Беседа- путешествие «Важнейшие события в истории России»
план-конспект занятия (старшая группа)

Гринь  Наталья Владимировна

Беседа- путешествие

                                 «Важнейшие события в истории России»                                       

 

Цель: Познакомить  детей с некоторыми моментами исто­рии своей страны, с отдельными событиями в исто­рии России, развивать интерес к историческому прошлому России, к защитникам земли русской.

Задачи:

Образовательные: формировать первоначальные представления об истории своей страны; способствовать развитию любознательности, мышления.

Развивающие: развивать диалогическую речь, учить участвовать в беседе, передавать свое отношение, понятно для слушателя отвечать на вопросы.

Воспитательные: воспитывать в детях любовь к Родине, чувство гордости за свою страну, благодарность и уважение к воинам, защищающим свою Родину.

Интеграция образовательных областей:

ОО «Познавательное развитие»: развивать любознательность, расширение кругозора дошкольника, представление об окружающем мире.

 

ОО « Речевое развитие»: обогащать словарный запас, разучивание  стихотворений.

 

ОО «Физическое развитие»: развитие физических качеств и двигательных умений. Способствовать развитию эстетического выполнения движений.

 

ОО «Художественно-эстетическое развитие»: формирование интереса к продуктивной, творческой деятельности

Словарная работа: Расширение и активизация словаря по теме.

Методические приёмы:

Словесный: организационный момент, вводная беседа, чтение стихов,  уточнения, выводы.

Наглядный:  видео-презентация на тему «Выдающие люди в истории России», иллюстрации картин « Богатыри», « А.В. Суворов»,  « Юрий Долгоруков», « Памятник К. Минину и Д. Пожарскому»,  иллюстрации героев ВОВ, СВО.

Практический: самостоятельное выполнение детьми заданий.

 

Место проведения: казачья горница

Мотив детской деятельности: беседа- путешествие.

Оборудование: видео-презентация на тему «Выдающие люди в истории России», иллюстрации картин «Богатыри», « А.В. Суворов»,  «Юрий Долгоруков», « Памятник К. Минину и Д. Пожарскому»,  иллюстрации героев ВОВ, СВО, временные ворота, картон, цветная бумага, клей, ножницы.

Ход  беседы- путешествия:

Воспитатель: Казачата, вы любите путешествовать?   У нас  есть волшебные ворота, которые нам помогут отправиться  в путешествие. Но ворота не простые это « Ворота времени» Как вы думаете, что это означает? (Ответы детей) Действительно Ворота времени означают – все течет, все меняется.

- Сегодня мы с вами на мгновенье вернемся в историю и узнаем много интересного. ( Дети вместе с воспитателем проходят через ворота)

«Раз, два, три нас в прошлое время веди!» 

Укажи нам дорогу

Во славную землю Русскую!

(Дети передвигаются друг за другом, повторяя слова, и садятся на лавки).

Воспитатель:  Сегодня мы с вами поговорим о нашей стране. Как называется страна, где мы живём? (ответы детей).

Воспитатель: Посмотрите мы с вами попали во времена древней Руси. Более тысячи лет назад, образовалось русское государство. Называлось оно Русь, а людей называли – Русичи.

Всё может наша родная земля – накормить нас хлебом, напоить родниковой водой, удивить своей красотой… И только защитить сама себя не может, поэтому нужны защитники земли русской. А кто же были эти люди, которые защищали наших предков? (картина Богатыри)

Воспитатель: Перед нами картина великого русского художника Виктора Михайловича Васнецова, ребята, как вы думаете, кто изображен на картине?

Дети Богатыри.

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, как зовут богатырей, изображенных на картине? Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович.

Воспитатель: Раньше не было  России такой большой сильной и огромной,  было много княжеств. Князья воевали друг с другом и захватывали друг у друга земли. Московского князя Юрия прозвали Долгоруким за то, что он присоединял к своему княжеству другие земли. Но когда на Русь нападали иноземные враги, все князья объединялись для борьбы с ними. А  потом они решили объединиться навсегда, выбрали себе главного князя, он стал называться царем. И Россия стала большим и сильным государством.

