" Поезд времени. Мы вместе ковали Победу"
проект (старшая группа)

Кизнер Светлана Владимировна

Вместе с ребятами создали уникальный поезд времени, узнали чем же Голышмановцы помогали во время ВОВ фронту.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_poezd_vremeni.docx22.78 КБ

Предварительный просмотр:

Цели: продолжать знакомить детей с историей родного города, с конкретными историческими событиями, формировать интерес к истории нашей Родины.

Дать детям понятия: честь, долг, обязанности перед своим народом, страной. Воспитывать у детей чувства патриотизма .Учить детей, рассуждая оценивать ситуации, поступки.

Воспитывать у детей любовь к Родине и уважение к защитникам Отечества. Планируемые результаты: уметь поддерживать беседу, рассуждать, высказывать свою точку зрения, выражать доброжелательные, положительные эмоции при взаимодействии с педагогом и сверстниками.

Беседа с детьми: За годы Великой Отечественной войны из Голышмановского района призваны в Красную Армию 7333 человека, из них 4808 человек не вернулись домой. Точных данных, сколько красноармейцев-голышмановцев за годы войны умерли от ран в госпиталях, попали в плен врага неизвестно. До недавнего времени более полутора тысяч ушедших на фронт считались пропавшими без вести. Благодаря стараниям родственников, поисковой работе местных краеведов, школьных краеведческих музеев, клуба исторической памяти Совета ветеранов Голышмановского городского округа остается неизвестной судьба только 46 земляков-фронтовиков.

Трудились для победы все в тылу

22 июня 1941 год стал поворотным днем в судьбе нашей страны. Спокойная довоенная жизнь ушла в прошлое. Лозунг «Все для фронта, все для Победы!» объединил всех в борьбе за свободу великой Отчизны. Весть о войне голышмановцы услышали по радио. Началась всеобщая мобилизация, в трудовых книжках колхозников появилась запись: «Уволен в связи с уходом в армию». Никто не знал, как надолго: на месяц, год, а может быть и навсегда.

А завтра была война

1941 год. У Катышенской средней школы 5-й юбилейный выпуск. Аттестаты о среднем образовании получило 19 человек. У каждого планы на будущее, но война внесла свои коррективы. Девять выпускников ушли защищать Родину. Константина Яковлевича Лагунова, не взяли по состоянию здоровья, но он в годы войны работал секретарем Голышмановского РК ВЛКСМ. А позднее прославил свою школу, став знаменитым писателем.

Среди тех, кто ушел на фронт и доблестно трудился в тылу, были и учителя. Всего на защиту Отечества из Голышмановского района ушло более сотни учителей. Все они прошли славными боевыми дорогами, воевали на всех фронтах, участвовали в великих битвах и сражениях.

Стоит отметить, что в годы войны ни одна школа Голышмановского района не была закрыта, хотя не хватало учителей, учебников, учебных принадлежностей. Учителя вместе с учениками заготавливали дрова для школ, работали в поле.


Согретые Сибирью

Великой Отечественной войны для тысячей взрослых и детей: москвичей, ленинградцев, немцев из Поволжья, молдаван, калмыков Голышмановский район стал вторым домом. Осенью 1941 года прибыли 530 детей из школ Октябрьского района города Ленинграда. Их разместили в Голышмановской, Малышенской и Усть-Ламенской сельских школах-интернатах. Согласно протоколу № 15 заседания исполкома Голышмановского сельсовета, каждый колхоз выделил в помощь детям блокадного Ленинграда по дойной корове, от населения было собрано молоко, овощи, теплые вещи.

