Ада-иелерге «Тогерик стол»
методическая разработка (старшая группа)

Круглый стол родителям детского сада

 

Ада-иелерге «Тогерик стол».

Тема: Тыва улустун тоолдарынга моорей.

Сорулгазы: Ада-иенин болгаш ажы-толунун аразынга харылзаазын илередир, ада-иелерге ажыктыг сумелерни бербишаан, уругларнын дыл - домаан байыдарынга тоолдарнын ужур-дузазын билиндирер. Толептиг бир мозулеш маадырнын овур-хевиринге даянып ажыл ишке хандыкшылын куштелдирер.

Дерилгези: плакатка бижип алыр. «Улустун аас-чогаалын билип албайн, куш ажылчы чоннун езулуг тоогузун билип ап шыдавас».

(Л.М. Горький).

«Тоол ойзу соглээр топтугларны кичээндирер».

(А.С. Пушкин)

«Тыва чоннун эгээртинмес эртине байлаа –улустун тоолдары».

Чорудуу.

Башкы - «Тыва улустун тоолдарынга моорей» деп темалыг тогерик стол эртирер бис. Моорейни эгелээр мурнун да «моорей» деп состун утказын тайылбырлап, чугаалажып корээлинер. (Ада-иелернин харыыларын дыннаар).

Башкы – Шын-дыр, спортун кандыг-бир хевиринге азы кандыг бир темага чижилгелеиг маргылдаанын бир хевири-дир. Чижээ: холл-шыдыраа, хуреш маргылдаазы. Оюннун соолунде чангыс тиилекчи азы команда артып каар. Бистин моорейде командалар турбас, кижи бурузу тус-тузунда бодунун адын камгалаар, билиин коргузер. Шын харыыга дириг-амытаннар дурзулери бээр, кым хой дурзулер алырыл, ол тиилекчи болур.

1-ги оюн. «Угаанче шаап халдаашкын».

1. Тыва литературанын иези? (Аас чогаалы).

2. 100 ажыг тоолду шээжи-биле билир тоолчу? (Т. Баазан).

3. Тыва улустун чогаалынын улуг хемчээлдиг жанры. (Тоол).

4. Тоолчу кижи кандыг кижиден коргарыл? (Уйгужу).

5. Тыва дыллче очулдурган А.С. Пушкиннин тоолдары? («Чеди маадыр болгаш олуг дангына», «Ашак болгаш алдын балык»).

6. Тоолдарнын уран-чечени, тургузуунун, утказынын-аайы-биле болуктери? (Дириг амытаннар дугайында, анаа, хуулгаазын, маадырлыг тоолдар).

7. Тоолдар кижиге кандыг ужур-дузалыг база чуге? (Ада-иелернин харыылыарын катыштыргаш туннээр).

 

2-ги оюн «Кичээнгейлиг дынна».

1. «Ол уунга таварышкан байларнын аал-оранын, эт-севин ындала чуура таптап кааптып-тыр оо». («Чаан биле куске»-дириг амытаннар дугайында тоол).

2. Чурукту таны. («Аргалыкты-биле Кужулукту»-амыдыралчы тоол).

3. «Оол-даа ажытталыр боргу-биле ужугар кара-саар идиин кеткеш, устуу оранче ужу пуне берип-тир эвеспе». («Аганак оглу Ак-Тун»-хуулгаазын тоол).

4. Пластилин-биле ажыл («Хек»-деп тоолдан персонаж)

5. Мун кижинин дурзузун баскан

Мучугур кызыл шырайлыг

Даш-Хурен аъттыг.

(«Танаа-Херел»-маадырлыг тоол).

6. Чылбыга кадайны тиилеп каар Балдыр бээжек. («Дон-Хоожук»).

7. Эжишкилернин эви-деми чокта, эки чувеге чедирбес – кайы тоолга хамааржырыл? («Ийи куске»).

8. Чурукту коргускеш, кайы тоолдан алганын чугааладыр.

