проект " Серебряное копытце"
проект (средняя группа)


Предварительный просмотр:

МАДОУ « Росток»

Педагогическтй проект

« Уральский сказ П.П. Бажова «Серебряное копытце»

Серебряное копытце 1977

Руководители проекта: Воспитатель Ряжинова Е.Б.,

2023г

 «Детские книги пишутся для воспитания,

а воспитание- великое дело: им

 решается участь человека»

В.Г.Белинский.

Актуальность реализации проекта:

Родина…… Она у каждого своя. Для кого-то это целая страна, для кого-то это милый сердцу уголок-его родной город.   И сколько бы ни жил человек на земле, Родина для него одна. Воспитание патриотических чувств- задача каждого родителя, воспитателя, педагога. Начинать нужно с малого-с любви к родному городу, краю. Уральский край – богат он своей историей, своими тайнами, своими мастерами да умельцами. Да, славится наш край своими писателями, да сказителями. Именно они рассказывают в своих произведениях о жизни нашего края, о его особенностях и традициях. Знакомство с творчеством наших писателей – это основа и фундамент для формирования знаний о родном крае. Павел Петрович Бажов написал много интересных сказов, в которых быль тесно переплетается с вымыслом. Он рассказал нам о жизни и быте жителей древнего Урала. Читая его произведения, мы окунаемся в мир необычный, удивительный. Разработанный проект  даёт детям возможность познакомиться с Кокованей и волшебным козликом, с Подарёнкой и её кошкой.

Цель: познакомить детей с творчеством уральского писателя П.П.Бажова.

Задачи:

  • Познакомить детей с жизнью и творчеством П.П.Бажова
  • Формировать у детей эмоционально-образное восприятие произведений через художественное описание образов
  • Воспитывать способность наслаждаться художественным словом, уместность использования его в своей речи (поговорки, загадки, пословицы).
  • Расширять представления родителей о детской литературе
  • Создавать условия для поисково-исследовательской деятельности.

1 этап- подготовительный.

Провести анкетирование родителей, обсудить цели и задачи проекта с воспитателями, родителями и детьми, создать условия, необходимые для реализации проекта.

2 этап- основной (1,5 месяца)

Реализация основных видов деятельности по направлениям проекта.

3 этап- итоговый.

Сбор и обработка методических, практических материалов.

Ожидаемый результат:

  1. Создание библиотеки произведений П.П.Бажова.
  2. Оформление альбома рисунков по сказам П.П.Бажова.
  3. Пополнение развивающей среды в группе: создание макета « Серебряное копытце, мини-музея «Сокровища Хозяйки медной горы».
  4. Активное участие родителей в реализации проекта, повышение знаний об уральском писателе.

Тип проекта: творческий, информационно-исследовательский.
Вид проекта: семейный, групповой.
Проблема: дети не имеют достаточных знаний о творчестве уральского писателя  П. П. Бажова.

Количество участников проекта: 2 воспитателя (Ряжинова Е.Б., Усова Е.Г.)  дети 10 чел., родители.
Возраст детей: 4-5 лет.

Планирование и организация деятельности.

П/п

Мероприятие

Цели

1 этап- подготовительный (1 неделя)

1.

Анкетирование родителей

Выявить, читают ли родители детям книги. Что предпочитают читать?

2.

«Круглый стол» с участием родителей

Обсудить цели и задачи проекта. Сформировать у родителей интерес по созданию условий для реализации проекта.

3.

Подбор библиотеки. Акция «Подари книгу детскому саду»

Пополнить библиотечный фонд группы произведениями П.П.Бажова, с иллюстрациями разных художников. Формировать у родителей и детей желание принимать участие в проведении мероприятий в группе.

4.

Работа с родителями: статьи о круге детского чтения, создание буклета о писателе.

Педагогическое просвещение родителей, повышение интереса со стороны родителей к детскому чтению.

2 этап- основной (1,5 месяца)

1.

Беседа с детьми о писателе П.П.Бажове.

Дать детям элементарные представления о жизни и творчестве П.П.Бажова.

2.

Рассматривание книг, иллюстраций по сказам П.П.Бажова.

Развивать у детей интерес к книгам уральского сказителя П.П.Бажова. объяснить значение слова «сказ», его отличие от сказки

3.

Чтение сказа «Серебряное копытце»

Пробуждать и поддерживать интерес детей к художественной литературе. Учить замечать жанровые особенности.

4.

Рисование по мотивам сказа. Оформление альбома.

Закрепить произведение П.П.Бажова в рисовании. Учить создавать художественные образы.

5.

Составление карточек с родителями (пословицы, народные приметы)

Формировать поисковую деятельность при работе с литературой. Способствовать расширению кругозора детей, развитию познавательного интереса.

6.

Аппликация с эл. лепки по мотивам сказа «Серебряное копытце»

Развивать эстетический вкус детей, творчество, воображение.

