Непосредственно образовательная область «Познание» конспект интегрированного занятия «В гости к Хантам»
план-конспект занятия
Цель. Расширять и закреплять у детей знания, интерес, представление и любовь к родному краю, к своей малой Родине.
Программное содержание
Образовательные задачи
- Дать знания о своеобразии жизни хантов: природа, жилище, одежда, труд.
- Расширить и закрепить знания детей о природе родного края, культуре, быте коренных народов Севера.
Развивающие задачи
- Развивать практические и творческие умения на основе теоретических знаний: показ использования приобретённых знаний, умений и навыков в практическом действии.
- Учить употреблять в своей речи национальные термины.
- Развивать связную речь, память, мышление, уметь рассуждать делать выводы.
Воспитательные задачи
- Воспитывать любовь к родному краю – месту, где дети живут и растут, любовь и бережное отношение к природе родного края.
- Воспитывать благоприятные эмоционально-деловые отношения среди детей: активность, самостоятельность, уверенность в творческой деятельности.
- Воспитывать умение слушать и понимать других: терпение, выдержку, самоконтроль.
- Воспитывать уважение к людям, к их труду, вызвать желание быть похожими на них.
- Воспитывать уважение к жителям коренных национальностей Севера, воспитывать убеждение, что родной край самый лучший уголок на Земле, его будущее зависит от экологически грамотных технологий использования природной среды.
Методы и приемы
- Метод витагенного опыта (жизненный опыт детей).
- Активизация словаря: жгучие морозы, орнамент, затяжная зима, малица, унты, ханты, стойбище, чум, коренные народы.
- Художественное слово, пословицы, загадки.
- Дидактические игры: «Собери картинку», «Рыбаки», «Веришь – не веришь», «Рассели животных»
- Использование слайдов, изделий хантыйского народа.
- Музыкальное оформление занятия.
- Украшение амулета.
- Эксперименты, опыты.
- Использование дифференцированного и индивидуального подхода к детям.
Предварительная работа
- Создать групповой Краеведческого Музея.
- Рекомендовать родителям посетить музей, знакомящий с бытом северных народов.
- Наблюдения на прогулке.
- Рассматривание иллюстраций на тему: «Северный край».
- Чтение хантыйских сказок, рассказов, ознакомление с загадками, пословицами народов Севера.
- Составление рассказов на темы: «Где мы живем?»
- Дидактические игры: «Что растет в лесу?», «Что лишнее?»,
- Подвижные игры «Хэйро» (солнце), «Важенка и оленята».
Материалы
- Макет чума и народные игрушки хантов.
- Иллюстрации с изображением животных, рыб, растений Севера.
- Макеты ремёсел ханты: рыболовство, оленеводство.
- Народно-прикладное искусство хантов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 147.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида «Рябинушка»
Непосредственно образовательная область «Познание»
конспект интегрированного занятия
«В гости к Хантам»
Подготовила: воспитатель,
Адаменко Юлия Афанасьевна
г. Покачи, 2021 г.
«Вы на карту посмотрите
И СУРГУТ на ней найдите,
Потому что здесь наш дом
Мы на Севере живём».
И. Истомин
Цель. Расширять и закреплять у детей знания, интерес, представление и любовь к родному краю, к своей малой Родине.
Программное содержание
Образовательные задачи
- Дать знания о своеобразии жизни хантов: природа, жилище, одежда, труд.
- Расширить и закрепить знания детей о природе родного края, культуре, быте коренных народов Севера.
Развивающие задачи
- Развивать практические и творческие умения на основе теоретических знаний: показ использования приобретённых знаний, умений и навыков в практическом действии.
- Учить употреблять в своей речи национальные термины.
- Развивать связную речь, память, мышление, уметь рассуждать делать выводы.
Воспитательные задачи
- Воспитывать любовь к родному краю – месту, где дети живут и растут, любовь и бережное отношение к природе родного края.
- Воспитывать благоприятные эмоционально-деловые отношения среди детей: активность, самостоятельность, уверенность в творческой деятельности.