(Показывает иллюстрацию с изображением Дмитрия Долгорукова)

Да, наша Россия теперь очень большая, богатая: в ней много лесов, морей, рек, гор, различных полезных ископаемых.

Но не только этим богата наша страна. В истории нашего государство было много войн и тяжелых периодов.  России часто приходилось отражать нападение разных врагов.

Конечно, мы не можем рассказать обо всех событиях, остановимся на главных.

Воспитатель: Дети, посмотрите на памятник. (Показывает иллюстрацию с изображением памятника К. Минину и Д. Пожарскому.)

Кого мы видим здесь?    ( Двух мужчин)
Один из них сидит, другой стоит. А на памятнике написано: «Гражданину Минину и князю Пожарскому благодарная Рос­сия».  За что же благодарит Россия Минина и Пожарского?

Рассказ воспитателя:

В те времена, когда жили эти люди, умер   русский царь и не осталось у него наследников. Этим решили воспользоваться по­ляки: захватить Москву и поставить править Россией польско­го царя. Возмутился русский народ! Но не было в России царя и некому было возглавить борьбу с поляками. А они уже зах­ватили Кремль. И вот тогда во главе русского народа в борьбе против поляков встали Минин и Пожарский. Минин был торговцем, а князь Пожарский хорошим полководцем. В городе Новгороде собрал Минин народ и обратился к нему с такими словами: «Люди русские! Пришла пора помочь родимой Руси! Спасем нашу милую Родину. Не пожалеем своего имущества, продадим свои дома, отдадим последнее, что имеем, чтобы со­брать войско. Поищем человека, который смог бы это войско возглавить». Люди отозвались на его слова: богатые люди приносили свое имущество, а бедные отдавали последнюю копейку. Собрали войско и попросили возглавить его Дмитрия Пожар­ского. Минин и Пожарский привели войско к Москве и прогна­ли поляков, защитили свое Отечество. Народ не забыл их подвиг. Уже через много лет после этих событий собрал народ деньги на памятник. И поставили этот па­мятник на Красной площади, где была одержана победа. Вот как об этом памятнике написала Н. Кончаловская:

 ( Читает стихотворение ребёнок)

Добрый памятник поставлен  двум героям всей страной,

В знак того, что был избавлен  от бесчестья край Родной...

На гранитном пьедестале  перед площадью они

Много, много раз встречали Знаменательные дни.

Воспитатель: Дети, а вы хотите познакомиться с одним из самых талантливых полководцев российской армии, который не проиграл ни одного сражения. Это Александр Васильевич Суворов. Вы слышали это имя? (Ответы детей.) Посмотрите на его портрет. (Показать портрет.)

 Рассказ воспитателя:

А.В. Суворов родился в Москве давным-давно. Отец его был военным и очень хотел, что­бы и сын тоже стал военным. Саша был маленького роста, часто болел и физически был очень слабым. Но он сам очень хотел быть военным и понимал, что солдат не может быть таким слабым. И тогда он стал закаляться: обливался холодной водой, делал зарядку, занимался на разных снарядах, в любую погоду ездил верхом на лошади, спал на очень жесткой постели, готовя себя к. будущим военным походам. А еще он очень любил играть с иг­рушечными солдатиками, их у него было очень много. Он ра­зыгрывал самые настоящие сражения. Однажды за его игрой наблюдал военный генерал. Он очень удивился, как грамотно Саша расставлял своих солдат, как интересно передвигал их во время игрушечного сражения. Генерал сказал отцу Саши, что из мальчика вырастет очень хороший командир. И вот, когда Саша вырос, он пошел служить в армию. Снача­ла простым солдатом. Он испытал все трудности солдатской жизни: надо было и в дождь, и в снег, и в жару стоять на посту, долго идти пешком по плохим дорогам, драться с врагами. Ког­да все уставали, Суворов старался как-то развеселить солдат, подбодрить, хотя сам уставал так же. Умного и храброго солдата быстро заметили и назначили командовать сначала отрядом, а потом и армией. Суворов был умным и хитрым полководцем и часто говорил, что армия должна побеждать не числом, а умением. За всю жизнь он участвовал в семи войнах и не проиграл ни одного сражения. Даже, когда казалось, что победить невозможно, он находил вы­ход и побеждал.

