Рабочая программа дополнительного образования кружка «Мастерская Самоделкина и Карандаша»
электронный образовательный ресурс (старшая, подготовительная группа)

Брыкина Ирина Николаевна

Актуальность программы заключается в том, что она является комплексной, вариативной, предполагает формирование ценностных эстетических ориентиров, художественно-эстетической оценки и овладение основами творческой деятельности, даёт возможность каждому воспитаннику реально открывать для себя волшебный мир искусства, проявить и реализовать свои творческие способности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_kruzhka.docx174.54 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа дополнительного образования

кружка

«Мастерская Самоделкина и Карандаша»

https://mkdou31.edumsko.ru/uploads/2000/1179/section/395068/59778/14956251829746457.jpg?1511163112526

Направление: художественно-эстетическое

Возраст детей:5-7 лет

Руководитель кружка:

воспитатель

Брыкина И. Н.

Пояснительная записка

В формировании личности ребенка неоценимое значение имеют разнообразные виды художественно-творческой деятельности: рисование, лепка, вырезание из бумаги фигурок и наклеивание их, создание различных конструкций из природных материалов и т. д.

      Такие занятия дарят детям радость познания, творчества. Рисуя, мастеря, ребёнок отражает не только то, что видит вокруг, но и проявляет собственную фантазию. А поскольку изобразительная деятельность является источником хорошего настроения, следует поддерживать и развивать интерес ребёнка к творчеству.

        Становление эстетического отношения у дошкольников происходит на основе практического интереса в развивающей деятельности и реализуется в активном участии,  не в созерцательном сопереживании. Художественная деятельность выступает как ведущий способ формирования личности ребёнка.

        Дошкольник в своём эстетическом развитии проходит путь от элементарного наглядно- выразительными средствами.

        Процесс обучения изобразительной деятельности строится на взаимодействии ребёнка с педагогом и детьми. В процессе такого взаимодействия выстраиваются отношения, формируется личность человека. В изобразительной деятельности возможно успешное развитие таких качеств личности как самостоятельность, инициативность, коммуникативность.

        Таким образом, изобразительная  деятельность важна не столько для овладения умением рисовать, лепить, сколько для  общего личностного развития ребёнка.

        Изобразительное искусство располагает многообразием материалов и техник. Зачастую ребенку недостаточно привычных, традиционных способов и средств, чтобы выразить свои фантазии.

Проанализировав авторские разработки, различные материалы, а также  опыт работы с детьми, накопленный на современном этапе отечественными  педагогами-практиками, я заинтересовалась возможностью применения нетрадиционных техник изображения во всех видах деятельности (рисовании, лепке и аппликации), в работе с дошкольниками для развития воображения, творческого мышления и творческой активности. Нетрадиционные техники  демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Несомненно, достоинство таких техник является универсальность их использования. Технология их выполнения интересна и доступна как взрослому, так и ребенку.

Именно поэтому, нетрадиционные методики очень привлекательны для детей, так как они открывают большие возможности выражения собственных фантазий, желаний и самовыражению в целом.

Используемые методы:

– позволяют развивать специальные умения и навыки, подготавливающие руку ребенка к письму;

– дают возможность почувствовать многоцветное изображение предметов, что влияет на полноту восприятия окружающего мира;

– формируют эмоционально – положительное отношение к самому процессу рисования;

– способствуют более эффективному развитию воображения, восприятия и, как следствие, познавательных способностей.

Актуальность. Актуальность программы заключается в том, что она является комплексной, вариативной, предполагает формирование ценностных эстетических ориентиров, художественно-эстетической оценки и овладение основами творческой деятельности, даёт возможность каждому воспитаннику реально открывать для себя волшебный мир искусства, проявить и реализовать свои творческие способности.

Цели программы:

- познакомить детей с нетрадиционной художественной техникой;

- развитие самостоятельности, творчества, индивидуальности детей;

- развитие художественных способностей, путём экспериментирования с различными материалами, нетрадиционных художественных техник.

Задачи программы:

1) Знакомство с нетрадиционными техниками изображения и применение их

на практике;

2) Развитие творчества дошкольников в процессе создания образов,

используя различные изобразительные материалы и техники;

3) Выявление способностей у детей  дошкольного возраста к изодеятельности, посредством проведения запланированных мероприятий.

Срок реализации программы.

Программа рассчитана для детей  от 5 до 7 лет  (на 2 года).

Особенности организации образовательного процесса: группы формируются  по возрасту и делятся на подгруппы:

      Первый год обучения (старшая) – 5-6  лет;

      Второй  год обучения  (подготовительная) – 6-7  лет;

Настоящая программа способствует решению следующих задач. 

