Методическая разработка на тему «Третье ратное поле»
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Внимание дошкольников необходимо привлечь к Прохоровскому сражению, которое называют третьим ратным полем. Чтобы пробудить у дошкольников патриотические чувства, педагоги в игровой форме квест-путешествия проводят детей по историческим датам, положившим начало непобедимости русских воинов и невозможности сломить русский дух. Игровые упражнения позволяют побудить детское эмоциональное состояние воодушевления и единения с родной страной и Белгородским краем.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ovcharova_trete_ratnoe_pole_rossii_1.docx27.26 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка на тему

«Третье ратное поле»

Введение

Три поля России, три поля России,

Как русские гордость, отвага и честь.

Три поля России, три поля России,

Никто нам не страшен, пока они есть.

Виктор Белов

критерии

содержание

1

Актуальность и обоснование выбора темы

Внимание дошкольников необходимо привлечь к Прохоровскому сражению, которое называют третьим ратным полем. Чтобы пробудить у дошкольников патриотические чувства, педагоги в игровой форме квест-путешествия проводят детей по историческим датам, положившим начало непобедимости русских воинов и невозможности сломить русский дух. Игровые упражнения позволяют побудить детское эмоциональное состояние воодушевления и единения с родной страной и Белгородским краем.

2

Цель

Знакомство старших дошкольников  с историческим понятием ратное поле, которое остается для россиян символом непобедимости, величия и героизма русского народа во все времена.

3

Задачи

- Познакомить старших дошкольников тремя ратными полями России и значением этих побед в истории страны;

- обогащать знания старших дошкольников о военных действиях и героях белгородцев в прохоровском сражении;

- развивать стремление быть достойными приемниками памяти защитников в годы войны;

- воспитывать патриотическое чувство и стремление быть похожими на смелых и отважных героев, беззаветно преданных своей Родине.

4

Целевая аудитория

Дошкольники 6-7 лет

5

Методы и приёмы воспитания и образования

Беседа. Рассказы, показ картин репродукций художников, спортивные упражнения, подвижные и дидактические игры, чтение стихов.

7

Материально-технические ресурсы и оборудование

Предметы в рюкзачок (вода, галеты, головной убор, компас, бинокль, аптечка, блокнот, карандаш), карта маршрута. Указатель «Куликово поле», мячи, четыре корзины для мячей, картинки с элементами одежды разных эпох, два колпака, две веревки, гимнастическая доска, кабель для протягивания связи, закопанные бутылки с крыжками, макет Прохоровского сражения с танками и пушками.

Ход мероприятия

Ведущий: Сегодня я получила загадочное письмо, которое адресована детям подготовительной группы, давайте его откроем и прочитаем.

«Дорогие ребята, я сотрудник Белгородского государственного историко-краеведческого музея Егор Петрович. Все дети Белгородской области и всей страны готовятся к празднику Победы и изучают исторические документы о военных временах, о том, как жили и как воевали жители Великой России с фашистскими захватчиками.

Я посылаю вам карту с маршрутом к третьему ратному полю. Вы спросите, что это такое? Я вам отвечу – в путь мои дорогие друзья за всеми ответами!» С уважением, Егор Петрович. Карта прилагается.

Ведущий: Что будем делать? Отправляемся?

Дети: Да, в путь!

Ведущий: Тогда, первое задание.

Дидактическая игра «Собираемся в поход»

Перед детьми на столах лежат полезные и ненужные в походе вещи. Дети выбирают нужные, и складывают к себе в рюкзачок (вода, галеты, головной убор, компас, бинокль, аптечка, блокнот, карандаш).

Первая точка маршрута

Ведущий: теперь рассмотрим карту и найдем первую точку.

На карте стоит первая точка на территории детского сада, прямо у порога (дети выходят на улицу).

У входа стоит щит, на котором написано: «Влево пойдешь – гулять не пойдешь, вправо пойдешь – в садик зайдешь, прямо пойдешь к первому ратному полю придешь»

Дети: нам прямо надо идти, раз мы ищем третье ратное поле, значит сначала надо дойти до первого.