 

Дыштанылга минутазы.

 

Башкы – Шаанда тоолчулуар тоолду тускай аялга-биле ырлай арак ыдар чораанын билир бис. Хогжум херекселдеринден – бызаанчы, дошпулуур, чадаган, игил-биле удеп, тоолдап чораан. Ам тоолду ыдар аянын дыннаптаалынар.

(Магнитофонга дыннадыр).

 

3-ку оюн. «Кичээнгейлиг кор». (чуруктар коргузер).

 

Чуруктарны коргеш тоолдарнын кыска утказын чугаалаар.

4-ку оюн «Менээ дузалаш».

- Шаандан тура мээн ада-ием аксынга ой мал-маганныг чораан. Олар хойлуг-даа, сергелиг-даа, мордулгалыг-даа чувен иргин. Мордулганын ады «Хырны улуг Кызыл-Маадыр». Сергенин ады «Селемези улуг Сенгин-Маадыр». Хойнун адын тыварынга дузалажыр.

-Чуу деп тоолул? («Хой, серге, молдурга»).

 

6-гы оюн. Ребус тывар.

Аас чуруу+(аал чуруу)ч + 10-нуу

 

7-ги оюн. Тоолдарнын болуктеринге реклама чогаадыр (2-3 минут белеткениир).

Тунел.

Башкы - Тоол бисти чуу чувеге ооредип турарыл? (Эвилен-ээлдек чорукка, куш-ажылга).

- Тыва улустун тоолдарында чоннун тоогузун, аас-кежиктиг, тайбын амыдырал дээш демиселин, чанчылдарын, сузуглелдерин, уран-чечени-биле чуруп коргускеш, кижи, ниитилел, октаргей, бойдус дугайында социал-филосовтуг бодалдар синген болур.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_skazki_choy.docx17.35 КБ
Файл roditelyam_choy.docx24.44 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей по теме «Роль сказки в развитии и воспитании ребенка»

Дети черпают из сказок множество познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, с предметным миром, сказки позволяют ребенку увидеть добро и зло.

Сказка для ребенка – это не просто вымысел, фантазия, это особая реальность мира чувств. Сказка раздвигает для ребенка рамки обычной жизни. Слушая сказки, дети глубоко сочувствуют персонажам, у них появляется внутренний импульс к содействию, к помощи, к защите.

В дошкольном возрасте восприятие сказки становится специфической деятельностью ребенка (помимо игры и изобразительной деятельности), обладающей невероятно притягательной силой, позволяющей ему свободно мечтать и фантазировать.

Трудно отрицать роль сказок, художественных произведений и в развитии правильной устной речи. Если говорить традиционно, то тексты расширяют словарный запас, помогают верно строить диалоги, влияют на развитие связной речи. Но помимо всех этих, пусть и узловых, задач не менее важно сделать нашу устную и письменную речь эмоциональной, образной, красивой.

Не достаточно просто прочитать сказку. Чтобы ребенок ее лучше запомнил, нужно помочь ему понять ее, пережить вместе с героями различные ситуации. Проанализировать поступки персонажей, представить себя на их месте. Тогда запоминание будет осознанное, глубокое.

Для того, чтобы ребенку было легче запомнить сказки и после рассказывать их, можно использовать различные дидактические игры. Так же эти игры очень хорошо помогают в развитии творческого воображения, фантазии, связной монологической и диалогической речи.

Предлагаю рассмотреть некоторые из них.

«Встречи героев»

Игра помогает развивать устную диалогическую речь, лучше запоминать последовательность действий сказки и ее сюжет.

Ребенку читается сказка по желанию. После прочтения ему предлагаются изображения двух героев из сказки. Задача ребенка состоит в том, что ему нужно вспомнить, что говорили герои друг другу и озвучить диалог. Можно предложить героев, которые в сказке не встречаются. Например, в сказке «Колобок» не встречаются друг с другом заяц и медведь. Но что бы они могли сказать друг другу при встрече? Похвалить колобка за то, что он такой умный и хитрый или пожаловаться друг другу на обманщика.