Первый год является вводным и направлен на первичное знакомство с нетрадиционными техниками изобразительной деятельности.

Старшая группа (5-6 лет):

Задачи:

 Помогать детям в создании выразительных образов, сохраняя непосредственность и живость детского восприятия. Деликатно и тактично способствовать развитию содержания, формы, композиции, обогащению цветовой гаммы рисунков, аппликаций, поделок;

 Постепенно, с учетом индивидуальных особенностей, повышать требования к изобразительным и коммуникативным умениям и навыкам детей, не делая их предметом специальных учебных знаний;

 Способствовать возникновению у ребенка ощущения, что продукт его деятельности интересен другим (педагогу, детям, родителям, сотрудникам детского сада).

Подготовительная к школе  группа(6-7 лет):

Задачи:

     Развивать способность к нетрадиционным изобразительным техникам; развивать художественное восприятие, образное мышление, воображение,творчество;  создавать условия для самостоятельного выбора художественных инструментов и материалов, в соответствии с характером и спецификой задуманного образа, продолжать знакомить с нетрадиционными художественными техниками; развивать цветовое восприятия  в целях обогащения колористической гаммы рисунков, аппликаций и поделок;

      воспитывать творческую индивидуальность (быть оригинальным в выборе сюжета), самостоятельность; прививать основы культуры труда: общение в коллективе, взаимопомощи при выполнений работ; формировать потребность в самоорганизации (положительная самооценка, аккуратность, бережливость, трудолюбие).

     Основные принципы:

  1. Принцип интегративности (взаимосвязь и взаимопроникновение разных видов искусства)
  2. Принцип доступности (весь предлагаемый материал должен быть доступным пониманию ребёнка)
  3. Принцип опоры на интерес (все занятия интересны ребёнку)
  4. Принцип адекватности (учёт возрастных особенностей детей)
  5. Принцип креативности (творчества) и коллективности
  6. Принцип наглядности
  7. Принцип повторности материала 
  8. Принцип сотрудничества (совместная работа с родителями);

При проведении занятий учитывается:

  • уровень знаний, умений и навыков воспитанников
  • самостоятельность ребенка
  • его активность
  • его индивидуальные особенности
  • особенности памяти, мышления и познавательные интересы

Программа составлена с учетом реализации  образовательных областей: 

 1. «Речевое развитие». В процессе работы кружка используется прием комментирования. В процессе обыгрывания сюжета и самого рисования ведется непрерывный разговор с детьми, дети друг с другом рисования обсуждают свою работу. Использование на занятиях художественного слова: потешек, загадок. Выполняя практические действия, малыши способны усвоить много новых слов и выражений активного и пассивного словаря детей, развитие коммуникативной функции речи, развитие связной речи.

2. «Познавательное развитие». Для занятий по изодеятельности подбираются сюжеты близкие опыту ребенка,  позволяют уточнить уже усвоенные им знания, расширить их, применить первые варианты обобщения. На занятиях дети узнают о различных явлениях природы, о жизни людей, о жизни животных, занятия по изодеятельности способствуют усвоению знаний о цвете, величине, форме, количестве предметов и их пространственном расположении.

3. «Художественно – эстетическое развитие».  Использование рисунков в оформлении к праздникам, музыкального оформления для создания настроения и лучшего понимания образа, выражения собственных чувств.

4. «Физическое развитие». Использование физминуток, пальчиковой гимнастики, работа по охране зрения и предупреждению нарушения осанки.

Используемые нетрадиционные техники:

  • оттиск поролоном;
  • монотипия;
  • рисование пальчиком, ладошкой;
  • пластилинография;
  • рисование солью;
  • рисование манкой;
  • рисование краской на ткани;
  • рисование на снегу;
  • работа с пляжной крошкой  и ракушками (изготовление магнитов, подставок);
  • работа с тыквенными семечками , скорлупой от орехов;
  • работа с бумагой (аппликация из салфеток, ватных дисков);
  • работа с лотками из под яиц

Каждый из этих техник – это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения. К тому же эта работа способствует развитию координации движений, внимания, памяти, воображения, фантазии. Дети неограниченны в возможностях выразить в рисунках свои мысли, чувства, переживания, настроение. Использование различных приемов способствуют выработке умений видеть образы в сочетаниях цветовых пятен и линий и оформлять их до узнаваемых изображений. Занятия кружка не носят форму «изучения и обучения». Дети осваивают художественные приемы и интересные средства познания окружающего мира через ненавязчивое привлечение к процессу изодеятельности. Занятие превращается в созидательный творческий процесс педагога и детей при помощи разнообразного изобразительного материала, который проходит те же стадии, что и творческий процесс художника. Этим занятиям отводится роль источника фантазии, творчества, самостоятельности.

