Проект для детей 5-7 лет « Югра – мой край родной.»
проект (старшая, подготовительная группа)
Чувство патриотизма так многогранно по своему содержанию, что не может быть определено несколькими словами. Воспитание любви и уважения к родному краю является важнейшей составляющей нравственно патриотического воспитания. Чтобы воспитать патриотов своего края, надо его знать. Гуманизация педагогического процесса в детском саду предусматривает приобщение воспитанников к общечеловеческим ценностям: природе, произведениям искусства, являющимся результатами труда и творчества. Источник этого процесса – воспитание ценностного отношения ребенка к самому себе, родному дому, семье, родственникам, близким и знакомым людям. При этом акцент делается на воспитании любви к родному дому, природе, культуре малой родины. Приобщение подрастающего поколения к культуре, обычаям и традициям народа, традиционным, духовным и нравственно-эстетическим ценностям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
guseva_proekt_yugra_moy_kray_rodnoy.docx | 40.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №5 «Крепыш».
Проект
Для детей 5-7 лет
« Югра – мой край родной.»
Подготовила и реализовала проект
Воспитатель Гусева Н.В.
г. Мегион 2023г.
Проект
Тема: «Югра – мой край родной»
Название проекта | Вид проекта | Участники проекта | Продукт деятельности | Срок реализации |
«Югра – Мой край родной» |
Творческий групповой краткосрочный | Воспитанники старшей группы «Сказка», воспитатели, родители, муз. руководитель, физрук. | 1.Альбом «Мой край - Югра». 2.Коллаж «Я живу в Югре». 3.Презентация на мультимедиа «Мой родной край - Югра». 4. Презентация на мультимедиа «Животный мир Югры». 5.Выставка рисунков «Я люблю свой край». 6.Дидактическая игра «Собери картинку». 7. Проведение праздничного мероприятия «Югре 93 года!» |
С 1 декабря по 11 декабря 2023 года. |
Актуальность. Чувство патриотизма так многогранно по своему содержанию, что не может быть определено несколькими словами. Воспитание любви и уважения к родному краю является важнейшей составляющей нравственно патриотического воспитания. Чтобы воспитать патриотов своего края, надо его знать. Гуманизация педагогического процесса в детском саду предусматривает приобщение воспитанников к общечеловеческим ценностям: природе, произведениям искусства, являющимся результатами труда и творчества. Источник этого процесса – воспитание ценностного отношения ребенка к самому себе, родному дому, семье, родственникам, близким и знакомым людям. При этом акцент делается на воспитании любви к родному дому, природе, культуре малой родины. Приобщение подрастающего поколения к культуре, обычаям и традициям народа, традиционным, духовным и нравственно-эстетическим ценностям.
Проблема: В процессе беседы с детьми было выявлено, что дети мало знают о своем крае. Решено познакомить детей с жизнью народов Севера ханты и манси, с растительным и животным миром, выявить интересующие вопросы детей и через осуществление краткосрочного проекта в группе.
Цель проекта: Расширение представлений детей о жизни народов ханты и манси, их быте, традициях, культуре; развитие познавательных и творческих способностей детей; воспитание уважения к коренным народам Югры, патриотических чувств.
Задачи.
Познавательное развитие:
- Закрепить и расширить знания детей о родном крае – Югра.
- Познакомить детей с образом жизни народов ханты и манси, культурой, фольклором.
- Познакомить с орнаментом коренных народов, научить детей рисовать некоторые узоры.
- Совершенствовать исследовательские умения: умение анализировать, сравнивать, наблюдать, задавать вопросы, обобщать, делать выводы.
- Развивать способность организации действия в процессе поиска информации по выбранной теме.
- Воспитывать уважение к культуре народов ханты и манси.
- Развивать познавательные умения анализировать, обобщать, классифицировать, делать выводы.
- Развивать восприятие, память, внимание, логическое мышление, воображение, способность организации действия.
- Формировать бережное, созидательное отношение к природе.
- Привлечь воспитанников и родителей к природоохранной акции.
Социально – коммуникативное развитие:
- Воспитывать умение работать в коллективе, стремление к сотрудничеству.