«Звукорежиссеры»

Эта игра также направлена на развитие устной связной речи, помогает лучше запоминать последовательность действий сказки и ее сюжет.

После прочтения сказки, рассмотрите иллюстрации к ней. Остановитесь на понравившейся. Предложите своему малышу «озвучить» картинку. Пусть он вспомнит, что говорили герои в данный момент, какие действия выполняли. Также для этой игры можно использовать и фрагменты мультфильмов по одноименным сказкам. Выключите звук, и пусть ребенок озвучивает ход событий.

«Новые сказки»

Основными задачами данной игры является развитие творческого воображения, фантазии связной речи.

Возьмите хорошо знакомую сказку. Вспомните последовательность событий в ней, уточните, где происходит действие, какие герои встречаются. И вдруг в сказке что-то стало по-другому: изменилось место действия или появился новый герой. Например, в сказке «Репка» изменим место действия и отправим всех героев на стадион или в кино. А что произойдет, если там появится еще и злой волшебник или бабочка. Вариантов множество.

«Пропущенный кадр»

Цель игры: научить составлять рассказ по серии сюжетных картинок, помочь ребенку запомнить последовательность событий сказки.

Для игры можно использовать серии картин для рассказывания сказок, которые сейчас в достаточном количестве можно приобрести в магазинах.

По-порядку перед ребенком вкладываются картинки одной из сказок. Одна картинка нарочно убирается. Перед малышом ставится задача вспомнить, какой сюжет пропущен. Если он затрудняется найти ответ, можно положить перевернутую картинку в том месте, где она должна лежать, не нарушая последовательности. После озвучивания недостающего сюжета, необходимо рассказать всю сказку.

«Сказочная цепочка»

Цель этой игры: научить составлять предложения по предметным картинкам. Помочь ребенку запомнить героев, предметное окружение, последовательность событий сказки.

Выберите для игры любую прочитанную сказку. Приготовьте отдельно всех героев, различные предметы, которые встречаются в этой сказке. Для усложнения задачи можно добавить героев и предметы из других сказок. Например, возьмем сказку «Лиса и лапоть». Ребенку предлагаются изображения сказочных героев и предметов, а он определяет есть такие в данной сказке или нет. Если есть – выкладывается в цепочку и составляется предложение по сказке, с использованием данного предмета или героя. Если это курочка, то можно вспомнить, что лиса забрала курочку взамен на лапоть.

Вот лишь несколько интересных игр, которые помогут вашему ребенку лучше ориентироваться в мире сказок. А то бесценное время, которое вы проведете со своим малышом, играя, не заменят никакие другие блага.

Когда ребенок научится работать со сказкой, будет в ней хорошо ориентироваться, разбирать поступки героев, оценивать их, он сможет эту модель перенести в реальную жизнь, исправить какую-то ситуацию.

Родителям стоит больше уделять внимание сказке. Конкретное содержание каждой сказки может подсказать родителям и свои пути воспитания.

Сказки развивают образное и логическое мышление ребенка, его творческие способности, речь, знакомят детей с миром природы и помогают подготовить их к школе.



Предварительный просмотр:

Консультация для родителей "Почему необходимо рассказывать, читать детям.


На море - океане, на острове Буяне
Стоит дерево - золотые маковки
По этому дереву ходит кот – Баюн;
Вверх идет – песню заводит
Вниз идет – сказки сказывает.

…А было это, голубчики, в старину, когда задумал дед Архип залезть на луну; тогда сказки по воздуху летали. Друг друга за крылышки хватали. А я за ними на золотом коне скакала да в мешок эти сказки собирала….

На всем протяжении периода человеческой истории, когда люди наслаждались силой языка, рассказывание сказок помогало детям и родителям прийти к уединению и отдохнуть.