Разнообразие способов изображения рождает у детей оригинальные идеи, развивает речь, фантазию и воображение, вызывает желание придумывать новые композиции, развивается умение детей действовать с различными материалами.

Организация занятий кружка.

Кружок посещают дети старшей и подготовительной к школе группы. Занятия проводятся 1 раз в неделю. Продолжительность занятия 20-30 минут.

Занятия состоят из вводной, продуктивной и заключительной частей.

      Целью вводной части занятия – настроить группу на совместную работу, установить эмоциональный контакт с детьми. Основные процедуры работы – чтение сказки, игры по темам, слушание мелодий, релаксация, рассматривание альбомов, произведений искусства, беседы о художниках.

      Вторая часть – продуктивная. На эту часть приходится основная смысловая нагрузка всего занятия. В неё входят художественное слово, игры, объяснение материала, показ, рассказ воспитателя, рассматривание иллюстраций, репродукций, направленные на активизацию познавательной активности, развитие творческих способностей дошкольников.

     Третья часть -  завершающая. Цель этой части занятия закрепление полученных знаний посредством создания коллективных работ. Так, например, на занятии дети делают весёлые мухоморчики, а потом они наклеиваются на панно.

Необходимо учитывать в работе на занятиях:
Индивидуальные возможности детей: 
•    умение использовать изобразительные материалы;
•    умение работать только левой рукой;
•    быстрое выполнение задания;
•    страх плохого результата рисования;
•    уровень развития детей;
•    создание необходимых условий для экспериментирования с изобразительными материалами и техниками рисования.

Приемы и методы используемые на занятиях кружка:

  • Информативно – рецептивный метод включает следующие приемы:

- рассматривание;

- наблюдение;

- экскурсия;

- образец воспитателя;

- показ воспитателя.

  • Словесный метод включает в себя:

- беседу;

- рассказ, искусствоведческий рассказ;

- использование образцов педагога;

- художественное слово.

  • Репродуктивный метод включает в себя:

- прием повтора;

- выполнение формообразующих движений рукой.

Все методы используются в комплексе.

При проведении занятий я придерживаюсь основных правил:

1. Использую  приемы транслирования информации.

2. Отбираю тематическое содержание.

3. Главный герой творчества для меня – ребенок.

4. Не стремлюсь сразу исправить действия ребенка.

5. Не только рассказываю о том, что нарисовано, но и показываю посредством изобразительных действий.

7.Активно использую физкультминутки, сопровождаемые  комментированной речью.

Формы проведения итогов реализации рабочей программы:

  •  Организация ежемесячных выставок детских работ для родителей.
  •  Тематические выставки в ДОУ.
  •  Участие в выставках и конкурсах в течение года.
  •  Творческий отчет воспитателя – руководителя кружка.
  •  Оформление эстетической развивающей среды в группе.
  • Показатели прохождения рабочей программы:
  • Узнают много об окружающем мире, т.к.  занятия проходят по определенным  темам.
  • Учатся использовать в одной работе разные изобразительные материалы.
  • Учатся рисовать различными материалами.
  • Используют в работе разные дополнительные материалы .
  • Развивать навыки по составлению сюжетов.
  • Дети учатся цветоведению.
  • Экспериментируют.
  • Учатся уважительному отношению к работам товарищей при этом объективно оценивать свою работу.

Преемственность:

  •  сформировать умения и навыки,
  •  развивать личностные качества.

Ожидаемые результаты: овладение детьми определенными знаниями, умениями, навыками в процессе рисования, лепки и аппликации, выявление и осознание ребенком своих способностей, сформированность способов самоконтроля.

В силу индивидуальных особенностей, развитие творческих способностей не может быть одинаковым у всех детей, поэтому на занятиях я даю возможность каждому ребенку активно, самостоятельно проявить себя, испытать радость творческого созидания. Все темы, входящие в программу, изменяются по принципу постепенного усложнения материала.

Оценка: диагностическое обследование по сформированности уровня художественно-эстетического развития детей  проводится два раза в год (сентябрь, май).

 Заключение
Целенаправленное руководство со стороны педагога способствует успешному развитию детского изобразительного творчества, в том числе при освоении техник изобразительной деятельности, которые дарят детям радость познания, творчества. В процессе работы, моей основной задачей стало – подвести ребёнка к самостоятельному поиску и выбору способов и средств выразительного воплощения в рисунке, аппликации и поделке своего замысла, своих чувств и переживаний при помощи разнообразных художественных материалов. Освоение многообразных техник изобразительной деятельности предоставляет возможность почувствовать свойства изобразительных материалов, способы использования и их выразительные возможности.

