Презентация Суджанский район.Описание слайдов.
занимательные факты (подготовительная группа)
Презентация Суджанский район.Описание слайдов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 1.74 МБ |
![]() | 36.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Символика Суджанского района
Сквер имени М. С. Щепкина
Суджанский краеведческий музей
Троицко-Вознесенская церковь
Рождественская церковь
Горнальский Свято-Николаевский Белогорский мужской монастырь
Большое Горнальское городище
Знаменитые люди, связанные с Суджанским районом Курской области
Михаил Семёнович Щепкин Михаил Семёнович Щепкин (6(17) ноября 1788, село Красное, Обоянский уезд, Курская губерния, ныне Яковлевский район, Белгородская область — 11(23) августа 1863, Ялта) — российский актёр, создатель школы сценического реализма .
Пётр Константинович Лихин Пётр Константинович Лихин (18 (30) июля 1879 года, Суджа, Курская губерния, Российская империя — 27 февраля 1967 года, Суджа, Курская область, РСФСР, СССР) — русский и советский художник-живописец .
Михаил Иосифович Гуревич Михаил Иосифович Гуревич (31 декабря 1892 (12 января 1893), Рубанщина, Суджанский уезд — 25 ноября 1976, Ленинград) — советский инженер-авиаконструктор, соруководитель ОКБ-155 . Герой Социалистического Труда . Лауреат Ленинской премии и шести Сталинских премий. Доктор технических наук (1964).
Сергеенко Михаил Михайлович Сергеенко Михаил Михайлович (12 июня 1905 года, село Гуйва-Рождественское Суджанского уезда Курской губернии - 04 июня 1964 года, город Ялта Крымской области, похоронен в городе Воронеж), прозаик, очеркист, литературный критик, публицист.
Пётр Андреевич Заломов Пётр Андреевич Заломов (3 мая (15 мая) 1877 год, Нижний Новгород — 18 марта 1955, Москва) — активный участник революционного движения в России, прототип героя романа М. Горького «Мать» Павла Власова
Аркадий Максимович Абаза Аркадий Максимович Абаза (30 июля [11 августа] 1843, с. Свердликово, Суджанский уезд, Курская губерния — 3 [16] января 1915, Курск) — русский композитор, пианист, педагог, музыкально-общественный деятель.
Фёдор Панфилович Нестеров Фёдор Панфилович Нестеров (1877—1966) — русский и советский художник - живописец , член Союза художников РСФСР. Биография. Родился 17 (29) сентября 1877 года в деревне Мащено. Тульской губернии, в очень бедной крестьянской семье.
Борис Григорьевич Скрамта́ев Борис Григорьевич Скрамта́ев (14 января 1905, Курская губернияя — 13 сентябряя 1966, Москва) — советский архитектор, специалист в области строительных материалов, действительный член Академии строиьтельствва и архитектуры СССР (1956), профессор, доктор технических наук (1936), лауреат Сталинской премии (1950), инженер-полковник, член КПСС с 1941 года.
Ремесла Суджанского района Гончарное ремесло
Ковроткачество
Праздники Суджанского района
Предварительный просмотр:
Слайд 1
Слайд 2
Суджанский район образован в 1928 году. Расположен в юго-западной части Курской области, граничит с Кореневским, Льговским, Большесолдатским, Беловским районами и Украиной. Территория района 0,99 тыс. кв. км или 3,3 % территории области.
Территория Суджанского района расположена в юго-западной части Среднерусской возвышенности, юго-западная часть района относится к Беловскому, а северо-восточная часть к Медвенскому геоморфологическому району.
Поверхность представляет возвышенное волнистое плато, сильно изрезанное оврагами и балками.
Реки района: Суджа, протекающая с северо-востока на юго-запад с протяженностью на территории района – 46 км, Псел – 34 км, Снагость – 22 км, Воробжа – 28 км, Ивница – 23 км, Локня – 26 км, Малая Локня – 24 км, Смердица – 17 км, Ржава – 9 км, Олешня – 12 км, Конопелька – 16 км.
Слайд 3
Герб Суджанского района
Герб Суджи: "В верхней части герб Курский, внизу сидящий в тростнике серый дикий гусь в серебряном поле, означающий великое их изобилие." Герб составлен герольдмейстером Волковым.
Флаг Суджанского района не утверждался. Используется флаг России.
Слайд 4
СКВЕР ИМЕНИ М. С. ЩЕПКИНА
Сквер посвящен актеру, одному из основоположников русской актёрской школы – Михаилу Семеновичу Щепкину. Артист, рожденный в селе Красном Обоянского уезда, в 1799–1801 годы обучался в Суджанском народном училище.
