Проект "Кузбасс наш дом"
проект (подготовительная группа)

Светлана Николаевна Михайлова

Данный проект освещает вопрос воспитания у детей старшего дошкольного возраста любви к своей малой родине, формированию патриотических чувств и нравственных ценностей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_kuzbass_nash_dom.docx53.2 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Трудармейский детский сад «Чебурашка»

«Кузбасс наш дом»

(Направление «Я – патриот»

Проект по социально – коммуникативному развитию)

Автор  составитель

Михайлова С.Н. – воспитатель

Прокопьевский муниципальнй округ

2024

Михайлова С.Н.- воспитатель МАДОУ «Трудармейский детский сад «Чебурашка».

Практический опыт работы с детьми старшего дошкольного возраста в рамках нравственно – патриотического воспитания.

Данный проект освещает вопрос воспитания у детей старшего дошкольного возраста любви к своей малой родине, формированию патриотических чувств и нравственных ценностей.

Предлагаемый опыт может быть использован при организации образовательного процесса с детьми старшего дошкольного возраста в детских садах, дополнительном образовании, дошкольных группах при школах.

Содержание

Паспорт проекта

4

Обоснование проекта

7

Этапы реализации проекта

12

Календарный план реализации проекта «Кузбасс наш дом»

14

Список литературы

17

  1. Паспорт проекта

Тема проекта

«Кузбасс наш дом»

Тип проекта

тематический, творческо-информационный

Разработчик проекта

Михайлова С.Н. – воспитатель МАДОУ «Трудармейский детский сад «Чебурашка»

Исполнители проекта

Дети старшего дошкольного возраста, родители (законные представители), педагоги

База реализации проекта

МАДОУ «Трудармейский детский сад «Чебурашка»

Цель

Воспитание у детей старшего дошкольного возраста любви к своей малой родине, формирование патриотических чувств и нравственных ценностей.

Задачи

  • Знакомить детей с национальностями населяющие  Кузбасс, с их историей, традициями, обрядами и культурой;
  • Знакомить детей старшего дошкольного возраста с городами Кузбасса;
  • Развивать у дошкольников интерес к поселку, в котором они живут и его достопримечательностями;
  • Развивать чувство гордости за свою малую родину;
  • Воспитывать у детей любовь к малой родите, чувство уважения к традициями культуре нaциональностей проживающих в Кузбассе.

Этапы реализации проекта (их краткая характеристика)

I этап- подготовительный На данном этапе будет осуществляться анализ  условий которые будут способствовать развитию любви к своей малой родине, формированию патриотических чувств и нравственных ценностей. Разработка плана реализации проекта, изучение и разработка методических материалов.

IIэтап- деятельностный

-реализация плана проекта;

-использование образовательно-пространственной среды ДОУ, направленной на ознакомление дошкольников  с историей, традициями и обычаями Кузбасса.

Анализ и определение наиболее эффективных методов и форм ознакомления дошкольников с малой родиной. I

II- обобщающий

Создание дидактических карточек и   распространение опыта работы по теме проекта

Сроки реализации проекта

Сентябрь – 2023 г- май 2024г

Область применения

Образовательный процесс

Продукт проекта

Дидактические карты по ознакомлению дошкольников с Кузбассом:

  • Его национальностями;
  • Достопримечательностями;
  • Городами Кузбасса;
  • Полезными ископаемыми.
  • Виртуальные экскурсии по городам Кузбасса.

Результаты

  • Наличие системы работы по ознакомлению дошкольников по ознакомлению с историей, традициями Кузбасса.

  1. Обоснование проекта.

Актуальность

Сегодня, в наше беспокойное время встает проблема о воспитании у детей дошкольного возраста ценностного отношения к своей стране, любви к родному краю. Поэтому важно создать такие условия,  которые будут способствовать развитию интереса у детей к истории родного края, его традициям, обычаям, культуре. Любовь и гордость за свою Родину, желание узнать историю страны и родного края, научиться беречь и умножать ее богатства все эти качества начинают формироваться уже в дошкольном возрасте.

Дошкольное детство – яркий этап в  жизни человека. Что возьмет ребенок из детства в дальнейшую жизнь?  Конечно, светлый образ матери, тепло семейного очага, памятные места своего поселка, прекрасные картины природы родного края. Любовь к своей стране начинается с любви к родному краю – месту, где человек родился. Для маленького человека именно с малой Родины  начинается наша необъятная страна, гражданином и патриотом которой он станет, когда подрастет.

