Проект "Мини-музей воинской славы"
проект (подготовительная группа)
Цель проекта: воспитание патриотизма у дошкольников средствами музейной педагогики.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 38.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №10 «Умка»
Проект
«Мини-музей воинской славы»
Методист: М.В. Усынина
Учитель-логопед: В.Ю. Хохлова
г. Шадринск
Музей – это смесь искусства и истории, документа и романа, которая посылает нам через многие годы луч света и доносит уникальные по ценности опыт и знания.
Ф. Дзери
Тип проекта: познавательно-исследовательский.
Вид проекта по срокам реализации: долгосрочный.
Участники: педагоги ДОУ, дети дошкольного возраста (5-7) лет, родители (законные представители).
Цель проекта: воспитание патриотизма у дошкольников средствами музейной педагогики.
Задачи:
- Развивать представления о социокультурных ценностях нашего народа.
- Развивать интерес к историческому прошлому страны.
- Воспитывать патриотические чувства, трепетное отношение к заслугам и подвигам воинов-защитников, к празднику Победы.
- Развивать познавательную активность дошкольников.
- Систематизировать партнерские взаимоотношения детского сада и семьи.
- Ориентировать родителей на патриотическое воспитание детей путем прикосновения к истории своей семьи, Родины.
- Обогащение развивающей предметно-пространственной среды ДОУ.
Педагогические функции музея:
Образовательная
- Развитие зрительно-слухового восприятия, усвоение информации. Использование дидактических материалов, расширяющих рамки учебной программы, стимулирующих интерес к искусству.
Развивающая
- Активация мышления. Развитие интеллектуальных чувств, памяти, сенсорно - физиологических структур. Обогащение словарного запаса.
Воспитательная
- Формирование личностных качеств, взглядов, убеждений. Становление умственного, нравственного, трудового, эстетического и экологического воспитания.
Просветительская
- Формирование умений, навыков. Формирование адекватного, осмысленного отношения к получаемой информации
Актуальность:
В последние десятилетия в нашей стране произошло много сложных, противоречивых событий в общественной жизни, политике, в системе государственного управления. Проблема патриотического воспитания выпала из поля зрения значительной части ученых и политиков более чем на десять лет. К сожалению, сегодня стараниями зарубежных средств массовой информации усиленно нивелируется вклад России в мировую цивилизацию. В статьях и книгах необъяснимым образом перекраиваются страницы истории, приветствуется «рабское поклонение» всему иностранному, принижаются достижения и открытия сделанные российскими учеными. Можно с уверенностью сказать, что у подрастающего поколения наблюдается падение интереса и уважения к прошлому России. Старинная мудрость напоминает нам: «Человек, не знающий своего прошлого. Не знает ничего».
Патриотизм является нравственной основой жизнеспособности государства. Поэтому гражданско-патриотическое воспитание сегодня – одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы. Именно акцент на знание истории, культуры поможет подрастающему поколению в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.
Выделение данной задачи закономерно для новых стандартов дошкольного и школьного образования. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) выделяет в качестве особой задачи дошкольного воспитания необходимость нравственного развития детей и создания условий для присвоения детьми гражданской позиции.
Патриотическое воспитание дошкольников – это не только воспитание любви к родному дому, семье, детскому саду, городу, к родной природе, культурному достоянию своего народа, своей нации и толерантного отношения к представителям других национальностей, но и воспитание уважительного отношения к труженику и результатам его труда, родной земле, защитникам Отечества, государственной символике, традициям государства и общенародным праздникам.
Средством для достижения результатов в патриотическом воспитании детей дошкольного возраста может служить музейная педагогика. Сегодня это словосочетание знакомо практически всем, кто имеет отношение к воспитанию и образованию юного поколения. Ведь музей - хранилище истории, где хранится накопленный опыт поколений, это способ познания окружающего мира, поэтому он отражает самые разные стороны нашей действительности. Очень важно рассказать ребёнку именно в дошкольном возрасте о том, где он живет, кто его предки, какова его малая родина, как велика его страна. Из истории и складывается любовь к Отечеству. Сегодня нам нужно вернуть «желание помнить», и помочь по-новому относиться к старинным обычаям, обрядам, праздникам, в которых народ оставил все ценное, что было в прошлом, не только детей, но и их родителей.
Особенность музеев в ДОУ в том, что образование, получаемое детьми в рамках музея доступно, вариативно, деятельность с экспонатом является основным способом получения знаний, происходит в свободной форме, в совместной деятельности и самостоятельно. Основой организации работы в музее является познавательно-исследовательская деятельность, в виде детского экспериментирования с предметами и виде вербального исследования, вопросов, задаваемых взрослому.