- Формировать экологически грамотного, безопасного для природы человека.
- Воспитывать чувство гордости и любовь к родной природе.
Речевое развитие:
- Развивать связную речь, умение общаться, чётко и последовательно выражать свою мысль.
- Активизировать словарь по теме проекта, обогащать словарь воспитанников: нарты, малица, кисы, чум, лабаз, нырики, акань и др.
Художественно – эстетическое развитие:
- Совершенствовать навыки работы с различными материалами.
Развивать у воспитанников наглядно-образное мышление, графические навыки, любознательность, умение организовать свою деятельность в художественно-продуктивной деятельности.
Физическое развитие:
Разучить с воспитанниками новые подвижные игры «Олени и оленевод», «Олени и пастухи», «Каюр и собаки», «Медведь и ягодники», «Полярная сова и евражки». |
Ожидаемый результат: воспитанник, имеющий представление о жизни коренных народов Югры, знакомый с национальным орнаментом, умеющий творчески применять полученные знания, умения, навыки в игровой, художественно-продуктивной деятельности; владеющий исследовательскими умениями наблюдать, сравнивать, анализировать, задавать вопросы, выдвигать гипотезы, делать выводы, навыками поисковой деятельности, умением выступать перед аудиторией, способный организовать свою деятельность; любящий родной край, уважительно относящийся к коренным народам.
Проект «Югра – Мой край родной»
Что мы знаем. | Что мы хотим узнать. | Что сделаем, чтобы узнать. |
1.Я знаю, что в нашем краю живут ханты и манси. (Катя) 2. В лесах нашего края много разных зверей. (Маша) 3.Столица нашего края – Ханты - Мансийск. (Ваня). 4. В нашей реке много разной рыбы. (Омина). 5. У нас добывают нефть и газ. (Артем) 6. Ханты живут в чуме. (Мадина) 7. Они ездят на оленях. (Саид)
| 1.Чем занимаются ханты и манси? ( Ангелина) 2. Какую они носят одежду и как ее шьют и украшают? (Максим) 4.Что такое чум и нарты? (Данил) 5.Какими игрушками играют дети ханты и манси? (Вадим) 6.Какие у них бывают праздники? (Вика) 7.Чем питаются ханты и манси? (Анна) 8.Как украшают одежду народы Севера? (Самир) | 1.Прочитаем в книгах. 2.Спросим у родителей (Ульяна). 3.Рассмотрим картинки в книжном уголке. (Айла) 4. Найдем информацию в Интернет (Латифа). 5. Спросим у взрослых. (Федор) |
Реализация проекта.
Подготовительный этап.
1. Обсуждение целей и задач проекта.
2. Создание необходимых условий для реализации проекта.
3.Подготовить иллюстрации, наборы карандашей, красок, альбомные листы, маски для игр, кормушки, соответствующую литературу, подборку консультаций для родителей.
4.Обоснование, предсказание путей реализации проекта.
5. Подобрать художественную литературу, сборники произведений для чтения, заучивания и рассказывания детям.
6.Подобрать предметные и сюжетные картинки фотография для рассматривания.
7.Подготовить материал для экспериментальной деятельности.
Основной этап.
Познавательная деятельность.
1.Беседы «Ханты и манси – жители Севера», «Леса Югорской земли», «Край болот – Югра родная!»
2.Познавательные сообщения: «А знаете ли вы,
- Что означает название «ханты»? (означает «народ», «человек»).
- Что такое малица?
- Какими промыслами занимаются коренные народы Югры?
- Какими игрушками играют дети ханты и манси?
Рассматривание и беседа по набору открыток «Ханты – мансийск – столица Югры».
- НОД « Щедрые дары природы » (познавательное).
5. Просмотр презентаций на мультимедиа «Мой родной край Югра», «Животный мир Югры», «Югра – территория спорта».
Художественно – эстетическая деятельность.
1.Чтение: « Сказки Севера», стихотворение В.Акимов «Гимн Югре», стихотворение М.Шульгина «Хантыйские узоры», сказки народов ханты и манси, легенды народов Севера.