Эвакогоспиталь 3521

С первых дней Великой Отечественной войны на фронт были мобилизованы врачи Голышмановской больницы. Из восьми человек среднего медицинского персонала семеро были отправлены на фронт. В ноябре 1941 года в поселке Катышка был открыт эвакуационный госпиталь № 3521 на 250 койко-мест. Для получивших тяжелые ранения на фронте в нем было организовано 250 коек. Деятельность госпиталя была профильной – здесь проходили лечение бойцы с повреждениями костей лица и черепа. Госпиталь разместили в здании школы, а штаб определили в местном Доме пионеров. Для работы в госпитале военкомат мобилизовал медсестер и врачей из поселковой больницы, а так же офицеров запаса. Начальником госпиталя назначена Екатерина Прокопьевна Чеченина. Вскоре в район прибыли первые раненые бойцы. Однако в сельской местности остро ощущалась нехватка лекарств, медицинского инвентаря и, прежде всего, профессиональных работников. Поэтому, в августе 1942 года, было принято решение перевести госпиталь в Омск. Туда же отправили и часть персонала, подготовленного для работы в эвакогоспитале. Оставшиеся сотрудники продолжили медицинскую деятельность в Катышке.

Объект особой важности

В годы Великой Отечественной войны на железнодорожной станции Голышманово четко и слаженно работала железная дорога – главная артерия, соединяющая тыл с фронтом. Всем поездам, идущим на Восток, обеспечивали «зеленую улицу». Ни на одну минуту, даже секунду нельзя было задерживать железнодорожный состав, на фронте ждали солдат, продукты, военную технику и снаряжение.

В 1942 году Голышмановский район становится опорным пунктом для многих заводов, фабрик, предприятий и служб города Омска. Существовавшая с 1940 года организация НЧЛес-2 осуществляла заготовку дров для их нужд. В период войны заготовлено по назначению и отправлено по железной дороге 600 тыс. м3 дров. Тяжело было железнодорожникам содержать в полной исправности линию. Труд ручной, а работали в основном женщины.

Фронт и тыл едины

В поле вышли женщины и подростки. Для них были организовали курсы трактористов при Голышмановской школе механизации. Согласно протоколу № 62 заседания бюро Голышмановского райкома ВКП (б) от 1июня 1941 года, школа должна была подготовить 232 тракториста. В 1942 году в Усть-Ламенской МТС из 70 трактористов – 40 женщин, в Ражевской МТС из 65 – 45 женщин, соответственно. В Евсинской МТС 12 женщин работали на тракторах и комбайнах. Все они награждены медалями «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.».


И женщины еще больше трудились в поле, понимая, как важно это обращение. Трудились изо всех сил, забывая о себе и своей семье.

В годы войны на территории Голышмановского района работали следующие предприятия:

Голышмановский льнозавод – выпускал короткий луб;

Убойный пункт – выпускаемая продукция – кровяная колбаса, студень, хозяйственное мыло;

Райпромкомбинат – выпускали сани, колеса, чулки, носки, варежки и многое другое;

Леспромхоз – имел кузницу, столярную мастерскую, занимался дегтекурением;

Лесоучасток облпромсовета – имел деревообделочную мастерскую, занимался корзиноплетением, дегтекурением;

Голышмановская РЗК Главмолоко – выпускали молоко, сливки, сливочное масло, творог, брынзу, простоквашу, плавленый сыр;

Типография – выпускала газету «Колхозный призыв»;

Машинотракторная мастерская Голышмановской МТС – выполняли работы по ремонту тракторов, комбайнов, молотилок, плугов, культиваторов, сеялок;

Лесообделочная мастерская райпотребсоюза – выпускала табуретки, бороны, колодки, ткацкие станки, ведра, кадки, кресла, детские тележки;

Комбинат хлебопродуктов – обеспечивал фронт качественным хлебом. С этой целью был создан хлебоприемный пункт «Почтовый ящик-25», выполнявший госзадания по приемке, отгрузке и хранению зерна;