В этом сквере находится первый памятник Михаилу Щепкину. Его подарил Суджанскому уезду потомственный дворянин Тамбовской губернии, инженер путей сообщения, предприниматель и общественный деятель Николай Марков.
Открытие памятника состоялось 9 мая 1895 года. Обелиск с бюстом Щепкина возвышался на пьедестале – каменных тумбах, окруженных цепями. Постамент из лабрадора был сделан в Киеве, а бюст – в Москве. В нижней части памятника с четырех сторон были вырезаны надписи. На стороне, обращенной к улице: «Михаилу Семеновичу Щепкину, великому русскому актеру, 1788–1863». На противоположной: «В 1801 году в городе Судже ученик уездного училища Щепкин в первый раз выступил маленьким актером в комедии Сумарокова «Вздорщица», в роли слуги Розмарина». На правой стороне была надпись: «Жить для меня значит – играть на сцене, играть – значит жить». А на левой – «Поднимать память о лучших людях все то же, что поселять в гражданах любовь к родине».
Для небольшого уездного города это было впечатляющее событие. Приезжим гостям в местных купеческих домах были выделены комнаты и организован ресторан. На открытие памятника из Москвы прибыли почитатели актера, именитые артисты и режиссеры Императорского Малого театра и недавние выпускники Московского театрального училища. Также прибыли и родственники Михаила Щепкина. Мероприятие длилось два дня. В первый состоялось непосредственно открытие, литературное утро и обед от членов земского собрания. Во второй день артистами Императорского Московского Малого театра был дан спектакль. Постановка состояла из множества отрывков из разных пьес Александра Грибоедова, Фридриха Шиллера, Александра Островского, Николая Гоголя и Николая Криницкого. Сам театр был собран и украшен драпировками и гирляндами за несколько дней до выступления.
В 2002 году памятник был отреставрирован и вновь торжественно открыт.
Слайд 5
СУДЖАНСКИЙ КРАЕВЕДЧЕСКИЙ МУЗЕЙ
Музей был открыт в 1962 году на базе краеведческого уголка в районном доме культуры. На следующий год ему присвоили имя Михаила Щепкина, к 100-летию со дня смерти актера.
В 1989 году музей получил отдельное здание – дом купца Чупилова, одно из самых старых зданий Суджи. О бывшем владельце здания достоверных сведений нет. Среди местных жителей ходит легенда, что это был человек очень обеспеченный, но суровый и замкнутый. У него были сын и дочь, которых он держал в строгости. Сын вырос, занялся торговлей и уехал, а дочь осталась с отцом. Выйти замуж девушке властный Чупилов не позволил, и она умерла от тоски. По преданию, купец обезумел – не дал похоронить дочь, а ее останки спрятал в здании. В годы Великой Отечественной войны архивы были сожжены, и найти подтверждение этой истории невозможно. Однако в 2018 года у одной из стен дома были найдены человеческие останки. Установить, кому они принадлежали, не удалось. Экспозиция музея рассказывает об истории Суджанской земли с древних времен по настоящее время. Посетители узнают об уникальных кладах, найденных на ее территориях: антские – VII век до нашей эры, и Старосуджанские – 1918 и 1927 годов. Еще в музее представлена большая коллекция керамики работы местных мастеров – район издавна славится гончарным ремеслом.
Также экспозиция познакомит гостей с именами известных земляков. Именно в Судже сделал свои первые шаги к театральной карьере Михаил Щепкин. С 1906 по 1941 годы здесь проживал Петр Заломов, ставший прототипом Павла Власова в романе Максима Горького «Мать». С историей Суджи связаны имена художников Леонида Соломаткина, Василий Богомазова, Федор Нестерова, Петра Лихина и Федора Конева.
Слайд 6
ТРОИЦКО-ВОЗНЕСЕНСКАЯ ЦЕРКОВЬ
Церковь была построена и освящена в 1912 году. Стиль можно отнести к классицизму с элементами барокко и народными мотивами: его украшали керамические и лепные детали разных цветов. Изначально у церкви было два престола: Троицы Живоначальной и Вознесения Господня. Так она соединила в себе приходы двух других располагавшихся неподалеку церквей, на замену которым была построена. К 1957 году к Троицко-Вознесенской пристроили еще три престола – Тихвинский, Сретенский и Митрофановский. Так церковь стала пятипрестольной.
В мае 1940 года храм закрыли и стали использовать для хранения зерна. Но с наступлением войны, в 1941 году, в церкви начали ремонт, а на следующий год богослужения возобновились.