2.Чтение произведений о природе родного края из книги «Буровичок Югорка».
3.Заучивание наизусть стихотворений о птицах, и животных родного края.
4.Заучивание поговорок и пословиц.
Художественно- продуктивная деятельность.
- Аппликация «Укрась рукавицу».
- Коллаж «Я живу в Югре»
- Рисование «Животный мир Югры», «Обведи и раскрась орнамент».
- Оригами «Птица» ( по схеме).
Игровая деятельность.
Дидактические игры: «Чьи следы», «Назови орнамент», «Угадай птицу по описанию», «Собери картинку», «Назови дерево»
Сюжетно- ролевые игры: «Путешествие по Югре».
Подвижные игры: «Полярная сова и варежки»: закрепить знания о действиях, которые совершают, знакомство детей с образом жизни сов (ночью совы летают и ведут активный образ жизни, а днем спят), развитие общей моторики, слухового внимания.
«Олени и пастухи» выполнение движений, легкий бег с увертыванием, развивать внимательность.
«Хейро» - ведущий входит в середину, игроки встают в круг, берутся за руки, идут приставным шагом, размахивая руками: вперед - назад. На каждый шаг говорят "Хейро". Солнце встает, выпрямляется, вытягивая руки в стороны, кружится, старается задеть игроков. Игроки должны увертываться от солнца и разбегаться.
«Важенка и оленята» - закрепить знания о действиях, которые совершают оленята, бег с увертыванием.
«Каюр и собаки» - бежать тройками можно только но сигналу, выигрывает та тройка, которая быстрее добежит до шнура, можно предложить играющим преодолеть различные препятствия.
«Олени и оленевод» - закрепить знания детей о характерных движениях оленей, развивать ловкость, быстроту реакции.
Исследовательская деятельность: 1.Хантыйские узоры и орнамент: воспитанники рассматривают и устанавливают отличительные особенности национальной одежды коренных народов родного края.
2. Национальные праздники народов ханты и манси.
Задание родителям:
1.Сбор информации и подготовка сообщений о коренных народах Югры.
2.Создание газеты «Югра - Мой край родной»
Заключительный этап. Презентация проекта – развлечение «Спортивные соревнования с использованием игр народов ХМАО»
Пути реализации проекта.
Познавательная деятельность |
Художественно- эстетическая деятельность |
Продуктивная деятельность |
Игровая деятельность |
Презентация проекта - развлечение «Спортивные соревнования с использованием игр народов ХМАО» |
Отчёт о реализации проекта «Югра – Мой край родной».
В ходе работы по теме «ХМАО - наш родной округ» была установлена проблема: дети мало знают о своем крае, решено познакомить детей с жизнью народов Севера ханты и манси, с растительным и животным миром, выявить интересующие вопросы детей и через осуществление краткосрочного проекта в группе.
В ходе дальнейшей беседы с детьми мы составили модель трех вопросов «Что мы знаем о своем крае? Что хотим узнать? Что будем делать, чтобы узнать?». Таким образом, мы начали свою работу с осуществления цели: расширение представлений детей о жизни народов ханты и манси, их быте, традициях, культуре; развитие познавательных и творческих способностей детей; воспитание уважения к коренным народам Югры, патриотических чувств.
Для достижения цели мы решали следующие задачи:
Познавательное развитие:
- Закрепить и расширить знания детей о родном крае – Югра.
- Познакомить детей с образом жизни народов ханты и манси, культурой, фольклором.
- Познакомить с орнаментом коренных народов, научить детей рисовать некоторые узоры.
- Совершенствовать исследовательские умения: умение анализировать, сравнивать, наблюдать, задавать вопросы, обобщать, делать выводы.
- Развивать способность организации действия в процессе поиска информации по выбранной теме.
- Воспитывать уважение к культуре народов ханты и манси.
- Развивать познавательные умения анализировать, обобщать, классифицировать, делать выводы.
- Развивать восприятие, память, внимание, логическое мышление, воображение, способность организации действия.
- Формировать бережное, созидательное отношение к природе.