Анализ продуктов изобразительной деятельности.

1.Содержание изображения (полнота изображения образа )

Анализ детских работ представляет собой краткое описание созданного каждым ребёнком изображения.

2.Передача формы:

  • форма передана точно;
  • есть незначительные искажения;
  • искажения значительные, форма не удалась.

3.Строение предмета:

  • части расположены верно;
  • есть незначительные искажения;
  • части предмета расположены неверно.

4.Передача пропорции предмета в изображении:

  • пропорции предмета соблюдаются;
  • есть незначительные искажения;
  • пропорции предмета переданы неверно.

5.Композиция (для более полной и точной характеристики овладения детьми композицией выделены две группы показателей):

а) расположение изображений на листе;

  • по всему листу;
  • на полосе листа;
  • не продумана, носит случайный характер;

б) соотношение по величине разных изображений, составляющих картину:

  • соблюдается пропорциональность в изображении разных предметов;
  • есть незначительные искажения;
  • пропорциональность разных предметов передана неверно.

6.Передача движения:

  • движение передано достаточно чётко;
  • движение передано неопределённо, неумело;
  • изображение статичное.

7.Цвет (в этом критерии также выделены две группы показателей: первая характеризует передачу реального цвета предметов и образцов декоративного искусства, вторая – творческое отношение ребёнка к цвету, свободное обращение с цветом):

а)цветовое решение изображения:

  • передан реальный цвет предметов;
  • есть отступления от реальной окраски;
  • цвет предметов передан неверно;

б) разнообразие цветовой гаммы изображения, соответствующей замыслу и выразительности изображения:

  • многоцветная или ограниченная гамма – цветовое решение соответствует замыслу и характеристики изображаемого;
  • преобладание нескольких цветов или оттенков в большей степени случайно;
  • безразличие к цвету, изображение выполнено в одном цвете (или случайно взятыми цветами).

Анализ продуктов изобразительной деятельности оценивается по  трехбалльной системе.

3 балла: ребенок выполняет задание самостоятельно, без помощи педагога, в случае необходимости обращается с вопросами;

2 балла:  ребенку требуется незначительная помощь, с вопросами к взрослому обращается редко;

1 балл:  ребенку необходима поддержка и стимуляция деятельности со стороны взрослого, сам с вопросами к взрослому не обращается.

Перспективное планирование художественной деятельности с использованием нетрадиционных техник

Месяц

Тема занятия

Техника выполнения

Сентябрь

"Ромашка"

"Лето красное прошло"

"Овощи созрели. Свекла"

"В садах созрели яблоки"

Лепка из семян тыквы

Рисование на ткани

Пластилинография

Оттиск поролоном

Октябрь

"Осенний лес"

"Ежик"

"Осеннее дерево"

"Белый гриб"

Оттиск поролоном

Рисование тычком

Аппликация из салфеток

Рисование солью и гуашью

Ноябрь

"Осеннее дерево"

"Мухомор»

"Картина  для мамы"

"Белочка грызёт орешки"

Рисование пальчиками

Работа с ячейками из под яиц

Рисование на ткани

Рисование крупой

Декабрь

"Зимний лес"

"Рукавичка для Деда Мороза"

"Снеговичок"

"Зима"

Работа с бумагой

Рисование крупой

Аппликация из ватных дисков

Рисование солью

Январь

"Ёлочка»

"Снегири на дереве"

«Всё, что мы любим»

Рисование солью

Аппликация из скорлупы фисташек

Рисование на снегу

Февраль

"Зимняя рябина"

"Подарок  папе"

"Рыбка"

Рисование ватными палочками

Аппликация из различных материалов

Пластилинография

Март

"Цветы в вазе"

"Мимоза"

"Подарок маме»

"Подснежник"

Работа с бумагой

Рисование ватными палочками

Работа с различными материалами

Рисование солью

Апрель

"Грачи прилетели"

"Берёзка весной"

"Космос"

"Ракета"

Аппликация с оригами и скатыванием бумаги

Пластилинография

Рисование солью и гуашью

Работа с различными материалами

Май

"Бабочка"

"Одуванчики"

"Цыплята"

"Здравствуй, лето!"