В процессе создания мини-музея в ДОУ должны учитываться следующие принципы:
- интеграции
- регионального компонента
- деятельности и интерактивности
- природосообразности
- научности
- гуманизации и партнерства
- культуросообразности
- динамичности и вариативности
- разнообразия
Ожидаемые результаты на этапе завершения проекта:
с детьми:
1. Появление интереса к музейной культуре, истории своего края, страны;
2. Развитие инициативности, самостоятельности, познавательной активности дошкольников;
3. Приобщение детей к миру общечеловеческих ценностей;
4. Воспитание в дошкольниках чувство гордости за общее дело, свою группу, детский сад, семью и малую Родину.
с родителями:
1. Повышение музейной культуры у родителей;
2. Повышение статуса семейного воспитания.
3. Активное участие родителей в оформлении мини-музея в ДОУ, в совместной с ребѐнком познавательной деятельности, создании совместных творческих работ.
Перспективное планирование экскурсий в мини – музей «Воинской славы»
для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет)
№ | Месяц | Название, цель экскурсии | Метод. обеспечение | Оборудование | Индивидуальное, подгрупповое взаимодействие с детьми | Взаимодействие с родителями |
1. | Сентябрь. | «Богатыри земли русской» Цель: Развивать патриотические чувства на основе знакомства детей с героическими образами былинных богатырей, расширять кругозор детей; их подвигами; дать представление об оружии, о снаряжении и их использовании. | [1], №4 | Мини-музей «Воинской славы», доспехи богатыря: кольчуга, шлем, щит, меч, лук, стрелы, булава, макет. | Рассматривание картины: «Три богатыря» Васнецова Составление рассказов по картине Васнецова «Три богатыря» С/р игры: «Три богатыря» «Богатыри охраняют русскую землю» Просмотр мультфильмов по данной теме. Настольно – печатные игры: «Помоги богатырю собраться в дорогу», «Ремесла на Руси», «Кольцо и меч» Д/ игры: «Четвертый лишний», «Что нужно богатырю», «Угадай, о ком говорю», «Узнай по описанию», «Было, не было», «От кольчуги до мундира», «Кто больше», «Скажи наоборот» П/игры: Перетягивание каната, «Штурм высоты» | Составление творческих рассказов на тему: «Если бы я был богатырем» Придумывание сказок о богатырях Знакомство с пословицами и поговорками о Родине и ее защитниках. Консультация для родителей «Русские былинные богатыри» Цель: Оживить представление о былинных героях. Активизировать участие в жизни детей. Повысить заинтересованность родителей к возрождению культуры своего народа. |
2. | Октябрь. | «Хороши наши гусары» Цель: Формировать чувство патриотизма, воспитывать у детей уважение к Российской Армии, любовь к Родине, призывать защищать её, беречь и быть достойным гражданином своей страны, формировать у мальчиков стремление стать достойными защитниками Родины. | [1], № 5 | Мини-музей «Воинской славы». | Д/игра «Подбери форму для гусара», «Собери гусара в военный поход», «Подбери оружие» П/игра «Доставь ядра к пушке», «Проскачи и не сбей» | Мастер-класс для родителей «Гусарский кивер своими руками» Цель: Научить изготавливать кивер своими руками. |
3. | Ноябрь. | «На страже Родины любимой Родная Армия стоит». Цель: Формировать представление о родах войск, о службе в армии в мирное время. Воспитывать в детях храбрость, доброту, дисциплинированность; показать силу коллективизма. Вызвать чувство гордости за то, что солдаты защищают Родину, а значит и желание быть похожими на них. | [1], №6 | Мини-музей «Воинской славы». Презентация «Наша Армия», «Рода войск», формы летчика, моряка, шапка танкиста. | Просмотр презентации «Наша Армия», «Рода войск». Рассматривание альбома «Профессия военный» П/гимн. «Три богатыря». Д/игры: «Подбери картинку», «Чья форма», «Военная техника», «Рода войск». С/р игры: «Моряки», «Госпиталь», «Летчики», «Пограничники», «Танкисты», «Строим крепость». Чтение А. Митяев «Почему армия родная?» Загадки о профессиях военных. Изготовление поделок в подарок папе. | Создание альбома «Профессия военный» Выставка кораблей, танков, самолетов, крепости из бросового материала. |
