Краеведческая игра «Знатоки Ямала» - 2025 г.
методическая разработка (старшая, подготовительная группа)

Щербакова Анжела Владимировна

Цель: Формирование у детей старшего дошкольного возраста системных знаний о северном крае как Арктическом фасаде России.

Задачи: Продолжать знакомить детей с символикой города, его  достопримечательностями;

расширить знания и представления дошкольников о родном крае, мотивировать детей на дальнейшее самостоятельное изучение краеведения;

воспитывать любовь к родному северному краю и основы понимания значимости Ямала, уважение к ее культуре, народам, природе;

формировать творческие умения, умения работать в группе, применять поисково-исследовательские методы, работать с ТСО и цифровыми ресурсами.

 Оборудование и материалы:        

колибри, снежинки, пазлы города и флага Лабытнанги, раскраски животных и птиц, книга Едэйко, грамоты «Знатоки Ямала», коврик – пазл на каждого ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kraevedcheskaya_igra_znatoki_yamala.docx44.37 КБ

Предварительный просмотр:

Тема:  Краеведческая игра «Знатоки Ямала».

Цель: Формирование у детей старшего дошкольного возраста системных знаний о северном крае как Арктическом фасаде России.

Задачи: Продолжать знакомить детей с символикой города, его  достопримечательностями;

расширить знания и представления дошкольников о родном крае, мотивировать детей на дальнейшее самостоятельное изучение краеведения;

воспитывать любовь к родному северному краю и основы понимания значимости Ямала, уважение к ее культуре, народам, природе;

формировать творческие умения, умения работать в группе, применять поисково-исследовательские методы, работать с ТСО и цифровыми ресурсами.

 Оборудование и материалы:        

колибри, снежинки, пазлы города и флага Лабытнанги, раскраски животных и птиц, книга Едэйко, грамоты «Знатоки Ямала», коврик – пазл на каждого ребенка.

Ход игры: 

Педагог: - Здравствуйте ребята! Мы сегодня с вами собрались в краеведческом музее нашего города Лабытнанги, чтобы отметить день рождения.

В 2024 году, 10 декабря, наш округ отметит своё 94-летие. Наверное, это много для провинции, которая имеет такую огромную значимость для России. Если посмотреть назад, лет на 300, – Ямал был нищей заброшенной землёй, по которой мела позёмка да редкий ненец проскакивал на нартах. Было 2–3 острога, в том числе и столица ЯНАО – город Салехард. Округ входит в арктическую зону Российской Федерации. Площадь территории округа составляет 768,8 тысяч км.2 ЯНАО находится на севере Западно-Сибирской низменности в тундровой, лесотундровой и таёжных зонах. Основная водная магистраль округа – величавая сибирская красавица Обь. Кроме неё гидрологи насчитывают здесь 48 тысяч рек и речушек, а озёр – 300 тысяч.

Мы предлагаем вам отправиться в путешествие по родному краю. Вам помогут ваши знания, находчивость и смекалка. В конце путешествия вас ждет сюрприз.

Мы начинаем Краеведческую игру «Знатоки Ямала». Вы сможете проявить себя и побороться за звание знатока Ямала, узнаем удивительные факты и поймем,  что место, в котором мы живем – это чудо, которое нужно беречь и защищать. Вы готовы? Тогда вперёд!

Педагог: Для этого нам надо поделиться на 2 команды. Сейчас каждый из вас достанет из волшебной коробочки эмблему и затем по ней найдет остальных игроков команды, (дети достают эмблемы команды «Морошка» и «Брусничка» и делятся на две команды).

Педагог: Чтобы пройти игру, нам нужна карта. Едэйко нам решил помочь и отправил эту карту. Давайте ее рассмотрим и узнаем, какие же станции мы должны пройти, чтобы добраться до сюрприза от Едэйко. После прохождения каждого испытания команды, которые лучше и быстрее справятся с заданиями, получают снежинку. Команда, набравшая к концу игры наибольшее число баллов («снежинки»), получает звание знатока Ямала.

Педагог и дети рассматривают карту.

Первая станция «Размышляй-ка».

Команда, первая ответившая на вопрос, получает фишку.

1. Как называется округ, в котором мы живем? (Ямало – Ненецкий автономный округ).

2. В каком городе мы живем? (Лабытнанги).

3. Как называется сквер, который находится в нашем городе Лабытнанги?

Это удобная тротуарная зона с «островками» отдыха. В центре архитектурной композиции – её главная изюминка – «пешеходный» фонтан, он будет работать в теплое время года. Десять музыкальных композиций, проигрываются, 
 (Молодежный)

4. Какие улицы есть у нас в городе? (улица Гагарина, улица Дзержинского, улица Школьная, улица Лесная и т.д.).

5. На какой улице находится наш детский сад?

 (1 корпус - ул. Школьная, д. 22, 2 корпус - ул. Гагарина, д.30).