Вторая точка маршрута

Все вместе идут прямо до избушки, из которой выходит Баба Яга.

- Ой, касатики, вы, что это заблудились? В сказку надумали прийти?

Ведущий: нет, бабушка, мы ищем первое ратное поле.

- Ой, касатики, тогда этот свиток вас дожидается.

Баба Яга отдает им свиток из бересты. На котором написано:

«И была сеча лютая и великая, и битва жестокая, и грохот страшный; от сотворения мира не было такой битвы у русских великих князей, как при этом великом князе всея Руси»

Ведущий: Баба Яга, мы ничего не поняли. Какая такая жестокая битва была?

Баба Яга: Шепну вам по секрету, что вам к нашим богатырям идти надобно, но вы от них так просто ответ не получите. Испытывать вас будут! Прямо шагайте, к ним и придете!

Третья точка маршрута

Дети и подошли к табличке из бересты «Куликово поле». Из-за нее выходит Богатырь:

- Куда путь дорожку держите? Кто такие?

Дети рассказывают о себе и о цели похода.

Богатырь: через наше Куликово поле только богатыри пройти могут! А девицы – красавицы будут ваши раны лечить! Да не пугайтесь! Это я так, для острастки! Как поле пройдете, там мой брат Никита вас на бережку встретит и все расскажет про битву.

Подвижная игра «Канатоходец»

Цель: развивать ловкость, быстроту.

Описание игры: Две команды стоят в колоннах у линии старта, финиш на расстоянии 8 - 10 м. У игроков по одному бумажному или картонному колпаку. Первые в колонне ставят на голову колпак, разводят руки в стороны и по сигналу продвигаются вперёд. Повернув в условном месте, берут колпак в руки и бегут к своей колонне. Выигрывает колонна, выполнившая задание первой.

Молодцы, все справились хорошо, спешите к богатырю Никите, он вам все расскажет о первом ратном поле.

Богатырь Никита: Устали? Попейте нашей родниковой водицы и сразу легче станет. Слушайте: Давным -давно княжества русские враждовали между собой и монголо-татары постоянно нападали на них и грабили, уводили людей в рабство. Называлось государство Золотая Орда. Двести лет Орда собирала дань со всех земель Руси. Когда князь Московский и Владимирский Дмитрий собрал всех князей с войском и объединил в большую армию, сам ее повел на войско Мамая. А случилось это в 1380 году на Куликовом поле, близ рек Дон и Непрядвы. Такая жестокая битва была, столько воинов полегло в ней, но мы одолели ордынцев и кончилась их господство на Руси. С тех пор Дмитрия зовут Донской, объединивший русские княжества и разбивший монголо-татар. (показывает картину Дмитрия Донского») С этого времени начался отсчет непобедимости русского народа. Куликово поле называют первым ратным полем Руси. Ратный, значит боевой, военный. Ратниками в старину называли военных людей, поэтому ратное поле – это поле боевых сражений, поле чести и воинской доблести.

Богатырь Никита: Теперь переходите по мосту на другую сторону реки и идите по тропинке, прямо ко второму ратному полю. А вам, дети, я так скажу: Все может родная земля: может накормить своим хлебом, напоить из своих родников, удивить своей красотой. Вот только защитить сама себя не может. Поэтому защита родной земли – обязанность тех, кто ест ее хлеб, пьет ее воду, любуется ее красотой. Берегите матушку Русь, она у нас одна на всех!

Четвертая точка маршрута

Дошкольники переходят по гимнастической доске реку и идут по тропинке. Из-за кустов слышат: «Кто идет? Русские, аль французы?»

Дети отвечают, кто они такие.

Выходит командир гусарского летучего отряда Денис Давыдов.