В 1943 году немцы захватили Троицко-Вознесенскую церковь и разместили в ней раненых мадьяр. На полу была постелена солома, у стен поставлено несколько печей. В одну из ночей храм сгорел вместе с находившимися там людьми. Отступая, немцы подожгли колокольню и еще уцелевшую крышу храма. Останки погибших в пожаре местные жители захоронили у стен храма.
Все это время в храме находилась Пряжевская икона Божией Матери. Несмотря на пожар, она уцелела. Эта икона в православной традиции считается чудо
В июне 1946 года храм был частично восстановлен и освящены его пределы, кроме Сретенского и Митрофановского – их отремонтировали и освятили позднее. В 1994 году остатки лепных деталей удалили, так как восстановить их было невозможно.
В 2000-х годах останки пострадавших в пожаре во время оккупации подняли и перезахоронили. Среди них были найдены детские – их похоронили слева у алтаря. Мадьярская могила находится за оградой церкви с западной стороны.
Слайд 7
РОЖДЕСТВЕНСКАЯ ЦЕРКОВЬ
Каменную церковь с колокольней построили в 1835 году на пожертвования прихожан. Приход тогда состоял из жителей слободы Гончарной и хуторов Поплюевского и Бардаковского.
В 1890 году при храме была начальная народная школа. В документах 1916 года есть упоминание об отдельном здании церковно-приходской школы с помещением для сторожа. Заведовал ей и обучал детей священник Рождественской церкви Алексей Виноградский. Он также был учителем в первом и втором Гончаровских земских училищах.
Из описи церковного имущества 1920 года известно, что храм имел три деревянных престола. Центральный престол был во имя Рождества Христова, правый – Рождества Пресвятой Богородицы, левый – Казанской Божией Матери. Иконостасы были трехъярусные из окрашенного краской дерева, с позолоченной резьбой. Вокруг церковного двора была выстроена каменная ограда с воротами, а внутри него – дом священника и здание церковно-приходской школы.
В 1940 году облисполком закрыл церковь, но во время Великой Отечественной войны службы возобновились. В 1948 году храм поставили на учет как памятник архитектуры, но на следующий год из этого списка вычеркнули. В последующие годы здание использовали как зернохранилище, его несколько раз то закрывали, то вновь возвращали верующим. С 1990 года здесь снова совершаются богослужения.
С 1998 года ансамбль церкви Рождества Христова охраняется государством как памятник архитектуры XIX века.
Слайд 8
ГОРНАЛЬСКИЙ СВЯТО-НИКОЛАЕВСКИЙ БЕЛОГОРСКИЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ
Главная достопримечательность Суджанского района – Горнальский Свято-Никольский монастырь. Его неоднократно посещал Федор Достоевский, живший в 1878 году в Мирополье. Свои впечатления об этом месте писатель отразил в романе «Братья Карамазовы». Еще обитель известна своими иконами, которые в православии считаются чудотворными. Ради участия в крестном ходе с ними каждый год сюда съезжается множество паломников со всей страны.
В 1671 году татары разорили Острожский Дивногорский монастырь в Воронежской губернии. Тогда монахи Феодосий, Лаврентий и старец Нектарий пришли к берегам реки Псел и, поселившись здесь, основали новую обитель. Первое время в ней были только деревянные кельи. Вскоре по воле царя монахи получили книги, ризы, всю необходимую церковную утварь, а также земли и мельницу на реке Псел. В 1688 году на территории построили деревянную церковь. Ее освятили в честь иконы Николая Чудотворца, которую монахи принесли с собой. Первым настоятелем монастыря стал иеромонах Феодосий.
Из мела монастырской горы монахи производили известь и продавали ее. На эти средства построили деревянную церковь Преображения Господня. К 1733 году монастырские постройки обветшали, и их разобрали. Из остатков построили часовню на кладбище и разместили в ней старые иконостасы. В то же время возвели из камня новый Преображенский храм, колокольню и стену вокруг обители.
В 1770 году монастырю принадлежал не только известковый, но и кирпичный завод, а также фруктовые сады, бахча и пасеки. Имелись рыбные ловы и скотный двор с большим количеством волов. В день Святителя Николая здесь устраивали ярмарку.
В 1777 году в обители появилась новая каменная церковь в честь Николая Чудотворца. К 1785 году в окружении деревянных стен с четырьмя башнями располагались две монастырские церкви, отдельная трапезная, братский и настоятельский корпуса. Несмотря на то, что монастырь мог обеспечивать себя сам, через три года его закрыли и превратили в приход. От ансамбля остался только Преображенский храм – остальные строения разобрали на кирпич.