Он очень любил свою Родину и гордился тем, что он русский,  много времени уделял обучению солдат и даже написал книгу, которая называется «Наука побеждать». Суво­ров любил повторять такие слова: «Тяжело в ученье — легко в бою». За многочисленные победы, за храбрость, проявленную в боях, Суворов был награжден двадцатью орденами. По книгам Суво­рова до сих пор учат солдат воевать.

В центре Москвы установлен памятник А.В. Суворову.

 (По­казать фотографию и поместить в книжном уголке.)

Создано училище, которое носит имя Суворова, — Суворовское учили­ще. (Показать фотографию здания Суворовского училища).

Там учатся будущие защитники нашей Родины, будущие командиры, которые мечтают быть по­хожими на великого русского полководца. Есть даже орден Су­ворова, которым награждают за успехи в военном деле.

Физкультминутка: «Будем мир мы защищать» (выполняется в парах).
Раз, два, три, четыре, пять.( Поочередно соединяют пальчики обеих рук.)
Будем мир мы защищать!  (Жмут руки друг другу.)
На границе встанем, ( Прямые руки вытягивают вперёд).
Всех врагов достанем. ( Шаг, выпад вперёд).
Будем чаще улыбаться,  (Повороты в стороны, улыбаются друг другу).
А не ссориться и драться!  (Обнимаются друг с другом)

Воспитатель: Казачата,  в какой войне принимали участие ваши прадеды и прапрадеды? (ответы детей)

Важнейшим событием ХХ в. Стала для России Великая Отечественная война.

Рассказ воспитателя с просмотром презентации.

Ранним утром в воскресенье 22 июня 1941 г. войска Германии вероломно напали на наше Отечество. Был нанесен удар неведомой силы. В те времена во главе Германии стоял Адольф Гитлер. Он напал на Советский Союз (так раньше называлось наше Отечество) и хотел завоевать его, ведь наша страна огромная и богатая.

Гитлер хотел превратить население нашей Родины в рабов и заставить их работать на Германию, хотел уничтожить науку, культуру, искусство, запретить образование в России.

Эту войну назвали Великой, потому что слово «великий» означает очень большой, громадный, огромный. В самом деле, война захватила огромную часть территории нашей страны, в ней участвовали десятки миллионов людей, она длилась долгих четыре года, а победа в ней потребовала от нашего народа громадного напряжения всех физических и духовных сил.

Почему война называется Отечественной?

Отечественной войной она называется потому, что эта война — справедливая, направленная на защиту своего Отечества. На борьбу с врагом поднялась вся наша огромная страна! Мужчины и женщины, пожилые люди, даже дети ковали победу в тылу и на передовой.

В Великой Победе было много важных событий. Но одним из основных является подписание акта о безоговорочной капитуляции между фашистской Германией и странами-победителями (Великобританией, Советским Союзом, Соединенными Штатами Америки и Францией). Это произошло 9 мая 1945 г. в столице побежденной Германии — Берлине. С этого дня всему миру стало известно, что фашистская Германия полностью разгромлена.

Каждый год 9 мая люди торжественно отмечают эту дату. В нашей стране 9 мая является государственным праздником — Днем Победы. В этот день люди не работают, а поздравляют ветеранов войны и празднуют.

9 мая 1945 г. для России навечно стало великой датой. Мы никогда не забудем тех, кто горел в танках, кто бросался из окопов под ураганный огонь, кто грудью ложился на амбразуру, кто не пожалел своей жизни и все одолел. Не ради наград, а ради того, чтобы мы с вами, могли жить, учиться, работать и быть счастливыми!

 Чтобы сохранить народную память о людях, которые погибли в ВОВ, в городах, в сёлах  стоят мемориалы и памятники. Возле них горит Вечный огонь, к ним возлагают цветы те, чью мирную жизнь они отстояли в боях.

(Ребёнок читает стихотворение)

Великая Победа

Великой войны победу

Мы не должны забывать!

В боях отстояли деды

Священную Родину-мать.

Она посыла на битвы

Лучших своих сыновей.

Она помогала молитвой

И праведной верой своей.

В великой войне победу

Мы не должны забывать,

Для нас отстояли деды

И жизнь, и Родину-мать!

