Проект "Мини-музей воинской славы"
проект (подготовительная группа)

Усынина Марина Викторовна

Цель проекта: воспитание патриотизма у дошкольников средствами музейной педагогики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_muzey_voinskoy_slavy.docx38.93 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №10 «Умка»

Проект

«Мини-музей воинской славы»

Методист: М.В. Усынина

Учитель-логопед: В.Ю. Хохлова

г. Шадринск

                           Музей – это смесь искусства и истории, документа и романа, которая посылает нам через многие годы луч света и доносит уникальные по ценности опыт и знания.

Ф. Дзери

Тип проекта: познавательно-исследовательский.

Вид проекта по срокам реализации: долгосрочный.

Участники: педагоги ДОУ, дети дошкольного возраста (5-7) лет, родители (законные представители).

Цель проекта: воспитание патриотизма у дошкольников средствами музейной педагогики. 

Задачи:

  1. Развивать представления о социокультурных ценностях нашего народа.
  2. Развивать интерес к историческому прошлому страны.
  3. Воспитывать патриотические чувства, трепетное отношение к заслугам и подвигам воинов-защитников, к празднику Победы.
  4. Развивать познавательную активность дошкольников.
  5. Систематизировать партнерские взаимоотношения детского сада и семьи.
  6.  Ориентировать родителей на патриотическое воспитание детей путем прикосновения к истории своей семьи, Родины.
  7.  Обогащение развивающей предметно-пространственной среды ДОУ.

Педагогические функции музея:

Образовательная

  • Развитие зрительно-слухового восприятия, усвоение информации. Использование дидактических материалов, расширяющих рамки учебной программы, стимулирующих интерес к искусству.

Развивающая

  • Активация мышления. Развитие интеллектуальных чувств, памяти, сенсорно - физиологических структур. Обогащение словарного запаса.

Воспитательная

  • Формирование личностных качеств, взглядов, убеждений. Становление умственного, нравственного, трудового, эстетического и экологического воспитания.

Просветительская

  • Формирование умений, навыков. Формирование адекватного, осмысленного отношения к получаемой информации

Актуальность: 

В последние десятилетия в нашей стране произошло много сложных, противоречивых событий в общественной жизни, политике, в системе государственного управления. Проблема патриотического воспитания выпала из поля зрения значительной части ученых и политиков более чем на десять лет. К сожалению, сегодня стараниями зарубежных средств массовой информации усиленно нивелируется вклад России в мировую цивилизацию. В статьях и книгах необъяснимым образом перекраиваются страницы истории, приветствуется «рабское поклонение» всему иностранному, принижаются достижения и открытия сделанные российскими учеными. Можно с уверенностью сказать, что у подрастающего поколения наблюдается падение интереса и уважения к прошлому России. Старинная мудрость напоминает нам: «Человек, не знающий своего прошлого. Не знает ничего».

          Патриотизм является нравственной основой жизнеспособности государства. Поэтому гражданско-патриотическое воспитание сегодня – одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы. Именно акцент на знание истории, культуры поможет подрастающему поколению в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.

        Выделение данной задачи закономерно для новых стандартов дошкольного и школьного образования. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) выделяет в качестве особой задачи дошкольного воспитания необходимость нравственного развития детей и создания условий для присвоения детьми гражданской позиции.

        Патриотическое воспитание дошкольников – это не только воспитание любви к родному дому, семье, детскому саду, городу, к родной природе, культурному достоянию своего народа, своей нации и толерантного отношения к представителям других национальностей, но и воспитание уважительного отношения к труженику и результатам его труда, родной земле, защитникам Отечества, государственной символике, традициям государства и общенародным праздникам.

        Средством для достижения результатов в патриотическом воспитании детей дошкольного возраста может служить музейная педагогика. Сегодня это словосочетание знакомо практически всем, кто имеет отношение к воспитанию и образованию юного поколения. Ведь музей - хранилище истории, где хранится накопленный опыт поколений, это способ познания окружающего мира, поэтому он отражает самые разные стороны нашей действительности. Очень важно рассказать ребёнку именно в дошкольном возрасте о том, где он живет, кто его предки, какова его малая родина, как велика его страна. Из истории и складывается любовь к Отечеству. Сегодня нам нужно вернуть  «желание помнить», и помочь по-новому относиться к старинным обычаям, обрядам, праздникам, в которых народ оставил все ценное, что было в прошлом, не только детей, но и их родителей.

Особенность музеев в ДОУ в том, что образование, получаемое детьми в рамках музея доступно, вариативно, деятельность с экспонатом является основным способом получения знаний, происходит в свободной форме, в совместной деятельности и самостоятельно. Основой организации работы в музее является познавательно-исследовательская деятельность, в виде детского экспериментирования с предметами и виде вербального исследования, вопросов, задаваемых взрослому.

