НОД "Югра - наш дом"
план-конспект занятия (средняя группа)

Камалетдинова Найля Аллямутдиновна

Нельзя обязать ребенка понять, что - либо надо его заинтересовать. Поэтому задача педагога так организовать НОД, чтобы максимально удержать внимание ребенка, его интерес, увлеченность во время всего НОД. Каждая НОД должна содержать то, что вызовет удивление, изумление, восторг, одним словом, то, что дети будут помнить. При этом нужно учесть возраст детей. Педагог должен быть эмоциональным, артистичным, использовать максимум наглядности, элемент сказки, сюрприза, дети должны перемещаться в групповом пространстве. Многие воспитанники родились уже здесь, и Север является для них родиной. Что вспомнят наши воспитанники, что узнают они о том крае, где родились и живут? Опыт работы показал, что у воспитанников дошкольного возраста недостаточно сформированы знания о родном крае Ханты-Мансийском автономном округе - ЮГРА, о родном городе Пыть-Ях, о богатстве растительного и животного мира. Поэтому я решила составить конспект НОД на тему «Югра – наш дом».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_yugra_nash_dom.docx30.31 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение

детский сад общеразвивающего вида «Солнышко» с приоритетным

осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей

(МДОАУ д/с Солнышко)

Сценарий игровой непосредственной образовательной ситуации на тему:

«Югра – мой дом».

(с детьми 5 – 6  лет)

                                                                                                   

Подготовила

                                                                                                         воспитатель:

Камалетдинова Н.А.

г. Пыть – Ях

2024 г.

Пояснительная записка

Нельзя обязать ребенка понять, что - либо надо его заинтересовать. Поэтому задача педагога так организовать НОД, чтобы максимально удержать внимание ребенка, его интерес, увлеченность во время всего НОД. Каждая НОД должна содержать то, что вызовет удивление, изумление, восторг, одним словом, то, что дети будут помнить. При этом нужно учесть возраст детей. Педагог должен быть эмоциональным, артистичным, использовать максимум наглядности, элемент сказки, сюрприза, дети должны перемещаться в групповом пространстве. Многие воспитанники родились уже здесь, и Север является для них родиной. Что вспомнят наши воспитанники, что узнают они о том крае, где родились и живут? Опыт работы показал, что у воспитанников дошкольного возраста недостаточно сформированы знания о родном крае Ханты-Мансийском автономном округе - ЮГРА, о родном городе Пыть-Ях, о богатстве растительного и животного мира. Поэтому я решила составить конспект НОД на тему «Югра – наш дом».

Тема: «Югра – наш дом».

Цель: расширять представления детей о родном крае.

Программные задачи:

Образовательные: 

- формировать знания детей о достопримечательностях города;

- совершенствовать представления детей о природе родного края;

- формировать первичные представления о малой Родине. 

Развивающие:

- развивать познавательный интерес, воображение, фантазию, умение высказывать        

  свои мысли;

- развивать координацию движений, образное мышление, двигательную память,    

  мелкую моторику рук;

- продолжать работу над развитием чувства ритма через двигательные упражнения; 

- способствовать развитию детского творчества в процессе продуктивной

  деятельности; развивать интеллектуальные способности дошкольников в процессе  

  экспериментально-исследовательской деятельности;

Воспитательные:

- воспитывать умение и желание слушать друг друга; 

- воспитывать культуру труда, аккуратность, самостоятельность;  

  коммуникативные способности, эстетический вкус.

- воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми;

- воспитывать у детей основы нравственности, патриотизма,  чувства гордости за

  родной край – Югра.

Интеграция образовательных областей: речевое развитие, художественно – эстетическое развитие, социально – коммуникативное развитие, физическое развитие, познавательное развитие.

Форма деятельности: совместная деятельность взрослого и детей.

Виды детской деятельности: коммуникативная, двигательная, познавательно – исследовательская деятельность, музыкальная деятельность, восприятие художественной литературы и фольклора.

Форма проведения: интегрированное занятие.

Методические приемы: Словесный: эмоциональная окраска голоса, проблемные вопросы, художественное слово.   

Наглядный: просмотр фрагмента мультфильма, показ иллюстраций,

Практический: прием психологического настроя – «Давайте, познакомимся», коммуникативное регулирование деятельности, решение проблемной ситуации, составление целого из частей, моделирование.

Игровой: использование театральной игрушки, методика Карла Орфа.

