Проект "Гурбан бэрхэ"
проект (подготовительная группа)
Цель: Сохранение и развитие бурятского языка, через изучение традиций и обычаев бурятского народа.
Задачи:
- привитие интереса к знанию родного языка через творчество;
- формирование патриотизма через изучение культурного наследия народа;
- изучение традиций и обычаев бурятского народа;
- выявление и поддержка талантливых детей.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 53.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ «Детский сад № 89 «Журавлёнок» компенсирующего вида г. Улан-Удэ»
ПРОЕКТ
«Гурбан бэрхэ»
г. Улан-Удэ, 2024г.
«Раскрытие и развитие потенциала детей 6-7 лет через знакомство с традициями и обычаями бурятского народа посредством деятельности познавательного направления»
Руководитель проекта: Д. В. Матвеева (учитель бурятского языка) Г.Э Доржиева, (воспитатель)
Вид проекта: Познавательно - творческий, групповой.
Продолжительность проекта: краткосрочный
Участники проекта:
Дети старшего дошкольного возраста (6-7 лет): воспитатели, родители.
Актуальность проблемы
В настоящее время назрела проблема, которая указывает на то, что современные дети читают плохо, не любят читать, заучивать стихи. Родители дома не могут найти пути решения этой проблемы, т.к. увлеченных гаджетами детей очень трудно заставить читать книги, журналы, учить стихи.
Тем не менее, дети стремятся к активной деятельности, поэтому нужно способствовать его дальнейшему развитию. Поэтому необходимо расширять опыт ребенка, для того чтобы создать достаточно прочные основы для его деятельности. Чем больше ребенок видит и слышит, тем больше он понимает и усваивает. Творческое начало рождает в ребенке живую фантазию, живое воображение. Ребенок отражает в своем творчестве, рассказах окружающий мир, природу, свои впечатления и эмоции, возникшие в результате знакомства с произведениями искусства и литературы, в которых запечатлены живые, неповторимые явления природы.
Данный проект способствует приобщению детей 6-7 лет к системе культурных ценностей бурятского народа: к национальной культуре и искусству, уважение к историческому и культурному наследию своей малой Родины, а также пониманию и уважению к духовному наследию других этносов, живущих в Республике Бурятия, т.к. именно дошкольный период является наиболее оптимальным для начала целенаправленного воспитания средствами этнографической культуры.
Гипотеза образовательного проекта
В результате этой системной работы с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Раскрытие и развитие творческого потенциала детей 6-7 лет через знакомство с обычаями и традициями бурятского народа посредством деятельности познавательного направления», у детей повысится уровень познавательного развития, будут сформированы представления о родном крае, Малой Родине, от традициях и обычаях бурятского народа
Цель: Сохранение и развитие бурятского языка, через изучение традиций и обычаев бурятского народа.
Задачи:
- привитие интереса к знанию родного языка через творчество;
- формирование патриотизма через изучение культурного наследия народа;
- изучение традиций и обычаев бурятского народа;
- выявление и поддержка талантливых детей.
Риски проекта:- отсутствие интереса у детей;
- занятость родителей;
- загруженность педагогов.
Описание проекта.
Данный проект предназначен для детей старшего дошкольного возраста, их родителей, воспитателей и педагогов ДОУ.
Проект поможет эффективно решить образовательную цель: получить знания о родном крае через циклы занятий: по бурятскому языку, ИЗО, по ознакомлению с окружающим миром, развитие речи и музыкальное развитие.
Все участвующие в проекте могут показать свою творческую активность, проявить фантазию в подборе и оформлении материала, принять активное участие в реализации проекта.
Проект состоит из 3 этапов.
В основу проекта положены следующие принципы воспитания:
- принцип культуросообразности в воспитании, т.е. воспитание, основанное на общечеловеческих ценностях культуры;
- принцип расширения связей ребенка с окружающим миром, приобщение к культуре родного края;
- принцип приоритетности культурного регионального наследия, т.е. воспитание патриотизма на местном материале с целью уважения к своему дому, приобщение ребенка к культурному национальному наследию, образцам национального, в том числе местного фольклора, художественным промыслам, произведениям местных писателей, поэтов, художников, композиторов;
- принцип опоры на эмоционально-чувственную сферу ребенка, т. е. создания условий для возникновения эмоциональных реакций и развития эмоций, которые сосредотачивают внимание ребенка на объекте познания, собственном действии или поступке, что достигается через сопереживание и прогнозирование развития ситуации.
Содержание работы включает в себя: изучение исторического прошлого Бурятии и бурятского народа; знакомство с устным народным творчеством; знакомство с народными праздниками и традициями; знакомство с народными промыслами; изучение бурятского национального костюма; знакомство с бурятскими народными играми ,песнями, стихами бурятских поэтов, благопожеланиями через циклы занятий, развлечений, совместную деятельность детей, воспитателей, родителей.
Обеспечение проектной деятельности
Интернет-ресурсы.
Познавательная и художественная литература.