6. Сколько лет исполняется Ямало – Ненецкому автономному округу в этом году? (90 лет)

7. Какой памятник находится в сквере, который расположен в самом центре города, на улице Гагарина, возле здания управления ГО и ЧС? (Памятник Пожарным).

8.Название Лабытнанги в переводе с хантыйского языка что означает? (Семь лиственниц). 

9. Ямал в переводе с ненецкого языка что означает? (Край Земли).

Педагог: Вы большие молодцы! Команда, которая заработала большее количество фишек, получает первую снежинку.

Вторая станция «Запоминай-ка».

Педагог: У каждого города, у области и района есть своя геральдика – это герб и флаг. Наш город относится к ЯНАО, а у нашего города есть свой герб и флаг, (показать детям картинки герба и флага на колибре).

Герб города Лабытнанги

Геральдическое описание:

В лазоревом поле серебряные горы о двух больших вершинах и между ними одной малой, обрамленные золотой головой оленя с черными глазами, тонко окаймленной черным, в сопровождении шести серебряных, тонко окаймленных зеленью лиственниц по сторонам, по три с каждой стороны, и одной между рогами; во главе щита - серебряная снежинка с лиственничными концами, лазоревая оконечность посередине пятикратно выщерблена.

Обоснование символики:

В гербе города изображены: семь лиственниц, давшие имя городу, голова жертвенного оленя, Уральские горы, река Обь, просторы тундры - сокровищницы Ямало-Ненецкой земли, снежинка - символ долгих холодов.

C:\Documents and Settings\Карина\Рабочий стол\g1655_labytnangi_city.gifФлаг города Лабытнанги

Описание флага:

Белое полотнище соотношение ширины к длине 2:3 с голубой полосой, занимающей 1/4 полотнища, вдоль древка. Посередине белой части полотнища изображена светло-оранжевым (золотистым) и желтым цветом голова оленя с черными глазами, окруженная черным контуром; по сторонам от головы и над головой - зеленые контуры семи лиственниц, (соответствующие фигурам герба города Лабытнанги). В верхней части голубой полосы - снежинка, соответствующая фигуре из герба города Лабытнанги.

Композиция флага основана на гербе города.

Педагог: Каждой команде предлагается собрать из пазлов «Герб города Лабытнанги» и «Флаг города Лабытнанги» по памяти.

Команда, первая собравшая картинку, получают снежинку.

C:\Documents and Settings\Карина\Рабочий стол\FlagLabytnangi.gif

Третья станция «Вспоминай-ка»

Педагог: На этой станции мы вспомним «Растительный мир Ямала».

1. - В древности эту ягоду называли болотный янтарь, болотный стражник. Испокон веков на Руси её, свежую и моченую, подавали к царскому столу как самую ценную северную ягоду. Среди сегодняшних ее названий есть и такие,  как северный апельсин, арктическая малина, моховая смородина, (морошка).

2. - Он мягкий, но не пух, Зеленый, но не трава.

Его применяют при болях в груди, при расстройстве желудка, а ненцы в качестве подгузника для младенцев, (мох).

3. - Какую ямальскую ягоду называют «северным лимоном»? (клюква).

4. - Это лекарственное растение. В нём таится множество полезных веществ, которое восстанавливает зрение, и поэтому его дают пить лётчикам. А неночки, благодаря этой ягоде, до глубоких седин могут заниматься рукоделием в слабоосвещенных чумах.

5. - Какое растение  на Ямале самое древнее? (можжевельник).

6. Какие  цветковые растения  есть на Ямале? (Иван – чай, клевер, одуванчик).

Команда, которая заработала больше фишек - получает снежинку. Педагог вместе с детьми смотрят на карту, которую передал Едэйко и держат путь дальше.

Четвертая станция «Угадай-ка»

Педагог: На этой станции я буду загадывать загадки, категория «Животный мир Ямала», а вы должны их отгадать.

1. По ночам она летает,

Вкусных мышек промышляет.

Днём на кочке сидит

 И весь день она спит.

(сова).

2. Летом серая птица, зимой белая.

(куропатка).

3. Какая рыба водится в северных реках?

(нельма, муксун, ряпушка, щука).

4. В наших северных лесах

Есть красавец в мехах.

Шубонька пушистая

Бело – серебристая

(песец).

5. Трав копытами касаясь,

         В тундре бегает красавец.

         Ходит смело и легко,

         Рога раскинув широко.

(олень).

6. Для угров и ненцев священная птица
В Сибири у нас на болотах гнездится,
Спугнёшь и она поднимается вверх,
Как белый журавль называется?

(Стерх).

После отгадывания загадок воспитатель раздает детям раскраски, отгаданных животных.

Педагог: Молодцы, ребята! Все загадки отгадали, настоящими знатоками себя показали. Предлагаю вам, потом раскрасить эти раскраски и оформить в группе выставку «Животные и птицы ЯНАО». Команда, у которой будет больше раскрасок – получает снежинку.

