Проект "Кузбасс наш дом"
проект (подготовительная группа)
Данный проект освещает вопрос воспитания у детей старшего дошкольного возраста любви к своей малой родине, формированию патриотических чувств и нравственных ценностей.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 53.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Трудармейский детский сад «Чебурашка»
«Кузбасс наш дом»
(Направление «Я – патриот»
Проект по социально – коммуникативному развитию)
Автор составитель
Михайлова С.Н. – воспитатель
Прокопьевский муниципальнй округ
2024
Михайлова С.Н.- воспитатель МАДОУ «Трудармейский детский сад «Чебурашка».
Практический опыт работы с детьми старшего дошкольного возраста в рамках нравственно – патриотического воспитания.
Данный проект освещает вопрос воспитания у детей старшего дошкольного возраста любви к своей малой родине, формированию патриотических чувств и нравственных ценностей.
Предлагаемый опыт может быть использован при организации образовательного процесса с детьми старшего дошкольного возраста в детских садах, дополнительном образовании, дошкольных группах при школах.
Содержание
Паспорт проекта | 4 |
Обоснование проекта | 7 |
Этапы реализации проекта | 12 |
Календарный план реализации проекта «Кузбасс наш дом» | 14 |
Список литературы | 17 |
- Паспорт проекта
Тема проекта | «Кузбасс наш дом» |
Тип проекта | тематический, творческо-информационный |
Разработчик проекта | Михайлова С.Н. – воспитатель МАДОУ «Трудармейский детский сад «Чебурашка» |
Исполнители проекта | Дети старшего дошкольного возраста, родители (законные представители), педагоги |
База реализации проекта | МАДОУ «Трудармейский детский сад «Чебурашка» |
Цель | Воспитание у детей старшего дошкольного возраста любви к своей малой родине, формирование патриотических чувств и нравственных ценностей. |
Задачи |
|
Этапы реализации проекта (их краткая характеристика) | I этап- подготовительный На данном этапе будет осуществляться анализ условий которые будут способствовать развитию любви к своей малой родине, формированию патриотических чувств и нравственных ценностей. Разработка плана реализации проекта, изучение и разработка методических материалов. IIэтап- деятельностный -реализация плана проекта; -использование образовательно-пространственной среды ДОУ, направленной на ознакомление дошкольников с историей, традициями и обычаями Кузбасса. Анализ и определение наиболее эффективных методов и форм ознакомления дошкольников с малой родиной. I II- обобщающий Создание дидактических карточек и распространение опыта работы по теме проекта |
Сроки реализации проекта | Сентябрь – 2023 г- май 2024г |
Область применения | Образовательный процесс |
Продукт проекта | Дидактические карты по ознакомлению дошкольников с Кузбассом:
|
Результаты |
|
- Обоснование проекта.
Актуальность
Сегодня, в наше беспокойное время встает проблема о воспитании у детей дошкольного возраста ценностного отношения к своей стране, любви к родному краю. Поэтому важно создать такие условия, которые будут способствовать развитию интереса у детей к истории родного края, его традициям, обычаям, культуре. Любовь и гордость за свою Родину, желание узнать историю страны и родного края, научиться беречь и умножать ее богатства все эти качества начинают формироваться уже в дошкольном возрасте.
Дошкольное детство – яркий этап в жизни человека. Что возьмет ребенок из детства в дальнейшую жизнь? Конечно, светлый образ матери, тепло семейного очага, памятные места своего поселка, прекрасные картины природы родного края. Любовь к своей стране начинается с любви к родному краю – месту, где человек родился. Для маленького человека именно с малой Родины начинается наша необъятная страна, гражданином и патриотом которой он станет, когда подрастет.
В связи с этим огромное значение играет ознакомление детей дошкольного возраста с историей, культурой, обычаями и бытом родного края. Воспитывать патриотизм нужно с раннего детства. Патриотизм- чувство многогранно – это любовь к малой Родине, гордость за свой народ, желание сохранять и преумножать богатства своей страны. И задача педагогов сделать так, чтобы эти чувства были яркими, незабываемыми.
