картатека
картотека (старшая группа)

Гордеева Светлана Владимировна

картатека пальчиковой гимнастики по патриотическому воспитанию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gimnastika_po_patrioticheskomu.docx41.56 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека пальчиковой гимнастики

по патриотическому воспитанию

Моя страна

«Моя страна»

Посмотрю на карту я:

Вот российская земля.

Есть леса тут и озера,
Горы, реки и моря.
Я люблю тебя, Россия,

Ты же Родина моя!

(вытягивают вперед прямые ладони)

(поочередно соединяют одноименные пальцы рук)

(крепко сжимают в «замок»)
(прикладывают руки к груди)


«Город чудный»

Город чудный, город древний,

Ты вместил в свои концы

И посады, и деревни,

И палаты, и дворцы…

На твоих церквах старинных

Вырастали дерева.

Глаз не схватит улиц длинных…

Это матушка – Москва.

(хлопок, кулачок)

(поочерёдно загибать пальчики)

(сгибать, разгибать пальчики)

«Родная земля!»

Холмы, перелески, (правой рукой)

Луга и поля — 

Родная, зелёная (левой рукой)

Наша земля. 

Земля, где я сделал (правой рукой)
Свой первый шажок,
Где вышел когда-то 
(левой рукой)
К развилке дорог.
И понял, что это 
(правой рукой)
Раздолье полей — 
Частица великой 
(левой рукой)
Отчизны моей. (Г. Ладонщиков)

(Поочерёдное соединение всех пальцев с большим, начиная с указательного и заканчивая мизинцем.)

«Родина»

(Поочерёдное загибаем пальчики начиная с большого и заканчивая мизинцем. Сначала правой рукой, затем левой рукой.)

Вешняя, бодрая, Вечная, добрая,

Трактором вспахана, Счастьем засеяна —

Вся на глазах она С юга до севера!

Родина милая, Родина русая,

Мирная-мирная Русская-русская. ( В. Семернин)

«Мой город»

Я по городу хожу,

Я про город расскажу.

Поликлинники, аптеки, 

Магазины, заводы и библиотеки.

Много здесь жилых домов 

И деревьев, и цветов.

ЦУП, ракета и музей, 

Город нужен для людей. 

 Ходьба на месте

(Сгибают пальцы на обеих руках)

(Разжимать по очереди пальцы)

(Стучать пальчиком о пальчик)

(Хлопки)

«Город- это улицы…»

Город – это улицы, проспекты и дома,

Площади, музеи, парков тишина,

Блеск огромных стекол,

Праздничных витрин,

Быстрое движенье

Прохожих и машин

(Ладонь правой руки лежит на столе;

производить поочередные постукивания пальцами по столу).

(Ладонь левой руки лежит на столе; производить поочередные постукивания пальцами по столу.)

(Разводить пальцы в стороны и соединять.)

(Круговые движения руками, согнутыми в локтях).

(Указательные и средние пальцы «бегут» по столу, остальные сжаты в кулак.)

«Город»

Город – это не только улицы

И небо, что сильно хмурится.

Город – это ещё и прогулки,

Домики, скверы и переулки.

В городе украшенье двора-

Громкая шумная детвора!

Занятие детям найдётся всегда,

Ведь много таят в себе города!

Кто на самокате прокатится чуток,

А кто- то рассматривать будет песок.

Город для всех развлечение,

Одна прогулка – уже приключение

(Сжимают, разжимают кулачки)

(Поочерёдно загибают по одному пальцу.)

(Сжимают, разжимают кулачки)

 (Поочерёдно загибают по одному пальцу.)

(Сжимают, разжимают кулачки)

Край родной.

Здравствуй, солнце золотое! (Потянуться, растопырив пальцы)

Здравствуй, небо голубое! (Помахать «небу»)

Здравствуй, вольный ветерок! (Волнообразные движения кистей рук)

Здравствуй, маленький дубок! (Показать «дубок»- растет от маленького расточка вверх)

Мы живём в одном краю –

Всех я вас приветствую! («Обнимашки»)

«Российская семья»

Живут в России разные народы Массаж пальцев рук

С давних пор,

Одним – тайга по нраву,

Другим – родной простор.

Каждого народа язык свой и наряд Руки вперед, пальцы соединить.

