Мастер-класс "Танцующая куколка-стригушка"
методическая разработка

Грицкан Юлия Юрьевна

Цель: познакомить педагогов с прикладным творчеством русского народа и возможностью его применения в образовательном процессе.

Задачи:

- познакомить с актуальностью и особенностями применения данной методики в педагогическом процессе;

- формировать знания об истории русского народа, его культуре и традициях;

- развивать творческое восприятие, воображение, мышление, фантазию;

- формировать познавательные интересы;

- развивать сенсорные, эмоционально-эстетические, творческие и познавательные способности;

- учить самостоятельному принятию решений;

- косвенное приобщение к знаниям законов физики через игру и творчество.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx17.22 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс «Танцующая куколка-стригушка»

Цель: познакомить педагогов с прикладным творчеством русского народа и возможностью его применения в образовательном процессе.

Задачи:

- познакомить с актуальностью и особенностями применения данной методики в педагогическом процессе;

- формировать знания об истории русского народа, его культуре и традициях;

- развивать творческое восприятие, воображение, мышление, фантазию;

- формировать познавательные интересы;

- развивать сенсорные, эмоционально-эстетические, творческие и познавательные способности;

- учить самостоятельному принятию решений;

- косвенное приобщение к знаниям законов физики через игру и творчество.

Методическое оснащение: свёртки рафии, нити для обмотки, ножницы, фрагменты ткани для создания элементов русского-народного костюма, мультимедийные средства.

План работы

Вступление

Я постоянно добавляю что-то новое в свою работу. Все что интересно и возможно сделать с детьми.

Традиционные народные игры и игрушки хороши тем, что при минимуме материальных затрат и при максимуме пользы для развития ребенка мы получаем увлекательную забаву.

Кукла «Стригушка» была и частью ритуала, и очень популярной игрушкой. Она получалась забавной, яркой и нарядной. Часто, в такие куклы вплетались душистые и целебные травы для того, чтобы, помимо игрового момента, стригушки имели и лечебные свойства. Куклы было принято одевать в специальные фартучки, миниатюрные платочки, юбочки или украшать цветными шерстяными нитками. Основной особенностью данной куклы является то, что её низ не заплетается, а наоборот — распускается, чтобы он представлял собой подобие соломенной юбочки. Низ ровно подстригается, чтобы кукла могла стоять на какой-либо горизонтальной поверхности.

А пользу данной методики для развития и воспитания детей трудно даже оценить. Изготовление куколки – это развитие моторики и логического мышления. Это приобщение к культуре и традициям русского народа. Это умение взаимодействовать в коллективе, работать вместе, помогать друг другу. Но самое ценное, это формирование созидательного мироощущения, экологического сознания: дети учатся понимать важность бережного отношения к ресурсам планеты, учатся радоваться простому и видеть прекрасное в естественном.

Основная часть

Передача опыта с сопровождением слайд-шоу

I этап. Сгибание пучка рафии пополам и формирование «головы» куклы.

Рафию собираем в пучок (не толще 4-6 см), сгибаем пополам таким образом, чтобы сгиб получился максимально ровным и аккуратным.  Отступив 2-3 см от места сгиба, перехватываем несколько раз крепкой тканью или прочной нитью. Это будет голова куклы. Торчащие соломинки необходимо вправить в сгиб или же аккуратно состричь.

II этап. Делаем руки

1 вариант. Берем небольшой пучок соломинок и перевязываем ниткой в середине и на концах, формируя запястья. Помещаем «руки» ниже головы, плотно притягивая их максимально к верхней части. При завязывании свободных концов нити необходимо соблюдать главное правило: если узелков несколько, что добавляет прочности конструкции, то их должно быть нечетное количество. На Руси этому уделялось особое внимание.

2 вариант. Отделяем с обеих сторон туловища по небольшой части соломинок для рук. Концы обрезаем и перетягиваем ниткой.

III этап. Формируем талию 

Максимально плотно фиксируем руки чуть ниже места их вставки и обматываем туловище несколько раз ниткой. Фиксируем обмотку узелками.

IV этап. Формируем юбку

Низ получившегося пучка необходимо расправить. Чем сильнее вы расправить пряди рафии снизу, тем пышнее получится юбка у вашей куколки-стригушки. Чтобы кукла стояла ровно, казалась статной, необходимо подстричь концы юбки, используя ножницы.

V этап. Наряжаем куклу

Изготовление и прикрепление фартука- передника:

- из ткани вырезаем прямоугольный лоскут, длиной несколько короче юбки;

- подогнув небольшую часть вокруг шнурка-пояска из перевитых ниток, закрепляем фартук-передник на талии куклы.

Изготовление и завязывание платка:

- из ткани бордового или красного цвета вырезаем треугольный лоскут;

- край платка по длинной стороне подгибаем внутрь на изнанку на 1см. и завязываем платочек сначала спереди, потом узелком, сзади, на шее куклы.

Самостоятельное творчество участников

Желающие используют предлагаемый материал и выполняют работу

Сюрпризный момент. Организация танцевальной композиции «Хоровод кукол-стригушек.

Заключительная часть.

Рефлексия.