- Воспитывать умение слушать и понимать других: терпение, выдержку, самоконтроль.
- Воспитывать уважение к людям, к их труду, вызвать желание быть похожими на них.
- Воспитывать уважение к жителям коренных национальностей Севера, воспитывать убеждение, что родной край самый лучший уголок на Земле, его будущее зависит от экологически грамотных технологий использования природной среды.
Методы и приемы
- Метод витагенного опыта (жизненный опыт детей).
- Активизация словаря: жгучие морозы, орнамент, затяжная зима, малица, унты, ханты, стойбище, чум, коренные народы.
- Художественное слово, пословицы, загадки.
- Дидактические игры: «Собери картинку», «Рыбаки», «Веришь – не веришь», «Рассели животных»
- Использование слайдов, изделий хантыйского народа.
- Музыкальное оформление занятия.
- Украшение амулета.
- Эксперименты, опыты.
- Использование дифференцированного и индивидуального подхода к детям.
Предварительная работа
- Создать групповой Краеведческого Музея.
- Рекомендовать родителям посетить музей, знакомящий с бытом северных народов.
- Наблюдения на прогулке.
- Рассматривание иллюстраций на тему: «Северный край».
- Чтение хантыйских сказок, рассказов, ознакомление с загадками, пословицами народов Севера.
- Составление рассказов на темы: «Где мы живем?»
- Дидактические игры: «Что растет в лесу?», «Что лишнее?»,
- Подвижные игры «Хэйро» (солнце), «Важенка и оленята».
Материалы
- Макет чума и народные игрушки хантов.
- Иллюстрации с изображением животных, рыб, растений Севера.
- Макеты ремёсел ханты: рыболовство, оленеводство.
- Народно-прикладное искусство хантов.
Ход занятия
- Здравствуйте дорогие друзья! Я очень рада вас видеть. Я директор Музея, а ваши имена я смогу прочитать на бейджиках.
Знаем ли мы уголок России, в котором мы живём? Край, в котором мы растём? А земля эта носит благодатное имя Ханты-Мансийский автономный округ.
Слышны звуки музыки народов ханты и манси.
- Ребята, слышите? – звучит музыка. Кому из вас приходилось слышать эту мелодию? Что она вам напоминает? (Ответы детей).
- Музыку, которую вы слышите, напоминает звучание песен народов ханты и манси. А народы ханты и манси являются коренными жителями нашего края. Коренными их называют за то, что они живут на нашей земле очень давно.
- Вы любите путешествовать? (Ответы детей).
- Давайте совершим маленькое путешествие по нашему краю и узнаем, откуда звучит эта необычная музыка. Посетим стойбища: «Быт и традиции народов ханты», «Рыбная охота», «Таёжное стойбище», «Национальное искусство».
- На чём нам лучше отправиться в наше путешествие по родному краю?
Предложить игру «Собери картинку».
- Чтобы выполнить задание, в этом помогут вам карточки, а чтобы быстрее выполнить, давайте разделимся на пары.
Дети делятся на пары и выполняют задание.
- Что у вас получилось?
Дети: самолёт, машина, олень лодка, поезд.
- Посмотрите, здесь находится картинка, на которой изображён олень. Может это ошибка?
Дети: Нет, на стойбищах ханты и манси ездят на оленях и даже устраивают соревнования.
- Хорошо, вы меня убедили, что олень попал сюда не случайно. На чём же мы с вами отправимся в путешествие по родному краю? На чём же мы с вами отправимся в путешествие по родному краю?
Дети: На оленях, потому что они выносливые и легко передвигаются по снегу.
- Давайте запряжём оленьи упряжки и отправимся в путешествие на стойбища. Но сначала, нам нужно задобрить сказочного героя Куль-отыра, царя оленей и оленеводов хантов. Народ ханты верили, что царь Куль-отыр приносит удачу. Давайте дружно для него споём запевку с волшебными движениями. Слова в ней сказочные, необычные, они обозначают только хвалебные слова. (Все встают)
Куль-куль-отыр (2 раза) - руки хлопают по коленям.
Гули-гули (4 раза) - руки над головой.