Один черкеску носит,

Другой надел халат.

Одни – рыбак с рожденья, Ладони имитируют плаванье рыбки
Другой – оленевод
Пальцы расставлены в стороны, руки перекрещены над головой.

Одни кумыс готовит, Круговое поглаживание живота рукой

Другой готовит мед. Тыльной стороной ладони вытирают рот.

Одним милее осень Руки опускают сверху вниз, потряхивая кистями.

Другим – милей весна. Приседают, поглаживают «траву».

А Родина – Россия «Домик».

У нас у всех одна. Берутся за руки.

«В День единства будем рядом»

Будем вместе навсегда, (Соединить руки в «рукопожатии»)

Все народности России

В дальних селах, городах!

Вместе жить, работать, строить, (Поочерёдно загибать пальчики правой руки, начиная с большого)

Сеять хлеб, растить детей,

Созидать, любить и спорить,(Поочерёдно загибать пальчики левой руки , начиная с большого)

Охранять покой людей,

Предков чтить, дела их помнить,

Войн, конфликтов избегать,(Указательными пальчиками «погрозить»)

Чтобы счастьем жизнь наполнить, (Сжимать и разжимать кулачки)

Чтоб под мирным небом спать! (Соединить руки в «рукопожатии»)

«Российский флаг»

Российский флаг трёхцветный –

Бело-сине красный:

Белый- цвет чистоты

Синий- неба синевы

Третий- ярко-красный, как рассвет прекрасный

загибают пальчики

поглаживают тыльную сторону то одной, то другой руки

руки вверх ладонями

пальцы рук совместить и напрячь – сделать круглое солнышко, поднимать снизу-вверх – показать как «Солнце всходит»

«Что мы Родиной зовём?»

-Что мы Родиной зовём?

Дом, где мы с тобой живём!

И берёзки, вдоль которых рядом с мамой мы идём

- Что мы Родиной зовём?

Поле…

… с тонким колоском

Наши праздники и песни

Тёплый ветер за окном

- Что мы Родиной зовём?

Всё, что в сердце бережем!

И под небом Синим-синим

Флаг России над Кремлём!

Руки развести в стороны и вниз, поднять плечи вверх

 Показать над головой домик

Руки поднять вверх, расслабить и покачать, как березки качаются от ветра

Руки развести в стороны и вниз, поднять плечи вверх

Руки ладонями вверх развести в стороны, показать широкие поля нашей Родины

ладони совместить, плавными движениями влево-вправо и вверх показать, как растёт колосок

хлопают в ладоши

губы трубочкой – дуть и

одновременно руки в стороны, сгибая

в локтях, показать, как дует ветер

Руки развести в стороны и вниз, поднять плечи вверх

Прижать руки к груди, плечи вперед

Поднять руки вверх и в стороны, посмотреть вверх

Ладони совместить,, большие пальцы прижать к указательным, движение ладонями влево-вправо – показать как колышется флаг на ветру

«Село»

На горе мы видим дом,

Много зелени кругом, (хлопок, кулачок)

Вот деревья, вот кусты,

Вот душистые цветы.

Окружает всё забор,

За забором - чистый двор. (поочерёдно загибаем пальчики)

Моя семья

«Мамочка»

Мамочка, мамочка,

(Поочередно сгибаем пальчики правой руки, начиная с большого)

Любимая моя,

Ведь ты знаешь, мамочка,

(Правую руку сжимаем в кулак, ладошкой левой руки его обхватываем)

Как я люблю тебя.

«Маме помогаем!»

«Дружно маме помогаем – (Выполняют движения по тексту.)

Пыль повсюду вытираем.

Мы белье теперь стираем

Полощем, отжимаем.

Подметаем все кругом –

И бегом за молоком.

Маму вечером встречаем,

Двери настежь открываем,

Маму крепко обнимаем».

«Семья»

Знаю я, что у меня

Дома дружная семья:

(Поднимают руки ладошкой к себе и прижимают к груди.)

Это – мама,

Это – бабушка моя,

Это – папа,

Это – дед.

(В соответствии с текстом в определенной последовательности загибают пальчики: сначала безымянный, затем мизинец, указательный пальчик, средний и большой.)

И у нас разлада нет.

