hээр шалга
классный час (средняя группа)

Балданова Вера Бадма-Очировна

hээр шалга

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл региональный компонент31.91 КБ
Файл referat_heer_shalga.docx31.91 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Республики Бурятия

МАОУ «Цакирская СОШ»

Дошкольные группы

Тема:  «hэер шаалган»        

                                            Воспитатель:Балданова В.Б-О.

                                                                                                 

                                                                                                   

2023 год

                                                                      Введение

    Какую роль играет спорт в жизни человека? Во всём мире люди видят её по-разному. Причём каждый из них может иметь разное отношение к спорту: кто-то предпочитает смотреть его по телевизору, кто-то - заниматься каким-либо видом спорта или общефизической подготовкой, ну а для кого-то спорт - это средство существования. Среди последних могут быть спортсмены, тренеры, директора спортивных обществ, попечители спорта и др. И каждый из них вносит свой вклад в развитие спорта на нашей планете.

       Спорт обладает удивительными свойствами. Он может объединять людей, знакомить их между собой, в большинстве случаев спорт укрепляет здоровье, характер и даже умственные способности людей, которые им занимаются, развивает в них такие навыки как скорость, ловкость, реакция, координация, выносливость, терпение и сила. Спорт делает людей более устойчивыми к негативным факторам внешней среды. Он часто приносит людям массу положительных эмоций, например, при победе любимой команды или при достижении человеком какого-то результата в нём. Спорт не дает человеку стать алкоголиком, курильщиком или наркоманом. Есть очень мудрое высказывание – «тот, кто не хочет что-то делать, ищет причины, а кто хочет – ищет пути». Роль спорта в нашей жизни очень велика.

       В последнее время наряду с классическими видами стали развиваться и этнические игры. Например, в нашей республике, это шатар, городки, лапта, шагай наадан, бyхэ барилдаан, hэер шаалган. Вот о последнем из них я хочу сегодня рассказать вам.

Цель работы – изучение традиционной игры бурятов.

Объект исследования – разбивание хребтовой кости.

Предмет исследования – влияние развития этнических видов спорта на образ жизни людей.

Гипотеза исследования заключается в предположении: развивай национальный спорт – изменишь жизнь.

В соответствии с целью и гипотезой в моей работе ставились следующие задачи:

- изучить и проанализировать различные источники информации об этнических видах спорта;

- провести исследование о влиянии традиционных игр бурятов на образ жизни.

Методы:

- изучение литературы, информации в Интернете;

- анализ и обобщение собранного материала.

Актуальность работы продиктована нашей действительностью. В настоящее время в нашей республике очень активно начали развиваться традиционные игры народов Бурятии.

Практическая значимость работы. Материалы данной работы можно использовать на классных часах, студенческих мероприятиях.

                                                                                     

                                                                                 

                                                                   Крепкая ладонь и вера в предков –

                                                                                       вот и все, что нужно                  настоящему

                                                                                буряту, чтобы сломать кость.

Глава 1. Родом из древности

        Традиция ломания кости дошла до нас из глубины веков. С ее помощью бурят-монголы с самого раннего возраста прививали мальчикам любовь к родной земле, уважение к духам местности и семейные ценности. Игра развивала силу и ловкость и входила в своеобразный перечень «девяти наук бурятского мужчины» наравне с такими навыками, как умение бороться, охотиться, стрелять из лука, ездить верхом и плести путы-треножники. Во все времена физическому развитию уделялось наибольшее внимание, оно было залогом выживания в суровых степях Забайкалья.

           В период забоя скота, который как раз приходился на ноябрь-декабрь, в бурятских семьях было принято приглашать всех родственников и друзей на своеобразный пир. Отваривалось коровье мясо, которым потом угощали гостей. Хребтовые кости вываривались отдельно, особо почиталась двенадцатая кость, которая именовалась «черной». Именно ее подавали самым почетным гостям, и в ней, по верованиям бурят, жила душа животного. После угощения все присутствующие могли поучаствовать в игре по разбиванию кости. Причем участвовали и стар, и млад, не отставали от мужчин и женщины.