4. | Декабрь. | «Пусть дети не знают войны» Цель: Закрепить знания детей о Великой отечественной войне. Объяснить, что значит термин «Великая Отечественная». Воспитывать чувство гордости за свой народ, своё Отечество, стремление быть похожими на тех, кто отстоял нашу Родину. Познакомить с экспонатами военного времени. | [1], №7 | Мини-музей «Воинской славы». | С/р игры «Пограничники», «Военный госпиталь», «Разведчики», «Полоса препятствий», «Сигнальщики», «Самолёты» и др. Д/ игры: «Колесо истории», «Чья форма», «Лабиринт». Чтение произведений о войне. Разучивания стихотворений Т.Лавровой «Пусть дети не знают войны», А.Барто «В дни войны», А.Усачёва «Что такое День Победы?» 4. Рассматривание иллюстраций о войне. | Консультация: «Как рассказать ребенку о войне». Цель: Обогащение представлений детей о Великой Отечественной войне, о героях, тружениках тыла, ветеранах войны, через совместную деятельность родителей и детей в семье. |
5. | Январь. | «Боевые ордена и медали» Цель: Познакомить детей с боевыми наградами, которыми награждали воинов во время ВОВ; воспитывать уважение к ратным подвигам бойцов и командиров, гордость за свой народ, любовь к Родине. | [1], №8 | Мини-музей «Воинской славы». Боевые ордена и медали. | Изготовление поздравительных открыток ветеранам и труженикам тыла. Ситуация общения «Военные награды в нашей семье» Д/игра «Узнай награду и назови» С/р игра «Мы - военные» Д/у «Ордена и медали наших прадедов» | Встреча с интересными людьми (приглашение ветерана труда для бесед с демонстрацией медалей и орденов). Цель: Объединять усилия родителей и педагогов по решению задач всестороннего развития ребенка. Развивать познавательный интерес, воспитывать уважительное отношение к деятельности взрослых людей. |
6. | Февраль. | « Победа любой ценой». Цель: Познакомить с историей Великой Отечественной войны. Уточнить знания о празднике Дне Победы, объяснить, почему он так назван и кого поздравляют в этот день; Дать детям представление о том, что народ помнит и чтит память героев Великой Отечественной войны, в честь героев слагают стихи и песни, воздвигают памятники. Воспитывать чувство благодарности к защитникам Родины. | [1], №9 | Мини-музей «Воинской славы», макет. | С/р игры: «Перевяжи раненного», «Кто быстрее соберет автомат», «Кто самый меткий», «Салют». «Парашюты», «Доставь патроны», «Часовые». Изготовление письма фронтовиков «Треуголка». Чтение: «О мальчике Тишке и отряде немцев» и др. Стихи: «Что такое День Победы?» А. Усачев, Т. Белозёров "День Победы", Н. Найдёнова "Пусть будет мир", М. Владимов «Еще тогда нас не было на свете», С. Михалков «Победой кончилась война» и др. | Консультация для родителей «Победа любой ценой» Цель: Помочь родителям сформировать у детей осознанное отношение к героическому подвигу народа в ВОВ, воспитывать в детях патриотизм, желание беречь мир. |
7. | Март. | «Освободители земли русской» Цель: Продолжать развивать патриотические чувства на основе знакомства детей с героическими образами былинных богатырей, расширять кругозор детей; их подвигами; дать представление об оружии, о снаряжении и их использовании. Воспитывать интерес к истории своей Родины. | [1], №4 | Мини-музей «Воинской славы», доспехи богатыря: кольчуга, шлем, щит, меч, лук, стрелы, булава, макет. | Просмотр мультфильмов по данной теме. Инсценировка «Ледовое побоище» Беседа о русских полководцах. Рассказ об Александре Невском и битве на Чудском озере. Пословицы о воинах. Иллюстрации в книге об орденах и медалях, репродукции картин В. Серова, В. Сурикова, П. Корина, А. Кившенко. С/р игра: «Мы - военные». | Консультация для родителей «Изготовление доспехов из бросового материала». Цель: Научить изготавливать доспехи богатырей из бросового материала. |
8. | Апрель | «На страже Родины любимой Родная Армия стоит». Цель: Формировать интерес к современным родам войск, уточнить представление о них; дать знания о российской армии; вызвать желание быть похожими на сильных и смелых российских воинов. | [1], №6 | Мини-музей «Воинской славы». | Просмотр презентации «Наша Армия», «Рода войск». П/гимн. «Три богатыря». Д/игры: «Подбери картинку», «Чья форма», «Профессии», «Кому что нужно» «Военная техника», «Рода войск». С/р игры: «Моряки», «Госпиталь», «Летчики» Чтение А. Митяев «Почему армия родная?» Загадки о профессиях военных. Изготовление поделок в подарок папе. | Организация выставки рисунков военной техники Консультация для родителей на тему: «Знакомьте детей с героическим прошлым России» Цель: Привлечь родителей к совместной деятельности через ознакомление детей с героическим прошлым нашего народа, с великими делами отцов и дедов. Фото- выставка «Мой папа служил Родине» |