 В связи с этим огромное значение играет ознакомление детей дошкольного возраста с историей, культурой, обычаями  и бытом родного края. Воспитывать патриотизм нужно с раннего детства. Патриотизм- чувство многогранно – это любовь к малой Родине, гордость за свой народ, желание сохранять и преумножать богатства своей страны. И задача педагогов сделать так, чтобы  эти чувства  были яркими, незабываемыми.

Очень важно с юных лет прививать детям уважение к культурно – историческому  наследию, бережное отношение к природе родного края, через осознание своей значимости и неповторимости. Воспитание патриотических чувств,  следует проводить через осознание ребенком причастности ко всему что, происходящим в родном крае, через выбор активной жизненной позиции, через осознание своей значимости, неповторимости.

Поэтому было принято решение о разработке проекта по решению проблемы нравственно-патриотического воспитания – «Кузбасс наш дом».

Проблема проекта:

  • Дети, начиная с дошкольного возраста,  не обладают знаниями о родном крае, его достопримечательностях, особенностях традиций.
  • Недостаточно сформирована система работы с семьями воспитанников по проблеме нравственно-патриотического воспитания.

Цель проекта

Воспитание у детей старшего дошкольного возраста любви к своей малой родине, формирование патриотических чувств и нравственных ценностей

Задачи проекта

  • Знакомить детей с национальностями населяющих  Кузбасс, с их историей, традициями, обрядами и культурой;
  • Знакомить детей старшего дошкольного возраста с городами Кузбасса;
  • Развивать у дошкольников интерес к поселку, в котором они живут и его достопримечательностями;
  • Развивать чувство гордости за свою малую родину;
  • Воспитывать у детей любовь к малой родите, чувство уважения к традициями культуре нaциональностей проживающих в Кузбассе.

Объект - процесс ознакомления  детей дошкольного возраста  с национальностями населяющие  Кузбасс, с их историей, традициями, обрядами и культурой.

                    Предмет - организационно-педагогические условия для проведения работы по ознакомлению дошкольников  с национальностями населяющие  Кузбасс, с их историей, традициями, обрядами и культурой.

Гипотеза- создание условий необходимых для ознакомления дошкольников с родным краем и создание эффективной системы нравственно – патриотического воспитания.

Возможности проекта:

  • - стабильный и творческий потенциал педагогов ДОУ;
  • - хорошее владение педагогами методикой организации воспитательно-образовательной работы;
  • -обладание оптимальным уровнем принятия педагогических инноваций.

Ограничения проекта :

  • Недостаточность знаний педагогов об использовании регионального компонента в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников.
  • Не достаточно оснащенная предметно-развивающая среда ДОУ.

Пути преодоления ограничений:

  • - повышение компетентности педагогов по вопросам нравственно – патриотического воспитания через педагогические советы, семинары-практикумы, консультации, самообразование;
  • - изучение опыта работы по данному вопросу в ДОУ Кузбасса.

Работа по ознакомлению    дошкольников с родным краем строится с учётом следующих принципов: 

1.Принцип личностно ориентированного взаимодействия.

2.Принцип доступности,         достоверности         и научности знаний.

3.Принцип открытости.

4.Принцип диалогичности.

5.Принцип активного включения детей в практическую деятельность.

6.Принцип научности.

7.Принцип преемственности.

8.Принцип регионального компонента.

Опыт работы по проекту «Кузбасс наш дом» будет полезен для детских образовательных учреждений по организации работы по нравственно – патриотическому воспитанию.

Основная идея  проекта: Создание единого развивающего пространства для  нравственно – патритического воспитания детей дошкольного возраста  и воспитания у  детей  любви к своей малой родине, формированию патриотических чувств и нравственных ценностей.

Новизна проекта: заключается в разнообразии используемых форм деятельности:  тематические беседы, экскурсии, игры (дидактические, спортивные), наблюдения, проведение викторин, консультаций для родителей и педагогов, просмотр мультимедийных презентаций и видеофильмов.

Отличительная особенность проекта: заключается в воспитании  любви и чувства гордости за свою малую Родину, формирования интереса ( истории, культуре, традициям, обычаям)   и положительного  отношения  к родному краю, через организацию взаимодействия  с другими образовательными учреждениями и   сотрудничества и организациями культуры поселка Трудармейского, родителями воспитанников.

Состав участников  проекта, распределение обязанностей между ними

Исполнители

Обязанности по проекту

Старший воспитатель

Организация и координация деятельности участников проекта.