Денис Давыдов: Ээ. братцы, да вы опоздали! Бородинская битва уже прошла! А мы теперь французиков домой во Францию гоним. Нечего им тут делать больше! А вы хоть знаете, кто такие гусары? Вот я вас сейчас проверю.

Дидактическая игра «Подбери форму для гусара!»

На столе разложены картинки с элементами одежды разных времен. Дети выбирают только то. что мог носить гусар в 1812 году.

Не сильны вы в гусарской амуниции! Тогда в ловкости вас проверю!

Денис Давыдов:  В сражении применялись большие пушки, которые стреляли ядрами, это такие тяжелые мячи. Вот вам задание: разделитесь на две команды и перенесите эти ядра в те ящики. Можно, конечно, бегать и носить ядра каждому, но можно встать в колонну и передавать ядра друг другу. Внимание, начали!

После игры дети усаживаются на лужайке.

Денис Давыдов: Давайте я вам расскажу о втором ратном поле – о Бородинском сражении. Французский император Наполеон возомнил себя великим завоевателем и стал завоевывать страны Европы. Собрав великую армию, он вторгся в Россию в 1812 году. Русская армия уступала в численности и в вооружении, поэтому им пришлось отступать до самой Москвы. Именно здесь в Подмосковье, находится село Бородино, где и состоялась знаменитая Бородинская битва. Пятнадцать часов шла битва, но в три раза превосходящая численность армия Наполеона не смогла столкнуть ни на шаг с родной земли. Командовал русской армией знаменитый полководец Михаил Илларионович Кутузов (показывает портрет Михаила Кутузова).  Французы были поражены стойкости русских, которые потеряли в сражении половину армии, но не позволили врагам победить.

Вот так, братцы, Велика Россия – матушка, но она беззащитна без нас, ее воинов! Слышите, это мой конь меня зовет, застоялся видно, пора французов выгонять! А вы вон на звон колокола идите, там третье ратное поле близ белого города.

Ведущий: Цель наша близка, скоро мы узнаем, где находится третье ратное поле, возле белого города. Интересно, а может это наш Белгород?

Дети идут по тропинке, указанной Денисом Давыдовым и приходят на спортивную площадку.

Пятая точка маршрута

На песчаной площадке для прыжков стоял мужчина и расставлял  на имитированном поле игрушечные танки.

Егор Петрович: Здравствуйте, дети! Я рад, что вы отправились в поход и узнали все про ратные поля России, а теперь пришло время узнать о третьем поле. Вы догадались, что я и есть Егор Петрович, работник Белгородского музея. Ребята, вам повезло родится в такой героической области, где родились и проживали 217 героев Советского Союза, удостоенных такого высокого звания за свои подвиги в годы великой Отечественной войны.

Прохоровское поле или как еще говорят Курская дуга – это большое пространство земли русской, но составил для вас на этом песчаном пространстве третье ратное поле и расставил танки, которые помогли мне изготовить ваши родители. А теперь присядьте вокруг макета и послушайте мой рассказ.

Прохоровское поле считается третьим ратным полем. Такого еще история воин не знала, когда  12 июля 1943 года в день святых Петра и Павла под селом Прохоровка Белгородской области сошлись 1500 танков. Танковое сражение шло не один день, но после его окончания на Белгородской земле остались 400 немецких и 300 русских подбитых танков. Погибли более трех тысяч немецких солдат и 2,5 тысяч русских воинов.

Гул работающих моторов, лязг и скрежет металла, взрывы, гудение самолетов. Это был настоящий танковый ад, в котором танки шли друг на друга в лобовую атаку, пехота дрались с немцами в рукопашном бою ожесточенно и мощно. От многодневного устали и немцы и русские, но победа была за Красной Армией. После этого сражения фашистские войска начали отступать, признавая свое поражение. Для немецкой армии это было серьезное поражение, после которого был развеян миф о непобедимости Германии.

Ведущий: Вы не смогли бы участвовать в таком грандиозном сражении, но вот участвовать в налаживании связи между штабами командующих попробовать можно. Правда ведь, Егор Петрович?