Куль-отыр - руки хлопают по коленям.
Оленя (2 раза) – руки скрещивают над головой (показывают рожки оленя).
Гули-гули (4 раза) - руки над головой.
Куль-отыр - руки хлопают по коленям.
Дети произносят слова, соединяют их с движениями, постепенно темп убыстряется.
- Вот теперь мы в пути. Мы побываем в гостях у хантов, посмотрим, где и как они живут, чем занимаются.
Стойбище «Быт и традиции народов ханты»
Первый экскурсовод – девочка рассказывает о жизни хантыйских женщин.
Рассказывает и показывает
- «Уважаемые гости отгадайте загадку:
«В доме лишь одна стена,
Очень круглая она
До того она кругла –
Ни единого угла. (Чум).
- Начинаем нашу экскурсию. Располагайтесь удобнее. Перед вами хантыйский дом – чум. А скажите, чум ставят, делают или строят? (Ставят).
- Правильно, чум ставят, и обычно занимаются этим хантыйские женщины.
Чум делают из оленьих шкур, его можно быстро разобрать и перевезти в другое место.
Так как чум не большой, а в чуме живёт много людей, поэтому у каждой вещи есть своё место и живущие в нём поддерживают порядок. Занимается хозяйством в чуме женщина. Что она делает?
Дети: Хозяйка варит еду, чай из целебных трав, убирает в чуме, смотрит за детьми. Шьёт одежду, украшает её.
- Хозяйка чума - хантыйская женщина - является хранительницей очага. Ещё из сушёной рыбы делают муку, из крапивы – нитки. Из них плетут сети, ткут ткани, шьют одежду, игрушки для детей.
Женщины занимаются воспитанием детей. Для младенцев изготавливают специальные люльки из бересты. А вместо памперсов используют мох - он обладает дезинфицирующими свойствами. На колыбельке рисуют «глухарку». Ханты считают, что она защитит ребенка от злых духов. Для девочек мамы сами шьют кукол из тряпочек и ниток. Лица игрушкам не рисуют, чтобы они не ожили. Мамы учат своих дочерей вести домашнее хозяйство.
Второй экскурсовод рассказывает о жизни мужчин-хантов.
- «Мужчины - ханты пасут оленей, ловят рыбу, занимаются охотой. Они подолгу находятся вне дома, добывают пищу. Одежда и обувь у них тёплая и лёгкая, чтобы в мороз не замёрзнуть и не вспотеть, даже если целый день за оленями идти будут.
Ещё мастерят посуду и различные поделки из дерева, игрушки детям. И, конечно же, они изготавливают легкие сани – нарты. В нарты запрягают оленей и передвигаются по тундре. Олень для ханты и дом, и еда, и помощник в перевозке груза. Уважают ханты оленя!
А лыжи подбиты оленьим мехом. А у меха есть необычное свойство: если гладить в одну сторону, то мех ложится гладко и рука по нему идёт свободно. Если провести по меху рукой в другую сторону, то он «встаёт дыбом», гладить его в эту сторону сложно.
Эксперимент с представителем туристического агентства – воспитателем. Дети гладят натуральный мех – жёсткий и мягкий.
- Как вы думаете, какая между ними разница? (Ответы детей).
- Легче ехать и взбираться на горку с каким мехом? (Жёсткий мех лучше).
- Верно. Мех на лыжах расположен так, что ехать по ровному месту на них легко, а если попадётся горка, то забираться на неё помогает «вставший дыбом» жёсткий мех.
-Ребята, если у вас возникли вопросы, то можете их задать.
Дети задают вопросы. Если у детей-экскурсоводов возникнут затруднения, то воспитател ь- директор Музея, ответит на возникшие вопросы.
Стойбище «Рыбная охота»
- О стойбище «Рыбная охота» нам расскажет экскурсовод (назвать ребёнка, который показывает и рассказывает. Директор по мере необходимости помогает).
- В нашем крае люди издавна занимаются рыбалкой, даже своих детей ханты и манси с раннего детства приучают этому полезному делу. Ханты и манси люди очень честные, доверчивые, люди которые очень любят свой край. На рыбалке они обязательно задают загадки (улыбаясь). А вы хотите пойти на рыбалку?