Очень важно с юных лет прививать детям уважение к культурно – историческому наследию, бережное отношение к природе родного края, через осознание своей значимости и неповторимости. Воспитание патриотических чувств, следует проводить через осознание ребенком причастности ко всему что, происходящим в родном крае, через выбор активной жизненной позиции, через осознание своей значимости, неповторимости.
Поэтому было принято решение о разработке проекта по решению проблемы нравственно-патриотического воспитания – «Кузбасс наш дом».
Проблема проекта:
- Дети, начиная с дошкольного возраста, не обладают знаниями о родном крае, его достопримечательностях, особенностях традиций.
- Недостаточно сформирована система работы с семьями воспитанников по проблеме нравственно-патриотического воспитания.
Цель проекта
Воспитание у детей старшего дошкольного возраста любви к своей малой родине, формирование патриотических чувств и нравственных ценностей
Задачи проекта
- Знакомить детей с национальностями населяющих Кузбасс, с их историей, традициями, обрядами и культурой;
- Знакомить детей старшего дошкольного возраста с городами Кузбасса;
- Развивать у дошкольников интерес к поселку, в котором они живут и его достопримечательностями;
- Развивать чувство гордости за свою малую родину;
- Воспитывать у детей любовь к малой родите, чувство уважения к традициями культуре нaциональностей проживающих в Кузбассе.
Объект - процесс ознакомления детей дошкольного возраста с национальностями населяющие Кузбасс, с их историей, традициями, обрядами и культурой.
Предмет - организационно-педагогические условия для проведения работы по ознакомлению дошкольников с национальностями населяющие Кузбасс, с их историей, традициями, обрядами и культурой.
Гипотеза- создание условий необходимых для ознакомления дошкольников с родным краем и создание эффективной системы нравственно – патриотического воспитания.
Возможности проекта:
- - стабильный и творческий потенциал педагогов ДОУ;
- - хорошее владение педагогами методикой организации воспитательно-образовательной работы;
- -обладание оптимальным уровнем принятия педагогических инноваций.
Ограничения проекта :
- Недостаточность знаний педагогов об использовании регионального компонента в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников.
- Не достаточно оснащенная предметно-развивающая среда ДОУ.
Пути преодоления ограничений:
- - повышение компетентности педагогов по вопросам нравственно – патриотического воспитания через педагогические советы, семинары-практикумы, консультации, самообразование;
- - изучение опыта работы по данному вопросу в ДОУ Кузбасса.
Работа по ознакомлению дошкольников с родным краем строится с учётом следующих принципов:
1.Принцип личностно ориентированного взаимодействия.
2.Принцип доступности, достоверности и научности знаний.
3.Принцип открытости.
4.Принцип диалогичности.
5.Принцип активного включения детей в практическую деятельность.
6.Принцип научности.
7.Принцип преемственности.
8.Принцип регионального компонента.
Опыт работы по проекту «Кузбасс наш дом» будет полезен для детских образовательных учреждений по организации работы по нравственно – патриотическому воспитанию.
Основная идея проекта: Создание единого развивающего пространства для нравственно – патритического воспитания детей дошкольного возраста и воспитания у детей любви к своей малой родине, формированию патриотических чувств и нравственных ценностей.
Новизна проекта: заключается в разнообразии используемых форм деятельности: тематические беседы, экскурсии, игры (дидактические, спортивные), наблюдения, проведение викторин, консультаций для родителей и педагогов, просмотр мультимедийных презентаций и видеофильмов.
Отличительная особенность проекта: заключается в воспитании любви и чувства гордости за свою малую Родину, формирования интереса ( истории, культуре, традициям, обычаям) и положительного отношения к родному краю, через организацию взаимодействия с другими образовательными учреждениями и сотрудничества и организациями культуры поселка Трудармейского, родителями воспитанников.