           «В этой традиции заложен серьезный сакральный смысл, — рассказывает известный режиссер Солбон Лыгденов. — Разбивая кость, мы словно отпускаем душу животного на свободу. Считается, что так проявляется уважение к духам местности, ведь, по верованиям бурят, любое животное должно вновь переродиться и заселить землю. Буряты на селе в основном живут животноводством. Возрождая подобные традиции, мы показываем нашему народу, что труд их ценен. Важно поддерживать интерес к работе на земле и выращиванию скота, тогда и мясо будет вкусным, и кости крепкими. Монголы также знакомы с этой далёкой традицией, но с течением времени утратили её. В старину самые сильные костоломы могли сломать берцовую кость 5-летнего быка. 

Глава 2. Найти точку излома

        Хребтовая кость — одна из 13 подобных костей хребта быка или коровы. По виду — это крупный набалдашник на длинной рукояти до 30 сантиметров в длину и около 6 в ширину. Толщина такой кости может достигать 6 миллиметров, к тому же кость трубчатая и имеет как минимум две прочные стенки, между которыми находится костный мозг. Сложно себе даже представить, чем можно разбить такой крепкий природный снаряд. Однако спортсмены с легкостью ломают их всего лишь ударом ладони.

         Как это происходит? Спортсмен берет кость за «рукоять» левой рукой, ладонью правой руки несколько раз примеряется — ударить нужно повыше набалдашника, причем найти такое место, которое позволит кости расколоться на весу. Удар требуется резкий и сильный, но для успеха должна работать не только разящая рука, но и та, которая держит кость: именно она задает жесткость усилия, под натиском которого снаряд может лопнуть.

Каждый спортсмен перед тем, как попробовать свою силу, должен помолиться предкам, попросить удачи. Может именно поэтому любой мужчина, пытающийся разбить кость, на короткое время «подхода» вдруг совершенно преображается. Какой бы ни была комплекция спортсмена — будь он стройным юношей с розовым румянцем на щеках, крупным мужчиной средних лет, или уже пожилым человеком с печатью степного ветра на лице — во время ритуала разбивания кости он становится грациозен и легок. Со стороны кажется, что спортсмен вышел танцевать.

        От ударов, конечно же, страдают руки. Порезы и царапины — самые легкие травмы. Разбухают костяшки пальцев и опухают ладони. Бывали случаи, когда костоломы ломали собственные кости, пытаясь победить снаряд.

        Знатоки утверждают, что существуют как минимум 30 совершенно разных техник разбивания кости. Опытные спортсмены разбивают их над головой, за спиной, сидя, лежа и вообще самыми немыслимыми способами. В современном представлении — это все равно что батл — кто придумает новое движение, тот и крут.

        Объективность соревнований обеспечивается тем, что каждый участник должен принести с собой заранее заготовленные вываренные кости. Все они складываются в большую кучу, после чего судьи и спортсмены начинают отбор снарядов по величине и толщине. Кости сортируются, складываются в мешки и достаются уже только на турнире. Самые тонкие используются на первом круге соревнования. Каждый разбивший кость выходит во второй круг. Возрожденные соревнования хороши тем, что попробовать свои силы в них может любой человек и в любом возрасте: старики, взрослые и дети, мужчины и женщины.

Глава 3. Современная история

       Турнир по разбиванию хребтовой кости «hэер шаалган» впервые прошел в поселке Новонукутский Усть-Ордынского Бурятского округа. Для участия в нем съехались практикующие «костоломы» из разных уголков Приангарья.      

        В Бурятии разбивание кости стали возрождать с 2012 года. 
В 2013 году состоялось историческое событие: прошло первое состязание по разбиванию костей в республике, собравшее 75 участников, идея принадлежала Гомбо Зурбакову. В феврале 2014 в улусе Хойтогол Тункинского района о h
эер шаалган напомнили во второй раз. На турнир приехало уже 130 спортсменов, а за состязаниями наблюдало более полутора тысячи фанатов. Отдельной командой участвовали женщины с острова Ольхон. С тех пор турниры проходят ежегодно, а в республике появилась федерация этноспорта, первым президентом которой стал Алексей Гергенов, Гомбо Зурбаков стал президентом межрегиональной федерации по разбиванию хребтовой кости. Большую помощь оказывают Буддийская Традиционная Сангха России и спорткомитеты республики. В программу Сурхарбана hэер шаалган впервые вошло в 2014 году. Теперь разбивание хребтовой кости входит в программу всех культурно-спортивных и религиозных праздников у бурят: Сурхарбан, Этигэловские игры, Алтаргана.