«Дружная семейка»

Этот пальчик большой —

(Руку сжать в кулак, поочередно разгибать пальцы, начиная с большого.)

Это папа дорогой.

Рядом с папой — наша мама.

Рядом с мамой — брат старшой.

Вслед за ним сестренка —

Милая девчонка.

И самый маленький крепыш —

Это славный наш малыш.

Дружная семейка!

(Сжать руку в кулак несколько раз.)

«Семья»

Раз, два, три, четыре! (хлопают в ладоши)

Кто живет в моей квартире?

Раз, два, три, четыре, пять! (хлопают в ладоши)

Всех могу пересчитать:

Папа, мама, брат, сестренка, кошка Мурка,

Два котенка, мой щегол, сверчок и я (поочередное поглаживание- массаж всех десяти пальцев).

Вот и вся моя семья!

«Кто приехал?»

Кто приехал?

Мы, мы, мы!

Мама, мама, это ты?

Да, да, да!

Папа, папа, это ты?

Да, да, да!

Братец, братец, это ты?

Да, да, да!

Ах, сестричка, это ты?

Да, да, да!

Все мы вместе, да, да, да!

(Пальцы обеих рук сложены вместе.)

(Кончики больших пальцев прижаты, а кончики остальных пальцев хлопают.)

(Хлопают кончики больших пальцев.)

(Хлопают кончики указательных).

(Хлопают кончики больших пальцев.)

(Хлопают кончики средних пальцев.)

(Хлопают кончики больших пальцев.)

(Хлопают кончики безымянных.)

Хлопают кончики больших пальцев.) (Хлопают кончики мизинцев. Хлопать в ладоши.)

Мой дом

ДОМ.

Я хочу построить дом,

Чтоб окошко было в нём,

Чтоб у дома дверь была,

Рядом чтоб сосна росла .

Чтоб вокруг забор стоял,

Пёс ворота охранял.

Солнце было,

Дождик шёл,

И тюльпан в саду расцвёл.

Руки над головой "домиком".

Руки перед глазами. Концы пальцев рук сомкнуты в "окошко".

Ладони повёрнуты к себе, сомкнуты боковыми частями

Пальцы растопырены. Руки тянем вверх

Руки перед собой кольцом, пальцы соединены

Одна рука "пёс", мизинец отсоединить от других пальцев.

Скрестить кисти рук, пальцы растопырены.

"Стряхивающие" движения Предплечья прижаты. Пальцы-лепестки смотрят вверх.

Дом

На поляне дом стоит,

Ну а к дому путь закрыт.

Мы ворота открываем,

В этот домик приглашаем

«крышу» дома - пальцы левой и правой рук соединены.

Правая и левая руки повернуты ладонями к себе, средние пальцы соприкасаются друг с другом, большие пальцы — вверх («ворота»).

Ладони разворачиваются параллельно друг другу

Руки ладонями вверх. «зовём» гостей

«Дом»

На горе мы видим дом.

Много зелени кругом 

Вот деревья, вот кусты.

Вот душистые цветы. 

Окружает все забор.

За забором – чистый двор.

Мы ворота открываем.

К дому быстро подбегаем.

В дверь стучимся:

«Тук – тук – тук!»

Кто –то к нам идет на стук 

(Кистями рук сложить « домик»

(Волнообразное движение кистями рук.)

(Руками изобразить деревья, кусты)

(Пальцами показать бутон, распускающийся цветок )

(Пальцами показать забор)

(Погладить ладонями стол)

(Кистями рук показать ворота, как ворота открываются)

(Пальцами быстро « пробежаться» по столу)

(Постучать кулаками по столу)

(Ладонь приставить к правому уху: прислушаются.)

«Наш дом»

В нашей комнате — столовой

(На каждое название мебели загибаем пальцы на обеих руках, начиная с больших.)

Есть отличный стол дубовый,

Стулья — спинки все резные,

Ножки гнутые, витые, И ореховый буфет

Для варенья и конфет.

В комнате для взрослых — спальне —

Есть для платьев шкаф зеркальный,

Две широкие кровати С одеялами на вате

И березовый комод, Мама там белье берет.

А в гостиной кресла есть, Телевизор смотрят здесь.

