«Семь чудес Башкортостана»
план-конспект урока (подготовительная группа)

Бычкова Елена Ивановна

Данное занятие способствует развитию познавательной активности детей, систематизирует их знания о родном крае, помогает закрепить полученные знания в интересной форме. Способствует развитию мышления. Внимания, наблюдательности.

Данный проект рассчитан для воспитанников подготовительной к школе группы. Он способствует формированию  нравственно-патриотических  чувств, взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, бережному отношению к природе, традициям, культуре и быту родного края.  

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_znamenitye_mesta_bashkortostna.doc64.5 КБ

Предварительный просмотр:

Аннотация проекта для размещения на сайте

1.Название – Пятый открытый профессиональный конкурс педагогов «Мультимедиа урок в современной школе».

2.Тема занятия: «Семь чудес Башкортостана»

3.Предмет: Познание. Ознакомление с окружающим.

4. Класс: Подготовительная к школе группа детского сада.

5. Автор урока: Бычкова Елена Ивановна.

6. Образовательное учреждение:  МАДОУ Детский сад № 30.

7. Страна. Россия.

8. Республика/край. Республика Башкортостан.

9. Город/поселение. г. Октябрьский.

10. Краткое написание. Данное занятие способствует развитию познавательной активности детей, систематизирует их знания о родном крае, помогает закрепить полученные знания в интересной форме. Способствует развитию мышления. Внимания, наблюдательности.

Данный проект рассчитан для воспитанников подготовительной к школе группы. Он способствует формированию  нравственно-патриотических  чувств, взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, бережному отношению к природе, традициям, культуре и быту родного края.  

 

Описание проекта

    Тип урока – Комбинированный. Закрепления знаний о  истории Башкортостана.

Цель - Приобщение дошкольников к истории и культуре родного края, местным достопримечательностям, воспитание любви и привязанности к родному краю.

Задачи: Создать условия для восприятия сведений об историческом прошлом и культурном облике родного края.

Осуществлять ознакомление дошкольников с историческим, культурным, географическим, природно-экологическим своеобразием родного регион.

Развивать бережное отношение к родному краю, его достопримечательностям, культурным ценностям, природе.

Развивать связную речь детей; обогащать и активизировать словарь детей, учить свободно мыслить, фантазировать.

4.                Краткое описание хода урока

Занятие включает в себя организационную связь, определение и разъяснение цели занятия, воспроизведение воспитанниками знаний, связанных с содержанием предстоящей работы. Задания предлагаются занимательные, вызывающие познавательный интерес, используются разнообразные методы и приемы. Время и темп на задания соотносится оптимально.

Структура занятия:

1.  Организационный момент. Сообщение темы занятия. Правила игры «Умники и умницы». 2.  Памятник Салавату Юлаеву.

3.  Курай. Стихотворение. Игра «Собери флаг и расскажи о нем».

4. Дикий башкирский мед. Лечебные свойства меда – рассказывают воспитанники. Игра «Лесная полянка». Физкультминутка «Пчела»

5. Красноусольские минеральные воды. Артисты- воспитанники исполняют в сценке легенду о появлении минеральных вод.

6. Гора Янган-Тау. Игра «Ответь одним предложением».

           7. Знакомство с новой темой: «Пещера Шульган-таш».

     8. Правила безопасности туристов.

10. Просмотр слайдов природы Башкортостана.

         11. Итог занятия. Оценка воспитанников на занятии.

5.  Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят/др. ученики в ходе урока:  

 В ходе урока /занятия/ ребята овладевают  знаниями об истории башкирского края, узнают историю своего региона, у них  формируется чувство любви к своей малой родине с ее далеким прошлым. Они  приобретают умение бережно относиться к природе родного края. Ребенок знакомится с фольклором, традициями и обычаями родного края. Расширяется словарный запас, воспитанники учатся  поддерживать непринужденную беседу, развиваются коммуникативные навыки, делать выводы. 