        В 2018 году делегация из Бурятии впервые приняла участие во Всемирных играх кочевников в Кыргызстане. Всемирные игры кочевников проходят с 2014 года, они представляют этнические виды спорта. В основу состязаний легли народные игры исторически кочевых народов центральной Азии. Инициатор проведения состязаний - Кыргызская республика. В 2018 году около 100 народов представили свои игры, в том числе и Бурятия – hэер шаалган. Из воспоминаний Гомбо Зурбакова: – Всем без исключения очень понравилась игра, она вызвала много положительных откликов. Находились те, кто не мог поверить, что можно ломать кости голыми руками. А когда они узнали, что в соревнованиях ломают около 20 костей, удивились. Люди заинтересовались нами. И мы договорились с организаторами, что hэер шаалган включат в перечень дисциплин Всемирных игр кочевников, которые будут проходить в Турции в 2020 году.

        Если вы хотя бы раз увидите соревнования по разбиванию кости — не забудете их никогда. Вряд ли кто-то раньше мог подумать, что снарядом для состязаний станет большая кость коровы или быка, предварительно вываренная и очищенная от мяса. Но самое впечатляющее — это техника разбивания, которая больше похожа на шаманский танец, чем на спортивный прием: плавные движения корпусом и плечами, завораживающие махи руками на короткое время отвлекают зрителя, а следующий за этим мощный удар ладони выбивает из толпы зрителей дружный возглас, который тут же сменяется шумом ликования или гулом разочарования, если кость  не поддалась.

Глава 4. И спорт и заработок

       Кроме титула чемпиона на турнирах по разбиванию кости можно еще и заработать материальный приз. Коммерческие соревнования также популярны. Причем «сорвать банк» может не только спортсмен, но и владелец кости, которую никто не смог победить. Одна из таких «золотых» костей не поддавалась несколько лет на самых разных турнирах. В коммерческих состязаниях каждый соревнующийся обычно кладет в банк небольшую сумму за подход. Если кость не разбивается, выходит следующий и т. д. В итоге в «банке» может оказаться очень крупная сумма. Кроме денежных призов, на соревнованиях разыгрываются автомобили, трактора, молодняк КРС, лошади, бараны. Например, на III международном этнофестивале «Алтан Мундарга», который прошел в поселке Аршан  Тункинского района 23 февраля 2019 года,  главным призом был автомобиль. Каждая команда в обязательном порядке должна была представить свой плакат, флаг с эмблемой команды, одета в национальные костюмы: дэгэл (короткий костюм не допускается), бэhэ, малгай, гутал.  Абсолютным победителем соревнований стал Руслан Сантуев из Курумкана, который вырвал победу в финальной схватке с местным спортсменом Шагдыром Халтановым, который был третьим на фестивале 2014 года. Тогда ему было 14 лет, а сейчас, в 19 лет, он стал вторым. Среди женщин уверенную победу одержала Айна Доржиева (Закамна).

        Эмоции на фестивале зашкаливали. Впервые организаторы фестиваля провели онлайн-трансляцию на канале Youtube, которую на утро 24 февраля просмотрело более 70 тысяч зрителей. К финалу турнир одновременно смотрели 5800 человек. Трансляцию смотрели из Америки, Европы, Южной Кореи, со всей России и ближнего зарубежья. Организаторы позволили зрителям трансляции учреждать свои призы для участников фестиваля, и после этого призовой фонд увеличился многократно. Люди начали дарить коров, баран, денежные призы, родственники начали скидывать средства напрямую – на карты участников.          

Организаторы не успевали зачитывать все призы, которые подарили зрители за время трансляции в прямом эфире. Писали, звонили и учреждали свои призы первый зампред правительства Бурятии Вячеслав Цыбикжапов, министр экономики Александр Бардалеев, мэр Ольхона, главы районов Иркутской области, главы Тункинского, Окинского районов, Буддийская традиционная сангха, которая поддерживала своего представителя – Руслана Сантуева.