В процессе создания мини-музея в ДОУ должны учитываться следующие принципы:

  • интеграции
  • регионального компонента
  • деятельности и интерактивности
  • природосообразности
  • научности
  • гуманизации и партнерства
  • культуросообразности
  • динамичности и вариативности
  • разнообразия

Ожидаемые результаты на этапе завершения проекта:

с детьми:

1. Появление интереса к музейной культуре, истории своего края, страны;

2. Развитие инициативности, самостоятельности, познавательной активности дошкольников;

3. Приобщение  детей к миру общечеловеческих ценностей;

4. Воспитание в дошкольниках чувство гордости за общее дело, свою группу, детский сад, семью и малую Родину. 

с родителями:

1. Повышение музейной культуры у родителей;

2. Повышение статуса семейного воспитания.

3. Активное участие родителей в оформлении мини-музея в ДОУ, в совместной с ребѐнком познавательной деятельности, создании совместных творческих работ.

Перспективное планирование экскурсий в мини – музей «Воинской славы»

для детей  старшего дошкольного возраста (5-7 лет)

Месяц

Название, цель экскурсии

Метод. обеспечение

Оборудование

Индивидуальное, подгрупповое взаимодействие с детьми

Взаимодействие с родителями

1.

Сентябрь.

«Богатыри земли русской»

Цель: Развивать патриотические чувства на основе знакомства детей с героическими образами былинных богатырей,  расширять кругозор детей; их подвигами; дать представление об оружии, о снаряжении и их использовании.

[1], №4

Мини-музей «Воинской славы», доспехи богатыря: кольчуга, шлем, щит, меч, лук, стрелы, булава, макет.

Рассматривание картины:

«Три богатыря» Васнецова

Составление рассказов по картине Васнецова «Три богатыря»

С/р игры: «Три богатыря»

«Богатыри охраняют русскую землю»

Просмотр мультфильмов по данной теме.

Настольно – печатные игры:

«Помоги богатырю собраться в дорогу»,

«Ремесла на Руси», «Кольцо и меч»

Д/ игры: «Четвертый лишний»,

«Что нужно богатырю»,

«Угадай, о ком говорю»,

«Узнай по описанию»,

«Было, не было», «От кольчуги до мундира», «Кто больше», «Скажи наоборот»

П/игры: Перетягивание каната,  «Штурм высоты»

Составление творческих рассказов на тему: «Если бы я был богатырем»

Придумывание сказок о богатырях

Знакомство с пословицами и поговорками о Родине и ее защитниках.

Консультация для родителей «Русские былинные богатыри»

Цель: Оживить представление о былинных героях. Активизировать участие в жизни детей. Повысить заинтересованность родителей к возрождению культуры своего народа.

2.

Октябрь.

«Хороши наши гусары»

Цель: Формировать чувство патриотизма, воспитывать у детей уважение к Российской Армии, любовь к Родине, призывать защищать её, беречь и быть достойным гражданином своей страны,

формировать у мальчиков стремление стать достойными защитниками Родины.

[1], № 5

Мини-музей «Воинской славы».

Д/игра «Подбери форму для гусара», «Собери гусара в военный поход», «Подбери оружие»

П/игра «Доставь ядра к пушке», «Проскачи и не сбей»

Мастер-класс для родителей «Гусарский кивер своими руками»

Цель: Научить

изготавливать кивер своими руками.

3.

Ноябрь.

«На страже Родины любимой

 Родная Армия стоит».

Цель: Формировать представление о родах войск, о службе в армии в мирное время.  Воспитывать в детях храбрость, доброту, дисциплинированность; показать силу коллективизма.

Вызвать чувство гордости за то, что солдаты защищают Родину, а значит и желание быть похожими на них.

[1], №6

Мини-музей «Воинской славы».

Презентация «Наша Армия», «Рода войск», формы летчика, моряка, шапка танкиста.

Просмотр презентации «Наша Армия», «Рода войск».

 Рассматривание альбома «Профессия военный»

П/гимн. «Три богатыря».

Д/игры: «Подбери картинку», «Чья форма», «Военная техника», «Рода войск».

С/р игры: «Моряки», «Госпиталь», «Летчики», «Пограничники», «Танкисты», «Строим крепость».

Чтение А. Митяев «Почему армия родная?»

Загадки о профессиях военных.

Изготовление поделок в подарок папе.

Создание альбома «Профессия военный»

Выставка кораблей, танков, самолетов, крепости из бросового материала.

4.

Декабрь.

«Пусть дети не знают войны»

Цель:  Закрепить знания детей о Великой отечественной войне. Объяснить, что значит термин «Великая Отечественная». Воспитывать чувство гордости за свой народ, своё Отечество, стремление быть похожими на тех, кто отстоял нашу Родину. Познакомить с экспонатами военного времени.