Есть диван и стол журнальный,

В стенке — центр музыкальный.

Наша армия

«Солдаты на параде»

Аты-баты, шли солдаты,                        ( Дети ходят на месте.)

Аты-баты, на базар,                                  (Ритмично хлопают.)

Аты-баты, что купили?              (Рисуют правой рукой в воздухе вопрос.

Аты-баты, самовар.                     (Руки кладут на пояс, слегка наклоняются назад, выпятив живот вперед.)

 Аты-баты, сколько стоит?       (Рисуют правой рукой в  воздухе вопрос)

Аты-баты, три рубля.          (Изображаютчто  отсчитывают деньги.

Аты-баты, кто выходит?    (Рисуют правой рукой в воздухе  вопрос.)

Аты-баты, это я.               (Указательным пальцем   показывают на себя)

«Смелый капитан»

На корабле из дальних стран (Показать «корабль».)

Плывет отважный капитан. (Показать капитана.)

Из тесной рубки у штурвала, (Крутят штурвал.)

В бинокль видел он немало. (Смотрят в «бинокль».)

«Наша армия»

Аты - баты, аты - баты!

(Поочерёдно «шагают» указательным и средним пальцами правой и левой руки. )
На парад идут солдаты! 
Вот идут танкисты, 
Потом артиллеристы,
А потом пехота –
Рота за ротой. 

«Пограничник».

Пограничником я буду,

(Сжимать и разжимать пальцы в кулаки одновременно на обеих руках.)
Чтоб границы защищать,

(Соединять одноименные пальцы обеих рук, начиная с больших.)
И страна могла спокойно

(Разъединять одноименные пальцы, начиная с мизинцев.)
Крепким сном ночами спать.

(Соединять все пальцы обеих рук по очереди с большим.)

«Барабан».

Левой, правой!     ( Стучат по столу левой, )

Левой, правой!     (затем правой рукой.)

На парад  идет отряд     («Ходят» пальчиками по столу вперед-назад )

На парад   идет отряд     («Ходят»  пальчиками по столу вперед-назад )

Барабанщик очень рад: (ритмично стучат кулачками по столу.)

Барабанит, барабанит

Полтора часа подряд!

«Бойцы-молодцы»

Пальцы эти-все бойцы (растопырить пальцы на обеих руках)

Удалые молодцы

(Сжать пальцы в кулак. Положить обе руки на стол ладонями вниз. По мере чтения стихотворения над столом приподнимать соответствующие пальцы на обеих руках одновременно, а остальные пальцы крепко прижимать к столу)

Два - больших и крепких малых.

И солдат в боях бывалых (приподнять два больших пальца)

Два гвардейца-храбреца (приподнять указательные пальцы)

Два – сметливых храбреца (приподнять средние пальцы)

Два – героя безымянных.

Но в работе очень рьяных (приподнять безымянные пальцы)

Два мизинца – коротышки (приподнять мизинцы)

Очень славные мальчишки! (хлопнуть ладонями по столу)

День Победы

«Наши деды-славные победы»

Что такое день победы? (Рисуют вопрос пальчиками в воздухе.)

Это праздник! (Вытягивают руки вперёд ладошками вверх.)

Ордена и награды боевые. (Кулачки прижимают к груди.)

И салюты золотые, (Поднимают руки вверх, пальчики растопырив на обеих руках.)

И тюльпанчики цветные, (Показывают руками бутон.)

И чистая земля. (Рисуют большой круг в воздухе).

«Сегодня праздник всех отцов»

Сегодня праздник всех отцов, (Сжимают и разжимают пальцы)

Всех сыновей, всех кто готов, ( Хлопают в ладоши

Свой дом и маму защитить, (Из ладошек делают «домик», руки прикладывают к сердцу)

Всех нас от бед отгородить! (Сжимают и разжимают пальцы)

«На параде»

Как солдаты на параде, (Сжимаем, разжимаем кулачки.)

Мы шагаем ряд за рядом,

Левой — раз, левой — раз, (Хлопки в ладоши).

Все захлопали в ладошки —

Дружно, веселей!

Застучали наши ножки

Громче и быстрей!

«Наша армия»

Аты — баты, аты — баты!

(поочерёдно «шагают» указательным и средним пальцами правой и левой руки)

На парад идут солдаты!