Пятая Станция «Известные люди Ямала»

Педагог:

1. Автор известного стихотворения

«Будь милостив к природе, Человек!

Берёшь – бери, не более чем нужно.

Тогда и звери

Свой клыкастый век

С тобой, разумным,

Скоротают в дружбе».

(Леонид Лапцуй).

2. Неоднократная победительница и призёр этапов Кубка мира, чемпионка мира в эстафете, многократная чемпионка России, бронзовый призёр Олимпийских игр в Солт-Лейк-Сити по биатлону. Награждена медалью ордена "За заслуги перед Отечеством" II степени.

(Ахатова Альбина).

3. В Лабытнанги в честь фронтовика, почетного гражданина Ямала назвали одну из улиц города.

(Ивана Путилина).

4. Его именем отмечен самый крупный в нефтяной промышленности НИИ «Тюменнефтегаз». Альпинисты в Якутии назвали его именем трудный горный перевал. В Финляндии был построен уникальный корабль, предназначенный для буровых работ. На его борту выведено имя…

(Виктор Муравленко).

5. В каком  году был образован Ямало-Ненецкий автономный округ?

(1930 году).

6. Какой город является «столицей» нашего округа?

(Салехард).  

7. Сколько  городов на территории ЯНАО?

(7 городов: Салехард, Лабытнанги, Муравленко, Надым, Новый Уренгой, Ноябрьск, Губкинский.

8. Шумовой музыкальный ненецкий инструмент. С помощью него вызывали сильный ветер, чтобы прогнать комаров, оводов и жару. Представляет из себя маленькую дощечку, с ниткой из оленьего сухожилия, образующего петлю. Звук похож на  «песню ветра».

(вывко).

Педагог: какие вы все молодцы! Команда, у которой больше фишек – получает снежинку. А сейчас мы отправляемся на последнюю шестую станцию.

Шестая станция «Брейн - ринг»

Педагог: Вопросы категории «Брейн-ринг» не имеют вариантов ответа. Команда должна дать в течение 30 секунд ответить: «да» или «нет». За  правильный ответ команда получает одну «Снежинку». В противном случае баллы не начисляются.

Команда, которая через 30 минут наберёт наибольшее число снежинок, получит звание знатока Ямала!

1. Правда ли, что главными предметами-помощниками  оленевода  являются  тынзян  и  хорей.

Ответ: да, это аркан и шест.

2. Отгадайте загадку:

Олени от них убегают, а они не отстают.

Ответ: нарты.

3. Правда ли, что «Куропачий чум” в тундре – это перевёрнутая над человеком лодка.

              Ответ: нет, это убежище в снежном сугробе.

4. Отгадайте загадку:

У человека ничего не просит, а всё человеку даёт.

Ответ:  тундра.

5. Отгадайте загадку:

Цветная занавеска ночное небо закрывает,

А в тундре от неё светлее становится.

Ответ:  полярное сияние.  

 6. Правда ли, что  слово «ненец»  означает «человек»?

Ответ: да.

Педагог: Ребята, мальчик Едэйко вам передал сюрприз, книгу которую написал Леонид Лапцуй. Эта книга поэта во многом автобиографична. Она о радостях и трудностях, о крепкой дружбе и любви маленьких северян к своему суровому и прекрасному краю, об их счастливой судьбе.

В конце игры подсчитываются заработанные «снежинки», подводятся итоги  и вручаются предварительно распечатанные грамоты.

Заключительная часть.  Рефлексия

-Что вам понравилось больше всего на нашей игре?

- Какие трудности вы испытывали?

-Что нового вы узнали?

-Чему научились?

-За что вы можете себя похвалить?

-Что хочется сделать ещё?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Краеведческая игра " Как стать знатоком природы Южного Урала."

Краеведческая игра для детей и родителей....

Интерактивная игра "Знатоки Ямала"

Игра предназначена для детей старшего дошкольного возраста. Цель игры: формирование у детей системных знаний о северном крае....

Интеллектуально-краеведческий батл «Знатоки родного края»

Семейные краеведческие батлы позволяют обобщить и систематизировать знание родителей и детей о родном крае....

Эколого -краеведческий квест "Знатоки родного края"

Авторская квест-игра для старшего дошкольного и младшего школьного возраста приурочена к мероприятию "Кобчик - птица года 2021г"....

Эколого-краеведческая игра «Знатоки родного края»

laquo;Любовь к родному краю, роднойкультуре, родной речи начинаетсяс малого – любви к своей семье, ксвоему жилищу, к своему детскомусаду. Постепенно расширяясь, эталюбовь переходит в любовь кро...

Дидактическое пособие "Эколого-краеведческий пазл "Знатоки родного края"

Материал дидактического пособия поможет дошкольникам познакомиться с историей, культурой и природой своей малой Родины...