Воспитатель: Русский народ любит свою Родину и сложил много пословиц и поговорок о ней. Давайте их вспомним.

Дидактическое упражнение: «Продолжи пословицу»

1. Жить – Родине служить.

2. Кто за Родину горой, тот истинный герой.

3. Родина любимая, что мать родная.

4. Человек без Родины, что соловей без песни.

5. Родина-мать, умей за нее постоять.

Воспитатель: Чему учат все эти пословицы?

Дети: Все эти пословицы учат нас добру, любви к Родине, стремлению ее защищать от врагов.

Воспитатель: А нам пришла пора прощаться с прошлым и двигаться дальше. С помощью волшебных ворот мы окажемся в настоящем времени, во времени в котором мы с вами живем.  «Раз, два, три нас в настоящее время верни!» (Дети проходят через ворота времени)

Воспитатель:  Вот мы и вернулись в наше время. Но, к сожалению, для нашей страны времена и сейчас не легкие. Россия вновь стала на границу защиты от поднявшего голову нацизма, встала на защиту людей Донбасса, Луганска.

Ежедневно наши Российские солдаты проявляют мужество и героизм в специальной военной операции. Среди них есть и наши земляки.

Ребята, а давайте с вами передадим привет российским солдатам, которые выполняют свою миссию и не жалея своих жизней, защищают мирное небо и спокойный сон тех, кто ждет их дома и поздравим их с праздником с Днём Защитника Отечества.

Воспитатель: сделаем подарки героям защитникам свое Родины.

Продуктивная деятельность:

Дети садятся за подготовленные столы и  совместно с воспитателем делают подарки героям защитникам Родины.

 Пальчиковая гимнастика:

 «Аты – баты шли солдаты»

Аты — баты, аты — баты!
На парад идут солдаты!
Вот идут танкисты,
Потом артиллеристы,
А потом пехота –
Рота за ротой.

Воспитатель:  Молодцы, ребята, подарки готовые.

Рефлексия.

- Вот и подошло к концу наше путешествие.

- Ребята, что нового вы сегодня узнали?

- О каких важнейших событиях и героях  шла речь?

- Ребята, а что было самым интересным сегодня?

- Наша страна большая и могучая! Я желаю нам всем, ребята, чтобы Россия процветала, чтобы не было войны и, чтобы над ней всегда светило солнце!

Использованная литература

1. Алёшина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью.- М.: Элизе Тройдинг, ЦГЛ, 2003, 246 с.

2. Громова О.Е., Соломатина Г.Н., Кабушко А.Ю. Ознакомление дошкольников с социальным миром.- М.: ТЦ Сфера, 2012.- 224с.

3. Дыбина О.В. Ознакомление с предметным и социальным окружением. Средняя группа.- М.: Мозаика – Синтез, 2018.- 80 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"О чём расскажут улицы Коломны" - история России в истории города.

Занятие по нравственно-патриотическому воспитанию в подготовительной группе....

Паспорт проекта "Изучение с дошкольниками истории России на основе знакомства с историей семьи" Тебякина Инна Петровна МБДОУ №7 "Золотая рыбка" г. Тамбов

Паспорт проекта «Изучение с дошкольниками истории Россиина основе знакомства с историей семьи»творческое название: «Моя семья – мое богатство». Вид проекта: информационно-творческий.Авторы проект...

Рассказ-беседа: «История России. Символика страны – герб, флаг, гимн»

Закрепить знания детей о природе России. Познакомить детей с историей возникновения страны, с ее символикой. Воспитывать в детях интерес к истории своей страны, чувство любви и гордости за свою страну...

Презентация и текст к презентации "Великие события в истории России"

В материале рассказывается о событиях из истории Росии. Материал можно использовать для рассказывания и показа детям дошкольного возраста....

Конспект беседы "Важнейшие события в истории России"

Конспект беседы-путешествие "Важнейшие события в истории России"...

Беседа- путешествие: « Важнейшие события в истории России в детском саду» (для детей старшего дошкольного возраста).

Познакомить  детей с некоторыми моментами исто­рии своей страны, с отдельными событиями в исто­рии России, развивать интерес к историческому прошлому России, к защитникам земли русской. Ф...