Конспект занятия " Куклы -обереги"
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Едомских Наталья Ивановна

Приоритетное направление.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_kukla_zernovushka.docx25.79 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по ОО «Социально-коммуникативное развитие» в подготовительной группе

« Изготовление оберега – куклы Зерновушка».

Едомских Наталья Ивановна

воспитатель

МБДОУ «ДС № 243 г. Челябинска»

Цель: ознакомление и приобщение детей к народной культуре, углубление знаний по изготовлению кукол-оберегов.

Задачи:

  • приобщить детей к народной культуре; формировать представление о русской тряпичной кукле, об истории её возникновения.
  • развивать творческий подход к изготовлению народных кукол (подбор круп и зерна), развивать творческое мышление, память, наблюдательность.
  • воспитывать любовь и интерес к народным традициям, историческому прошлому.

Оборудование и материалы:

  • Куклы: - Зерновушка, - Колокольчик, - соломенная.
  • Схема алгоритма работы по создания куклы - Зерновушки
  • Контейнеры с зерном и крупой: пшеница, ячмень, рис, горох, перловка, гречка, пшено.
  • На каждого ребенка:
  • Мешочек-основа (лоскут льняной или плотной х/б ткани зашит с боков заранее)  – 18*20 см;
  • Крупа или зерно (по выбору) - 300гр.;
  • Стаканчик пластиковый (200мл) для крупы;
  • Стаканчик пластиковый (200мл) под мешочек;
  • Нитки красного цвета для крепления поделки;
  • Юбка - лоскут яркой х/б ткани - 10*22 см;
  • Фартук - лоскут х/б ткани - 4*8см;
  • Тесьма, тонкое кружево под косынку – 35 см;
  • Косынка (треугольный лоскут ткани)  – ½ 40*40 см.

Словарная работа: Зерновушка,

Предварительная работа:

  • Рассматривание иллюстраций «Как жили люди в старину» (быт, труд, отдых, развлечения);
  • - Беседы:
  • «Одежда людей я в старину»,
  • «Не красна изба углами, красна пирогами»,
  • «Тряпичные куклы»,
  • «Хлеб, да каша – еда наша»;
  • - Разучивание поговорок;
  • - Рассматривание различных видов круп;
  • - Дидактические игры:
  • «Шнурочки»; «Завяжи платок»; «Подскажи словечко».

Ход занятия

Магнитная доска с иллюстрациями «Как жили люди в старину».

Центральная доска: закреплена  схема алгоритма «Зерновушки».

На двух столах стоят контейнеры с крупой.

В: Во время подготовки к занятию обращаю внимание детей на куклу.                     

 Посмотрите, дети,  какую куклу я сделала.

     Нравится кукла? Это тряпичная кукла Зерновушка.

В: приглашаю детей подойти к столу с куклами и крупами, провожу вступительную беседу:

«История возникновения народной куклы»

В: Такие куклы делали в старину. Тряпичная кукла безлика. Безлика это как…

Д: Без лица, у нее нет глаз, носа, рта. 

В: Играя в куклы, дети учились разговаривать, шить, понимать, что такое семья: Ребята, семья это кто…

Д: мама, папа, сестры, братья, бабушки, дедушки;

В: Крестьянские семьи в ту пору были очень большие, в каждой по 10 детей и больше, поэтому и кукол было много (иногда до 100 штук насчитывалось).

Считалось, чтобы девочка выросла хорошей матерью, она должна была уметь играть в куклы, заботится о них. Ребята, что, значит заботиться?….

Д: Кормить, одевать,  играть…

В: В каждой семье кукол делали по-своему. Куклы Ивановых отличались от кукол Петровых, так как каждая кукла была сделана в единственном виде и с особой родительской любовью и мудростью. Дети чувствовали это, и относились к ним  бережно. Разве можно выбросить родительскую любовь?

   Игрушки никогда не оставляли на улице, не разбрасывали по избе, а берегли в корзинах, коробах. Их брали на жатву и на посиделки.

В: Вы хотите сделать такую же куклу как у меня?

Д: выражают желание сделать такую же куклу.

В: Проходите на свои места.