С точки зрения ребенка это возможность близко наблюдать благодушно настроенного родителя, понимать и доверять ему.

С точки зрения родителя – это великолепная возможность увидеть детское восприятие чуда и выразить свою заботу о ребенке не в повелительной форме.

Затрагивая эмоциональную жизнь ребенка, сказка дает утешение, облегчение, она предоставляет ребенку словесные картинки и символы, которые могут быть использованы им для понимания и выражения своих чувств. Она выдвигает героев, моделирует ситуации, над которыми можно подумать и оценить их. Она предлагает детям творческое проникновение в эмоциональные аспекты человеческого поведения, развивает способность к зрительному воображению, что особенно полезно, так у малышей часто не получается увидеть пути из эмоционального тупика.

Современные дети погружены в искусственный визуальный мир телевидения, компьютеров и видео. Непосредственно рассказанная сказка стимулирует внутренний взор. Но самое главное состоит в том, что сказка подчиняет к себе лишь потому, что доставляет удовольствие, как ребенку, так и родителю.

Сказка - это в первую очередь особая среда: через сказку ребенок совершенствуется в языке. Образность и ритмичность сказки помогают малышу сосредоточить внимание на происходящих в ней событиях. Структура сказочного текста, построенная на повторах, помогает запоминанию.

Естественно, слушать сказку можно лишь в том случае, если в работу включается переживание и воображение. Но развитие памяти, внимания, речи и воображения всего лишь «побочные» следствия взаимодействия сказки и ребенка. То есть это развитие возможно лишь потому, что сказка близка ребенку по мироощущению и помогает ему решить фундаментальную психологическую задачу адаптации к реальности. Сказка помогает ему обрести эмоциональный комфорт и примирится с окружающим его непонятным и часто пугающим миром.

С точки зрения психоанализа сказки – матрицы типичных психологических проблем детей. Сказка устроена так, что ребенок легко отождествляется с кем - то из ее персонажей и через воображаемые приключения приобретает опыт разрешения конфликтов. Именно поэтому она обладает своеобразным психотерапевтическим эффектом.

Но учит сказка не в лоб, как басня. Мораль не свойственна сказке. Ее советы скрыты, часто не однозначны, предлагаемые решения многослойны – т. е. сказка, ко всему прочему, еще и учит ребенка выбирать.

Что обнаруживает для себя маленький ребенок в той или иной народной сказке? Именно сказка приобщает ребенка к миру искусства: учит понимать и любить художественное слово, видеть прекрасное в живописных полотнах, слушать музыку. Заинтересовать, привить любовь к искусству можно в том случае, если родители сами хорошо разбираются в ней, на чем сделать акцент. Существует множество методической литературы, о том, как знакомить ребенка с жанром сказки. Что же должен знать родитель об этом жанре, каким материалом в области искусства владеть?

Сказка – эпическое повествование, преимущественно прозаического характера, с установкой на вымысел; отражает древнейшие представления народа о жизни и смерти, о добре и зле; рассчитана на устную передачу, поэтому один и тот же сюжет имеет несколько вариантов.

Сказочные истории носят фантастический характер, но они не являются обычной фантазией сказателя.

А.Н. Афанасьев писал: « Сказка не пустая складка, в ней, как и вообще во всех созданиях целого народа, не могло быть и в самом деле нет, ни нарочно сочиненной лжи, ни намеренного уклонения от действительности мира». Феномен сказки, ее очарование в по - особому организованном повествовании, в использовании сказочных формул, символической образности. Фольклорная сказка обладает тремя признаками: устная форма бытования сказки не записывались, а передавались от сказателя к сказателю в устной форме; коллективное авторство у сказки нет конкретного автора, каждый сказатель привносил в сюжет, что то свое. Поэтому существует несколько вариантов сказки; анонимность, мы не можем назвать фамилии и имена людей, придумавшие сказочные сюжеты.