Инсценировка сказа «Серебряное копытце»

Развивать театрально- художественную деятельность, умение применять ранее полученные знания в театрализованных видах деятельности.

7.

Создание макета «Серебряное копытце»

Воспитывать интерес к произведениям писателя.

8.

Изготовление коллажа «Серебряное копытце»

Развивать эстетический вкус детей, творчество, воображение.

9.

Викторина по произведениям П.П.Бажова.

Развивать мыслительную активность и индивидуальные особенности детей.

3 этап- заключительный (1 неделя)

1.

Обработка и оформление материалов проекта.

Анализ результативности.

                                                                                                                                                                                                             

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.   Бажов Павел Петрович // Большая советская энциклопедия: [в 30 т.] / под ред. А. М. Прохоров — 3-е изд. — М.: Советская энциклопедия, 1969.

2.   Журнал «Читаем, учимся, играем». 2003 год, №11. - 49 с.

3.   Крохолёва Т.Н. Южноуральские писатели детям: хрестоматия для детей дошкольного возраста. - Челябинск: Взгляд, 2007. – 174

4.    П. П. Бажов в меняющемся мире: сб. ст. Второй Всеросс. науч. конф. с междунар. уч., посвящ. 135-летнему юбилею писателя (Екатеринбург, 13–14

февр. 2014 г.) / отв. ред. В. Б. Королева. – Екатеринбург: Объединенный музей

писателей Урала, 2014. – 272 С.

5.   Хрестоматия по литературе родного края: 1 – 4 кл. /сост.: А.Б.Горская, Н.А. Капитонова, Т.Н. Крохалёва, Л.Н.Чипышеваю – Челябинск: Взгляд, 2002 – 351 с.

 

Интернет-ресурсы:

6.       https://nashural.ru - Краеведческий интернет-ресурс «Наш Урал»

7.       https://nauka.club - Образовательный портал «Наука-клуб»  

8.       http://pisateli.ch-lib.ru - «Писатели земли Уральской»   

9.         https://ru.wikipedia.org -  Свободная энциклопедия - Википедия

    Приложение

Анкета для родителей

Уважаемые родители, просим вас ответить на предложенные вопросы.

1.Как вы относитесь к чтению

  1. Сами любите читать
  2. Не очень любите
  3. Безразлично

2.Как часто вы читаете

  1. Постоянно
  2. Довольно часто
  3. Иногда

3.Определите в порядке убывания свои жанровые предпочтения при выборе досугового чтения

  1. Классика
  2. Детективы
  3. Приключения
  4. Фантастика
  5. Современная проза
  6. Женский роман
  7. Поэтические сборники
  8. Периодика
  9. Другое (что именно)

4.Есть ли в вашем доме детская библиотека?

5.Сколько примерно в ней книг?

6.Какие читательские интересы обнаруживает ваш ребенок? Что и о чем он любит читать?

7.Какие детские журналы вы выписываете или покупаете?

8. Часто ли вы читаете вашим детям книги?

  1. Ежедневно
  2. Изредка (сколько раз в неделю?)
  3. Не читаю вообще

9.Почему вы хотите, чтобы ваш ребенок любил читать?

10.Что дает современному ребенку чтение книг?

11. Какую помощь вы бы хотели получить от детского сада?

                                       

                                                                                                                                                                                     Приложение

Конспект инсценировки сказа П. П. Бажова «Серебряное копытце»

Задачи

1. Практическое овладение воспитанниками нормами речи. Развитие эстетического вкуса, творческой самостоятельности в передаче образа. Формирование умения использовать средства выразительности (поза, жесты, мимика, интонация, движения).

2. Коррекция нарушений произношения: автоматизация звуков в связной речи. Коррекция и развитие внимания, памяти, восприятия, коммуникативных навыков, эмоционально-волевой сферы.

3. Воспитание чувства уважения к культуре, обычаям, традициям, истории родного края, людям труда.

Оборудование

1. Костюмы персонажей сказа.

2. Декорации к сказке.

3. Запись музыкального сопровождения.

СКАЗОЧНИЦА: Родились мы в этом месте,

В садик ходим и растём,

 И гордимся, что все вместе

На Урале мы живём!

На седом Урале древнем

Мастеров у нас не счесть:

Кузнецы и ювелиры,

Камнерезы тоже есть.

Можно об умельцах этих

Говорить немало слов.

Про их руки золотые

В сказах написал …. (Бажов).

Загадаю вам загадку,

Отгадать сумейте!

И отгадкой поскорее

Мне сейчас ответьте!

Загадка: Козлик по лесу гуляет

И копытцем он сверкает. («Серебряное копытце»)

СКАЗОЧНИЦА: Правильно!

 СКАЗОЧНИЦА: Вот смотрите, он бежит

И копытцем в дверь стучит.

