москва — главный город, столица нашей Родины. Познакомить с флагом и гербом России, мелодией гимна.

подготовительная группа: Расширять представления о родном крае. Продолжать знакомить с достопримечательностями региона, в котором живут дети. Углублять и уточнять представления о Родине — России. Поддерживать интерес детей к событиям, происходящим в стране, воспитывать чувство гордости за ее достижения. Закреплять знания о флаге, гербе и гимне России. Расширять представления о Москве — главном городе, столице России. Продолжать расширять знания о государственных праздниках. Воспитывать уважение к людям разных национальностей и их обычаям.

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ

• Подготовка педагогического коллектива

• Работа с детьми

• Работа с родителями

• Оснащение развивающей среды

• Взаимодействие с социумом

1. РАБОТА С ДЕТЬМИ

Знакомство дошкольников с родным городом и родной страной – процесс длительный и сложный. Он не может проходить от случая к случаю. Положительного результата можно достичь только систематической работой. Предлагаются различные формы работы, которые условно можно разделить следующим образом:

• Образовательная деятельность, имеющая цель дать детям конкретные представления о родном крае на основе непосредственного восприятия (наблюдения, экскурсии, целевые прогулки) или опосредованно (рассказы воспитателя, чтение художественных произведений).

• Образовательная деятельность, способствующая углублению и систематизации знаний детей (беседы, дидактические игры).

• Образовательная деятельность, во время которой дети используют полученные знания и выражают свое отношение к явлениям общественной жизни (изобразительная деятельность, творческое рассказывание).

ФОРМЫ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ:

• Тематические занятия

• Игровая деятельность (сюжетно-ролевая игра, развивающие игры, дидактические игры, настольно-печатные игры, режиссерская игра, подвижные игры)

• Проведение праздников (развлечений)

• Смотр - конкурсы, выставки детского творчества

• Организация экскурсий

• Трудовая деятельность

МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ РАБОТЫ

• Целевые прогулки и экскурсии.

• Наблюдения.

• Объяснения воспитателя в сочетании с показом и наблюдениями детей.

• Беседы о родном городе и Родине.

• Разучивание песен и стихов о Родине, пословиц, поговорок, чтение сказок, прослушивание музыкальных произведений.

• Использование иллюстраций, диафильмов, детских произведений.

• Ознакомление с произведениями народного творчества.

• Обогащение и стимулирование детского творчества.

• Привлечение детей к посильному общественно-полезному труду.

• Воспитание уважения к ветеранам войны и труда.

2. РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ

Не менее важным условием нравственно-патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь по данному вопросу с родителями.

Приступая к работе с семьей по вопросам ознакомления дошкольников с явлениями общественной жизни и воспитания основ патриотических чувств, воспитатели должны ознакомить родителей с работой детского сада по данному вопросу; раскрыть им значение семьи в развитии высших нравственных чувств дошкольников; установить преемственную связь между семьей и детским садом.

Именно родители на ярких примерах своей жизни, своего труда, отношения государства к детям показывают ребенку, что на него возлагают надежды не только родные, но и все общество, вся страна. Родина начинается с родного дома, улицы, поселка или города. Изучать с детьми места, где живешь, любить бродить по знакомым улицам, знать, чем они славятся, - задача, которая вполне по плечу любой семье. Условия детского сада не всегда позволяют обеспечить непосредственное восприятие социальной жизни. И здесь на помощь могут прийти родители.

Родителям можно посоветовать и такие формы привлечения детей к общественной жизни, как участие совместно с детьми в праздничной демонстрации трудящихся; прогулки и экскурсии с целью знакомства с историческими местами, мемориалами Славы, памятниками погибшим воинам; посещение краеведческого музея, музея изобразительных искусств, дома-музея знаменитых художников и т. д.

Постепенно ребенок понимает, что он – частица большого коллектива детского сада, школы, а затем и всей страны.

3. РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА

• Уголки родного края

• Изготовление макетов

• Развивающие игры

• Атрибуты к сюжетно-ролевым играм

• Фотоальбомы, тематические альбомы («Природа родного края», «Улицы нашего города», «Памятные места», «Музеи нашего города», «Иваново – город студентов» и т.д.)