В архаические времена, в период распада первобытнообщинного строя, фольклорная сказка напоминает миф, но и поздняя классическая сказка сохранила особенности мифологического сознания. В мифе любой предмет, вещь, действие несут определенный символический смысл. Например: человек, животное, любой природный объект, наделены « нетленной сущностью».

Внешность только форма, а душа может свободно переходить из одной формы в другую, перевоплощаться. Смерть в мифологизированном сознании предков является рождающем началом. Все, что погибает, возрождается, но в ином качестве. Образ рождающей смерти вызывает образ круговорота. Круговорот заключен в самой природе: рождение весной, расцвет летом. Увядание осенью, смерть зимой. Солнце движется по кругу – восходит и заходит, утром на востоке, вечером – на западе, а следующим утром - опять на востоке.

Сказка противостоит мифу как:

Профанное – сакральному. Миф связан с ритуалом, поэтому миф в определенное время и в определенном месте рассказывает посвященным тайные знания;

Нестрогая достоверность – строгой достоверности. Уход сказки от мифа привел к тому, что художественная сторона мифа вышла на первый план сказке. Сказка «заинтересовалась» увлекательностью сюжета. Историчность мифа стала не важной для сказки. События сказки происходят вне географической приуроченности, в рамках сказочной географии – « в некотором царстве, в некотором государстве». Фольклорная сказка имеет свою специфическую поэтику, тексты сказочного жанра строятся с помощью установленных традицией клише;

Сказочные формулы – ритмизованным прозаическим фразам: « Жили – были…..», « В некотором царстве, в некотором государстве….», « Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается». « И я там был, мед пиво пил, по усам текло, а в рот не попало»;

Можно говорить об архаических сказках как о нестрогих мифах. Главная цель такой сказки – развлечь слушателя, а главная задача мифа – донести определенную информацию. Эти архаические сказки положили начало волшебным.

Особой популярностью у детей пользуются волшебные сказки. Что должны знать об этой разновидности родители? В. Я. Пропп в книге « Морфология волшебной сказки» пишет об однообразии волшебной сказки на сюжетном уровне. Он говорит об определенном наборе ролей, распределенных между персонажами которые переходят из одной сказки в другую: герой, вредитель, помощник, царевна или ее отец, ложный герой. В. Пропп создает так называемую « метасхему» волшебной сказки. На основании изучения композиции сюжетов, особенностей сказок автор выводит определенную схему построения волшебной сказки имеющую 31 функцию. В основе сюжета такой сказки лежат повествование определении потери при помощи чудесных средств или волшебных помощников (Иван-Царевич потерял Василису Премудрую). В экспозиции сказки рассказывается о причинах, которые породили завязку: запрещение и нарушение запрета на какие- то действия (Иван – царевич женился на лягушке – квакушке; царь батюшка трижды подвергал испытаниям своих сыновей; лягушка – квакушка превратилась в Василису Премудрую). Завязка сказки: главная героиня обнаруживает потерю. Развитие сюжета – это поиск потерянного.

Кульминация волшебной сказки состоит в том, что главный герой сражается с противоборствующей силой и всегда побеждает ее (Иван – царевич победил Кощея).

Развязка – преодоление потери. Обычный герой (героиня) в конце «воцаряют» т. е. приобретают более социальный статус, чем у него был вначале.

Волшебные сказки обладают определенными чертами: связь сюжета, героев, языка с действительностью, связь выдумки и правды; яркость вымысла (необычные герои, окружающий мир, говорящие животные, чудесные предметы); противоборство злых и добрых сил, темного и светлого миров; обязательная победа добра; присутствие положительного героя.

Фольклорная сказка имеет внутри жанровые разновидности. В науке о сказке существует проблема классификации сказочных жанров. В «сравнительном указателе сюжетов восточнославянская сказка», созданном на основе систематизации сказок народов мира, представлены следующие жанры сказочного фольклора:

  • сказки о животных, растениях, неживой природе и предметах;
  • легендарные сказки;
  • новеллистические (бытовые) сказки;
  • небылицы;
  • кумулятивные сказки;
  • докучные сказки.