Артель «Свободный труд». Количество рабочих – около 150 человек. Имелся швейный, сапоговаляльный, вязальный, сапожный цеха, прачечная. Продукцию отправляли на фронт. За годы войны рабочие швейного цеха сшили для солдат 5 тыс. полушубков, 8 тыс. телогреек, около 600 гимнастерок. Выстирали и починили 12 тыс. телогреек и ватных брюк, 15 тыс. гимнастерок и галифе. В сапоговаляльном цехе работали в две смены. За годы войны на фронт отправлено 56 тыс. пар валенок, в день приходилось катать по 30-40 пар. Для этого требовалось много шерсти, взрослые не успевали ее заготавливать, поэтому помогали теребить шерсть школьники. На славу трудились и работники сапожного цеха. Они выполняли заказы фронта и мирного населения. Сшито 7168 пар новой обуви по заказам, отремонтировано 2506 пар обуви. Но больше приходилось работать для фронта. Занимались починкой валенок для солдат, которые приходили на станцию вагонами. Их отдавали в сапожный цех. На фронт было отправлено 23 тыс. пар валенок после ремонта. Отправка происходила торжественно, в виде митинга, на который собирались не только рабочие артели, но и жители поселка. При артели успешно работала прачечная, где трудились девчата 16-17 лет. Они стирали летнюю и зимнюю одежду солдат, а затем отдавали ее на ремонт в швейный цех.


В том же режима работали Артели имени Чкалова и Молотова. Чтобы работа спорилась, в цехах артелей и бригадах рабочие организовали социалистическое соревнование. Война не остановила жизнь. В артели проводилась культурно-массовая и политико-воспитательная работа. Каждый советский праздник и успех на фронте отмечался ударным трудом.

За хорошую работу артелей неоднократно заносилась на районную и кустовую Доску почета, ей вручалось переходящее Красное знамя. А самой главной и дорогой наградой для артельщиков были письма солдат с фронта, в которых они благодарили голышмановцев за их заботу и ударный труд.

В помощь фронту голышмановцы проводили воскресники. Заработанные средства перечисляли в Фонд обороны. Перечислено всего более 56 тыс. рублей. Заготконтора, маслозавод, птицепром вели бесперебойную приемку продуктов от совхозов, колхозов и населения в Фонд обороны.

После ознакомления и получения информации, после посещения краеведческого музея , мы с ребятами присоединились к проекту Жанары Саткеевой и приняли сделали своими руками              « Поезд времени». Поезд времени "Мы вместе ковали Победу" уехал из Р. П. Голышманово в г. Новороссийск. Вместе с ребятами средней группы создали поезд.
За годы войны голышмановцы отправили на фронт 56 тысяч пар валенок.
Во время войны сшили для армии 5000 овчинные полушубков, 8000 телогреек, 12000 ватных брюк, все намолоченное зерно шло на фронт, в хозяйствах оставались только семена.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Они ковали Победу

Ко дню Победы...

Проект "Как ковалась Победа"

проектная деятельность старший возраст...

Квест-игра 9 мая "Они ковали победу!"

Спортивно-музыкальная квест-игра для дошкольников....

Проект "Четвероногие друзья тоже ковали победу на фронте"

Цель проекта: Создание условий для обогащения детей знаниями о ВОВ, воспитание патриотизма, чувства гордости за свою Родину.Пробуждение интереса и уважение к истрии Родины....

Благодарственное письмо Всероссийского творческого конкурса в честь 75-летия Победы «Мои деды ковали Победу!», 18.06.2020 г.

Благодарственное письмо Всероссийского творческого конкурса в честь 75-летия Победы «Мои деды ковали Победу!», 18.06.2020 г....

Благодарственное письмо образовательного портала «Ника» за подготовку участников всероссийского творческого конкурса в честь 75-летия Победы «Мои деды ковали Победу!», июнь 2020

Благодарственное письмо образовательного портала «Ника» за подготовку участников всероссийского творческого конкурса в честь 75-летия Победы «Мои деды ковали Победу!», июнь 202...

Поезд времени – Мы вместе ковали победу!

Подрастающее поколение необходимо воспитывать на героическом прошлом, на уважении к заслугам своих земляков, нет будущего у тех, кто не бережёт и не помнит своё прошлое. Знакомство детей с исто...