Cuboro-конструирование
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Баганова Светлана Викторовна

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Здесь собран наработанный материал для работы с детьми, педагогами и родителями по направлению "конструирование" с помощью кубиков Cuboro.

Скачать:


Предварительный просмотр:

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ЭТАП

 Всероссийского профессионального конкурса «Воспитатель России»

 «Воспитатель года Новосибирской области-2018»

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Баганский детский сад №2 «Солнышко»

Педагогическая находка

«Развитие инженерных компетенций у детей дошкольного возраста с использованием конструктора Cuboro в соответствии с ФГОС»

 

Занятие для детей 5-7 лет по теме «Путь для Колобка»

Автор:  педагог-психолог  - Клюстрах С.В.

        

с. Баган, 2018 г.

Цель – формирование первичных инженерных компетенций у детей дошкольного возраста с использованием конструктора Cuboro в условиях ДОУ.

Задачи:

  • развивать любознательность и познавательную мотивацию детей к конструированию: способность познавать свойства и назначение строительного материала, способность к строительству из конструктора Cuboro;
  • развивать основы инженерных компетенций: способность представлять в уме предвосхищаемый результат и стремиться достичь его с помощью полученных навыков;
  • стимулировать развитие речевого творчества и интонационной культуры речи;
  • стимулировать целенаправленность и саморегуляцию в двигательной сфере в инсценировке сказки;
  • развивать социальный интеллект, эмоциональную отзывчивость у детей;
  • формировать коммуникативные навыки и умение работать в группе;
  • стимулировать сопереживание детей персонажам сказки «Колобок».

Приоритетная образовательная область: познавательная. Интегрированные образовательные области: социально-коммуникативная, художественно-эстетическая, область физического и речевого развития.

Материалы и оборудование: аудиозапись «Песенка Колобка»; бумажные круги (диаметром 30 см. и диаметром 10 см. – два экземпляра) с изображением колобка, зайца, волка, медведя и лисы; листы бумаги трех цветов, пронумерованные А5 – 30 штук; аудиозапись «Привет, мы кубики!»; 3 стола квадратной формы и 12 стульев (по количеству участников), три набора конструктора Cuboro.

Ход занятия:

Занятие рассчитано на подгруппу детей  из 12 человек, возрастом 5-7 лет.

Вводная часть (мотивационный, подготовительный этап) (5-7 минут).

Дети заходят в зал и садятся на стульчики.

Педагог: Здравствуйте, дети! Меня зовут Светлана Викторовна. Я приехала к вам издалека из села Баган, который находится на юге нашей области, 450 км от города Новосибирска. Я очень рада вас видеть и мне хочется поближе с вами познакомиться! Я очень люблю сказки. А какие сказки любите вы (ответы детей)? Ой, вы много сказок знаете, ну тогда вы точно знаете, кто поет эту песенку. Звучит песенка Колобка. А о чем эта сказка? Все сказки обычно заканчиваются счастливо, а что вы можете сказать про эту сказку?  Почему? Вам жалко колобка? А как сделать так, чтобы сказка закончилась лучшим образом? Принимаются ответы детей. Задача педагога - подвести детей к идее о том, что Колобку необходимо обойти хитрую Лису, и зажечь желание в детях построить для Колобка новый путь.

Педагог: Колобок катился-катился по дорожке вот и попался хитрой Лисе! Бедный Колобок! Как нам ему помочь? А как сделать так, чтобы он к ней не попался в лапы лисе (ответы детей)? Я стимулирую детей начать дискуссию, используя метод ключевых слов: строить, новый путь, дорожка (улавливать в идеях детей ключевые слова и подавать их детям для принятия итогового ими решения).

Педагог: Построить для Колобка другую дорожку? Отличная идея!

Основная часть (содержательный, деятельностный этап) (15-20 мин).

Педагог: Только как же мы это сделаем (ответы детей, вспомнить сказку «Мальчик-с-пальчик», как герой выкладывал себе дорожку – бросал на землю камушки, крошки и т.д. )?... У меня есть только белые листы бумаги…

 Подвести детей к идее о том, что дорожку можно выложить из листков бумаги. На полу лежат бумажные круги с изображениями зайца, волка, медведя и лисы. 

Педагог: Здорово придумано! А теперь посмотрите, что у нас лежит на полу? Как вы думаете, для чего они тут лежат? Правильно! Здесь спрятались звери, они ждут Колобка!

Подумайте, в каком месте нам нужно проложить дорогу, чтобы звери не съели Колобка (выслушать ответы детей)?

Педагог подводит детей к выводу, что дорожка получится в итоге извилистая и ее следует строить подальше от «затаившихся» зверей, особенно от лисы.

Педагог: Откуда мы начнем строить дорогу?

Куда должен прикатиться Колобок?

Я вам выдам строительный материал. Петя, давай ты будешь у нас главным инженером? Хорошо? Ты будешь следить, правильно ли ребята строят дорогу, и будешь помогать им, подсказывать. А давайте Вася будет следить, чтобы дорога не проходила близко от зверя? Вася, будешь следить? А все остальные будут у нас строителями.