«Доблестные воины России» Цель: Вызвать уважение к русскому солдату-защитнику, смелому и умелому. | [1], №7 | Альбом «Профессия военный» | Рассматривание альбома «Профессия военный» Чтение Е.Благинина «Шинель» Беседа «Что такое героизм» Д/игра: «Наши защитники» П/игры: « Богатыри»: «Перетягивание каната», «Метание в цель» Беседа «Дети-герои войны» Чтение А.Митяев «Мешок овсянки» Отгадывание загадок. Знакомство со сказкой «Солдат Семен – скорый гонец». | Создание альбома «Профессия военный» Выставка кораблей, танков, самолетов, крепости из бросового материала. | ||
9. | Май | «Мир, который нужен всем» Цель: Расширять представления, знания детей о Великой Отечественной войне, празднике Победы; побуждать уважительно, относиться к подвигу наших соотечественников. Воспитывать уважение к памяти воинов-победителей, любовь к Родине; традиции преемственности поколений. | [1], №8 | Мини-музей «Воинской славы». Иллюстрации о ВОВ: фотографии хроники военных лет, фотографии ветеранов ВОВ. | Изготовление поздравительных открыток «Спасибо за мир» С/р игры :«Военные на учении» Беседа о военных профессиях «На привале» Знакомство с альбомом «История русской армии» Чтение Л. Кассиль «Памятник советскому солдату» Рассматривание русских полководцев Кутузов, Жуков, Суворов. | Беседа о приближающемся празднике Дне Победы. |
10. | Июнь. | ««Их подвиг помнит вся Россия» Цель: Формировать чувства патриотизма у детей. Развивать познавательную активность, интерес к истории своей Родины и её защитниках. | [1], №9 | Мини-музей «Воинской славы». | Д/и «Кто быстрее соберет автомат», «Что делают солдаты». Эстафета «Партизаны» Прослушивание песен военных лет Заучивание стихов на тему : «Мир», «Война», «День победы» Беседа с презентацией «История Георгиевской ленточки» Беседа «Был великий День Победы» С/р игра «Богатырская крепость» Чтение М. Пляцковский «Май сорок пятого года» | Передвижная мини выставка «Уголок боевой славы» Изготовление альбома «История русской армии». |
Ресурсное обеспечение проекта
1. Мини-музей МБДОУ «Д/с №10 «Умка».
2.Оборудование, необходимое для проведения экскурсий.
Форма представления результата
1.Проект, отчет по проведенным мероприятиям.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект "Дни воинской славы России. Бородинское сражение"
Конспект занятия по патриотическому воспитанию детей подготовительной группы, посвященный Бородинскому сражению. В занятии среди наглядных пособий используется макет "Бородинское сражение", изготовлен...

Конспект комплексного занятия в подготовительной группе «ГОРОД ВОИНСКОЙ СЛАВЫ ТУАПСЕ»
Занятие знакомит детей с боевыми действиями непосредственно проходившими в городе котором они живу, дети знакомятся с прошлым города.Занятие носит позновательный, развивающий характер, формируетс...
Тематическая неделя - Дней Воинской славы, посвященная Великой Отечественной войне
Подробное планирование на каждый день недели с понедельника по пятницу с рекомендациями времени проведения в течение дня (утро, вечер). Приведены тексты стихов и песен, вопросы для рассматривания карт...
презентация " День воинской славы России"
В презентации паказывается и рассказывается о Бородинском сражении и его главных участниках....
Конспект занятия по познавательному развитию «Дни воинской славы. Битва за Москву»
конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе рамках проведения Дней воинской Славы...
Сценарий праздника в детском саду, посвященный 23 февраля «Казачья воинская слава»
Сценарий утренника для детей старшего дошкольного возраста, о боевой и военной славе донского казачества, разработала воспитатель МБДОУ детский сад №2 "РАДУГА" ст.ПРЕОБРАЖЕНСКОЙ, АНТЮХИНА ЛИНА ВАЛЕНТИ...

Отчет о проведении месячника оборонно-массовой и военно-патриотической работы «Кубань-край ратной и воинской славы»
С 25 января педагогами групп старшего дошкольного возраста проводились беседы на темы: «Рода войск», «Есть такая профессия Родину защищать», «Боевая слава нашего народа», «О дне защитника Отечес...