Изоматериалы, национальные костюмы, игрушки, фотографии
Предполагаемое распределение ролей в проектной группе:
Воспитатель: организует образовательные ситуации, совместную продуктивную деятельность, консультирование родителей.
Дети: участвуют в образовательной и игровой деятельности.
Родители: подготавливают материал для обучения детей, закрепляют полученные детьми знания на практике.
Ожидаемые результаты:
для педагога: - освоение проектного метода;
- повышение уровня педагогической компетентности, профессиональный рост;
- повышение качества работы с детьми через использование различных видов деятельности.
для детей: - умение представлять себя на бурятском языке, умение вести диалог на бурятском языке, умение различать изделия разных народных промыслов;
- знание и умение составлять, рисовать бурятские национальные орнаменты, разбираться в их символике;
- знание и умение играть в бурятские народные игры;
- знание бурятских былинных героев, умение сопереживать им;
-знание благопожеланий , стихов, песен бурятских авторов.
- иметь представления об истории своего края, посёлка, семьи;
- умение работать в группе, навыки коммуникативного общения.
для родителей: - партнерские отношения родителей и педагогов, родителей и детей в совместной организации жизни группы.
для педагогов ДОУ: - возможность ознакомиться с опытом использования проектного метода в работе с детьми.
Принципы реализации проекта:
1. Доступность:
- учет возрастных особенностей детей;
- адаптированность материала.
2. Систематичность и последовательность:
- постепенная подача материала от простого к сложному;
- частое повторение усвоенных знаний.
3. Наглядность и занимательность:
- предлагаемый материал должен быть понятным, быть игровым или с элементами игры, сюрприза.
4. Динамичность:
- интеграция проекта в разные виды деятельности.
5. Дифференциация:
- создание благоприятной среды для усвоения, предложенного к изучению материала каждым ребенком.
Средства оценки результатов успешной реализации проекта:
- мониторинг познавательного, художественно-эстетического, творческого развития детей;
- анкетирование родителей о результативности проекта;
- беседы с педагогами ДОУ, родителями о ходе реализации проекта;
- творческие выставки «Бурятские дэгэлы, шапки и гутулы», «Дом, где я живу», «В краю родном», «Моя семья, моя родословная»
- участие в конкурсе «Гурбан бэрхэ» на городском уровне, в рамках месячника бурятского языка.
Проект состоит из 3 этапов:
Подготовительный этап (Срок реализации: с 2 – 13 сентября)
Определение темы проекта; Формулирование цели и определение задач; Подбор материалов по теме проекта; Консультирование по вопросам проектной деятельности; Составление плана основного этапа проекта. Основной этап (Срок реализации: с 16.09 – 18.09 ) Оформление развивающей среды в групповой – фотогалерея «Мой край родной, Бурятия моя»;выставка работ ДПИ Посещение детьми фотогалерии , рассказ о родном крае; Проведение НОД по ОО «Художественное творчество» - «Волшебный орнамент» (рисование бурятских шапочек, дэгэлов и гутулов (по группам ); Консультация для педагогов «Развитие творческих способностей детей на основе национально-регионального материала» + практическая часть; Рассматривание иллюстраций: о Байкале, рыбы озера Байкал, эндемики озера Байкал, природа Бурятии, животные, птицы Просмотр видео и фото о традициях, костюмах, посуде, быте бурят и русских Беседы на темы: « Где мы живем?» «Русская изба и бурятская юрта», «Традиции, костюмы, посуда, быт бурят и русских», «Мы - друзья природы», «Животные нашего края», «Мой родной посёлок»; Чтение художественной литературы: «Золотая книга о бурятах», «Серебряная книга о бурятах» ««Снег и заяц» и др Разучивание благопожеланий, стихов, песен (народных и авторских ) Продуктивная деятельность: лепка «Бурятские узоры»; Работа с родителями – сбор и изготовление наглядного и дидактического материала для уголка двух культур (в сравнении: русские и буряты) по теме: «Жилище, быт, одежда русских и бурят»; Оформление уголка двух культур «Жилище, быт, одежда русских и бурят» в группе; Посещение уголка с рассказом о быте, жилище, одежде и т.д. русских и бурят; Куклы в национальных костюмах (в сравнении: русские и буряты); НОД по познавательному развитию «Моя родословная» Дидактические игры: «Найди пару», «Подбери похожий орнамент», «Найди бурятский орнамент», «Расставь мебель в юрте», «Расставь мебель в избе»; Подвижные бурятские и русские народные игры: «Шагай наадан», « Мунгэн бэhэлиг» (Серебряное колечко»)«Бээлэй нюулга» (Спрячь рукавичку) «Рукавицу гнать», «Верблюжонка верблюд ловит», «Слухи», «Иголка, нитка и узелок», «Бабка-лодыжка», «Ищем палочку», «Волк и ягнята» и другие; Выставка лучших творческих работ; Заключительный этап. Участие детей в городском конкурсе «Гурбан бэрхэ». Совместное творчество детей и взрослых «Моя родословная »; Викторина «Что я знаю о родном крае». |
