Воспитание патриотизма у старших дошкольников
материал (подготовительная группа)

Рассказова Елена Геннадиевна

Воспитание патриотизма у старших дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx474.51 КБ

Предварительный просмотр:

ВОСПИТАНИЕ ПАТРИОТИЗМА У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ ВОЗРОЖДЕНИЯ КАЗАЧЬИХ КУЛЬТУРНЫХ ТРАДИЦИЙ БЕЛГОРОДЧИНЫ

«Народ, не знающий своего прошлого, не имеет будущего».

Михаил Ломоносов

История зарождения казачества в Центральной части России имеет глубокие корни и неразрывно связана с Российским государством. Казак, в переводе с тюркского означает удалец, вольный человек нёсший военную службу в пограничных районах Российского государства. Возникшие в XVI веке на границе России казачьи общины выступали, как боевая сила в борьбе с крымскими татарами, являлись защитниками и оказывали могущественное влияние на внутренний строй и судьбу России.

Исторически сложилось так, что на месте будущей Белгородчине сходились три главные крымские дороги. По этим дорогам татары нападали на наши земли. Набегами они стремились захватить южные земли России.

Серьёзным препятствием в продвижении татар стало строительство Белгородской оборонительной черты. Было построено 28 городов - крепостей. Город – крепость Яблонов, Короча сохранились до настоящего времени. Во все времена казаки с честью защищали границы России, государства Российского.

В заселении и хозяйственном освоении Белгородчины в XVI-XVII вв. важную роль играли выходцы из центральной части России, донские и украинские казаки.

Территория Белгородчины в этот период являлась южной окраиной России, а освоение и заселение этих земель происходило в результате вольной, правительственной, частично монастырской и позднее помещичьей колонизаций.

Таким образом, между донскими, украинскими казаками и южнорусским населением территории современной Белгородчины издавна существовали самые тесные исторические взаимосвязи – родственные, социально-экономические, культурные, военные и торговые. Многовековое движение украинских переселенцев, факторы совместного длительного проживания, общность исторических судеб создали предпосылки для сближения культур.

В 2013 году правительством России была утверждена федеральная целевая программа «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России», в связи с этим на Белгородчине происходит возрождение казачьих культурных традиций, что благоприятно сказывается на многих аспектах жизни региона, способствует развитию патриотизма и нравственности молодого поколения.

Одним из принципов воспитания дошкольников в ДОУ №32 «Журавушка» города Губкина Белгородской области является воспитание патриотов своей Белгородчины. В понятие патриотизма входит гордость за свою Родину, любовь к родному краю, уважение традиций, понимание неповторимости культуры своего  народа, почитание его героев, защищавших Россию с давних времён и до настоящего времени. Поэтому одной из важнейших задач воспитания является развитие у детей с дошкольного возраста такого нравственного качества, как патриотизм.

Богатые традиции казачьего края Белгородчины, доставшиеся нам по наследству, являются той нравственной опорой, источником по приобщению детей к культуре своего народа, воспитанию любви к малой Родине.

В ДОУ №32 «Журавушка» музей «Казачья горница» является результатом совместной работы педагогов, детей и родителей. Это большая поисковая деятельность, содержанием которой являются встречи с представителями Осколецкого хуторского казачьего общества, работа с семейным архивом, семейными реликвиями. Дошкольники чувствуют свою причастность к музею: они участвуют в обсуждении его тематики, приносят экспонаты. В «Казачьей горнице» собраны разнообразные экспонаты, дающие представление о хозяйственно - бытовом укладе и трудовой деятельности прошлого.

Коллекция экспозиций содержит разнообразный наглядный и практический материал:

  • русская печь, деревянная лавка, посуда, утварь,
  • изделия народных промыслов: Гжель, Хохлома, Городец, Дымково.
  • прялка, кружева, вышивки, старинные платки, полотенца;
  • лоскутные одеяла; подузорники, наволочки (вязанные и вышитые гладью),
  • русские народные инструменты.

Все это позволяет подвести детей к глубокому пониманию смысла самобытности казачьих промыслов, связи народного творчества в его различных проявлениях с бытом, традициями, окружающей природой.

       P1040531SDC11545

 

             

 

Рис. Музей «Казачья горница». «Знакомство с бытом казаков»

Музей, являясь частью образовательного пространства детского сада, связан с системой занятий и самостоятельной детской деятельностью, отражая тематику занятий, экскурсий, в ходе которых происходит знакомство с бытом и укладом жизни казаков.

Так во время экскурсии «Как Марьюшка белье стирала и гладила» дети знакомятся с предметами обихода при стирке, невероятно тяжелым угольным утюгом и рубелем деревянной доской для катания, выколачивания белья.