Поиграем в игру «Рыбаки». Игру и опыт проводит директор Музея.
«Рыбаки все хитрецы вмиг разбросят сети
Нет вкуснее ничего рыбки в целом свете!
Вы, ребята не зевайте, рыбкам дружно помогайте.
Ну, чего вы? Не сидите! А сквозь сети проскользните!»
Натянута сеть. Дети должны найти для каждой рыбки (рыбки разного размера) определённое отверстие в сети (дырки в сети тоже разного размера).
- Ну, вот, вся рыба прошла сквозь сети! И рыбаку ничего не досталось! У него нет никакого улова. Что рыбак сделал не так?
Ответы детей: сеть с крупными дырками, вот вся рыба и выскользнула.
- Давайте проверим: действительно ли рыболов остался без рыбы из-за того, что у него крупные сети?
Опыт
- Крупные сети. Вывод: вся рыба выскользнула.
- Мелкие сети. Вывод: поймали всю рыбу.
В: Вот это да! Не осталось ни одной рыбки? А что же мы будем кушать завтра? (Ответы детей: сети нужны среднего размера, чтобы мелкая рыба осталась в воде).
- Хороший улов у нас, молодцы! Сейчас мы прибываем на «Таёжное» стойбище и отдадим наш улов… А вы готовы отгадать кому?
(Описание медведя)
- Это животное, если станет на задние лапы, может достигать в высоту до двух метров, имеет вес до 400 кг, у него сильные когти, большие клыки, хороший тёплый мех. (Ответы детей).
Медведя почитают у народов ханты. Его имя боялись даже вслух произносить, раньше его называли лесным человеком. В его честь организовывали праздник. Для его проведения изготавливали деревянные фигурки медведя, пели песни (достаёт из коробки деревянного медведя).
Сегодня и мы с вами можем окунуться в волшебство заклинаний народов ханты: кто дотронется до этой волшебной фигурки и при этом загадает про себя желание, оно исполнится (В это время звучит музыка, директор Музея подходит к детям. Дети загадывают желание).
- Ребята, предлагаю вам поиграть в игру «Веришь - не веришь». Если тому о чём я говорю, вы верите, поднимайте красную карточку, если не верите, то синюю, но имейте в виду, что вы должны доказать, обосновать свой ответ.
1. Верите ли вы, что корова живёт в лесу? Почему она не может там жить?
2. Верите ли вы в то, что белый медведь живёт в пустыне? Почему он не может там жить
3. Верите ли вы в то, что слон живёт на Севере? Почему он не может жить на Севере?
4. Верите ли вы в то, что рыба живёт в поле? Почему она не может жить в поле?
5. Верите ли вы в то, что северный олень живёт в лесу? Почему он не может жить в лесу?
(Доказательные ответы детей).
Игра «Рассели животных»
Молодцы, вы доказали свои ответы. Каждое животное живёт в определённом месте. Давайте вспомним тех животных, которые живут на Севере. (Подходим к макету тундры). Из всех животных, которых вы видите перед собой, вам нужно выбрать только животных Севера и поселить их там, где они обитают (в тундре, в реке, у реки, в поле).
Самостоятельная деятельность.
- Благодаря вам ожил наш маленький участок северной земли. Как много, оказывается, у нас животных. Интересно, как же они приспосабливаются к нашим холодам.
Ответы детей: толстый слой жира, тёплая длинная шерсть, впадает в спячку, меняет шубку.
Стойбище «Искусство»
В тундре зимой постоянно дует ветер, стоят сильные морозы и чтоб не замёрзнуть, жители шьют себе одежду. Послушайте загадку: «В одну дырку влезешь, а из трёх вылезешь»
Ответ детей: малица.
«Женщины – ханты – очень талантливы. Они делают очень красивые изделия из меха. Шьют малицу - шубу из оленьего меха, рукавицы и унты - меховые сапоги. Украшают очень красиво, каждый на свой лад. Для мужчин шьют пояс. Пояс для него считается гордостью, он его не бросает и не снимает.