По преданию, в Преображенской церкви после закрытия монастыря стали загораться свечи и лампады перед иконами. Это продолжалось до тех пор, пока в 1792 году не открыли Пряжевскую икону Пресвятой Богородицы. Считается, что она чудотворная и способна исцелять болезни.
В 1863 году было разрешено восстановить Белогорскую Николаевскую пустынь. Через два года заложили каменную церковь Николая Чудотворца, а еще через четыре – освятили храм Покрова Пресвятой Богородицы. В 1888 году была заложена Преображенская церковь, которая потом стала соборной. Строительство велось на средства Косьмы Купреева – купца, излечившегося молитвами перед Пряжевской иконой. Первыми жителями обители стали сам купец и его сыновья – Феодор и Владимир.
В 1922 году советская власть закрыла монастырь. После Великой Отечественной войны уцелело лишь несколько построек, в которых разместили школу-интернат для детей погибших офицеров.
До наших дней сохранился храм Покровский храм, трапезная, братский корпус, башня, некоторые служебные и хозяйственные постройки. За последние годы обитель восстановили и отреставрировали. С 2001 года возобновлен крестный ход с Пряжевской иконой Божией Матери.
Слайд 9
БОЛЬШОЕ ГОРНАЛЬСКОЕ ГОРОДИЩЕ
В пятистах метрах слева от монастыря, между Горнальским урочищем и рекой Псел, находится еще одно исторически важное место – большое Горнальское городище.
В этом месте располагался крупный центр северян – восточно-славянского племенного союза VIII–XI веков. С точки зрения археологии городище относится к роменско-борщевской культуре. Его открыл русский археолог и историк Дмитрий Самоквасов в 1829 году, но исследования провели лишь в 1970-х годах.
Поселение располагалось на высоком берегу реки Псел. Жилища представляли собой прямоугольные землянки с двускатными крышами. В центре городища была площадь, а вокруг ров и насыпной вал. Еще имелась большая хозяйственная постройка для хранения и переработки зерна. Это большое прямоугольное помещение столбовой конструкции, в котором располагались шесть зерновых ям и несколько жерновов.
Около середины X века на площади в центре поселения было построено большое двухкамерное помещение с хранилищами. В нем археологи обнаружили серебряные браслеты, монеты и семилучевые височные кольца. Это говорит о богатстве и высоком социальном статусе владельцев постройки. В X веке в городище был большой пожар, после которого поселение укрепили частоколом из бревен.
С северной стороны поселения располагается большой курганный могильник с более чем двумя тысячами насыпей. Многие погребения были совершены еще по языческим обрядам, которые предусматривали сожжение покойных на костре.
На территории Горнальского городища было найдено множество артефактов: лепные роменские сосуды, обломки каменных жерновов, изделия из кости и рога, сельскохозяйственные орудия, предметы вооружения. Среди находок также есть стеклянные бусы, серебряные височные кольца, браслеты, восточные монеты-дирхемы и местные подражания им.
Слайд 10
Знаменитые люди, связанные с Суджанским районом Курской области
Слайд 11
Маленькую, ранее никому не известную Суджу прославил реформатор русского театра Михаил Семёнович Щепкин, для которого суджанская сцена в уездном училище открыла путь в большой мир искусства.
Михаил Семёнович Щепкин родился (6(17) ноября 1788, село Красное, Обоянский уезд, Курская губерния, ныне Яковлевский район, Белгородская область — 11(23) августа 1863, Ялта), в семье крепостных графа С.Е. Волькенштейна.
Актёр, основоположник реализма в сценическом искусстве, реформатор театра. В 1801 году в Судже юный Щепкин сыграл роль слуги в комедии Сумарокова «Вздорщицы».
Слайд 12
ЛИХИН Петр Константинович
(1879 - 1967)
Имя старейшего курского художника Петра Константиновича Лихина известно многим любителям живописи. За долгую и творчески богатую жизнь им созданы интересные живописные произведения, многие из которых хранятся в музеях Курска, Суджи, Сум, Мичуринска.
Петр Константинович Лихин родился в июле 1879 года в Судже. Любовь к рисованию проснулась у мальчика с ранних лет. В судьбе талантливого юноши принял горячее участие проживавший в то время в Судже художник М.В. Нестеров.