• Художественная литература (стихи, песни о нашем городе)

• Мини-музеи

4. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С СОЦИУМОМ

Включает в себя тесный контакт с культурно-образовательными учреждениями социума:

• Управление образования и городской методический центр

• Библиотеки

• Музеи

• Школы

• Детские центры дополнительного образования

• ДОУ города

4. Аналитическая  справка по итогам тематической проверки на тему: «Эффективность образовательного процесса в нравственно-патриотическом воспитании дошкольника посредством приобщения к истории и культуре родного края»  – старший воспитатель В.Р.Шабаева (справка прилагается)

5. Отчёт воспитателей о работе в группе по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольника посредством приобщения к истории и культуре родного края. Выступление из опыта работы:

Группа раннего возраста (воспитатели Еремина Н.А., Тыщенко С.В.);

Младшая группа (воспитатели Пурахина С.А., Еникеева В.Н.);

Средняя группа (воспитатели Колесникова М.В., Кулушева Г.М.);

Старшая группа (Коблова И.Н., Нусанова Л.А.);

Подготовительная к школе группа (Исентаева А.К., Нургалиева З.Т.);

Музыкальный руководитель (Коблова О.Н.);

Инструктор по физической культуре (Нурмухамбетова Э.Ж.).

6. Викторина «Лучший знаток родного края» – старший воспитатель ВР.Шабаева (конспект игры прилагается)

7. Решение педсовета

  1. Считать все решения педсовета №1 выполненными в полном объеме.
  2. Повышать профессиональную компетентность через самообразование по проблеме патриотического воспитания через ознакомление с культурой, историей, природой родного края.

Ответственные: воспитатели всех групп. Срок постоянно.

  1. Работу педагогического коллектива по воспитанию у детей нравственно-патриотических чувств через приобщение их к культуре родного края считать удовлетворительной.

Ответственные: воспитатели всех групп. Срок постоянно.

  1. Использовать положительный опыт работы коллег по воспитанию у детей нравственно-патриотических чувств через приобщение их к культуре родного края.

Ответственные: воспитатели всех групп. Срок постоянно.

  1. Воспитателям создать презентации по родному краю.

Лист регистрации педагогов на педагогическом совете №1 от 30.11.2022г.

Фамилия  имя   отчество педагога

Роспись

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Осуществление нравственно-патриотического воспитания детей посредством приобщения к истории и культуре родного края

Из опыта работы по осуществлению нравственно-патриотического воспитания детей посредством приобщения к истории и культуре родного края.«Родной край - это часть нашей страны, и в нём наряду со спе...

«Формирование нравственно- патриотических чувств дошкольников через приобщение к истории и культуре родного края

В настоящее время нравственно патриотическое воспитание, приобретая все большее значение, стала задачей государственной важности. Особое место в программных правительственных документах последних лет ...

папка -передвижка "Формирование нравственно-патриотических чувств дошкольника через приобщение к истории и культуре родного края"

Чувство патриотизма формиркется в дошкольном возросте. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков....

ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О МАКРОСОЦИАЛЬНОМ ОКРУЖЕНИИ ПОСРЕДСТВОМ ПРИОБЩЕНИЯ К ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЕ РОДНОГО КРАЯ В СИСТЕМЕ КОРРЕКЦИОННО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДОШКОЛЬНИКАМИ С ОВЗ

ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О МАКРОСОЦИАЛЬНОМ ОКРУЖЕНИИ ПОСРЕДСТВОМ ПРИОБЩЕНИЯ К ИСТОРИИ  И КУЛЬТУРЕ РОДНОГО КРАЯ В СИСТЕМЕ КОРРЕКЦИОННО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДОШКОЛЬ...

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников посредством приобщения к истории и культуре родного края в процессе взаимодействия с родителями.

Нравственно - патриотическое воспитание дошкольников посредством приобщения к истории и культуре родного края в процессе взаимодействия с родиелями....