«Пальчиковые игры, как основа развития речи у детей раннего возраста»
методическая разработка

Арефьева Елена Юрьевна

Методическая разработка

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodika_palchikovaya_gimnastika.doc39 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка

«Пальчиковые игры, как основа развития речи у детей раннего возраста»

Арефьева Елена Юрьевна

Воспитатель МОУ СОШ № 11 г. Люберцы

Дошкольный возраст – важный и неповторимый период в развитии ребенка, особенно в плане развития его речи. Без формирования чистой и правильной речи невозможно приобретать навыки общения и учиться строить отношения с окружающим миром. При нормальном развитии овладение правильным звукопроизношением у дошкольников заканчивается к 4-5 годам. Но иногда в силу ряда причин этот процесс затягивается.

В наш век «высоких технологий» и глобальной компьютеризации общества, уровень развития речи и коммуникативных навыков дошкольников оставляет желать лучшего.

Возраст от рождения до трех лет считается уникальным, стратегически важным для всего последующего развития человека. Именно в этом возрасте педагоги и родители должны создать необходимые условия для развития у детей мелкой моторики рук. Развитие мелкой моторики - главный фактор, способствующий развитию речи.

Для детей дошкольного возраста пальчиковая гимнастика играет важную роль. Во время занятий развивается мелкая моторика, рука хорошо подготавливается к письму. Ручку держат три пальчика, рука ребенка сильно устает от такой нагрузки, а в играх каждый пальчик задействован, эффект развития мелкой моторики увеличивается, речь формируется правильно.

Пальчиковая гимнастика оказывает влияние на:

  • Развитие осязания и повышение внимания малыша к тактильным ощущениям. Он лучше начинает понимать такие свойства предметов окружающего мира, как тепло – холодно, гладкие – шершавые, легкие – тяжелые, их разницу в величине, объеме и других параметрах.

  • Развитие мелкой моторики, которая важна и для речевой активности ребенка, и для общего развития мозга, и для умения писать, когда его дождется школа.

Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников незаменима. Ведь одновременно задействованы и руки малыша, которые активизируют работу мозга, и восприятие речи. Игровые движения сопровождаются словами, которые тоже являются важной частью игры. Это развивает внимание и память дошкольника.

Огромную роль в развитии речи ребенка играет сформированность мелкой моторики. Не случайно в старину мудрые люди играли в пальчиковые потешки, а их мудрые дети донесли эти игры до наших дней. Значит, чувствовали полезность таких занятий, хотя понятия не имели, что много позже ученые обнаружат на коре головного мозга соседство речевой моторной зоны (центр Брока) и двигательной, которая отвечает за кисти рук, то есть еще наши предки, совершенствуя мелкую моторику, совершенствовали речь.

Наконец, умение сгибать и разгибать пальчики, точно и скоординировано управлять ими имеют и простую практическую пользу. Только хорошо владея мелкими и точными движениями, ребенок сможет научиться застегивать пуговицы и липучки, завязывать шнурки, лепить, рисовать и прочее.

Игры с пальчиками развивают мозг ребенка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию. Простые движения помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и расслабить мышцы всего тела. Они способны улучшить произношение многих звуков. В общем, чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше ребенок говорит. Руки имеют самое большое «представительство» в коре головного мозга, поэтому именно развитию кисти принадлежит важная роль в формировании головного мозга и становлении речи. И именно поэтому словесная речь ребенка начинается, когда движения его пальчиков достигают достаточной точности. Руки как бы подготавливают почву для последующего развития речи. Кроме того, целью занятий по развитию ловкости и точности пальцев рук является развитие взаимосвязи между полушариями головного мозга и синхронизация их работы.

Использование пальчиковых игр в период адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения:

- пальчиковые игры позволяют наладить доверительные отношения между взрослым и ребенком;

- помогают детям преодолеть стрессовые ситуации, связанные с протеканием процесса адаптации;

- пальчиковые игры дарят малышам минуты радости, вызывают у них положительное отношение к детскому саду.