Вот идут танкисты,

Потом артиллеристы,

А потом пехота –

Рота за ротой.

«День Победы»

Что такое День Победы, (Рисуем пальчиками в воздухе вопрос)

Это праздник, ордена, (кулачок прикладывают к груди)

И награды боевые,

И салюты золотые, (руки вверх, пальцы растопырив на обеих руках)

Тюльпанчики цветные, (показываем руками бутон)

И чистая земля! (рисуем в воздухе большой круг)

Природа

«Красоты России»

(цвет цветков – в цвет полос флага)

Эти белые цветки распускают лепестки 

руки согнуты в локтях, запястья соединить, пальчики развести в стороны- распускаются цветы

Ветерок чуть дышит – лепестки колышет 

пошевелить пальчиками

и собрать пальчики - соединить в «бутон»

Наши синие цветки распускают лепестки 

пальчики развести в стороны - распускаются цветы

Ветерок чуть дышит, лепестки колышет

 пошевелить пальчиками

и собрать пальчики- соединить в «бутон»

Наши красные цветки закрывают лепестки, 

пальчики развести в стороны- распускаются цветы

Головой качают, тихо засыпают

 пошевелить пальчиками

и собрать пальчики- соединить в «бутон» и ритмично покачать

«Русские берёзки»

На лесной опушке ладони в стороны

Стоят подружки правая ладонь вверх, левая- вниз - пальцами рук сделать замок

Платьица белёные руки понять вверх, расслабить и покачать ими

Кудри зелёные руками вскинуть волосы снизу-вверх

«День народного единства»

«Город чудный»

Город чудный, город древний,

Ты вместил в свои концы (хлопок, кулачок)

И посады, и деревни,

И палаты, и дворцы…

На твоих церквах старинных

Вырастали дерева. (поочерёдно загибать пальчики)

Глаз не схватит улиц длинных…

Это матушка – Москва. (сгибать, разгибать пальчики)

«Родная земля!»

(Поочерёдное соединение всех пальцев с большим, начиная с указательного и заканчивая мизинцем.)

Холмы, перелески,(правой рукой)

Луга и поля —

Родная, зелёная (левой рукой)

Наша земля.

Земля, где я сделал (правой рукой)

Свой первый шажок,

Где вышел когда-то (левой рукой)

К развилке дорог.

И понял, что это (правой рукой)

Раздолье полей —

Частица великой (левой рукой)

Отчизны моей. (Г. Ладонщиков)

«Сегодня праздник всех отцов.»

Сегодня праздник всех отцов, (Сжимают и разжимают пальцы)

Всех сыновей, всех кто готов, ( Хлопают в ладоши)

Свой дом и маму защитить, (Из ладошек делают «домик», руки прикладывают к сердцу)

Всех нас от бед отгородить! (Сжимают и разжимают пальцы)

«Семья»

Как у нас семья большая хлопают в ладоши

Да веселая и ударяют кулачок об кулачок попеременно 

Два у лавки стоят, Загибают большие пальцы 

Два учиться хотят. Загибают указательные пальцы

Два Степана сметаны объедаются. Загибают средние пальцы

Две Дашки у кашки питаются. Загибают безымянные пальцы

Две Ульки в люльке качаются. Загибают мизинцы

Моя семья

Знаю я, что у меня поднимают руку ладонью к себе

Дома дружная семья:

Это – мама, в определенной последовательности загибают пальцы

Это – я,

Это – бабушка моя,

Это – папа,

Это – дед.

И у нас разлада нет. соединяют руки в «замок»

* * *

Дружно маме помогаем –

Пыль повсюду вытираем. Движения по тексту

Мы белье теперь стираем

Полощем, отжимаем.

Подметаем все кругом –

И бегом за молоком.

Маму вечером встречаем,

Двери настежь открываем,

Маму крепко обнимаем.

* * *

Много мам на белом свете, разводят руки в разные стороны, затем крепко

Всех их очень любят дети! обхватывают себя за плечи

Журналист и инженер, поочерёдно сгибают пальчики, начиная с мизинца,

Повар, милиционер,

Швея, кондуктор и учитель,

Врач, парикмахер и строитель –

Мамы разные нужны, сжимают обе ладошки в «замочек»

Мамы разные важны! разводят руки, поднимают ладошками вверх

«Дружба. Детский сад»

Дружат в нашей группе пальцы рук соединяют

Девочки и мальчики. в замок (несколько раз) 

Мы с тобой подружим

Маленькие пальчики.

