Консультация для родителей «Приобщение дошкольников к традициям осетинской культуры».
консультация (подготовительная группа)
Консультация для родителей
«Приобщение дошкольников к традициям осетинской культуры».
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 56.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Республикæ Цæгат Ирыстон - Алани
7 – æм МУНИЦИПАЛОН БЮДЖЕТОН РÆВДАУÆНДОН
Консультация для родителей
«Приобщение дошкольников к традициям осетинской культуры».
Бацаттæ кодта:
ирон æвзаджы хъомылгæнæг
Плиты Альбинæ
г. Алагир
«Без памяти нет традиций, без традиций нет культуры,
без культуры - нет воспитания, без воспитания - нет духовности,
без духовности нет личности, без личности - нет народа как исторической личности».
О важности приобщения дошкольников к традициям осетинской культуры написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за осетинский народ. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов. В самом центре Кавказа, на север и на юг от Главного Кавказкого хребта, живет народ, которому в исторических и филологических изысканиях отводится роль, значительно превосходящая его нынешнюю немногочисленность. Этот - народ осетины, потомки и наследники древних скифов и сарматов, вошедшие в средневековую историю Европы и Азии под именем Алан. Аланы-осетины сохранили скифскую речь и культуру, бережно перенесли сквозь тысячелетия бесценные памятники фольклора. Для дошкольного воспитания основой является приобщение детей к традициям национальной осетинской культуры. Изучение традиций, культуры и обычаев представляет собой одно из актуальных направлений всей образовательной системы, любовь к Родине и родному краю особенно важно для подрастающего поколения.
Осетия - благодатный регион для воспитания лучших человеческих качеств посредством национальных традиций и культуры, многовекового опыта мужественного, трудолюбивого и творческого народа.
Приобщение дошкольников к традициям осетинской культуры с раннего периода следует считать этапом накопления ими социального опыта жизни в условиях малой родины, усвоения принятых норм поведения, взаимоотношений, приобщения к миру родной культуры.
Ознакомление дошкольников с традициями осетинской культуры, которая является одной из главных составляющих нравственного воспитания подрастающего поколения, а воспитание любви к Отчизне невозможно без привития интереса к своему родному краю, её людям, их культуре, творчеству. Приобщение ребёнка к истокам народной культуры, ознакомление с обрядами, традициями, бытом важно в воспитании духовно-нравственной личности. Нельзя прерывать связь времён и поколений, чтобы не исчезла и не растворилась душа народа: тот народ, который не помнит своих корней, не имеет своей культуры, перестаёт существовать как этническая единица.
Народная осетинская культура - кладезь мудрости и опыта, предмет нашей национальной гордости который ребенок должен постигать на протяжении всей жизни. Чем раньше мы начинаем вводить детей в мир осетинской культуры, тем лучших результатов добиваемся. В дошкольном детстве необходимо научить ребенка чувствовать и любить родную землю, родную природу, свой народ, ценить духовное богатство, ум, талант и мудрость народную. Очень важно в жизни каждого ребенка включать разнообразные виды художественной творческой деятельности, наполненной и обогащенной национальными осетинскими традициями. Именно в них каждый ребенок сможет проявить себя, свой потенциал наиболее полно, а так же реализовать свою творческую активность. Одним из главных, важных средств эстетического воспитания и формирования активной творческой личности является народный фольклор и народная осетинская культура. Воспитание творчески развитого ребенка, позволяет формировать у него чувство национального патриотизма, развивает духовность и гордость за свою страну.
Основа приобщения дошкольников к традициям осетинской культуры - это введение растущего человека в поле родной культуры, в духовную атмосферу того места, с которого начинается его судьба. Учитывая то, что на земле Осетии многое связано с богатейшими историческими событиями в жизни осетинского народа, их нравами, обычаями, участием в войнах, красота родного края раскрывается не только в её сегодняшних проявлениях, но и в том, что связано с прошлым.
Под приобщением дошкольников к традициям осетинской культуры мы понимаем взаимодействие взрослого и детей в совместной деятельности и общении, которое направлено на раскрытие и формирование в ребенке общечеловеческих нравственных качеств личности, приобщение к истокам национальной и региональной культуры, природе родного края, воспитание эмоционально-действенного отношения, чувства сопричастности, привязанности к окружающим.
В процессе приобщения дошкольников к традициям осетинской культуры, считает, можно выделить этапы, которые следует учитывать при воспитании детей 5-6 года жизни:
- этап: Инстинктивный, выраженный в словах: «люблю я Родину, за что не знаю сам». Инстинктивный характер любви к родному краю отражен в идее народности К. Д. Ушинского: «...как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к Отечеству, и эта любовь даёт верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями, опора на инстинктивный характер в воспитании детей очень важна, поскольку является базой для развития у детей сознательной любви к родному краю» .
- этап: Потребность в любви к ближним. Данный этап можно характеризовать как привязанность к социальной среде - окружающим людям с их менталитетом, обычаями, взаимоотношениями, законами и т.д. Необходимо также отметить, что родной край - это не только республика с её языком, историей, обычаями, это ещё и люди, населяющие её. Поэтому отношение к родным и близким, всему народу в целом является важным компонентом содержания любви к родному краю.
- этап. Привязанность к физической среде с её реками, тёплым или холодным климатом, проявляющаяся в пристрастии к окружающей природе, играм с первых лет жизни, вызывающим приятные воспоминания о детстве у взрослого человека.