Благодаря основательной подготовке Петр Лихин поступает в Одесскую рисовальную школу. Под руководством таких мастеров, как К. Констанди и Г. Ладыженского, Лихин овладевает мастерством реалистической школы и окончательно решает посвятить себя живописи. В 1900 году он окончил Одесскую рисовальную школу и поступил в Петербургскую академию художеств, где его учителями стали В. Маковский, И. Репин, П. Чистяков. В 1910 году П. К. Лихин представил в совет Академии свою дипломную картину "Мать". Работа была одобрена, и молодой дипломант получил звание художника с правом преподавания рисования в учебных заведениях страны. Молодой художник возвращается в свой родной город Суджу, где занимается преподаванием рисования в Суджанском реальном училище. Затем он преподает в педагогическом техникуме, художественно-графическом педучилище и других учебных заведениях Курска и Суджи. Трудной, но благородной педагогической деятельности было отдано более 40 лет жизни. С 1934 года по 1951 год Петр Константинович Лихин жил и работал в Курске. Участвуя в культурной жизни города, он был инициатором создания и руководителем художественной студии, его усилиями организована картинная галерея, первым директором которой он был. Когда в 1936 году в Курске было создано отделение Союза советских художников, он стал членом его правления. В Курской картинной галерее хранится более трех десятков работ П.К. Лихина. Среди них - "Обоз", "Трутни", "Грузчики", портреты М. Щепкина и П. Заломова, несколько пейзажей. Картина "Обоз" выполнена в лучших традициях искусства передвижников, она подкупает зрителя своей реалистичностью, смелым рисунком, мягкостью колорита. В картинах "Трутни" и "Не поделили" П.К. Лихин остро и беспощадно изобличает духовенство, пресыщенную жизнь "святых отцов", алчность в погоне за барышами.
В годы первой мировой войны художником было написано большое полотно "Жертвы империалистической войны", потрясающее своим трагизмом. Работа над ним продолжалась в течение многих лет. Художник написал несколько произведений для Курского краеведческого музея: портреты передовых людей нашей области, картины из жизни Курского края.
В период Великой Отечественной войны П.К. Лихин создал картины: "Зверства немецких фашистов в партизанской деревне", "Грозные тучи на Западе" и другие. Его произведения демонстрировались на всех областных выставках, на республиканских выставках в Москве, организованных в 1928 и 1946 годах.
Возвратившись в 1951 году в свою родную Суджу, Петр Константинович по-прежнему большую часть времени уделял живописи. Замечательны пейзажи, в которых он воспевает красоту и богатство родной природы. До конца своей жизни Петр Константинович Лихин продолжал упорно трудиться. Умер он 27 февраля 1967 года.
Слайд 13
Гуре́вич Михаи́л Ио́сифович [31.12.1892(12.1.1893), деревня Рубанщина Суджанского уезда Курской губернии, ныне Суджанского района Курской области – 25.11.1976, Ленинград, ныне Санкт-Петербург], российский авиаконструктор, Герой Социалистического Труда (1957).
Окончил Харьковский технологический институт (1925), занимался конструированием и постройкой планёров. С 1929 г. работал инженером-конструктором и руководителем группы в различных КБ авиационной промышленности. А.И. Микоян и М. И. Гуревич создали истребитель МиГ-1 (аббревиатура от «Микоян и Гуревич»), а затем его модификацию МиГ-3. В 1940–1957 гг. заместитель главного конструктора, в 1957–1964 гг. главный конструктор в ОКБ А. И. Микояна. М. И. Гуревич совместно с А. И. Микояном проектировал первые в Советском Союзе реактивные истребители серии МиГ и другие боевые самолёты.
Слайд 14
ПИСАТЕЛЬ, ПРОЗАИК, ЛИТЕРАТУРНЫЙ КРИТИК, ПУБЛИЦИСТ,
ЧЛЕН СОЮЗА ПИСАТЕЛЕЙ СССР
МИХАИЛ МИХАЙЛОВИЧ СЕРГИЕНКО (1905-1964).
Михаил Михайлович родился в селе Гуйва-Рождественское Суджанского уезда Курской губернии в семье сельского учителя. В детстве некоторое время жил в Судже. Почти сорок лет Сергиенко жил и работал в Воронеже. Здесь вышли его первые книги. В дальнейшем его произведения издавались в Москве, на Украине, выходили за рубежом.
За время литературной деятельности он написал и издал несколько сборников рассказов как для взрослых, так и для юных читателей: «Дело чести», «Память сердца», «Поэма о хирурге», «Федька Дынин» и другие. Чаще других переиздавались сборники повестей и рассказов из цикла «Дорогой Щорса» (1938-1958).
В Суджанском краеведческом музее есть несколько книг писателя Михаила Сергиенко. Хранятся здесь также газеты и журналы с его рассказами и публицистическими статьями. Их прислал в свое время по просьбе совета музея сам писатель. Он до конца своей жизни хранил добрую память о Судже, о родном районе. «Воспоминания о родном крае и юных годах всегда радуют человеческое сердце. Память земляков о тебе радостна вдвойне» – гласит один из многих автографов Михаила Михайловича Сергиенко в книгах, подаренных музею.