Пальчиковые игры имеют следующие характеристики:

- универсальность - можно играть в любом месте в любое время;

- кратковременность - обычно не более 2-5 минут;

- активный, но безопасный телесный контакт в групповых играх;

- невербальное общение в играх - «молчанках», использование языка жестов;

- наличие множества вариантов одной и той же игры с изменяющимися правилами: постепенное усложнение как двигательных, так и мыслительных задач.

В сравнении с другими методами развития пальчиковая гимнастика для детей дошкольного возраста имеет ряд преимуществ:

• развитие сразу нескольких навыков;

• игра всегда с собой;

• большое разнообразие игр;

• глубокое творческое развитие.

Для занятий не нужно выбирать время и место, их устроить можно где угодно и когда угодно.

Что происходит, когда ребёнок занимается пальчиковой гимнастикой?

Во-первых, выполнение упражнений и ритмических движений пальцами индуктивно приводят к возбуждению речевых центров головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что в конечном итоге, стимулирует развитие речи.

Во-вторых, игры с пальцами создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребёнка.

В-третьих, ребёнок учится концентрировать своё внимание и правильно его распределять.

В-четвёртых, если ребёнок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то его речь станет белее чёткой, ритмичной, яркой.

В-пятых, развивается память ребёнка, так как он учится запоминать определенные положения рук и последовательность движений.

В-шестых, у ребёнка развивается воображение и фантазия.

В-седьмых, в результате освоения упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.

Пальчиковая гимнастика подразумевает чередование движений, расслабление, сжатие и растяжение. Перед любым занятием ребенка важно настроить эмоционально, рассмотреть иллюстрации к упражнениям, обсудить содержание, при необходимости отработать требуемые жесты.

Основные рекомендации:

1. Не стоит проводить игру холодными руками, нужно согреть их в теплой воде или растереть ладони.

2. О новых персонажах, нужно рассказать малышу до начала игры.

3. Важно использовать максимально выразительную мимику.

4. Делайте небольшие паузы, отвлекайтесь.

5. Постепенно заменяйте игры на новые и усложняйте их.

6. Проводите время весело и поощряйте малыша зав успехи.

7. Нужно стараться, чтобы в игре участвовали все пальчики, особенно мизинчик и безымянный.

Специалисты рекомендуют уделить пальчиковой гимнастике несколько минут, и ребенок сделает еще один шаг на пути к успешной учебе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка «Пальчиковые игры, как основа развития речи у детей раннего возраста»

АннотацияВ последние годы отмечается тенденция на увеличение количества детей, имеющих проблемы в речевом развитии, которые посещают детские сады. Возраст от рождения до трех лет считается уника...

Пальчиковые игры, как основа развития речи у детей раннего возраста.

Детям дошкольного возраста очень нравиться разучивать пальчиковые игры. Развитие моторики пальцев как бы подготавливает почву для последующего формирования речи....

Методическая разработка на тему: «Пальчиковые игры, как основа развития речи у детей раннего возраста».

Актуальность             «Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев.     От пальцев, образно говоря, идут тончайшие н...

Методическая разработка «Пальчиковые игры, как основа развития речи у детей раннего возраста»

АннотацияВ последние годы отмечается тенденция на увеличение количества детей, имеющих проблемы в речевом развитии, которые посещают детские сады. Возраст от рождения до трех лет считается уникальным,...

Методическая разработка "Пальчиковые игры, как основа развитие речи у детей раннего возраста"

В последние годы отмечается тенденция на увеличение количества детей, имеющих проблемы в речевом развитии, которые посещают детские сады. Возраст от рождения до трех лет считается уникальным, стратеги...

«Пальчиковые игры, как основа развития речи у детей раннего возраста»

laquo;Пальчиковые игры, как основа развития речи у детей раннего возраста»...

Методическая разработка "Пальчиковые игры,как основа развития речи у детей раннего возраста"

Методическая разработка "Пальчиковые игры, как основа развития речи у детей раннего возраста"Бережная Альвина АркадьевнаВоспитатель МАДОУ МО "Центр- детский сад №118 Золотой...