Тема: «Знаменитые места Башкортостана»

Цель:

Приобщение дошкольников к истории и культуре родного края, местным достопримечательностям, воспитание любви и привязанности к родному краю.

Задачи:

Продолжать знакомить дошкольников с историческим, культурным, географическим, природно-экологическим своеобразием родного региона.

Обобщить и закрепить знания о родном крае.

Создать условия для восприятия сведений об историческом прошлом и культурном облике родного края;

Развивать связную речь детей; обогащать и активизировать словарь детей, учить свободно мыслить, рассказывать, фантазировать.

Воспитывать  уважение и гордость за свой край,   бережное отношение к его достопримечательностям, культурным ценностям, природе.

Предварительная работа:

  • Создание вместе с детьми в группе уголка «Мой родной край»;
  • составление альбома стихов, пословиц, сказок;
  • чтение произведений башкирских народов;
  • рассматривание иллюстраций, фотографий;
  • рассматривание герба Башкортостана;
  • прослушивание аудиозаписей с песнями и звучанием национальных музыкальных инструментов;
  • посещение музея с детьми.

Оборудование: карта России, национальные костюмы,  мультимедийный проектор, выставки книг о Башкортостане, “Благословенный край”, фотографии «Чудес Башкортостана», макет Башкортостана, музыкальное сопровождение (башкирские мелодии, мелодии курая), плакат с изображением пчелы (карточки с лекарственными травами), минеральная вода.

Игра «Собери флаг и расскажи». Игра «Лесная полянка».

Оборудование: карта России, национальные костюмы,  мультимедийный проектор, выставки книг “Благословенный край”.

Предварительная работа:

Познание: Знакомство с достопримечательностями Башкортостана,  просмотр видеофильма “Путешествие по Башкортостану”.

Беседы о символике Башкортостана, о памятниках в нашей республике, о туристических маршрутах, о традициях и обрядах башкирского  народа.

Проведение бесед на темы: “Моя Родина – Башкортостан”,  “Мы культурно отдыхаем”, “Жильё разных времен и народов, Юрта”,  «Салават Юлаев- герой башкирского народа»

Знакомство с картой Башкортостана.

Художественная литература, чтение (сказок, сказаний, легенд) и разучивание  стихов башкирских авторов; рассматривание иллюстраций, картинок. Чтение и разучивание стихов башкирских авторов, пословиц, поговорок, чтение башкирских  народных сказок и обсуждение их.

Социализация, использовались дидактические, сюжетно-ролевые игры;

Музыка, использовались музыкальные произведения в соответствии с тематикой занятия; проводились праздники.

Физическая культура, проводились подвижные игры, развлечения, спортивные праздники, досуги.

Использование методов и элементов ТРИЗ при ознакомлении с окружающим и в развитии речи детей.


Здравствуйте ребята! Мы встретились на игре «Умники и умницы», участвуют две команды. Тема нашей игры «Путешествие по знаменитым местам Башкортостана». Сегодня нам предстоит вернуться в прошлое, вспомнить легенды, поговорить о башкирском меде и познакомиться с пещерой Шульган-таш.  

Перед вами, ребята, строгое и справедливое жюри (представить членов жюри - родители). Оценкой за правильный ответ будут цветы для интеллектуалов, которые члены жюри будут выставлять в вазы. Чья команда наберет больше цветов, та и будет считаться победителем. А теперь послушайте правила игры:

  1. Ведущий задает вопрос по очереди каждой команде.
  2. Отвечать на вопрос может любой участник, но при этом нужно поднять руку. 
  3. Члены команды могут посоветоваться, прежде чем отвечать. 
  4. Если команда не отвечает на вопрос, право ответа передается другой команде. 
  5. Ответ должен быть краткий, четкий и понятный.