Слайд 15
Пётр Андреевич Заломов (3 мая (15 мая) 1877 год, Нижний Новгород — 18 марта 1955, Москва) — активный участник революционного движения в России, прототип героя романа М. Горького «Мать» Павла Власова.
Событие, ставшее главным в жизни Петра Заломова — первомайская демонстрация в слободе Сормово в 1902 году, где он был одним из организаторов и нес красный флаг с надписью: «Долой самодержавие!». Так он оказался на поселении в уездном городе Суджа под Курском.
На Гончаровке он прожил 30 лет. Здесь он занимался личным хозяйством: разводил новые породы кур, кроликов, приобретал у самого Мичурина черенки фруктовых деревьев, высаживал их на небольшом приусадебном участке, работал над акклиматизацией новых сортов.
В Судже П. Заломовым была написана повесть «Петька из вдовьева дома», здесь он писал стихи.
После Февральской революции 1917 года был избран членом исполкома Суджанского совета, участвовал в организации Советов в Курской губернии.
Во время Гражданской войны арестовывался гайдамаками, а позже — деникинцами, подвергся пыткам и едва избежал расстрела. Вступил в ВКП(б) 18 сентября 1925 года. Был организатором колхоза «Красный Октябрь».
Награждён орденами Ленина и Трудового Красного Знамени (1939). В 1939 г. опубликовал в Курске свои воспоминания. Остаток жизни провёл в Москве, где умер на 78-м году жизни и был похоронен на Новодевичьем кладбище.
Слайд 16
11 августа 1843 года в селе Свердликово Суджанского района родился Абаза Аркадий Максимович - русский пианист, педагог, композитор и музыкальный просветитель, общественный деятель.
Окончил Харьковское музыкальное училище, Петербургскую консерваторию. Основатель (1877) и директор музыкальной школы в Сумах и музыкальных классов в Курске с 1882 года. Редактировал публикации записей песен Курской губернии Г. Зайцева и А. Горячнова.
Автор романсов: «То не ветер ветку клонит», «Одно мне в жизни утешенье», «Тебя забыть», «Мгновения» и др. Написал «Гимн святым братьям Кириллу и Мефодию» (для четырехголосного хора). Активно сотрудничал в столичной и местной прессе, пропагандируя музыкальное творчество, рассказывая о великих композиторах, писал музыкальные рецензии для газеты «Курские губернские ведомости» (1889-1908).
Имя Абазы еще при жизни вошло в музыкальный словарь Римана, что являлось заслуженной оценкой его деятельности.
Слайд 17
Художник Фёдор Панфилович Нестеров (1877 — 1966) родился в деревне Мащено Тульской губернии.
В двенадцать лет был отдан «в ученье» в икнописеую мастерскую, а в 1898 году добивается зачисления в Пензенское художественное училище.
С 1903 года учится в Академии художеств в Петербурге.
В конце 1918 года Наркомпрос направил Нестерова из голодающей Москвы в город Суджу в качестве учителя. Вначале работал в селе Лебедевка, откуда весной 1919 года он перебрался
в село Русское Поречное.
В этих селах он написал немало портретов крестьян.
В 1923 году Федор Панфилович переехал в Москву, откуда каждое лето до 1929 года приезжал в Суджу, где создавал новые работы.
За шестьдесят лет творческой жизни написал целую галерею портретов своих современников.
Слайд 18
Борис Григорьевич Скрамтаев – наш земляк, уроженец с. Дарьино Суджанского уезда. Профессор, доктор технических наук. Специалист по железобетону, Лауреат Государственной премии.
Б. Г. Скрамтаев родился 14 января 1905 г. По образованию инженер-строитель, окончил инженерно-строительный факультет Харьковского технологического института им. В. И. Ленина в 1926 году. С 1928 года по 1932 год руководил созданной им лабораторией строительных материалов Украинского института сооружений, был доцентом технологического института и профессором, заведующим кафедрой института инженеров транспорта. В 1930 году Бориса Григорьевича перевели в Москву, где он в течении многих лет возглавлял кафедру военно-инженерной академии имени В. В. Куйбышева, а затем заведовал кафедрой сооружений и конструкций в Московском инженерно-экономическом институте имени С. Орджоникидзе.
В результате многолетней педагогической и научной деятельности Б. Г. Скрамтаев стал одним из ведущих ученых СССР в области строительных материалов, в особенности по технологии бетона и железобетона. Его перу принадлежит свыше 440 печатных научных работ и учебных пособий, широко известных в СССР и за рубежом.