Дверца открывается,

Сказка начинается...

Как в уральской деревушке

В покосившейся избушке

Кокованя проживал

И охотой промышлял.

 Кокованя: Скучно жить мне одному,

В дом сиротку я возьму.

Очень славная девчонка.

Ты пойдёшь со мной, Дарёнка?

Даренка: Я согласна.

Только здесь

У меня Мурёнка есть.

Не оставлю никому

Можно, кошку я возьму?

 Кокованя: Что ж, её с собой возьмём.

 Вместе славно заживём.

Муренка: Пррравильно говорррришь, прравильно.

СКАЗОЧНИЦА:  Вот уж осень наступает,

 Живут дружно, не скучают.

Кокованя зверя бил,

На охоту в лес ходил

 И Дарёнка не ленилась,

 Целый день она трудилась:

 Сварит суп, помоет пол,

К ужину накроет стол.

А Муренка уходила

Мышей в подполе ловила.

Дарёнка: (Даренка подметает пол и поет)

Дружно с дедушкой живем

Песни добрые поем

Правильно Муренка?

Муренка:  Пр-р-равильно, говор-р-ришь, пр-р-равильно!

Сказочница: Кокованя, как придёт,

Сказки сказывать начнёт.

Кокованя : На пригорке с давних пор

Появляется козел

На головке – рожки

И с копытцем ножка

И в народе он зовется –

Серебряное копытце.

Где копытцем постучит,

Там и камень заблестит.

Даренка: Хочется мне побежать

И оленя увидать,

Ты возьми меня с собой

В балаган пожить зимой.

Кокованя: Что ж, теплее одевайся

И в дорогу собирайся.

Муренка:  Пррравильно  говоришь, пррравильно.

СКАЗОЧНИЦА :

Вот январь уж на дворе,

Ели, сосны в серебре.

На охоту дед ходил.

Много мяса насолил.

Надо на завод идти,

Лошадь нужно привести.

А Дарёнка в доме ждёт,

Когда дедушка придёт.

Даренка: Ой, козёл в ложке стоит

 И с Мурёнкой говорит. ( Появляется Козёл)

Муренка:  ( Муренка разговаривает с Козлом)

Мурр, мурр, мурр,

Я, кошка Мурка,

У меня хозяйка есть,

Девочка, годочков шесть.

Это девочка Дарёнка

Очень добрая девчонка.

Дед сиротку пожалел,

В дом привёл и обогрел.

Сам же же летом и зимой

На охоте день- деньской.

Им, Копытце, помоги,

По овражкам пробеги.

Серебряное копытце:  По Уралу я гуляю

Людям добрым помогаю

Даренке, деду помогу

И копытцем постучу!

Даренка : Самоцветы так блестят,

Вокруг домика лежат.

И от них светло как днем,

Заблистало все огнем.

Сказочница: Кокованя и Дарёнка,

Кошка серая Мурёнка

Очень славно поживают

 И Копытце вспоминают.

Кокованя : Может чудо там случиться

Где живет лишь доброта

Справедливость, красота

Правильно, Муренка?

Муренка: Правильно говоришь, правильно!

                                                                                                                                                                                                                 Приложение

ВИКТОРИНА ПО СКАЗАМ П. П. БАЖОВА

Данная викторина предназначена для детей среднего дошкольного возраста. Это мероприятие можно провести как итоговое по сказам П. Бажова.

Цель: расширить знания детей о жизни и творчестве П. П. Бажова.

Задачи:
- развивать коммуникативные способности, познавательный интерес;
- приобщать детей к культуре и истории родного края;
- формировать навыки работы в команде, способствовать групповой сплоченности;

- воспитывать доброе отношение к людям, сострадание, трудолюбие;

- способствовать развитию интереса к литературному чтению.

Предварительная работа: знакомство с писателем – рассматривание портрета, краткая биография. Оформление книжной выставки «Книги П. Бажова». Знакомство со сказом– чтение, рассказывание, объяснение старинных слов, просмотр мультфильма, рассматривание иллюстраций и книг. Формирование двух команд, изготовление и подбор реквизита.

Ход мероприятия:

Ведущий. Сегодня мы продолжим разговор о П.П. Бажове, знаменитом уральском сказителе.

Ещё при жизни его называли добрым волшебником. У него была пушистая белая борода и живые, необыкновенно лучистые весёлые глаза. И когда он ходил по городу, его сразу узнавали – это наш Бажов! Слово «наш» часто добавляли к имени писателя.

Родился он 28 января 1879 г. в Сысерти, на Урале, в семье мастера, работавшего на горном заводе под Екатеринбургом. С детства нравились ему легенды, сказки и песни родного Урала. Фамилия Бажов происходит от местного слова «бажить» – то есть ворожить, предвещать. У Бажова и прозвище уличное было Колдунков. Позже он будет подписывать им свои произведения.