[1], №7

Мини-музей «Воинской славы».

С/р игры  «Пограничники», «Военный госпиталь», «Разведчики», «Полоса препятствий», «Сигнальщики», «Самолёты» и др.

Д/ игры:

«Колесо истории», «Чья форма», «Лабиринт».

Чтение произведений о войне.

Разучивания стихотворений Т.Лавровой «Пусть дети не знают войны»,

 А.Барто «В дни войны», А.Усачёва «Что такое День Победы?»   4. Рассматривание иллюстраций о войне.

Консультация: «Как рассказать ребенку о войне».

Цель: Обогащение представлений детей о Великой Отечественной войне, о героях, тружениках тыла, ветеранах войны, через совместную деятельность родителей и детей в семье.

5.

Январь.

«Боевые ордена и медали»

Цель: Познакомить детей с боевыми наградами, которыми награждали воинов во время ВОВ; воспитывать уважение к ратным подвигам бойцов и командиров, гордость за свой народ, любовь к Родине.

[1], №8

Мини-музей «Воинской славы».

Боевые ордена и медали.

Изготовление поздравительных открыток ветеранам и труженикам тыла.

Ситуация общения «Военные награды в нашей семье»

Д/игра «Узнай награду и назови»

С/р игра «Мы - военные»

Д/у «Ордена и медали наших прадедов»

Встреча с интересными людьми (приглашение ветерана труда для бесед с демонстрацией медалей и орденов).

Цель: Объединять усилия родителей и педагогов по решению задач всестороннего развития ребенка. Развивать познавательный интерес, воспитывать уважительное отношение к деятельности взрослых людей.

6.

Февраль.

« Победа любой ценой».

Цель: Познакомить с историей Великой Отечественной войны. Уточнить знания о празднике Дне Победы, объяснить, почему он так назван и кого поздравляют в этот день; Дать детям представление о том, что народ помнит и чтит память героев Великой Отечественной войны, в честь героев слагают стихи и песни, воздвигают памятники.

Воспитывать чувство благодарности к защитникам Родины.

[1], №9

Мини-музей «Воинской славы», макет.

С/р игры: «Перевяжи раненного», «Кто быстрее соберет автомат», «Кто самый меткий»,  «Салют». «Парашюты», «Доставь патроны», «Часовые».

Изготовление письма фронтовиков «Треуголка».

Чтение: «О мальчике Тишке и отряде немцев» и др.

Стихи: «Что такое День Победы?»  А. Усачев, Т. Белозёров "День Победы", Н. Найдёнова "Пусть будет мир", М. Владимов «Еще тогда нас не было на свете», С. Михалков «Победой кончилась война» и др.

Консультация для родителей «Победа любой ценой»

Цель: Помочь родителям сформировать у детей осознанное отношение к героическому подвигу народа в ВОВ, воспитывать в детях патриотизм, желание беречь мир.

7.

Март.

«Освободители земли русской»

Цель: Продолжать развивать патриотические чувства на основе знакомства детей с героическими образами былинных богатырей,  расширять кругозор детей; их подвигами; дать представление об оружии, о снаряжении и их использовании. Воспитывать интерес к истории своей Родины.

[1], №4

Мини-музей «Воинской славы», доспехи богатыря: кольчуга, шлем, щит, меч, лук, стрелы, булава, макет.

Просмотр мультфильмов по данной теме.

Инсценировка «Ледовое побоище»

Беседа о русских полководцах. Рассказ об Александре Невском и битве на Чудском озере. Пословицы о воинах.

Иллюстрации в книге об орденах и медалях, репродукции картин В. Серова, В. Сурикова, П. Корина, А. Кившенко.

С/р игра: «Мы - военные».

Консультация для родителей «Изготовление доспехов из бросового материала».

Цель: Научить изготавливать доспехи богатырей из бросового материала.

8.

Апрель

«На страже Родины любимой

 Родная Армия стоит».

Цель: Формировать интерес к современным родам войск, уточнить представление о них; дать знания о российской армии; вызвать желание быть похожими на сильных и смелых российских воинов.

[1], №6

Мини-музей «Воинской славы».

Просмотр презентации «Наша Армия», «Рода войск».

П/гимн. «Три богатыря».

Д/игры: «Подбери картинку», «Чья форма», «Профессии», «Кому что нужно»

 «Военная техника», «Рода войск».

С/р игры: «Моряки», «Госпиталь», «Летчики»

Чтение А. Митяев «Почему армия родная?»

Загадки о профессиях военных.

Изготовление поделок в подарок папе.

Организация выставки рисунков военной техники

Консультация  для  родителей  на  тему: «Знакомьте  детей  с героическим  прошлым  России»

Цель: Привлечь родителей к совместной деятельности через ознакомление детей с героическим прошлым нашего народа, с великими делами отцов и дедов.