В 1963-1964 годах был президентом Международного общества по исследованию и испытанию материалов и конструкций, членом редколлегии «Бюллетень РИЛЕМ», издаваемом в Париже, членом Американского института предварительно-напряженного железобетона.
Скончался Борис Григорьевич в 1966 году в Москве.
Слайд 19
Ремёсла Суджанского района
Гончарное ремесло
Суджа по праву считается гончарной столицей Курского края. Гончарное ремесло передавалось по наследству. Именно поэтому традиция изготовления глиняной посуды оказалась очень устойчивой. Этому способствовали и обилие великолепных сортов глины в Черноземном крае, и потребность в глиняной посуде в повседневном быту.
Гончарный промысел в Курской губернии был особенно развит пригороде Суджи - слободе Гончаровка. Надо отметить, что городок Суджа является своеобразной творческой лабораторией по изучению, сохранению и возрождению традиционной народной культуры. Местный гончарный промысел возник в начале XVII века. Известно, что уже в те времена глиняных дел мастера были объединены в ремесленный гончарный цех, положивший основу развития этого ремесла в слободе. Суджанский центр народных промыслов и ремесел ведет свою историю с 1992 года, когда при местном отделе культуры открылись специальные производственные мастерские. Начинать приходилось с преодоления трудностей. Помещения для гончарных цехов, принадлежавшие ранее консервному заводу, были в крайне заброшенном виде, царила полная разруха – не было ни полов, ни печей, ни своей подстанции. Единственное преимущество – глину могли взять рядом, в Горнали – там большие залежи, обеспечивавшие глиной весь район. Сегодня, увы, приходится искать новые месторождения, поскольку через Горналь проходит граница с Украиной. У истоков центра, будучи его идейным вдохновителем, стоял Юрий Спесивцев.
Слайд 20
Ковроткачество
Суджа является одним из главных центров ковроткачества курского края. Так сложилось исторически. Ковроткачество стало распространяться среди русского населения Суджанского уезда в XVII веке. Первыми ткачами стали женщины – выходцы из среды однодворцев. Украинское население уже в то время опиралось на ткацкие цеха в пригородных слободах, в частности, в Заолешенке, Казачьей Локне и других.
Первые ковры стали ткать в самой Судже в XVII веке, когда в городе открылся первый ткацкий цех. Преимущественно в цехе работали мужчины. Руководил цехом цехмейстер, основной обязанностью которого была слежка за тем, чтобы работники не крали полотно у заказчиков.
Суджанский цех активно работал в XVIII веке, производя такое количество полотна, что продукцию цеха отправляли на продажу в города черноморского побережья. В начале XIX века в цехе уже ткали льняные, сулянковые и замашные полотна. В это время ткачеством активно стали заниматься женщины, в цехе работали особые ткацкие станы, а на производстве применялись способы выделки пряжи, широко распространенные в Слободской Украине. В это время, очевидно, в цехе ткали и ковры, хотя больший уклон делался на простое и скатертное полотно, однако, суджанское объединение ткачей стало угасать уже в первой половине позапрошлого столетия. После исчезновения цеха бывшие мастера стали заниматься ковроткачеством дома. Так изготовление ковров стало, своего рода, семейным бизнесом.
Особенно ковроткачество получило распространение в Замостье, Заолешенке, Гончарной Горе. В это время наблюдалось географическое разделение по видам производимых ткачами изделий. В частности, деревни Любимовка и Касторная специализировались на производстве геометрических и цветочных ковров. Именно в XIX веке Суджанский уезд, наряду с Фатежским, стал лидером производства ковров в Курской губернии. Семьи однодворцев, занимавшихся их изготовлением, зарабатывали от 20 до 100 рублей в год.
После отмены крепостного права, в Курской губернии наблюдался определенный спад производства ковров, но Суджанский уезд стал одним из немногих уездов губернии, где производителей поддерживали представители земств. В начале ХХ веке, в частности, при поддержке земств, открывались ковровые школы-мастерские, где занимались девочки. Существует версия, что ковры, производимые крестьянами, на рубеже XIX – ХХ веков стали пользоваться меньшей популярностью у потребителей в силу отсталости крестьянских мастеров от актуальных тогда технологий. Также на коврах не появлялось новых рисунков. Именно эту отсталость предлагалось ликвидировать открытием ткацкой школы. Учебная мастерская начала работать в деревне Касторной в 1900 году. Школа оказалась крайне удачно расположенной, она находилась ближе к Курску, на территории современного Большесолдатского района, благодаря чему готовые изделия стало проще отправлять в Москву и Санкт-Петербург. Благодаря финансовому успеху школы-мастерской, подобные учреждения стали открываться в самой Судже, Мирополье и Обояни. Помимо чисто финансовой выгоды, открытие школ-мастерских позволило сохранить ковроткачество, как народный промысел, не только в Суджанском уезде, но и во всей Курской губернии.