Ещё мальчишкой услышал он интересную историю о тайнах Медной горы. Сысертские ребятишки любили прибегать к дедушке Хмелинину (сторожу дровяных складов при Полевском заводе), чтобы послушать его рассказы. А этих рассказов дедушка Слышко (так его звали из-за его вечной присказки «слыш-ко») знал множество. Павел Петрович не просто пересказал услышанное когда-то от деда Хмелинина, он создал талантливые произведения, необычные по своему жанру – сказы.

Давайте вспомним, какой сказ Павла Петровича Бажова мы с вами уже прочитали. А поможет вам в этом загадка.

Кто-то сидит у окошка в избушке,

А маленький козлик стоит на опушке.

Ударит копытцем - каменья летят,

И россыпи их под луною блестят.

С козликом рядом кошка Мурёнка

И смотрит на них из окошка …….(Даренка. «Серебряное копытце»)

Дети делятся на две команды. Каждая команда за правильный ответ получает в свою «малахитовую» шкатулку «драгоценный» камень.

1 тур. Разрезные картинки

Задание: составить героев  сказа П.П. Бажова. Карточки: «Сребряное копытце», назвать их

2 тур. Вопросы по сказу «Серебряное копытце».

  1. Как звали деда в сказе «Серебряное копытце»?
  • Кокованя
  • Деда Ваня
  • Ефим
  • Серебряное копытце

  1. Кого он взял к себе жить?
  • Собачку
  • Мальчика
  • Девочку
  • Курочку

  1. Сколько ей было лет?
  • 5
  • 6
  • 7
  • 8

  1. Как звали девочку?
  • Машутка
  • Дашутка
  • Дарёнка
  • Настёнка

  1. Кто пришел в дом Коковани вместе с девочкой Дарёнкой?
  • Собака Варёнка
  • Мышка Норёнка
  • Кошка Мурёнка
  • Попугай Говорёнка

  1. Какого цвета была кошка Мурёнка?
  • Рыжая
  • Белая
  • Черная
  • Бурая

  1. Какие слова повторяла кошка Муренка? (Пр-равильно говоришь, пр-равильно)

  1. С каким музыкальным инструментом сравнивал старик Кокованя кошку Мурёнку?
  • С баяном
  • С гармошкой
  • С балалайкой
  • С трубой

  1. Чем занимался старик летом?
  • Травы собирал и сушил
  • Пески промывал, золото добывал
  • Лес валил, дрова заготавливал
  • Охотился, мясо и шкуры продавал

  1. Куда отправились Кокованя с Дарёнкой однажды зимой?
  • В горы
  • В лес
  • В плавание

  1. Кого они мечтали встретить?
  • Лису
  • Козлика
  • Рыбку
  • Жар-птицу

  1. Чем Серебряное копытце отличался от других лесных козликов?
  • Он не менял свой цвет
  • Он умел разговаривать
  • Он всегда был с рожками
  • Он не имел хвоста

  1. Какие рожки были у Серебряного копытца?
  • На три веточки
  • На пять веточек
  • Один рог на три веточки, другой – на пять
  • На шесть веточек

  1. О чём Дарёнка просила рассказать Кокованю после каждой сказки?
  • О своих родителях
  • О лесных жителях
  • О его молодости
  • О козлике – Серебряном копытце

15.Какого цвета они были?

  • Розовые
  • Голубые
  • Зеленые
  • Фиолетовые

3 тур. Театральная импровизация.

 Дети инсценируют отрывки из сказов «Серебряное копытце».

Подведение итогов, награждение победителей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

П. Бажов. сказ "Серебрянное копытце"

П. Бажов. сказ "Серебрянное копытце". Текст и призентация помогут вам провести интересное занятие в старшей группе по Чтению художественной литературы, программа "От рождения до школы" Н.Е Вераксы....

Проект в подготовительной группе Новый год со сказкой Бажова П.П. «Серебряное копытце».

Сказки для детей несут в себе кроме чисто развлекательного, еще и познавательный элемент, ведь они:- развивают слух и произношение;- формируют понятие «добро и зло»;- прививают уважение к ...

Лего проект по Сказу П.П. Бажова «Серебряное копытце»

Лего проект по Сказу П.П. Бажова «Серебряное копытце»...

ПРОЕКТ «Новый год со сказом «Серебряное копытце» (старшая группа)

На просторах нашей необъятной родины есть край - родной Урал. Дивна природа Урала, лесные горы, голубые озера, быстрые реки. Но не только красива уральская земля. Она – сказочно богата. На весь ...

Проект: создание мультфильма «Серебряное копытце»

Сказки для детей несут в себе кроме чисто развлекательного, еще и познавательный элемент, ведь они:- развивают слух и произношение;- формируют понятие «добро и зло»;- прививают уважение к ...