В сказках о животных – сюжеты занимают комическое повествование о проделках животных. Сказки о животных самые древние, в этот период человек еще обожествлял животных, черпал у них силы.

В бытовых сказка происходят чудесные события (в качестве главного героя действует человек). Герой бытовой сказки – представитель народной среды, борется за справедливость. Эти сказки повествует о ловких, умных и мудрых советчиках).

Тысячи лет сказка накапливала духовный опыт русского народа. Оказывала влияние чудодейственной силы на человеческую душу. Воспитывала. Помогала становится мудрее.

«… Какая бы тень ни набежала на вашу жизнь – посетит ли вас тревога о судьбе России, - придут ли вам «мысли честные», о вашей личной судьбе, или просто жизнь покажется «несносной раной» - вспомните о русской сказке и прислушайтесь к ее тихому, древнему, мудрому голосу…. Она ни на что не притязает, никому не навязывается, ничего не затевает. «Не любо – не слушай….» Она как цвет незаметных и неведомых полевых цветов, а духовный смысл ее – как тонкий и благоуханный мед: попробуешь – слышишь на языке все неизреченное естество родной природы: запах родной земли, и зной родного солнца, и что то тонкое и богатое, вечное юное и вечно древнее…»И.А. Ильин.

«По-моему, цель сказочника заключается в том, чтобы какою угодно ценою воспитать в ребенке человечность – эту дивную способность человека волноваться чужими несчастиями, радоваться радостям другого, переживать чужую судьбу как свою» К.И. Чуковский.

«Сказка – это духовное богатство народной культуры, познавая которые ребенок познает сердцем родной народ. Без сказки – живой яркой овладевшей сознанием и чувствами ребенка, невозможно представить детское мышление детскую речь, как определенную ступень человеческого мышления и речи». В.А. Сухомлинский.

Сказка – дает первые уроки нравственности, формирует представление о добре и зле; о дружбе, взаимопомощи, доброжелательности. Учит жизни, вселяет веру в то, что правда восторжествует над ложью.

Используемая литература:

  1. Микляева Н.В.; Толстикова С.Н.; Целикина Н.П.; «Сказкотерапия в ДОУ и семье», ТЦ Сфера, 2010г.
  2. «Психология сказки». Франц М. Л фон. (Толкование волшебных сказок).
  3. Пропп В.Я. «Исторические корни волшебной сказки», 1986г.
  4. Гурович Л.М. «Ребёнок и книга». СПБ, 2004г.
  5. Князева О.Л. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» СПБ, 2000г
  6. Евсюкова Л.Б. «Воспитание сказкой» М.2000г.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тывызыктар-биле ажылдаарынга ада-иелерге методиктиг сумелер

Даны методические рекоментации по ознакомлению устным народным творчеством...

Ада - иелерге сумелер!

Очень полезные Советы для родителям !...

Ада - иелерге сумелер!

Материал может - быть полезен для воспитателей которые работают в младших группах в тувинских детсих садах...

Ада-иелерге консультация: " Ог-буленин кижизидилгези"

Кижи бурузу ыяап-ла бир-ле кижинин толу боор, оон ада- иези,кырган -авазы, кырган -ачазы болуп кижизидикчи удур-дузалыг,хундулуг хулээлгезин кууседип турар. Уругларнын Ог-буленин кижищидилгези - курун...

Ада-иелерге беседа "Уругларны тура-соруктуг кылдыр кижизидери"

Ада-иелерге беседа    "Уругларны тура-соруктуг кылдыр кижизидери"...

Ада-иеге тогерик стол

Круглый стол родителям детского сада Ада-иелерге «Тогерик стол».Тема: Тыва улустун тоолдарынга моорей.Сорулгазы: Ада-иенин болгаш ажы-толунун аразынга харылзаазын илередир, ...