 Координация деятельности  по  проекту, осуществление  внешних  связей  с  партнерами.

 Анализ и обобщение результатов реализации проекта

Воспитатели

Непосредственная реализация проектных  мероприятий в образовательной деятельности.  

Организация взаимодействия с родителями  воспитанников.  

Оценка эффективности проектной деятельности  и динамики личностного развития воспитанников.

Педагог - психолог

Психологическое сопровождение проекта. Проведение диагностики, консультирования, тренингов.  Создание благоприятного психологического климата в коллективе воспитанников.

3. Этапы реализации проекта.

Этапы реализации

Краткая характеристика этапа

I этап –подготовительный

сентябрь – ноябрь 2023г

На данном этапе будет осуществляться анализ психолого-педагогических условий, способствующих ознакомлению воспитанников с родным краем, научно-методических исследований по проблеме ознакомления детей дошкольного возраста с малой Родиной, выявление проблем. Разработка плана реализации проекта, изучение и разработка материалов по теме проекта.

II этап – деятельностный- декабрь  2023г. -апрель 2024г.

Анализ и определение наиболее эффективных методов и форм ознакомления дошкольников с ознакомлением детей с родным краем;

Реализация плана проекта;

Использование образовательно – пространственной среды направлений на ознакомление с историей малой Родины;

Выбор  наиболее эффективных методов и форм ознакомления дошкольников с малой Родиной.

III этап – обобщающий-

Май 2024г.

Создание дидактических карт по ознакомлению дошкольников с Кузбассом:

  • Его национальностями;
  • Достопримечательностями;
  • Городами Кузбасса;
  • Полезными ископаемыми.

Виртуальные экскурсии по городам Кузбасса.

Распространение опыта работы по проекту.

4.Календарный план реализации проекта «Кузбасс наш дом»

Задачи

Перечень запланированных мероприятий

Сроки проведе-

ния

Исполните

ли

1.Анализ психолого – педагогических условий способствующих ознакомлению дошкольников с малой Родиной  

Изучение литературы.

Сентябрь – октябрь 2023г.

Старший воспитатель,

Педагоги

Оформление информационных стендов для родителей  по теме проекта.

Изучение запросов родителей в вопросах нравственно – патриотического воспитания дошкольников.

Семинар для педагогов « Как организовать работу в ДОУ по нравственно – патриотическому воспитанию дошкольников»

2.Создание условий по ознакомлению с малой Родиной

Открытые ООД с воспитанниками

Декабрь 2023г-Январь 2024г

Старший воспитатель, педагоги

Участие воспитанников и педагогов в конкурсах различного уровня по теме проекта

В течении всего проекта

Организация тематических недель по теме проекта

Февраль 2024

Проведение игровых программ по теме проекта «Мы юные кузбассовцы», «Прогулки по Кузбассу»

Март 2024

Выставки  совместных творческих работ родителей (законных представителей) и детей  по теме проекта.

Апрель2024

Педагоги, дети, родители (законные представители)

Консультация для родителей (законных представителей) на тему «Нравственно – патриотическое воспитание в семье»

Декабрь 2023-апрель 2024

3.Оформление материала по теме проекта. Распространение опыта работы по проекту

Создание дидактических карт.

Публикации по теме проекта.

Май 2024г

Старший воспитатель, педагоги

Список литературы

  1. Арапова-Пискарева, Н.А. Мой родной дом. Программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников Богомолова, М.И. Интернациональное воспитание дошкольников: Учеб. Пособие для студентов пед. институтов по спец. №2110 «Педагогика и психология (дошк.)». Н.А. Арапова-Пискарёва. -  М., - 2004. – 136 с.
  2. Ветохина, А.Я., Дмитриенко, З.С., Жигаль, Е.Н. Нравственно- патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Планирование и конспекты занятий. Методическое пособие для педагогов/ А.Я. Ветохина, З.С. Дмитриенко, Е.Н. Жигаль. - Спб.:ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2015.– 176с.
  3. Князева, О.Л., Маханаева, М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие./ О.Л.Князева, М.Д. Маханаева- Спб.:ООО «Издательство «Детство- Пресс», 2015.– 304с.
  4. Лавина, В.Л. Истрия Кузбасса в рассказах для детей от древних веков до нашего времени/ В.Л.Лавина.- Кемерово: ИПП «Кузбасс», 2007.-8 с.