ООД «Смоленский народный головной убор»
план-конспект занятия

Казакова Лариса Ивановна

Задачи:

-закреплять знания о народной вышивке;

- формировать умения ритмично располагать узор на основе, закреплять навыки работы с кистью и красками;

- развивать творческое воображение, фантазию, мелкую моторику рук;

- вызвать интерес к народному костюму и головному убору;

- воспитывать любовь и уважение к историческому прошлому родного края, народной культуре и традициям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ood_smolenskiy_narodnyy_golovnoy_ubor._podg._gr.docx22.88 КБ

Предварительный просмотр:

ООД «Смоленский народный головной убор»

Подготовительная группа

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

Задачи:

-закреплять знания о народной вышивке;

- формировать умения ритмично располагать узор на основе, закреплять навыки работы с кистью и красками;

- развивать творческое воображение, фантазию, мелкую моторику рук;

- вызвать интерес к народному костюму и головному убору;

- воспитывать любовь и уважение к историческому прошлому родного края, народной культуре и традициям.

Интеграция образовательных областей:

Образовательная область «Познавательное развитие»:

- сформировать представления о  народном головном уборе,

- закрепление знаний детей о видах Смоленских головных уборов.

Образовательная область «Речевое развитие»:

- способствовать развитию речи, умению рассуждать.

Образовательная область «Социально – коммуникативное развитие»:

- стимулировать умение вести диалог, учитывая мнение партнера.

- воспитывать чувство гордости за свою страну.

Ход ООД:

Воспитатель: Ребята, вы уже познакомились со смоленским народным костюмом. Узнали из какого материала шили одежду в нашем краю. Украшали сарафан и рубаху, используя традиционный смоленский узор. Кто назовёт, как называется традиционная смоленская вышивка?

Правильно. Смоленский «украс».

Воспитатель: Что же за узор использовали женщины, что бы украсить одежду?

Чаще всего смоленские «украсы» имели форму ромба, креста, точек, звездочек, круга, а так же волнистые и прямые линии.

Воспитатель: Какой же цвет использовали для украшения?

В старинном смоленском костюме больше всего было красного, синего и черного цвета, эти краски проще всего было получить из природных материалов, чтобы выкрасить ткань.

Каждый узор имел какой-то смысл, например, обозначал засеянное поле, небо и землю, дождь, урожай и т.д. 

Воспитатель: А сегодня мы познакомимся ещё с одним предметом женской одежды. Послушайте загадку:

Бывает с широкими полями,

А может сверху быть помпон

Зимой нам уши согревает,

Спасает жарким летом в зной,

Из ткани разной, и много расцветок,

Какую хочешь подберёшь,

Теплом согреет всех в мире деток.

А как ты их назовёшь? (головные уборы)

Воспитатель: Да ребята-это головные уборы.

Сейчас мы одеваем головные уборы выходя на улицу, когда холодно или жарко. А раньше женщины носили головной убор постоянно, и на улице, и в помещении.

Что это были за уборы и как они назывались, мы сейчас узнаем.

А поможет нам в этом, наша кукла Лина.

Большое значение имел головной убор. Он определял статус женщины – замужняя или не замужняя, богатая или из бедной семьи.

Головные уборы смоленской крестьянки были скромны. Девочки носили повязки или платочки.

(На доску помещается картинка)

Когда выходили замуж одевали «корун» (венец, кокошник). Кокошник — это старинный головной убор. Название происходит от древнерусского слова «кокошь» («курица», «наседка»). Их носили только замужние женщины.

(На доску помещается картинка)

Вот ещё один головной убор.

Сорока –это головной убор замужних женщин. Нарядные шапочки из кумача, набивного ситца, шёлка. Дополнением к сороке служил позатыльник, он не только украшал, но и закрывал волосы женщины сзади.  Был хвост и сбоку крылья. Поэтому назывался головной убор – «сорока».

(На доску помещается картинка)

Также после свадьбы одевали повойник. Замужняя женщина не могла показываться с открытыми волосами («простоволосою») ни перед кем, кроме мужа.

(На доску помещается картинка)

Кички. Копытообразные шапочки с твёрдым дном, закрывающие волосы. Кичка была праздничным убором, в ее оформлении применяли бархат, жемчуг, золотое шитье. Когда голову повязывали косынкой, то прежде одевали небольшую шапочку – «рога». Она не только меняла форму, но и была языческим оберегом.

 (На доску помещается картинка)

Воспитатель: В Смоленской губернии были распространены два вида головных уборов: кичка под названием «сорока» и мягкая повязка-наметка.

Еще один женский головной убор - платок: его просто накидывали на голову. Или завязывали узлом под подбородком. Платки были шелковые, парчовые, кисейные, украшенные по углам или по всему полю цветочным узором. Безусловно, испокон веку платки надевали и непосредственно на голову. Платок - путник крестьянской женщины на протяжении всей ее жизни. Он всегда считался лучшим подарком.

Каждая женщина старалась украсить свой головной убор. Кто вышивкой, кто бисером, кто разноцветными ленточками или помпончиками, каждая старалась, чтобы украшение было самое красивое.

А узор на уборе бы такой же как на одежде.

Давайте назовём какими элементами  украшали одежду, что они означают.

Показ.

Физминутка. «Моя страна».
Посмотрю на карту я: (вытягивают вперед прямые ладони)
Вот российская земля. (поочереди соединяют одноименные пальцы рук)
Есть леса тут и озера, горы, реки и моря. 
Я люблю тебя, Россия, (крепко сжимают в «замок»)
Ты же Родина моя! (прикладывают руки к груди).

Давайте и мы сегодня украсим намётку для нашей куколки Лины. Использовать будем элементы росписи смоленского «украса». Краску возьмём красную, а красный цвет обозначает –красивый.

Самостоятельная деятельность детей.

Релаксация. Что мы с вами сегодня украшали? Что это за узор? Какие элементы использовали для украшения? Молодцы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованной образовательной деятельности "Русские народные головные уборы"

Формирование умения составлять узор по форме(кокошник, шлем), предварительно покрытой пластилином, используя в работе различные виды круп, бисера; расширение знаний о народном костюме....

Конспект Образовательной деятельности. Тема: «Русский народный головной убор»

интегрированное занятие по Художественно-эстетическому развитию о народной вышивке...

Мастер-класс: «Рукотворное чудо» по изготовлению народного татарского головного убора – «тюбетейка»

Данный мастер-класс могут использовать в своей работе воспитатели групп в детском саду и родители....

"Русский народный костюм. Женские головные уборы"

Для детей старшего дошкольного возраста....

информационный материал "Девичьи традиционные русские народные головные уборы"

материал подобран для работы с детьми старшего дошкольного возраста и их родителями в процессе приобщения к основам русских народных головных уборов....

Конспект занятия в подготовительной группе «Русские народные головные уборы»

данный материал поможет педагогам в интересной форме познакомить дошкольников с одеждой наших предков...

Доклад по теме проекта на 2022г.: «Эти удивительные головные уборы»: Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста через знакомство с национальными головными уборами в рамках взаимодействия музыкального руководителя и воспитателей.

Доклад по теме проекта на 2022г.:«Эти удивительные головные уборы»: Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста через знакомство с национальными головными уборами в рам...