       Поддерживали своих участников простые люди. Трогательным моментом было, когда смотревшая прямой эфир бабушка одного из участников, попросила подарить ее внуку 1000 рублей от ее имени. «Мы зачитали ее именной приз, и она перевела на карту своему любимому внуку 1000 рублей», - рассказал Алексей Гыргенов. Он отметил, что благодаря онлайн-трансляции выходцы из Бурятии в других странах и регионах могли узнать об этом мероприятии, и на несколько часов ощутить себя на родной земле. Эта прямая трансляция позволила многим нашим землякам, находящимся вдали от родины, притронуться к родной культуре. До сих пор продолжают поступать слова благодарности. Это большой шаг вперед, и в будущем трансляция будет постоянной. 

Глава 5. Турнир в Закамне

         20 декабря 2017 года в закаменском селе Санага состоялся межрегиональный лично-командный турнир по разбиванию хребтовой кости. Уникальность его не только в том, что он на призы чемпиона «Алтарганы-2016» по hэер шаалган Дениса Доноева, но и в том, что его друзья пошли в лес и за 10 дней собрали орехи на 700 тысяч рублей, которые и составили призовой фонд. Большую помощь оказали спонсоры - выходцы из села Санага. Эти соревнования стали 18-ми по счету и собрали 240 участников, в том числе 14 женщин. 1500 костей! Самый большой турнир по количеству участников на тот момент!

        Дорога в Санагу для каждой из 48 команд была своя. Большинство из них представляли Закаменский район. Но для гостей из Аги, Тунки, Оки и Баргузина путь стал особенным. Они преодолели более 1000 км. Некоторые ехали сутки. Санагинцы встретили их по всем традициям. Зрителей и участников было так много, что в фойе клуба установили проектор, транслировавший происходящее на сцене. В программу турнира входили шагай наадан, шатар с международным мастером Дмитрием Пушкаревым и конференция «Развитие этнотуристического потенциала Закаменского района». В ней участвовали спикер Народного Хурала Цырендаши Доржиев, депутат Баир Цыренов, президент Федерации этноспорта Алексей Гыргенов, который предложил создать фестиваль этнических игр на примере «Игр кочевников», проходящих в Киргизии. 

        С первого круга стало ясно, что турнир будет зрелищным. Первым определился лидер среди ветеранов. Им стал 64-летний санагинец Илья Нохоров. Двое участников из Аги, 19-летний Буянто Цыбенов и 44-летний Баир Намдаков, стали победителями в своих группах. Батор Бадмаев (Санага) стал победителем в своей группе, абсолютным чемпионом и победителем в составе своей команды. Ему достался главный приз - лошадь бурятской породы и 100 тысяч рублей. Среди команд первое место заняла Хойто-Бэе (Санага), им достался мини-трактор. Самым юным костоломом стал санагинец Амарсана Бадмаев, 14 лет, старшим – Доржо-Сырен Дымбрылов, 75 лет, село Нурта.

Глава 6. Будущее древней забавы

        Идейный вдохновитель чемпионатов и президент межрегиональной федерации разбивания хребтовой кости Гомбо Зурбаков уверен, что разбивание хребтовой кости вполне может стать общенациональной идей и представлять Бурятию на серьезных соревнованиях мирового уровня. Гомбо Зурбаков живет в небольшом селе Хойто-Гол в Тункинской долине и ему хорошо известно, как спорт может повлиять на социум. Благодаря тому, что он привлек к организации соревнований своих сельчан, в Хойто-Голе началась «культурная революция» — в деревне полностью запретили продажу водки и сигарет. В будущем вполне вероятно кости будут заменяться пластиковыми снарядами. Опыт изготовления у организаторов уже был, однако каждый такое изделие обходится довольно дорого, учитывая тот факт, что очень быстро приходит в негодность.

Заключение

       Состязания по разбиванию хребтовой кости - это и традиция, и спорт, и своеобразный ритуал. Такие соревнования вносят свою лепту в дело развития физической культуры и спорта, национальных спортивных игр, здорового образа жизни, традиционного животноводства и сельского, краеведческого, экологического, конного туризма в нашей республике.

Список использованной литературы:

  1. Киселёв Ю.Я. «Влияние спорта на формирование личности» М., Знание 2012 г.
  2. Интернет-ресурсы.
  3. Геннадий Башкуев. Буряты. Традиции и культура Издательство Soyol. 1999 г.



Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Республики Бурятия

МАОУ «Цакирская СОШ»

Дошкольные группы

Тема:  «hэер шаалган»        

                                            Воспитатель:Балданова В.Б-О.

                                                                                                 

                                                                                                   

2023 год

                                                                      Введение

    Какую роль играет спорт в жизни человека? Во всём мире люди видят её по-разному. Причём каждый из них может иметь разное отношение к спорту: кто-то предпочитает смотреть его по телевизору, кто-то - заниматься каким-либо видом спорта или общефизической подготовкой, ну а для кого-то спорт - это средство существования. Среди последних могут быть спортсмены, тренеры, директора спортивных обществ, попечители спорта и др. И каждый из них вносит свой вклад в развитие спорта на нашей планете.

       Спорт обладает удивительными свойствами. Он может объединять людей, знакомить их между собой, в большинстве случаев спорт укрепляет здоровье, характер и даже умственные способности людей, которые им занимаются, развивает в них такие навыки как скорость, ловкость, реакция, координация, выносливость, терпение и сила. Спорт делает людей более устойчивыми к негативным факторам внешней среды. Он часто приносит людям массу положительных эмоций, например, при победе любимой команды или при достижении человеком какого-то результата в нём. Спорт не дает человеку стать алкоголиком, курильщиком или наркоманом. Есть очень мудрое высказывание – «тот, кто не хочет что-то делать, ищет причины, а кто хочет – ищет пути». Роль спорта в нашей жизни очень велика.

       В последнее время наряду с классическими видами стали развиваться и этнические игры. Например, в нашей республике, это шатар, городки, лапта, шагай наадан, бyхэ барилдаан, hэер шаалган. Вот о последнем из них я хочу сегодня рассказать вам.

Цель работы – изучение традиционной игры бурятов.

Объект исследования – разбивание хребтовой кости.

Предмет исследования – влияние развития этнических видов спорта на образ жизни людей.

Гипотеза исследования заключается в предположении: развивай национальный спорт – изменишь жизнь.

В соответствии с целью и гипотезой в моей работе ставились следующие задачи:

- изучить и проанализировать различные источники информации об этнических видах спорта;

- провести исследование о влиянии традиционных игр бурятов на образ жизни.

Методы:

- изучение литературы, информации в Интернете;

- анализ и обобщение собранного материала.

Актуальность работы продиктована нашей действительностью. В настоящее время в нашей республике очень активно начали развиваться традиционные игры народов Бурятии.

Практическая значимость работы. Материалы данной работы можно использовать на классных часах, студенческих мероприятиях.

                                                                                     

                                                                                 

                                                                   Крепкая ладонь и вера в предков –

                                                                                       вот и все, что нужно                  настоящему

                                                                                буряту, чтобы сломать кость.

Глава 1. Родом из древности

        Традиция ломания кости дошла до нас из глубины веков. С ее помощью бурят-монголы с самого раннего возраста прививали мальчикам любовь к родной земле, уважение к духам местности и семейные ценности. Игра развивала силу и ловкость и входила в своеобразный перечень «девяти наук бурятского мужчины» наравне с такими навыками, как умение бороться, охотиться, стрелять из лука, ездить верхом и плести путы-треножники. Во все времена физическому развитию уделялось наибольшее внимание, оно было залогом выживания в суровых степях Забайкалья.

           В период забоя скота, который как раз приходился на ноябрь-декабрь, в бурятских семьях было принято приглашать всех родственников и друзей на своеобразный пир. Отваривалось коровье мясо, которым потом угощали гостей. Хребтовые кости вываривались отдельно, особо почиталась двенадцатая кость, которая именовалась «черной». Именно ее подавали самым почетным гостям, и в ней, по верованиям бурят, жила душа животного. После угощения все присутствующие могли поучаствовать в игре по разбиванию кости. Причем участвовали и стар, и млад, не отставали от мужчин и женщины.