Предварительная работа: для педагога написала письмо родителям провести беседу по теме «Животные нашего края», сделала обрезку мультфильма «38 попугаев», произвела дублирование голосов героев мультфильма, приготовила материал для центров активности

С детьми: экскурсия в городскую библиотеку, рассматривание альбома с достопримечательностями города Пыть-Ях, чтение рассказов о животных, живущих в Югре, рассматривание иллюстраций и слайдов о жизни и быте коренных народов, чтение хантыйских народных сказок. 

Материал и оборудование: ноутбук, мягкие модули, сотовый телефон. Рукавички с хантыйским узором, пуговицы, паетки, бусинки, листы бумаги, игрушка Обезьянка, солнышко, разрезные картинки зверей (белка, лиса, заяц, снегирь, медведь), стаканы, клюква, толкушки, ложки, миски, фартуки, эмблемки с цифрами и картинки с животными, соответствующие цифрам,  

                              Ход образовательной ситуации:

Организационный момент:

Воспитатель: здравствуйте, ребята.  Какой сегодня чудесный день! Я улыбаюсь вам, а вы улыбнитесь мне и друг другу. Как хорошо, что сегодня мы все вместе.  Сделайте глубокий вдох носом и вдохните в себя свежесть, доброту и красоту этого дня. А выдохните через ротик все обиды и огорчения.

Я вам сегодня принесла вот такое солнышко, оно не обычное у нее рукавички с узорами, шапочка. Пусть оно живет в нашей группе и всегда согревает нас.

(воспитатель дарит детям солнышко)

 Воспитатель: подставьте солнышку свою щечку. Чувствуете, как тепло?

Солнышко щечку всем поласкает.

Доброго утра всем вам желает,

Солнечный круг сделать вам предлагает.

Давайте возьмем коврики и сядем в круг.

(дети садятся в круг на коврики)

Основная часть: 

Воспитатель:

Утром рано мы встаем,

Город видим за окном.

Он проснулся, он живет.

Нас на улицу зовет.

- Ребята, а вы знаете в каком городе вы все живете? (ответы детей)

Воспитатель:

Пыть-Ях — это наша Родина.

Родина — это город в котором мы живем, а еще что по- вашему Родина? (ответы детей)

Город  Пыть-Ях наш совсем не большой,

Он - северный город, еще молодой.

В таежной Югре расцветает, растет.

А сколько здесь умных детишек живет!

Ребята я уверена, что вы хорошо знаете свою родину, а чего не знаете, тому обязательно научитесь! Согласны со мной?

Тогда сейчас мы поиграем с вами в игру "Догадайся, что это?"

Я буду показывать вам фотографии достопримечательных мест в нашем городе, вы постарайтесь их узнать и назвать.

(показ фотографий: краеведческий музей, ДШИ, аквацентр, вокзал, библиотека, детский сад)

 (Раздается телефонный звонок) 

Воспитатель отвечает по телефону:

Алло. Кто, кто? Конечно, конечно. До связи.

Ребята, нам позвонили с Африки Обезьянка и Удав. Они хотят с нами связаться, по скайпу, я думаю, вы знаете, что скайп - это видеосвязь.

Давайте узнаем, что с ними случилось.  

 (Просмотр видеообращения)  

( Диалог из видео обращения:  Обезьяна: думаешь?

Удав: Думаю, думаю. И хвост мой думает. 

Обезьяна: ага. Понятно.  А что ты думаешь?

Удав: про север думаю.

Обезьяна: а где это - север?

Удав: Далеко, далеко,  наверное.

Обезьяна: не вижу. Надо у ребят спросить.

Удав: слезай, обезьянка.

Обезьяна: здравствуйте, ребята.

Удав: здравствуйте.

Обезьяна: расскажите

Удав: что такое север. А что такое снег?

Обезьяна: очень интересно.

Удав: снег, деревья с колючками, ягоды кислые. Не представляю.

Обезьяна: и я не знаю. А еще,  что ты думаешь?

Удав: теперь у меня есть мысль про зверей. Про зверей и я ее думаю.

Обезьяна: каких зверей?

Удав: может, они похожи на тебя, Мартышка.

Обезьяна: ха-ха-ха! Похожи на меня?

А как нам это узнать? Надо подумать.

Удав: Думай, думай.

Обезьяна: придумала! Очень просто. Надо поехать на север.)                                                                                                   

Воспитатель: ребята, по- моему, обезьянка решила приехать к нам в гости, чтобы познакомиться с нашим северным краем.  А что они с Удавом хотят узнать?

1. Они хотят узнать, что такое Север?  Ребята расскажите (ответы детей)

2. Какие животные живут на севере? (ответы детей)

3. А что за дерево с колючками? (ответы детей)

4. Какой снег? (ответы детей)

Воспитатель хвалит детей за ответы.