Состав участников проекта, распределение обязанностей между ними
Исполнители | Обязанности по проекту |
Старший воспитатель | Организация и координация деятельности участников проекта. Координация деятельности по проекту, осуществление внешних связей с партнерами. Анализ и обобщение результатов реализации проекта |
Воспитатели | Непосредственная реализация проектных мероприятий в образовательной деятельности. Организация взаимодействия с родителями воспитанников. Оценка эффективности проектной деятельности и динамики личностного развития воспитанников. |
Педагог - психолог | Психологическое сопровождение проекта. Проведение диагностики, консультирования, тренингов. Создание благоприятного психологического климата в коллективе воспитанников. |
3. Этапы реализации проекта.
Этапы реализации | Краткая характеристика этапа |
I этап –подготовительный сентябрь – ноябрь 2023г | На данном этапе будет осуществляться анализ психолого-педагогических условий, способствующих ознакомлению воспитанников с родным краем, научно-методических исследований по проблеме ознакомления детей дошкольного возраста с малой Родиной, выявление проблем. Разработка плана реализации проекта, изучение и разработка материалов по теме проекта. |
II этап – деятельностный- декабрь 2023г. -апрель 2024г. | Анализ и определение наиболее эффективных методов и форм ознакомления дошкольников с ознакомлением детей с родным краем; Реализация плана проекта; Использование образовательно – пространственной среды направлений на ознакомление с историей малой Родины; Выбор наиболее эффективных методов и форм ознакомления дошкольников с малой Родиной. |
III этап – обобщающий- Май 2024г. | Создание дидактических карт по ознакомлению дошкольников с Кузбассом:
Виртуальные экскурсии по городам Кузбасса. Распространение опыта работы по проекту. |
4.Календарный план реализации проекта «Кузбасс наш дом»
Задачи | Перечень запланированных мероприятий | Сроки проведе- ния | Исполните ли |
1.Анализ психолого – педагогических условий способствующих ознакомлению дошкольников с малой Родиной | Изучение литературы. | Сентябрь – октябрь 2023г. | Старший воспитатель, Педагоги |
Оформление информационных стендов для родителей по теме проекта. | |||
Изучение запросов родителей в вопросах нравственно – патриотического воспитания дошкольников. | |||
Семинар для педагогов « Как организовать работу в ДОУ по нравственно – патриотическому воспитанию дошкольников» | |||
2.Создание условий по ознакомлению с малой Родиной | Открытые ООД с воспитанниками | Декабрь 2023г-Январь 2024г | Старший воспитатель, педагоги |
Участие воспитанников и педагогов в конкурсах различного уровня по теме проекта | В течении всего проекта | ||
Организация тематических недель по теме проекта | Февраль 2024 | ||
Проведение игровых программ по теме проекта «Мы юные кузбассовцы», «Прогулки по Кузбассу» | Март 2024 | ||
Выставки совместных творческих работ родителей (законных представителей) и детей по теме проекта. | Апрель2024 | Педагоги, дети, родители (законные представители) | |
Консультация для родителей (законных представителей) на тему «Нравственно – патриотическое воспитание в семье» | Декабрь 2023-апрель 2024 | ||
3.Оформление материала по теме проекта. Распространение опыта работы по проекту | Создание дидактических карт. Публикации по теме проекта. | Май 2024г | Старший воспитатель, педагоги |
Список литературы
- Арапова-Пискарева, Н.А. Мой родной дом. Программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников Богомолова, М.И. Интернациональное воспитание дошкольников: Учеб. Пособие для студентов пед. институтов по спец. №2110 «Педагогика и психология (дошк.)». Н.А. Арапова-Пискарёва. - М., - 2004. – 136 с.
- Ветохина, А.Я., Дмитриенко, З.С., Жигаль, Е.Н. Нравственно- патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Планирование и конспекты занятий. Методическое пособие для педагогов/ А.Я. Ветохина, З.С. Дмитриенко, Е.Н. Жигаль. - Спб.:ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2015.– 176с.
- Князева, О.Л., Маханаева, М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие./ О.Л.Князева, М.Д. Маханаева- Спб.:ООО «Издательство «Детство- Пресс», 2015.– 304с.
- Лавина, В.Л. Истрия Кузбасса в рассказах для детей от древних веков до нашего времени/ В.Л.Лавина.- Кемерово: ИПП «Кузбасс», 2007.-8 с.