           «В этой традиции заложен серьезный сакральный смысл, — рассказывает известный режиссер Солбон Лыгденов. — Разбивая кость, мы словно отпускаем душу животного на свободу. Считается, что так проявляется уважение к духам местности, ведь, по верованиям бурят, любое животное должно вновь переродиться и заселить землю. Буряты на селе в основном живут животноводством. Возрождая подобные традиции, мы показываем нашему народу, что труд их ценен. Важно поддерживать интерес к работе на земле и выращиванию скота, тогда и мясо будет вкусным, и кости крепкими. Монголы также знакомы с этой далёкой традицией, но с течением времени утратили её. В старину самые сильные костоломы могли сломать берцовую кость 5-летнего быка. 

Глава 2. Найти точку излома

        Хребтовая кость — одна из 13 подобных костей хребта быка или коровы. По виду — это крупный набалдашник на длинной рукояти до 30 сантиметров в длину и около 6 в ширину. Толщина такой кости может достигать 6 миллиметров, к тому же кость трубчатая и имеет как минимум две прочные стенки, между которыми находится костный мозг. Сложно себе даже представить, чем можно разбить такой крепкий природный снаряд. Однако спортсмены с легкостью ломают их всего лишь ударом ладони.

         Как это происходит? Спортсмен берет кость за «рукоять» левой рукой, ладонью правой руки несколько раз примеряется — ударить нужно повыше набалдашника, причем найти такое место, которое позволит кости расколоться на весу. Удар требуется резкий и сильный, но для успеха должна работать не только разящая рука, но и та, которая держит кость: именно она задает жесткость усилия, под натиском которого снаряд может лопнуть.

Каждый спортсмен перед тем, как попробовать свою силу, должен помолиться предкам, попросить удачи. Может именно поэтому любой мужчина, пытающийся разбить кость, на короткое время «подхода» вдруг совершенно преображается. Какой бы ни была комплекция спортсмена — будь он стройным юношей с розовым румянцем на щеках, крупным мужчиной средних лет, или уже пожилым человеком с печатью степного ветра на лице — во время ритуала разбивания кости он становится грациозен и легок. Со стороны кажется, что спортсмен вышел танцевать.

        От ударов, конечно же, страдают руки. Порезы и царапины — самые легкие травмы. Разбухают костяшки пальцев и опухают ладони. Бывали случаи, когда костоломы ломали собственные кости, пытаясь победить снаряд.

        Знатоки утверждают, что существуют как минимум 30 совершенно разных техник разбивания кости. Опытные спортсмены разбивают их над головой, за спиной, сидя, лежа и вообще самыми немыслимыми способами. В современном представлении — это все равно что батл — кто придумает новое движение, тот и крут.

        Объективность соревнований обеспечивается тем, что каждый участник должен принести с собой заранее заготовленные вываренные кости. Все они складываются в большую кучу, после чего судьи и спортсмены начинают отбор снарядов по величине и толщине. Кости сортируются, складываются в мешки и достаются уже только на турнире. Самые тонкие используются на первом круге соревнования. Каждый разбивший кость выходит во второй круг. Возрожденные соревнования хороши тем, что попробовать свои силы в них может любой человек и в любом возрасте: старики, взрослые и дети, мужчины и женщины.

Глава 3. Современная история

       Турнир по разбиванию хребтовой кости «hэер шаалган» впервые прошел в поселке Новонукутский Усть-Ордынского Бурятского округа. Для участия в нем съехались практикующие «костоломы» из разных уголков Приангарья.      

        В Бурятии разбивание кости стали возрождать с 2012 года. 
В 2013 году состоялось историческое событие: прошло первое состязание по разбиванию костей в республике, собравшее 75 участников, идея принадлежала Гомбо Зурбакову. В феврале 2014 в улусе Хойтогол Тункинского района о h
эер шаалган напомнили во второй раз. На турнир приехало уже 130 спортсменов, а за состязаниями наблюдало более полутора тысячи фанатов. Отдельной командой участвовали женщины с острова Ольхон. С тех пор турниры проходят ежегодно, а в республике появилась федерация этноспорта, первым президентом которой стал Алексей Гергенов, Гомбо Зурбаков стал президентом межрегиональной федерации по разбиванию хребтовой кости. Большую помощь оказывают Буддийская Традиционная Сангха России и спорткомитеты республики. В программу Сурхарбана hэер шаалган впервые вошло в 2014 году. Теперь разбивание хребтовой кости входит в программу всех культурно-спортивных и религиозных праздников у бурят: Сурхарбан, Этигэловские игры, Алтаргана.