 (стук в дверь, появляется игрушка Обезьянка)

Воспитатель: ребята, по- моему это наша обезьянка.  Наверное, она на самолете прилетела так быстро (вносит игрушку, дети здороваются с ней)

Обезьянка: здравствуйте, ребята. Ой! как у вас холодно! Летом так холодно не бывает!

Воспитатель: а у нас сейчас не лето. Какое время года, ребята? (ответы детей)

Обезьянка: а какой у вас холодный ветер. Как бы мне это рассказать Удаву?

Воспитатель: а мы с ребятами сейчас тебя научим (воспитатель сажает обезьяну на кресло).

Если потереть ладони друг о друга, можно услышать шум ветра.

(предлагает изобразить слабый ветерок и ураган.)

Обезьянка, а снег можно изобразить с помощью окружающих нас предметов, например с помощью листа бумаги, можно показать хруст снега.

(воспитатель предлагает детям взять с листы бумаги, сминая изображать хруст снега.  Далее предлагает изобразить, как идут дети медленно и как бегают)

(воспитатель предлагает обыграть стихотворение (по методике К.Орфа)

Край наш северный суров:

Много снега и ветров,

Но у нас закон таков

Не бояться холодов!

Воспитатель: понравилось, тебе обезьянка, как дети играли в снег и ветер?

Обезьянка: очень! Приеду в Африку, и мы с моим другом Удавом так же поиграем. А вы можете мне что- ни будь еще рассказать о своем северном крае?

Воспитатель: конечно и не только расскажем, но и покажем для этого мы отправимся на прогулку по-нашему югорскому краю. Ну что готовы. (дети идут по группе).  На первой остановке нас встречает кукла в хантыйском наряде. (дети садятся за столы)

Воспитатель: посмотрите, какой красивый наряд у куклы, но нет рукавичек. Обратите внимание на столах лежат вырезанные варежки, красивые бусины, паетки. Мы сейчас украсим рукавички. (дети прикрепляют бусинки на узоры из пластилина). Ребята вы молодцы какие красивые получились рукавички, а пару рукавичек мы подарим обезьянке.  

Воспитатель: ну, что продолжаем своей путь дальше (дети идут к другому столу).

На этой остановке нам нужно сделать морс из северных ягод, обезьянка не когда не пробывала и видела такие ягоды.

Обезьянка: да  у нас такие не растут.

(Дети одевают фартуки пробуют ягоды и делают морс из клюквы)

 Воспитатель: какой вкусный и полезный морс у вас получился, молодцы.

Воспитатель: мы не много устали в пути давайте отдохнем

Физминутка: (дети выполняют движения, согласно тексту)

Наш Пыть-Ях был небольшой

Вот такой!             (присесть и показать руками)

Он с годами рос, рос, рос,                      (медленно подниматься, показать

Вот такой подрос!                                    руками, на последние слова вытя-

                                                                   нуть руки вверх)

Стал Пыть-Ях наш вот такой ширины,         (показать)

А вначале был такой ужины.                        (сузить круг)

До сих пор наш город растет                       (расширить круг)

С каждым годом город цветет                     (фонарики)

Воспитатель: ну что отдохнули, идем дальше. Подходим к столу, где разложены пазлы с животными. Ребята Обезьянка не когда не встречала животных Севера и хочет с ними познакомится. Мы будем работать в парах, чтобы найти свою пару я вам повешу эмблемы, а вы должны соотнести цифру с количеством животных на эмблеме. Например, у кого цифра один должен найти пару с одним животным. Вот мы поделились на пары молодцы, а теперь в парах соберём пазлы. (медведь, снегирь, белка, заяц, лиса) (дети рассказывают обезьянке о животных).

Воспитатель: ну что понравилось тебе прогулка по нашему краю?

Рефлексия: Обезьянка: спасибо, ребята, я обязательно все расскажу о вашей северной родине Удаву. Приезжайте к нам в гости в жаркую Африку.  

Воспитатель: в гости обязательно приедем, а жить мы будем здесь, на своей родине.

Прекрасна Севера земля

И нераскрытых тайн полна…

Как можно эту землю не любить!

Мы здесь живем, и здесь мы будем жить.

Воспитатель: ребята, чем мы с вами занимались, куда мы с вами отправились?

- Для чего мы с вами отправились в путешествие?

- Что вам больше всего понравилось и показалось интересным?

- Я вам говорю спасибо!!!!! Вы были любознательны, внимательны и понимающими ребятами.!!!

Обезьяна: спасибо ребята мне очень вы понравились!!!! А теперь мне пора на самолет. До свидания ребята.