Педагог раздает листки (строительный материал) детям. Дети начинают выкладывать дорожку на полу.

Педагог: Молодцы, ребята! Какие вы сообразительные! Давайте теперь проверим, безопасную ли мы построили дорожку для Колобка! Вася, ты у нас будешь проверять безопасность дороги – ты будешь у нас Колобком.

Выбираются желающие для инсценировки сказки, и становятся на круги с изображением соответствующего персонажа. Ребенок в роли Колобка идет по дорожке и старается увернуться от зверя, который ему встретится. А звери тем временем стоят на своих местах и пытаются дотянуться и схватить Колобка. Если Колобок пойман – он должен спеть песенку, чтобы его отпустили. Повторить игру два-три раза с остальными детьми.  

Педагог: Молодцы, ребята! Я думаю, что Колобку понравилась бы ваша дорожка! А я вот привезла вам еще конструктор (показывает на столы), моим детям строить различные безопасные дорожки для колобка.  Хотите, я вас научу, как это делать?

Педагог объясняет основные принципы и свойства кубиков и принципы построения конструкции.

На каждом столе расположено по одному набору Cuboro и по четыре деревянных кубика (из набора) с изображением героев: заяц, волк, медведь и лиса. Кубики эти стоят на своих местах и приклеены скотчем к столу. Рядом лежат кубики с желобками и прорезями для дальнейшего строительства. Педагог предлагает построить путь для Колобка, используя кубики с желобками или даже туннелями. Специально не указывается, должен ли Колобок попасться Лисе или он может опять спастись. Каждый стол в условиях командной работы с помощью обсуждения и согласования действий может это определить по желанию.

        

Педагог: Смотрите, у меня есть три стола. На сколько команд нам надо разделиться?  

С помощью жеребьевки предлагает детям разделиться на команды. Далее следует самостоятельная деятельность детей.

Педагог в это время наблюдает за процессом, подходит к столам, комментирует, подсказывает, направляет. Важно, чтобы дети поняли, что работать нужно сообща, командой. Работа построена таким образом, что детям изначально заданы одинаковые условия и выданы одинаковые ресурсы, однако, решения задачи среди команд могут оказаться совершенно разные. После того, как все дорожки построены, педагог всех зовет к первому столу, чтобы посмотреть результат и постараться оценить его. Кто-то из детей за столом (по договоренности) катит «колобка» (желтый шарик из набора Cuboro) по дорожке и комментирует его путь.

Заключительная часть (рефлексивный этап) (3-5 минут).

Педагог: Какие вы интересные построили дорожки! Вы как настоящие строители! Все сделали правильно! Мне понравилось, как вы быстро умеете строить из кубиков конструкции. Давайте подумаем, чему мы сегодня научились (ответы)?

Педагог начинает с восторгом описывать наиболее удачные и интересные моменты занятия, которые ему сильно понравились, стимулируя тем самым детей к рефлексии. Важно, чтобы педагог сумел вызвать желание у детей поделиться впечатлениями.

Педагог: Петя! Тебе понравилось быть главным инженером? Что показалось трудным? А Вася у нас как хорошо следил, чтобы дорожка для Колобка получилась безопасная! Какой молодец, внимательный! Вася, расскажи, что тебе понравилось (выслушать впечатления детей)?...

        Мы с вами, ребята, сегодня хорошо поиграли, мне было с вами очень весело и интересно! До свидания!



Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Баганский детский сад №2 «Солнышко»

Конспект педагогического мероприятия «За Незнайкой на Луну!»

Автор: Баганова С.В.

Должность:

Педагог-психолог

с. Баган, 2022г.

Материалы: шесть изображений героев из литературного произведения «Незнайка на Луне»: доктор Пилюлькин, Винтик и Шпунтик, Звездочет, Незнайка, Знайка, распечатанные на листе форматом А5, скрепки для крепления изображений к одежде; конструктор Cuboro, схема выхода из города, три изображения человека (болит голова, болит живот и болят суставы) и три маленьких деревянных бруска в соотвествии с цветом изображений, большой плакат с изображением поверхности Луны (ватман), схема со стрелочками для «ходьбы» по значкам, нарисованные значки (в произвольной форме) на доске или бумаге.

Организационный момент. Педагог здоровается с детьми, знакомит детей друг с другом (если они еще не знакомы). Предлагает вспомнить литературное произведение «Незнайка на Луне», его героев, поговорить о том, какие характеры у героев, основываясь на их поступках. Далее каждому ребенку предлагается выбрать героя, которым он хотел бы стать. Выбранные изображения крепятся к одежде каждого ребенка. Изображение Незнайки заранее спрятано под ватманом, на котором нарисована поверхность луны, заранее перевернутом белой стороной вверх. Поднимается проблема: нет Незнайки – главного героя. Дети изъявляют желание его найти.