        В 2018 году делегация из Бурятии впервые приняла участие во Всемирных играх кочевников в Кыргызстане. Всемирные игры кочевников проходят с 2014 года, они представляют этнические виды спорта. В основу состязаний легли народные игры исторически кочевых народов центральной Азии. Инициатор проведения состязаний - Кыргызская республика. В 2018 году около 100 народов представили свои игры, в том числе и Бурятия – hэер шаалган. Из воспоминаний Гомбо Зурбакова: – Всем без исключения очень понравилась игра, она вызвала много положительных откликов. Находились те, кто не мог поверить, что можно ломать кости голыми руками. А когда они узнали, что в соревнованиях ломают около 20 костей, удивились. Люди заинтересовались нами. И мы договорились с организаторами, что hэер шаалган включат в перечень дисциплин Всемирных игр кочевников, которые будут проходить в Турции в 2020 году.

        Если вы хотя бы раз увидите соревнования по разбиванию кости — не забудете их никогда. Вряд ли кто-то раньше мог подумать, что снарядом для состязаний станет большая кость коровы или быка, предварительно вываренная и очищенная от мяса. Но самое впечатляющее — это техника разбивания, которая больше похожа на шаманский танец, чем на спортивный прием: плавные движения корпусом и плечами, завораживающие махи руками на короткое время отвлекают зрителя, а следующий за этим мощный удар ладони выбивает из толпы зрителей дружный возглас, который тут же сменяется шумом ликования или гулом разочарования, если кость  не поддалась.

Глава 4. И спорт и заработок

       Кроме титула чемпиона на турнирах по разбиванию кости можно еще и заработать материальный приз. Коммерческие соревнования также популярны. Причем «сорвать банк» может не только спортсмен, но и владелец кости, которую никто не смог победить. Одна из таких «золотых» костей не поддавалась несколько лет на самых разных турнирах. В коммерческих состязаниях каждый соревнующийся обычно кладет в банк небольшую сумму за подход. Если кость не разбивается, выходит следующий и т. д. В итоге в «банке» может оказаться очень крупная сумма. Кроме денежных призов, на соревнованиях разыгрываются автомобили, трактора, молодняк КРС, лошади, бараны. Например, на III международном этнофестивале «Алтан Мундарга», который прошел в поселке Аршан  Тункинского района 23 февраля 2019 года,  главным призом был автомобиль. Каждая команда в обязательном порядке должна была представить свой плакат, флаг с эмблемой команды, одета в национальные костюмы: дэгэл (короткий костюм не допускается), бэhэ, малгай, гутал.  Абсолютным победителем соревнований стал Руслан Сантуев из Курумкана, который вырвал победу в финальной схватке с местным спортсменом Шагдыром Халтановым, который был третьим на фестивале 2014 года. Тогда ему было 14 лет, а сейчас, в 19 лет, он стал вторым. Среди женщин уверенную победу одержала Айна Доржиева (Закамна).

        Эмоции на фестивале зашкаливали. Впервые организаторы фестиваля провели онлайн-трансляцию на канале Youtube, которую на утро 24 февраля просмотрело более 70 тысяч зрителей. К финалу турнир одновременно смотрели 5800 человек. Трансляцию смотрели из Америки, Европы, Южной Кореи, со всей России и ближнего зарубежья. Организаторы позволили зрителям трансляции учреждать свои призы для участников фестиваля, и после этого призовой фонд увеличился многократно. Люди начали дарить коров, баран, денежные призы, родственники начали скидывать средства напрямую – на карты участников.          

Организаторы не успевали зачитывать все призы, которые подарили зрители за время трансляции в прямом эфире. Писали, звонили и учреждали свои призы первый зампред правительства Бурятии Вячеслав Цыбикжапов, министр экономики Александр Бардалеев, мэр Ольхона, главы районов Иркутской области, главы Тункинского, Окинского районов, Буддийская традиционная сангха, которая поддерживала своего представителя – Руслана Сантуева.