Рисование ладошкой

Пластилинография

Рисование пальчиками

Рисование ватными палочками

Литература:
1. Галанов А.С., Корнилова С.Н., Куликова С.Л.. Занятия с дошкольниками по изобразительному искусству. – М: ТЦ «Сфера», 2000. – 80с.
2. Колль М.-Э. Дошкольное творчество, пер. с англ. Бакушева Е.А. – Мн: ООО «Попурри», 2005. – 256с.
3. Белкина В.Н., Васильева Н.Н., Елкина Н.В. Дошкольник: обучение и развитие. Воспитателям и родителям. – Ярославль: «Академия развития», «Академия К˚», 1998.– 256с.
4. Фатеева А.А. Рисуем без кисточки. – Ярославль: Академия развития, 2006. – 96с.
5. Колль, Мери Энн Ф. Рисование красками. – М: АСТ: Астрель, 2005. – 63с.
6. Колль, Мери Энн Ф. Рисование. – М: ООО Издательство «АСТ»: Издательство «Астрель», 2005. – 63с.
7. Фиона Уотт. Я умею рисовать. – М: ООО Издательство «РОСМЭН – ПРЕСС», 2003.– 96с.
8. Коллективное творчество дошкольников: конспекты занятий./Под ред. Грибовской А.А.– М: ТЦ «Сфера», 2005. – 192с.
9. Соломенникова О.А. Радость творчества. Развитие художественного творчества детей 5-7 лет. – Москва, 2001.
10. Доронова Т.Н. Изобразительная деятельность и эстетическое развитие дошкольников: методическое пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений. – М. Просвещение, 2006. – 192с.
11. Дубровская Н.В. Приглашение к творчеству. – С.-Пб.: «Детство Пресс», 2004. – 128с.
12. Казанова Р.Г., Сайганова Т.И., Седова Е.М. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. – М: ТЦ «Сфера», 2004 – 128с.
13. Алексеевская Н.А. Карандашик озорной. – М: «Лист», 1998. – 144с.
14. Колль М.-Э., Поттер Дж. Наука через скусство. – Мн: ООО «Попурри», 2005. – 144с.
15. Утробина К.К., Утробин Г.Ф. Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет: Рисуем и познаем окружающий мир. – М: Издательство «ГНОМ и Д», 2001. – 64с.
16. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. – М: «Карапуз – Дидактика», 2006. – 108с.
17. Штейнле Н.Ф. Изобразительная деятельность. – Волгоград: ИТД «Корифей». 2006. – 128с.
18. Колдина Д.Н. «Лепка и рисование с детьми 2-3 лет», М, издательство «Мозаика-Синтез», 2007г.
19. Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. – СПб.: КАРО, 2007. - 96с.
20. Ветрова Т.Н. ТРИЗ в изодеятельности. – Наб. Челны. 2007. – 80с.
21. Микляева Н.В. Комментированное рисование в детском саду. – М.: ТЦ Сфера, 2010. – 128с.
22. Комарова Т.С. «Изобразительная деятельность в детском саду», М, издательство «Мозаика-Синтез», 2006г.
23. «Методические рекомендации к программе воспитания и обучения в детском саду», под редакцией М.А.Васильевой.
24. Страунинг А. «Триз в развитии изобразительной деятельности».

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа дополнительного образования кружка "Крепыш" ЛФК для детей от 4 до 6 лет

Прграмма по доп. образованию расчитана на 2 года для детей среднего и старшего дошкольного возраста...

Рабочая программа дополнительного образования в логопедической группе «УМный КАрандаш»

Развитие мелкой моторики посредством художественно - творческой деятельности.Программа предназначена для детей от 5 до 7 лет....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА дополнительного образования кружка "РИТМИЧЕСКАЯ МОЗАИКА" для детей от 4 до 7 лет на 2015 - 2017 учебный год

Возможно, самое лучшее, самое совершенное и радостное, что есть в жизни - это свободное движение под музыку И научиться этому можно у ребенка… А.И. Буренина. Основное назначение программы «Ритмическая...

Рабочая программа дополнительного образования кружка "Скоро в школу" для детей старшего дошкольного возраста.

В программе используется системный, комплексный, личностный и деятельный подход к развитию детей.При системном подходе рассматриваются пути освоения ребенкам языка в единстве сознания и деятельности.К...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ - КРУЖКА ПО ВОКАЛУ «ЛАДУШКИ» для детей 6 - 7 лет на 2019/2020 учебный год

Рабочая программа дополнительного образования (далее – программа) разработана с учетом Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (приказ №1155 от 17.10.2013) ...

Рабочая программа дополнительного образования кружка "Чудо - лукошко" для детей 4-5 лет.

      Кружок по развитию логического мышления «Чудо-лукошко», составленный на основе курса «Игралочка» Л.Г. Петерсон, Е.Е. Кочемасова представляет уникаль...