Считается, что девушка завидная невеста, если у нее на малице красивый и разнообразный орнамент. Потому, что сразу видно - рукодельница! В своих украшениях женщины используют узоры: (показывает) оленьи рожки, уши зайца, жучки.
В тундре нет магазинов, поэтому игрушки родители для своих детей делают сами: для мальчиков лодочки, фигурки оленей, нарты. Для девочек – куколок и такую же шьют одежду, какую носят сами.
А теперь я передаю слово нашей рукодельнице - ребёнку.
Рукодельница: Я предлагаю вам украсить узором обереги – солнце. Ханты считают, что они защищают от злых духов. Перед вами на столах лежат 4 квадрата. Из одного квадрата, срезая уголки, вырежем круг, а 3 других разрежем по диагонали и получим 6 треугольников. Круг приклеим в середине, а треугольники по краю. Вот у нас и получился орнамент щучьи зубки.
Дети приступают к работе. Перед ними на столах лежат заготовки оберегов, следует наклеить геометризованный узор и лицо - солнце.
- Сегодня мы научимся делать амулеты. Он защищает от болезни, бед и несчастий. Основной материал, из которого делают амулеты лежит на столах: бисер, мех, кусочки кожи, заготовка орнамента, клей.
Амулет сделан из кожи, в центре орнамента «глухарка», по краю отделка из меха. Украсить бисером вы можете по желанию. Приступаем к работе.
Дети изготавливают амулет, оказать помощь.
- Какие красивые амулеты у вас получились, вы можете надеть их на себя, чтобы они вас оберегали от болезней, неприятностей, бед.
- Пока наши обереги набирают волшебную силу, пока мы будем добираться домой, предлагаю высказать своё мнение о нашем путешествии, и в этом нам поможет мой амулет. Мы будем передавать его друг другу и говорить, что понравилось.
Первой начну я: мне очень понравилось путешествовать с вами. Вы были активными и старательными. Молодцы!
Передать амулет детям, помочь вопросами.
Спасибо всем! Вот видите, как много мы уже знаем и как много нам ещё предстоит узнать! Мы гордимся, что живём в прекрасном богатом крае.
Разве можно о Северном крае рассказать в одном сюжете –
Жаль, что не хватило времени в нашем путешествии»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Непосредственная образовательная деятельность в форме интегрированного занятия с детьми с ОНР 6-7 лет "В гостях у мудрой совы"
Занятие способствует формированию речемыслительной деятельности и культуры устной речи у детей с общим недоразвитием речи 6-7 лет по лексической теме "Птицы"....
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/26/picture-188722-1359195936.jpg)
Образовательная область «Познание»: конспект занятия в средней группе по формированию ЗОЖ «Дорожка здоровья»
Учить детей заботится о своем здоровье...
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/17/picture-364649-1413490314.jpg)
НОД Образовательная область «Познание» конспект комплексного занятия «Поздня осень» старшая группа
Конспект комплексного занятия для старшей группы...
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/17/picture-364649-1413490314.jpg)
НОД Образовательная область «Познание»конспект комплексного занятия по ФЭМП«Весна»старшая группа
Занятие по математике в старшей группе: Развитие у детей познавательных интересов, интеллектуальной активности, связанной речи, математические способности. Воспитывать интерес к познанию; ...
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/12/picture-994455-1515751895.jpg)
Непосредственно образовательная деятельность в форме интегрированного занятия (образовательная область «Познание и Коммуникация») у детей с ОНР 6-7 лет по лексической теме «Птицы».
Непосредственно образовательная деятельность в форме интегрированного занятия (образовательная область «Познание и Коммуникация»)у детей с ОНР 6-7 летпо лексической теме «Птицы»...
![](/sites/default/files/pictures/2022/12/08/picture-1364542-1670485972.jpg)
НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Конспект итогового интегрированного занятия в младшей группе на тему «В гости в сказку»
Конспект итогового интегрированного занятия в младшей группе на тему "В гости в сказку"...