       Поддерживали своих участников простые люди. Трогательным моментом было, когда смотревшая прямой эфир бабушка одного из участников, попросила подарить ее внуку 1000 рублей от ее имени. «Мы зачитали ее именной приз, и она перевела на карту своему любимому внуку 1000 рублей», - рассказал Алексей Гыргенов. Он отметил, что благодаря онлайн-трансляции выходцы из Бурятии в других странах и регионах могли узнать об этом мероприятии, и на несколько часов ощутить себя на родной земле. Эта прямая трансляция позволила многим нашим землякам, находящимся вдали от родины, притронуться к родной культуре. До сих пор продолжают поступать слова благодарности. Это большой шаг вперед, и в будущем трансляция будет постоянной. 

Глава 5. Турнир в Закамне

         20 декабря 2017 года в закаменском селе Санага состоялся межрегиональный лично-командный турнир по разбиванию хребтовой кости. Уникальность его не только в том, что он на призы чемпиона «Алтарганы-2016» по hэер шаалган Дениса Доноева, но и в том, что его друзья пошли в лес и за 10 дней собрали орехи на 700 тысяч рублей, которые и составили призовой фонд. Большую помощь оказали спонсоры - выходцы из села Санага. Эти соревнования стали 18-ми по счету и собрали 240 участников, в том числе 14 женщин. 1500 костей! Самый большой турнир по количеству участников на тот момент!

        Дорога в Санагу для каждой из 48 команд была своя. Большинство из них представляли Закаменский район. Но для гостей из Аги, Тунки, Оки и Баргузина путь стал особенным. Они преодолели более 1000 км. Некоторые ехали сутки. Санагинцы встретили их по всем традициям. Зрителей и участников было так много, что в фойе клуба установили проектор, транслировавший происходящее на сцене. В программу турнира входили шагай наадан, шатар с международным мастером Дмитрием Пушкаревым и конференция «Развитие этнотуристического потенциала Закаменского района». В ней участвовали спикер Народного Хурала Цырендаши Доржиев, депутат Баир Цыренов, президент Федерации этноспорта Алексей Гыргенов, который предложил создать фестиваль этнических игр на примере «Игр кочевников», проходящих в Киргизии. 

        С первого круга стало ясно, что турнир будет зрелищным. Первым определился лидер среди ветеранов. Им стал 64-летний санагинец Илья Нохоров. Двое участников из Аги, 19-летний Буянто Цыбенов и 44-летний Баир Намдаков, стали победителями в своих группах. Батор Бадмаев (Санага) стал победителем в своей группе, абсолютным чемпионом и победителем в составе своей команды. Ему достался главный приз - лошадь бурятской породы и 100 тысяч рублей. Среди команд первое место заняла Хойто-Бэе (Санага), им достался мини-трактор. Самым юным костоломом стал санагинец Амарсана Бадмаев, 14 лет, старшим – Доржо-Сырен Дымбрылов, 75 лет, село Нурта.

Глава 6. Будущее древней забавы

        Идейный вдохновитель чемпионатов и президент межрегиональной федерации разбивания хребтовой кости Гомбо Зурбаков уверен, что разбивание хребтовой кости вполне может стать общенациональной идей и представлять Бурятию на серьезных соревнованиях мирового уровня. Гомбо Зурбаков живет в небольшом селе Хойто-Гол в Тункинской долине и ему хорошо известно, как спорт может повлиять на социум. Благодаря тому, что он привлек к организации соревнований своих сельчан, в Хойто-Голе началась «культурная революция» — в деревне полностью запретили продажу водки и сигарет. В будущем вполне вероятно кости будут заменяться пластиковыми снарядами. Опыт изготовления у организаторов уже был, однако каждый такое изделие обходится довольно дорого, учитывая тот факт, что очень быстро приходит в негодность.

Заключение

       Состязания по разбиванию хребтовой кости - это и традиция, и спорт, и своеобразный ритуал. Такие соревнования вносят свою лепту в дело развития физической культуры и спорта, национальных спортивных игр, здорового образа жизни, традиционного животноводства и сельского, краеведческого, экологического, конного туризма в нашей республике.

Список использованной литературы:

  1. Киселёв Ю.Я. «Влияние спорта на формирование личности» М., Знание 2012 г.
  2. Интернет-ресурсы.
  3. Геннадий Башкуев. Буряты. Традиции и культура Издательство Soyol. 1999 г.