Раз, два, три, четыре, пять пальцы с мизинчика поочередно 

Начинаем мы считать. соединяют друг с другом

Раз, два, три, четыре, пять

Мы закончили считать Руки вниз, встряхивают кистями

* * *

Доброе утро, здравствуй, Иван! Ладони обращены друг к другу

Доброе утро, здравствуй, Степан! пальчики здороваются

Доброе утро, здравствуй, Сергей!

Доброе утро, здравствуй, Матвей!

Доброе утро, здравствуй, Никитушка!

«Город. Страна»

«Наш город»

Рано утром мы встаём потягивание

Город видим за окном «окно»

Он проснулся, он живёт потягивание

Нас на улицу зовёт ходьба на месте 

Дома бывают разные показ руками 

Высокие и низкие руки вверх-вниз 

Далёкие и близкие руки - вперёд, прижать к груди

Деревянные, панельные, загибаем пальцы «счёт»

Кирпичные , разводим руки в стороны

Вроде бы обычные

Мы живём, мы растём ходьба на месте

В нашем городе большом.

Раз, два, три, четыре, пять -

Вышли пальчики гулять.

Раз, два, три, четыре, пять -

В домик спрятались опять.

Исходное положение. Пальцы сжать в кулачок. Разгибаем пальцы Поочерёдно разгибать пальчики, начиная с большого.

Ритмично сжимаем и разжимаем пальцы. 

сгибаем все пальцы в кулак по очереди, начиная с мизинца Ритмично разжимаем и сжимаем пальцы в кулик.

Домик

Город

Дети выполняют движения в соответствии с текстом стихотворения.

Мы по улице шагаем, Этажи в домах считаем:

Раз этаж, два этаж – Двухэтажный домик наш.

По бульвару мы шагаем, Липы с клёнами считаем:

Одна, два, три, четыре, пять… Трудно нам их сосчитать.

Поспешим, прибавим ходу, Подойдём мы к переходу.

К светофору подошли, Красный свет мигнул нам: «Жди!»

Вот уж желтый свет погас,

Зелёный – пропускает нас.

Мостик

Мы над речкой из дощечек

Строим мостик золотой.

Через мостик человечек

Гонит козочку домой.

Большой и указательный пальцы левой руки выпрямить, расположить параллельно друг другу и соединить с большим и указательным пальцами правой руки. Остальные пальцы (средний, безымянный и мизинец) выпрямить, прижать друг к другу и удерживать в таком положении.

Город – это улицы, проспекты и дома,

Площади, музеи, парков тишина,

Блеск огромных стекол,

Праздничных витрин,

Быстрое движенье

Прохожих и машин

Ладонь правой руки лежит на столе; производить поочередные постукивания пальцами по столу.

Ладонь левой руки лежит на столе; производить поочередные постукивания пальцами по столу.

Разводить пальцы в стороны и соединять.

Круговые движения руками, согнутыми в локтях.

Указательные и средние пальцы «бегут» по столу, остальные сжаты в кулак.

«Транспорт»

Автобус, троллейбус, машина, трамвай –

О них ты на улице не забывай. соединение пальцев по очереди с большим

В морях – корабли, ледоколы, суда, то же пальцами другой руки

Они очень редко заходят сюда.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

картатека игр для развития речевого дыхания

Хорошо поставленное речевое дыхание обеспечивает правильное произношение звуков, слов и фраз.Для того чтобы научиться выговаривать многие звуки ( «С», «З». «Ш». «Ж», «Р» )ребенок должен делать достато...

Картатека пальчиковых игр "Веселые пальчики"

Пальчиковые игры помогают  в игровой форме развивать моторику ребёнка.        Пальчиковые игры оказывают стимулирующее влияние на развитие речи ребёнка.      ...

картатека дыхательной гимнастики

дыхательные упражнения для детей детского сада....

Картатека подвижных игры средней группы

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждениедетский сад № 81 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детейВыборгского рай...