Основная часть. Деткам демонстрируется Цветочный город, где стоят многоэтажные дома, ставится проблема: в городе Незнайки нет, где его искать? Нужно выйти из города. По какой дорожке Незнайка уходил – он оставил карту. Умный Знайка берет на себя роль проводника и чтеца дорожной карты, остальные герои помогают строить дорогу из конструктора. Педагог поддерживает и одобряет действия Знайки (который первый раз видит карту и попадает в неловкую ситуацию) и способствует созданию ситуации успеха.

В ходе построения дорожки педагогом сообщается о том, что некая девочка, живущая в одном из домов Цветочного города уже давно жалуется на боль в ножке. Доктор Пилюлькин сам вовремя соображает, что он может вылечить девочку, - он ведь доктор.  Педагог поощряет искренне желание доктора помочь девочке. Далее детям сообщается, где живет девочка: в самом высоком доме на четвертом этаже. Дети вместе с доктором быстро находят нужный этаж. Открывается окошко, и мы видим девочку: это Мушка. Сообщается также, что в наличии имеется три таблетки: которая лечит боли в животе, которая лечит боли в голове и третья лечит боли в суставе. Инициатива передается в руки доктора Пилюлькина. Он решает, какую таблетку дать Мушке. Лечит Мушку, она его благодарит, и все продолжают строить дорожку.

После построения дорожки, все видят, что путь их привел к некой площадке, что делать дальше – не понятно. На площадке лечит листок со стрелочками. Педагог предлагает Звездочету помочь нам разгадать символы, которые нарисованы на доске с помощью этих стрелочек. Все дети подходят к доске, и Звездочет проговаривает всем, как двигаться по доске, по символам, ориентируясь по стрелочкам на листке (ориентация в пространстве, на листе). Дойдя до нужного символа, дети предполагают, что он похож на песочные часы, на стене у педагога висят картинки с различными изображениями, в том числе и песочные часы, дети быстро находят его и смотрят, что под ним. Там нарисована Луна.

Коллективно решается построить ракету и полететь на Луну за Незнайкой. Догадываются, что площадка на выходе из Цветочного города – вполне подойдет для строительства ракеты. В этом нам помогут юные инженеры Винтик и Шпунтик. Формат строительства ракеты абсолютно свободный. Педагог контролирует, чтобы процесс построения проходил в дружественной обстановке в ситуации взаимопомощи и командообразования.

После того, как ракета построена, все летят на Луну (воображаемо). Поднимается ватман желтой стороной вверх с изображением поверхности Луны на другом столе. Дети присаживаются за стол и начинают думать, где теперь искать Незнаку. Делаются выводы о том, что поверхность Луны пористая, и возможно внутри Луны есть ходы. Решается с помощью конструктора Cuboro построить туннель, который привел бы всех героев внутри Луны. Строится туннель. В построении участвуют все герои. После построения спускаем шарик в туннель и «Ура!» - Незнайка найден (достаем его из-под ватмана).

Заключительная часть. Рефлексия.

Вопросы для рефлексии:

- Что тебе понравилось сегодня больше всего?

- Сложно ли было руководить процессом?

- Винтик и Шпунтик, почувствовали ли вы как один помогает друг другу? Или каждый строил сам по себе?

- Куда отправимся дальше?



Предварительный просмотр:

Сетка для конструирования

Протокол соревнования

Команда ____________________

Название задания

Время (общее)

Ошибки (количество шт.) – 1 шт.+5 сек.

Место

1

2

3

Протокол для отслеживания лидера команды

(Отследите ребенка с демонстративным поведением и отметьте у него следующие признаки)

Исследуемый признак лидерского поведения

Наличие (нужное отметить)

  1. Лидер-организатор. Гуманно предлагает свои идеи: «Давайте сделаем так…». Вызывается помочь другим участникам своей команды.

  1. Лидер-одиночка. Упрямится: «Нет, надо вот так…», «Вы делаете неправильно…», «Дайте мне!»

  1. Скрытое лидерство. Молча, выполняет задание правильно, делает работу за других, переживает за неудачи участников своей команды.

  1. Общие признаки: ОТКРЫТОСТЬ, НАПОРИСТОСТЬ, ИНИЦИАТИВНОСТЬ, УПОРНОСТЬ, СТРЕМЛЕНИЕ К ПОБЕДЕ, ПРОДУМАННОСТЬ, САМОУВЕРЕННОСТЬ.

Выявленный лидер (оговаривается с координатором команды):

Фамилия ___________________________ Имя ______________

Соревнование по конструированию Cuboro

          Судья

Наименование ОО ________________________________

          Соревнование по конструированию Cuboro

Координатор

                     Наименование ОО ________________________________

        

подтверждающий, что

        __________________________________________________________________________________

Принял участие в соревновании по конструированию Cuboro

        


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Интеграция образовательных областей через Cuboro – конструирование в работе с детьми дошкольного возраста»

laquo;Интеграция образовательных областей через            Cuboro – конструирование  в работе с детьми дошкольного возрас...

Инновационный проект: «CUBORO-конструирование как фактор развития инженерного мышления детей дошкольного возраста»

Проект развития элементов логического мышления детей старшего дошкольного возраста с помощью  конструктора CUBORO...