Слайд №2

Башкирия,
Моя земля и небо,
Моя любовь,
Мой соловьиный край

Мне жаль того,
Кто здесь ни разу не был.
Мне жаль того,
Кому не пел курай…
(М. Карим)

- Это стихотворение о республике Башкортостан, в которой мы живем. Покажите ее на карте России. (Ребенок показывает).

И сегодня мы с вами совершим виртуальную экскурсию по красивейшим местам нашей удивительной республике – Башкортостан.


- А давайте вспомним, чем славится Башкортостан, ведь нашу республику знают не только в России, но и за рубежом. 

Слайд №3

  1. Памятник Салавату Юлаеву.
  2. Курай.
  3. Башкирский мед, пещера Шульган-таш.
  4. Красноусольские минеральные источники.
  5. Гора Янган-тау.
  6. Пещера Шульган-таш.

Слайд №4

Фото вопрос. Кто изображен на фотографии?  Памятник национальному герою Салавату Юлаеву.

 - Что это за памятник и где он расположен?

Ответы детей. (Памятник Салавату Юлаеву является самой большой скульптурой всадника в Европе. В г. Уфе – столице Башкортостана)

- Кто же он - Салават Юлаев? (Национальный герой башкирского народа, поэт, воин – джигит). 

- Какой был Салават Юлаев? (Отважный, храбрый, уверенный, смелый, сильный)

Слайд №5

Салават Юлаев изображен на гербе Башкортостана, на фоне восходящего солнца?

Еще  одним из семи чудес Башкортостана был объявлен курай.

Слайд №6

Что вы о нем знаете?

Ответы детей. (Курай - национальный башкирский музыкальный инструмент, похожий на флейту, изготавливают его из растения.   Волшебное звучание курая веками очаровывает сердца людей. Сегодня курай – не только национальный музыкальный инструмент, но и своеобразная визитная карточка Башкортостана. Символ цветка одноименного растения изображен на государственном гербе и флаге республики.

Кто расскажет  стихотворение о курае? (звучит музыка курая)

Скажи курай, о чём поёшь?
Вплетая в песнь свою
Журчанье ручейка,
И пенье птицу в высоком поднебесье,
И топот скакунов,
Летящих по степи
Скажи курай!
Что видел ты?

Д/Игра: «Собери флаг и расскажи о нем» (синий - ясность, белый - открытость( в середине золотой круг с семью лепестками курая. Семь лепестков курая означает содружество семи племён башкирского народа) зеленый - свободу)

Слайд №7

Дикий башкирский мед является еще один чудом нашей малой Родины. Расскажите, что вы знаете об этом. (ответы воспитанников)

Башкортостан - единственное место в России, где люди по-прежнему занимаются старинным промыслом – бортничеством. Это древняя форма пчеловодства – дикий башкирский мед собирают не на пасеке, а на деревьях! Пчел при этом содержат  в сосновых дуплах, которые называются «борть». Отсюда и название промысла бортничество.

Башкирский мед ценится своими свойствами, так как у нас удивительный климат, и  богатая растительность. Большая часть республики покрывают леса. Особенность башкирских лесов в том, что именно там собирают дикие пчелы свой мед. Башкирский мед - величайшее лекарство созданное природой.

Уникальность Башкирского меда состоит в многообразии целебных свойств.

Игра: «Лесная полянка» У вас на столах карточки лекарственных трав назовите их лечебные свойства (Лекарственные травы - шиповник, душица, зверобой, пустырник, валериана, шалфей, одуванчик, подорожник, ромашка, горицвет, полынь шелковистая, чабрец, астра альпийская и т. д.

 - Расскажите о полезных свойствах башкирского меда. (Ответы детей)

 Физкультминутка «Пчела»

Слайд №8

Следующая наше чудо – это Красноусольские минеральные источники.

Вос-ль читает легенду. (Артисты- воспитанники исполняют её в сценке)

Слайд №9

Мне очень нравится, один удивительный уголок Башкортсотана – это гора Янган-Тау. Чем вам запомнилась гора Янган-Тау?

Игра «Ответить одним предложением»

Ответы воспитанников.