В советскую эпоху Суджа оставалась центром курского ковроткачества. С 1962 года в городе работала Суджанская коврово-ткацкая фабрика, филиалы которой были открыты в ряде районов области.
Художественная ценность суджанских ковров была подтверждена их участием в нескольких международных выставках, - в 1921 году на выставке в Таллине, в 1937 году на Всемирной выставке в Париже, в 1939 году, на Международной выставке в Нью-Йорке и т.д. Эти ковры были изготовлены артелью «Ткачиха», - предшественницей Суджанской коврово-ткацкой фабрики. Эта артель своей деятельностью доказала, что продукция, изготовленная на небольшом предприятии, может иметь всемирный успех. Спрос на продукцию артели был огромен, из-за чего росла потребность в рабочих руках, так, в 1934 году в цехе работало 24 сотрудницы, в 1936 году – 350, а в 1939 уже 1200.
В связи с войной, в сентябре 1941 года, артель «Ткачиха» прекратили свою работу, но после освобождения Суджи от оккупации, ковроткачество было продолжено. Уже в 1944 году в артели трудилось 168 работников, а уже в 1959 году ковры из Суджи выставлялись на Всемирной выставке в Брюсселе. Суджанская фабрика была закрыта в 90-е годы, после того, как в 1992 году сгорело здание фабрики, а нового места не нашлось.
Слайд 21
Суджа и Суджанский район богаты на народные традиции и праздники, которые объединяют жителей и помогают сохранять историю и культуру региона. В этой публикации мы хотим рассказать вам о самых ярких и интересных праздниках, проходящих на территории нашего района.
Масленица. Этот славянский праздник очень популярен в Суджанском районе. В этот период проводятся различные народные гуляния, игры, конкурсы, а главным символом праздника являются вкуснейшие блины.
3 марта - День освобождения города Суджа и Суджанского района от немецко - фашистской оккупации. Тысячи людей склоняют головы в скорбной минуте молчания, в память о расстрелянных, повешенных, заживо сожженных наших земляках, которые отдали свои жизни ради того, чтобы мы с вами жили мирно и счастливо.
Вахта Памяти (Факельное шествие) - 8 мая и День Победы - 9 мая в Судже, отмечается, как и во всей стране. В этот день проводятся торжественные мероприятия, парады, митинги и концерты, посвященные памяти павших в ВОВ.
День молодежи.
Ежегодно, в крайнее воскресенье июня, жители Суджи отмечают день молодежи. В этот день на советской площади собираются жители города, для них организовываются праздничные концерты и представления. Люди всех возрастов отдыхают и проводят время с пользой.
День образования Суджанского района - 30 июля 1928 г.
Этот праздник проводят по совместительству с традиционным праздником осени "Псёльский разгуляй" в период с 15 сентября по 21 октября. В этот день проводятся праздничные мероприятия, выставки, гуляния, ярмарки и концерты, на которые съезжаются творческие коллективы из других районов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Слайды презентации занятия по окружающему миру "Дикие животные" для детей старшего дошкольного возраста
Презентация проводилась как часть занятия, полный конспект занятия приводится отдельно....

Коментарии к слайдам мультимедийной презентации:"День славянской письменности и культуры." Беседа.
Данный материал является приложением к мультимедийной презентации: "День славянской письменности и культуры". Я предлагаю комментарии к слайдам презентации, в которых рассказана история появления "Дня...

Презентация к развлечению "Игры народов нашей страны" - слайды 1-10
Презентация использовалась на развлечении как обязательный атрибут. Дети рассматривали иллюстрации, ведущий рассказывала об обычаях и традициях народов нашей страны...
Слайд-презентация проекта "Детский сад наш хорош, лучше сада не найдешь!"
Проект образовательной деятельности по теме "Здравствуй, детский сад!" Материал разработан по 10 образовательным областям, включает в себя НОД, совместную деятельность педагога с детьми, самосто...

Конспект совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Весёлый обруч» с использованием ИКТ (просмотр слайдов из презентации «Весёлый обруч»)
Конспект совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста и презентация на тему "Весёлый обруч" поможет совершенствовать умения манипулировать обручем при выполнении разных двигательных ...

Музыка к слайду "Дорога" и звонок к слайду "Телефон" к презентации "Приключения в Легостране"
Музыка к слайду "Дорога" и звонок к слайду "Телефон"...