- Привлечь воспитанников и родителей к природоохранной акции.
Социально – коммуникативное развитие:
- Воспитывать умение работать в коллективе, стремление к сотрудничеству.
- Формировать экологически грамотного, безопасного для природы человека.
- Воспитывать чувство гордости и любовь к родной природе.
Речевое развитие:
- Развивать связную речь, умение общаться, чётко и последовательно выражать свою мысль.
- Активизировать словарь по теме проекта, обогащать словарь воспитанников: нарты, малица, кисы, чум, лабаз, нырики, акань и др.
Художественно – эстетическое развитие:
- Совершенствовать навыки работы с различными материалами.
Развивать у воспитанников наглядно-образное мышление, графические навыки, любознательность, умение организовать свою деятельность в художественно-продуктивной деятельности.
Физическое развитие:
Разучить с воспитанниками новые подвижные игры «Олени и оленевод», «Олени и пастухи», «Каюр и собаки», «Медведь и ягодники», «Полярная сова и евражки». |
Ожидаемый результат: воспитанник, имеющий представление о жизни коренных народов Югры, знакомый с национальным орнаментом, умеющий творчески применять полученные знания, умения, навыки в игровой, художественно-продуктивной деятельности; владеющий исследовательскими умениями наблюдать, сравнивать, анализировать, задавать вопросы, выдвигать гипотезы, делать выводы, навыками поисковой деятельности, умением выступать перед аудиторией, способный организовать свою деятельность; любящий родной край, уважительно относящийся к коренным народам.
Поставленные задачи решали через разнообразные виды деятельности. В ходе бесед с воспитанниками «Ханты и манси – жители Севера», «Леса Югорской земли», «Край болот – Югра родная!» мы расширили и систематизировали их представления о коренных жителях округа, о природе родного края. Развивали у воспитанников умение задавать вопросы и отвечать на них, связную речь, мышление, любознательность. Организуя познавательные сообщения «А знаете ли вы?..» мы познакомили детей с информацией: что означает название ханты, что такое малица, какими промыслами занимаются коренные народы Югры, какими игрушками играют дети ханты и манси. Таким образом, расширяли представления о народах Севера, об их быте, культуре, о детях ханты и манси.
Просмотр на мультимедиа презентаций: «Мой родной край Югра», «Животный мир Югры», «Югра – территория спорта», способствовало формированию представлений об образе жизни народов ханты и манси, формированию знаний детей об особенностях обитания животных и птиц в сибирской тайге (чем они питаются, как приспосабливаются к суровым условиям жизни, как спасаются от врагов, какую приносят пользу, как их охранять и беречь), так же познакомили с выдающимися спортсменами Югры, видами спорта, которые получили успешное развитие в нашем округе.
После чтения глав из книги «Буровичок Югорка», воспитанники получили представление о природе великой и древней Югорской земли. Заучивание наизусть стихотворения о «Хантыйские узоры», заучивание поговорок и пословиц, чтение легенд северных народов, хантыйских и мансийских сказок способствовало воспитанию чувства гордости и любви к родной природе.
Так же при помощи дидактической игры «Собери картинки» закрепили знания о строении животных и птиц, развивали интерес, желание и умение использовать полученные знания в игре. Далее мы со своими воспитанниками собрали материал и создали альбом «Мой край - Югра», которая способствовала формированию умения узнавать и называть одежду и обувь народов ханты и манси, хантыйские узоры и орнамент: воспитанники рассматривали и устанавливали отличительные особенности национальной одежды коренных народов родного края, в этом альбоме были зафиксированы результаты исследовательской деятельности о промыслах, которыми занимаются коренные народы Югры: рыболовство, охота, сбор ягод, грибов, заготовка кедровых орехов.