- этап: Привязанность к духовной среде: народному творчеству, литературе, искусству, науке и т. д. Важнейшей составляющей чувства любви к родному краю является также знание и уважительное отношение к родному языку.
- этап: Объективная оценка «родного».
Для данного этапа характерно воспитание гражданственности как высшего проявления любви к родному краю. Важна постановка вопроса о гармонизации прав детей и взрослых в семье. Равноправие членов семьи достигается в том случае, если они живут общей жизнью, знают и сообща делят радости и горести. Общие интересы будничной жизни обеспечивают нравственную связь членов семьи.
Большое значение в приобщении детей дошкольного возраста к традициям осетинской культуры имеют семейные экскурсии по району, городу или селу, посещение с родителями отдельных предприятий и учреждений района и т.д. Итоги таких экскурсий могут быть выражены в фотовыставке, совместном с ребенком выступлении или снятом фильме. Причем воспитатель вместе с родителями должен выбрать и определить тему исследования, разумно ограничивая ее «территориальные» и «временные рамки», например, исследование не истории города вообще, а истории улицы (на которой находится детский сад или живут дети), или прошлого дома и судеб его жителей, истории шефствующего предприятия и т.д.
Отбор и систематизация таких знаний проводятся в соответствии с задачами гуманного воспитания, а также с учетом умственных возможностей дошкольников; принимаются во внимание характер их мышления, способность к обобщению, анализу, т.е. уровень умственного развития ребенка служит своеобразной предпосылкой и необходимым условием воспитания, в процессе ознакомления детей с необходимым материалом где человек может отдохнуть, Можно провести несколько бесед, например, о святых и исторических местах, памятниках. Важно, чтобы познавательный материал был понятен детям, вызвал интерес, желание посетить эти места.
Так, при ознакомлении с природой родного края акцент следует делать на ее красоте и разнообразии, на ее особенностях. Дети при этом получают представления о том, какие животные обитают в наших лесах, какие деревья растут, какие цветы характерны для горных районов Осетии. Закрепляются эти представления в рисовании, аппликации, особенно если они выполняются вместе как коллективная работа. Темы могут быть примерно такие: «Горная река», «Горы Осетии».
Воспитатель может провести беседы о памятниках, театрах и т. д. Важно, чтобы познавательный материал был понятен детям, вызывал интерес. Необходимо, чтобы дети принимали участие в праздновании дня города. Свои впечатления дети должны отразить в рисовании, конструировании.
В связи с этим, значительно возрастает роль народной культуры как источника развития патриотических чувств у детей. Народное искусство, как и искусство вообще, многофункционально и одна из функций воспитательная. В народном искусстве заложены большие воспитательные возможности. Культуру Северной Осетии невозможно себе представить без народного искусства, которое раскрывает исконные истоки духовной жизни народа, наглядно демонстрирует его моральные, эстетические ценности, художественные вкусы, и является частью его истории.
В работе по воспитанию любви к родному краю средствами художественной литературы используются следующие методы:
- наглядный метод (демонстрация иллюстраций и картин, показ способов действий) ;
- словесный метод (коллективное чтение, заучивание наизусть по ролям с детьми среднего, старшего возраста, сочинение сказок);
- игровой метод (игры-драматизации, игры-инсценировки, дидактические игры, настольно-печатные игры). Речевые и музыкальные народные игры, танцы, песни, находят отклик в душе каждого ребенка;
- практический метод: упражнение в проговаривании, звукоподражание, имитация действий.
Как было указано выше неотъемлемой частью жизни любого осетина было творчество - музыка, песни и стихотворение, повсеместно властвовавшее в культуре народа на протяжении многих веков. Через стихи, песни и танцы под музыку они передавали потомкам историю о своей жизни, героях, подвигах и культуре, поэтому уже с детства осетина начинали учить петь, танцевать, играть на музыкальном инструменте и красиво говорить. А так же правильно вести себя, знать свою родословную и поддерживать своим поведением честь предков.
Приобщение дошкольников к истокам национальной осетинской культуры, осетинскому быту и языку, осетинским традициям, любви к родному краю, включать их в радостную детскую жизнь, все это успешно осуществляется при комплексном подходе к решению этой проблемы.
Словами основоположенника осетинской литературы Коста Левановича Хетагурова хотелось бы выразить мнение народа: «Весь мир- мой храм, любовь моя святыня, Вселенная - отечество мое..
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Приобщение к истории, традициям и культуре России"
Консультации для родителей...

консультация для родителей "Приобщение к истории, традициям и культуре России"
Наши дети должны хорошо знать не только историю Российского государства, но традиции национальной культуры, осознавать, понимать и активно участвовать в возрождении национальной культуры....

Консультация для родителей "Приобщение к истории, традициям и культуре России"
Консультация для родителей...

Консультация для родителей "Приобщение к истории, традициям и культуре России"
quot;Приобщение к истории, традициям и культуре России"...

Консультация для родителей "Приобщение к истории, традициям и культуре России"
Яркая и информационная папка-передвижка...
Консультация для родителей "Приобщение к истории, традициям и культуре России"
Консультация для родителей "Приобщение к истории, традициям и культуре России"...

Консультация для родителей "Приобщение дошкольников к традициям народной культуры"
Дошкольный возраст – неповторимая страница в жизникаждого человека. В этот период устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия, происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим цен...