Тряпичные куклы бывают: игровые, обрядовые и обереги.

(Указание на иллюстрации «Как жили люди в старину»)

Игровые куклы для забавы детям, в них проигрывалась вся деревенская жизнь.

Обрядовые куклы делали на праздник Масленица, свадьбы.

Обереги - люди верили, что они оберегают и спасают человека от опасностей

Кукла Зерновушка - оберег. Куклу хранили до следующего сева в красном углу избы рядом с иконами и верили, что следующий год будет сытым и богатым. Называют её по-разному: Крупеничка, Зерновушка, Зернушка, потому, что внутри куклы мешочек с зерном.

Творческая работа.

В: Для работы нам нужен стакан зерна или крупы.

Ребята, берите стаканчики, подходите к контейнерам и набирайте по полному стакану, но знайте, что каждая крупа имеет свое значение.

В то время, когда дети набирают, рассказываю о назначении каждого зерна.

Гречиха – на сытость и богатство;

Рис - самое дорогое зерно, на праздник;
Перловка - на сытость;

Пшено - для радости, защита от сглаза

Пшеница  на рост;
Ячмень - на силу.

Горох -  дружба и мир в семье;
Можно и все крупы положить.

Так же на дно куклы иногда кладут монетку.

Проходите на места. 

В работе мы будем ориентироваться на схему на доске.

Показ последовательности изготовления куклы - Зерновушки:

Для этого я сшила заготовки – рукава.

  1. Делаем донышко. Одно отверстие завязать нитками.

(Предлагаю детям выполнить эту работу в парах, помочь другу                    подержать мешочки).

Мешочек вывернуть, поместить в пустой стаканчик для устойчивости и удобства завязывания.

  1. Мешочек наполнить крупой (не полностью).

Предложить взять ещё зерна, у кого не хватило.

  1. Затянуть мешочек нитками сверху.
  2. Оформить голову, завязав нитку на уровне шеи.
  3. Разложить юбку лицевой стороной ткани вверх, фартук положить посередине юбки; сверху положить мешочек с крупой таким образом, чтобы голова была выше низа юбки; обернуть мешочек концами слева и справа;
  4. Завязать ниткой, отогнуть юбку вниз;
  5. Ленту - кружево повязываем на голову куклы на уровне лба.
  6. Повязать ситцевый платок (в нашем случаи косынка), завязав его сзади, вокруг шеи куклы.

Во время выполнения работы хвалю детей:

- Как ты стараешься сделать узелок….,

- хорошо завернул(а),

- завязала аккуратно и т.д.

Обращаю внимание детей на последовательность работы (придерживаться схемы алгоритма). Оказываю индивидуальную помощь в случае затруднения.

Рефлексия:

- Ребята, у меня теперь есть еще одна кукла.

- А у вас кукла получилась?

- Что больше всего понравилось?

- Чья кукла больше всего понравилась? Почему?

- С кем ты хочешь поиграть?

- Сможешь ли сам сделать куклу? А научить братьев, сестер?

Предлагаю свое настроение отметить смайликами.

   

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия "куклы наших бабушек".

на занятие дети знакомятся с разными видами народных кукол...

Конспект занятия "Семейный оберег" для родителей дошкольников

Мягкая, нежная, уютная тряпичная кукла, сделанная добрыми руками мастерицы, наполненная ее материнскими чувствами, приносит в дом и в детство ребенка душевное тепло и добрые чувства. В этом — гл...

Конспект занятия "Кукла - оберег"

«Кукла - оберег»Цель: Продолжать знакомить детей с народной игрушкой. Подвести к мысли о неоднозначности куклы в народной традиции (кукла-игрушка, кукла-оберег, кукла обрядовая). Через игрушку познако...

Презентация к занятию "Кукла оберег".

История создания тряпичной куклы....

Презентация для занятия "Куклы обереги с использованием ЦОР"

Методическое пособия, для использования с интерактивной доской....

Занятие "Куклы - обереги. Куватка"

Куклы - обереги интересны детям. А сделатьсвоими руками - одно удовольствие!...

Конспект занятия «Кукла оберег на колечко»

Конспект занятия«Кукла оберег на колечко»...