- "Янган-Тау" в переводе означает «Горящая гора».

- Я запомнил  легенду, в которой  пастух вылечил свои суставы теплом исходящим из-под земли.

- На горе  построили санаторий Янган-Тау.

- На территории санатория бьет незамерзающий источник «Кургазак».

 - Температура воды в источнике в любое время года +16 градусов.

 - У подножья горы протекает река Юрюзань.

 - С высоты можно любоваться красивым пейзажем природы Башкортостана.Слайд.

Слайд №10

Сегодня, я хочу вас познакомить с новым чудом - пещерой Шульган-таш. Это уникальный природный памятник уже на протяжении 50 лет является любимым местом  туристов. Расположена пещера Шульган-Таш  в Бурзянском районе Башкирии в одноименном заповеднике. Есть ещё другое название пещеры - Капова, но в народе ее привыкли называть Шульган-Таш, что в переводе означает "исчезающий камень".

Капова пещера  - одна из главных достопримечательностей нашего региона. Здесь была обнаружена наскальная живопись древних людей эпохи палеолита, сделанная древними кроманьонцами. Этим рисункам порядка 15 тысяч лет. На  них изображены древние животные, такие как мамонт, саблезубый тигр и другие, а также различные геометрические фигуры. Благодаря этим рисункам пещера и стала знаменитой во всем мире. До их открытия, ученые считали, что кроманьонцы жили в западной Европе, ведь подобные рисунки были обнаружены только в Испании и Франции, но после Шульган-Таш все изменилось.

Внутри протекает река Шульган. Возраст пещеры — около миллиона лет.

Вход в пещеру в виде огромной, сорокаметровой высоты арки. На каждом шагу подстерегает опасность — неожиданные узкие и глубокие расщелины, обрывы. Стены пещеры украшены разнообразными кальцитовыми натёками самых причудливых форм и узоров.

- Вспомните правила безопасности туристов. (Ответы воспитанников).

У нас осталось узнать об одном чуде  Башкортостана, но в этом в следующий раз.

Мне очень понравилось  с вами путешествовать. Вы много знаете, интересно отвечаете, увлекательно рассказываете. Чем  вам запомнилось путешествие ? Где бы вы хотели побывать? Надо об этом рассказать родителям и я думаю наше путешествие продолжится.

- А сейчас полюбуемся великолепной природой родного края.

Слайд №11, 12, 13, 14, 15, 16.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактическое пособие " Семь чудес Башкортостана"

Цель: знакомство детей с особенностями культуры, быта, традиций башкирского народа и конечно же воспитание любви и уважения к нашей Родине и его культуры.   Задачи:1) Формирование ...

конспект занятия по региональному компоненту "Семь чудес Башкортостана"

Конспект занятия для подготовительной группы, по реализации регионального компонента....

Квест-игра "Семь чудес Башкортостана"

Мероприятие проводится накануне  Дня Республики Башкортостан - 11 ноября, в форме квест-игры.В квест-игре 7 этапов, как и лепестков на цветке курая. Чтобы дети вовлеклись в игру, знакомим со скво...

Ширма "Семь чудес Башкортостана"

В рамках проекта разместила в родительском уголке ширму "Семь чудес Башкортостана"...

Дидактическая игра «Семь чудес Башкортостана»

Игра знакомит детей с чудесами Башкортостана, развивает и формирует основы национального самосознания и любовь к родному краю. Развивает психические процессы, связную речь, умение самостоятельно делат...

"Семь чудес Башкортостана"

Познакомить детей  с достопримечательностями, которые были выбраны жителями и гостями республики в рамках телевизионной акции «Семь чудес Башкортостана» в 2009 году. Продолжать знаком...

Конспект занятия "Семь чудес Башкортостана"

   Изучение истории и достопримечательных мест малой Родины - приоритетная задача детского сада. Чтобы передать детям красоту родных просторов и исторические места республики, я испол...