Экскурсия «Золотое веретено» знакомит со старинными орудиями и материалами традиционного женского труда - прялкой, веретеном.

С атрибутами: сито, скалка, чугунок дети знакомятся во время экскурсии «Печь пыхтит, в доме жар стоит». В ходе экскурсии дети узнают, что скалкой с давних времён пользовались для выпечки пирогов, сито это инструмент для просеивания зёрен, крупы, муки, а чугунок это горшок из чугуна, для тушения и варки в русской печи. В старину по пирожкам можно было узнать, в доме живёт скупой хозяин или нет. Узнавалось всё просто. Если в пирожках одно тесто и нет начинки, значит скупо всё, а если тесто тонкое, а начинки много, значит хозяин не скупой.

Экскурсия «Одежда наших предков» знакомит детей с женской народной одеждой (сарафан, кокошник), особенностями их изготовления.

Проявлять больше интереса к историческому прошлому родного края, к его традиционной культуре, дети стали после экскурсионного тура «Путешествие в Купино» организованного совместно с родителями.

D:\Desktop\КУПИНО\IMG-6a8366bd8415de22b283d09fd01b040f-V.jpg  D:\Desktop\КУПИНО\IMG-a46fb02df657c927fa7657c33d41dc67-V.jpg

Рис. «Путешествие в Купино»

«Центр традиционной культуры и ремёсел»

В «Центре традиционной культуры» села Купино Шебекинского района, была предложена интерактивная программа, включающая экскурсию по выставочным залам, народные игры, мастер-классы и угощение «Купинская каша».

Ремесленные мастерские познакомили с такими народными промыслами, как гончарное дело, ткацко-прядильное производство, художественная роспись, вышивание. В музее крестьянского подворья дети увидели подлинные сельскохозяйственные инструменты, предметы мебели, столовые приборы.

В результате осуществления работы по воспитанию патриотических чувств у детей дошкольного возраста через возрождения казачьих культурных традиций Белгородчины с использованием краеведческого материала у дошкольников сформировался познавательный интерес к истории возникновения казачества, патриотизм и гордость за свой народ.  

Историческая наука и исторические изыскания всегда обращены в будущее. Они помогают современникам понять суть того, что происходит сейчас в современном мире, дают возможность сделать выводы, о том, что было и позволяют увидеть развитие событий в будущем.

В нынешние не простые времена это особенно актуально. Все чем мы живем сегодня, пришло к нам благодаря прошлому. Это традиции и обычаи народов, поэтому очень важно сохранить национальное наследие. 

Интернет-источники

  1. «История казачества на Белгородчине».

Ссылка: https://ok.ru/video/2450032429788

  1. «История казачества на Белгородчине».

Ссылка: https://ok.ru/video/3908248013559


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект « Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и краеведческого музея с целью воспитания патриотизма у старших дошкольников »

Мы живем хоть и в небольшом, но очень уютном и красивом городе – Камне- на- Оби. Нам кажется, что лучше, роднее этого места нет. Наш МБДОУ « Детский сад №27» является частью системы города и успешно р...

Воспитание патриотизма у старших дошкольников.

Патриотическое воспитание сегодня - одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы. Ответ на вопрос «Что такое патриотизм?» в разные времена пытались дать многие известные люди нашей страны. ...

Консультация для воспитателей "Воспитание патриотизма у старших дошкольников через приобщение к народной культуре Тульского края"

На сегодняшний день очевидна актуальность проблемы сохранения и восстановления традиционной русской народной культуры. Традиция обозначает исторически сложившиеся и передаваемые из поколения в по...

Педагогический проект «Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и краеведческого музея с целью воспитания патриотизма у старших дошкольников»

Существенные изменения, произошедшие в стране за последние годы и новые проблемы, связанные с воспитанием детей, обусловили переосмысление сущности патриотического воспитания, его места и роли в...

Воспитание патриотизма у старших дошкольников

Изменения, прошедшие в нашем обществе, в последние десятилетия привели к деформации таких понятий, как гражданственность и патриотизм, лежавших в основании государства. Однако закон маятника возвращае...

Воспитание патриотизма у старших дошкольников на примере героев Отечества

Аннотация: любовь к Родине украшает человека, придаёт его жизни более глубокиё смысл. За что наши люди любят Россию, и как эта любовь проявляется? Этому нас учит сама история нашего государства. В ста...

«Воспитание патриотизма у старших дошкольников на примере подвигов русского народа в годы Великой Отечественной Войны».

Любовь к Родине, преданность своему народу, готовность к любым подвигам во имя Отечества и есть патриотизм. Патриотическое воспитание ребенка- это основа формирования будущего гражданина....