Фото- выставка «Мой папа служил Родине»

«Доблестные воины России»

Цель:  Вызвать уважение к русскому солдату-защитнику, смелому и умелому.

[1], №7

Альбом «Профессия военный»

Рассматривание альбома «Профессия военный»

Чтение Е.Благинина   «Шинель»

Беседа «Что такое героизм»

Д/игра: «Наши защитники»

П/игры: « Богатыри»: «Перетягивание  каната»,

«Метание  в  цель»

Беседа «Дети-герои

  войны»

 Чтение А.Митяев   «Мешок овсянки»

Отгадывание загадок.

Знакомство со сказкой «Солдат Семен – скорый гонец».

Создание альбома «Профессия военный»

Выставка кораблей, танков, самолетов, крепости из бросового материала.

9.

Май

«Мир, который нужен всем»

Цель: Расширять представления, знания детей о Великой Отечественной войне, празднике Победы; побуждать уважительно, относиться к подвигу наших соотечественников.  Воспитывать уважение к памяти воинов-победителей, любовь к Родине; традиции преемственности поколений.

[1], №8

Мини-музей «Воинской славы».

Иллюстрации  о ВОВ: фотографии хроники военных лет, фотографии ветеранов ВОВ.
Экспонаты: полевая сумка, письмо-«треугольник», модели танков и самолётов 1941-1945 гг., медали, Георгиевская ленточка, котелок, пилотка и т.д.

Изготовление поздравительных открыток «Спасибо за мир»

С/р игры :«Военные на учении»

Беседа о военных профессиях «На привале»

Знакомство с альбомом «История русской армии»

Чтение Л.   Кассиль «Памятник советскому солдату»

Рассматривание  русских  полководцев Кутузов, Жуков, Суворов.

Беседа о приближающемся празднике Дне Победы.

10.

Июнь.

««Их подвиг помнит вся Россия»

Цель: Формировать чувства патриотизма у детей. Развивать познавательную активность, интерес к истории своей Родины и её защитниках.

[1], №9

Мини-музей «Воинской славы».

Д/и «Кто быстрее соберет автомат», «Что делают солдаты».

Эстафета «Партизаны»

Прослушивание песен военных лет

Заучивание стихов на тему : «Мир», «Война», «День победы»

Беседа с презентацией «История Георгиевской ленточки»

Беседа «Был великий День Победы»

С/р  игра  «Богатырская  крепость»

Чтение М.   Пляцковский «Май сорок пятого года»

Передвижная мини выставка «Уголок боевой славы»

Изготовление альбома «История русской армии».

Ресурсное обеспечение проекта

1. Мини-музей МБДОУ «Д/с №10 «Умка».

2.Оборудование, необходимое для проведения экскурсий.

Форма представления результата

1.Проект, отчет по проведенным мероприятиям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект "Дни воинской славы России. Бородинское сражение"

Конспект занятия по патриотическому воспитанию детей подготовительной группы, посвященный Бородинскому сражению. В занятии среди наглядных пособий используется макет "Бородинское сражение", изготовлен...

Конспект комплексного занятия в подготовительной группе «ГОРОД ВОИНСКОЙ СЛАВЫ ТУАПСЕ»

Занятие знакомит детей с боевыми действиями непосредственно проходившими в городе котором они живу, дети знакомятся с прошлым города.Занятие носит позновательный, развивающий характер, формируетс...

Тематическая неделя - Дней Воинской славы, посвященная Великой Отечественной войне

Подробное планирование на каждый день недели с понедельника по пятницу с рекомендациями времени проведения в течение дня (утро, вечер). Приведены тексты стихов и песен, вопросы для рассматривания карт...

презентация " День воинской славы России"

В презентации паказывается и рассказывается о Бородинском сражении и его главных участниках....

Конспект занятия по познавательному развитию «Дни воинской славы. Битва за Москву»

конспект занятия  по познавательному развитию в подготовительной группе рамках проведения Дней воинской Славы...

Сценарий праздника в детском саду, посвященный 23 февраля «Казачья воинская слава»

Сценарий утренника для детей старшего дошкольного возраста, о боевой и военной славе донского казачества, разработала воспитатель МБДОУ детский сад №2 "РАДУГА" ст.ПРЕОБРАЖЕНСКОЙ, АНТЮХИНА ЛИНА ВАЛЕНТИ...

Отчет о проведении месячника оборонно-массовой и военно-патриотической работы «Кубань-край ратной и воинской славы»

С 25 января педагогами групп старшего дошкольного возраста проводились беседы на темы: «Рода войск», «Есть такая профессия Родину защищать», «Боевая слава нашего народа», «О дне защитника Отечес...