В ходе рисования по теме «Обведи и раскрась орнамент», «Птицы нашего края», «Животный мир Югры», обведения и раскрашивания трафаретов, мы развивали у воспитанников наглядно-образное мышление, графические навыки, любознательность, умение организовать свою деятельность. Во время работы по созданию аппликации «Укрась рукавицу», воспитанники познакомились с орнаментом коренных народов, научились рисовать и вырезать некоторые узоры. При создании коллажа «Я живу в Югре» у детей развивали способность организации действий. Они ставили цель своей работы, объясняли, как будут ее выполнять, самостоятельно выбирали материал для работы. Подводя итог своей деятельности, дети анализировали ее, сравнивали замысел с результатом. Так же наши воспитанники с удовольствием занимались оригами, что способствовало развитию конструктивных навыков и формированию навыков сотрудничества.
В ходе работы над проектом дети с удовольствием играли в новые подвижные игры: «Полярная сова и евражки»: закрепить знания о действиях, которые совершают, знакомство детей с образом жизни сов (ночью совы летают и ведут активный образ жизни, а днем спят), развитие общей моторики, слухового внимания.
«Олени и пастухи» выполнение движений, легкий бег с увертыванием, развивать внимательность.
«Хейро» - ведущий входит в середину, игроки встают в круг, берутся за руки, идут приставным шагом, размахивая руками: вперед - назад. На каждый шаг говорят "Хейро". Солнце встает, выпрямляется, вытягивая руки в стороны, кружится, старается задеть игроков. Игроки должны увертываться от солнца и разбегаться.
«Важенка и оленята» - закрепить знания о действиях, которые совершают оленята, бег с увертыванием.
«Каюр и собаки» - бежать тройками можно только но сигналу, выигрывает та тройка, которая быстрее добежит до шнура, можно предложить играющим преодолеть различные препятствия.
«Олени и оленевод» - закрепить знания детей о характерных движениях оленей, развивать ловкость, быстроту реакции.
В реализации проекта активное участие приняли родители. Мы проводили индивидуальные беседы с родителями по теме проекта, чтобы нацелить их на совместную деятельность с детьми по созданию альбома. Родители вместе с детьми создали газету «93 года Югре», приняли участие в выставке рисунков «Я люблю свой край», вместе с детьми занимались сбором информации и подготовкой сообщений об основных занятиях коренных народов, средства передвижения северных народов, праздники народов ханты и манси, игрушки детей ханты и манси и т.д . Все дети и родители приняли участие в развлечении «Спортивные соревнования с использованием игр народов ХМАО»
Результат реализации проекта. Подводя итог реализации проекта, мы можем сказать, что наши воспитанники, имеют представление о природе родного края и богатствах нашего нефтяного края: знают об образе жизни, о приспособленности народов ханты и манси, узнают национальные орнаменты народов Югры, способны организовать свою деятельность, умеют работать в коллективе сверстников, выслушивать друг друга, приходить на выручку, применять полученные знания, умения, навыки в игровой, художественно-продуктивной деятельности; владеют исследовательскими умениями: наблюдать, сравнивать, анализировать, задавать вопросы. Мы смогли заинтересовать детей совместно с родителями жизнью коренных народов Югры, пробудили в них уважение к и любовь к родному краю.
Отчет составила воспитатель Гусева Н.В.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект « Югра – мой край родной»
Проект по ознакомлению старших дошкольников с родным краем « Югра – мой край родной»...
Аннотация к проекту "Югра наш край родной"
Проект направлен на формирование у детей представлений о родном крае, культуре и быте народов Севера....
Проект -"Югра -мой край родной"
Усвоение экологических знаний в дошкольном возрасте...
Проект на тему:"Югра-мой край родной"
Проект "Югра- мой край родной"- долгосрочный,на 2 года.Цель данного проекта-создание условий для формирования знаний о родном крае!...
Проект по патриотическому воспитанию "Югра- мой край родной".
В дошкольном возрасте необходимо прививать интерес и любовь к родному краю ....
Проект по ознакомлению старших дошкольников с родным краем « Югра – мой край родной»
В проекте представлен опыт работы по организации сотрудничества педагога с родителями в вопросах художественно-эстетического развития детей. Сущность работы заключается в оптимизации взаимодействия в ...
Проект «Югра - мой край родной» для детей подготовительной к школе группы
Проект "Югра- мой край родной" для детей подготовительной к школе группы...