Спортивное упражнение «Связисты»

Половина команды помогает протянуть кабель между штабами, перебегая от дерева к дереву, продвигаясь ползком на открытых участках. Связь налажена!

Спортивное упражнение «Саперы»

Немецкие саперы заминировали участки Прохоровского поля, мины необходимо было найти в траве и обезвредить, открутив крышку со взрывателем.

Егор Петрович: Среди участников сражения были и 20 белгородцев, военных танкистов, которые стали героями в этих боях. Я вам расскажу только о двух героях, а об остальных белгородцах вы почитаете с папой и мамой.

Николай Лаврентьевич Яценко из села Засосна из Красногвардейского района перед самой войной закончил Майкопское танковое училище. В Прохоровском сражении танк Николая мужественно сражался. Громя вражеские танки. Но свой подвиг Николай совершил при освобождении города Запорожье, где экипаж танка уничтожил 4 танка, семь автомашин, пять орудий, свыше 170 фашистов. Когда танк был подбит, командир приказал экипажу покинуть танк, и продолжал бить фашистов, пока машина не взорвалась вместе с Николаем Яценко. Посмертно лейтенанту было присвоено звание Героя Советского Союза.

Белгородский танкист Анатолий Ачкасов тоже участвовал в боях на Курской дуге, освобождал Украину, Польшу и Чехословакию. О героизме и отваге этого танкиста ходили легенды. Поэтому старший лейтенант был удостоен высокого звания Героя Советского Союза. Анатолий Ачкасов был участником легендарного парада Победы на Красной площади в победном 1945 году. Анатолий Григорьевич удостоен звания почетный гражданин города Белгорода, его именем названа одна из улиц города.

Егор Петрович читает строки стихотворения:

Если мы с тобой уцелели

В пекле смертного огня –

Значит, эти парни не жалели

Жизни за тебя и за меня.

Высоко над Прохоровским полем

Пролетают, плача, журавли…

Нет святей и неизбывней боли

В памяти у матери-земли.

Память достаточно избирательна: что-то остается в ней надолго, навсегда, что-то исчезает бесследно. Но я уверен, что память и война – понятия неразделимые. Неразделимые, потому что нельзя не знать людей, подаривших нам настоящее, не знать о миллионах погибших, прошедших через жестокие испытания, выстоявших и победивших.

Ведущий: Неразделимые, потому что это наша история — наше прошлое, а без прошлого, как известно, нет будущего. Знать о больших и малых подвигах своих дедов и прадедов особенно важно нашим детям. А так же знать о людях, проявивших мужество в борьбе с врагом, о городах – героях, которые отстаивали советские солдаты; знать многотрудный, славный боевой путь советских войск к Великой Победе.

Наше квест- путешествие закончено, но мы обязательно будем изучать нашу историю и прочитаем про славных героях великой Отечественной войны.

Литература:

1.Голиченко, Т. Три поля русской славы (Куликово поле, Бородино, Прохоровка) /Т. Голиченко // Воспитание школьников. – 2006 - № 4 – С. 63 – 69

2.Замулин В.Н., Лопуховский Л.Н. Прохоровское сражение. Мифы и реальность. ВИА, 2002-2003 гг., №№ 33-39.

3.Калинов, В. Русские победы / В. Калинов. – М.: Белый город, 2008 – 50 с.

4.Мельников, А. Мы не забудем Курскую дугу, но трижды враг её не позабудет…: методическая разработка историко – познавательного мероприятия к 65- летию Курской битвы / А. Мельников // История ПС. – 2008.- №8. – С. 34 - 45        

5.Шигарёва, Ю. Поле Патриотов: Куликово поле – место, где можно учиться любить Родину / Ю. Шигарёва // Аргументы и факты. – 2010 - № 3 . – С. 3


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация"ТРЕТЬЕ РАТНОЕ ПОЛЕ РОССИИ"

Презентация "ТРЕТЬЕ РАТНОЕ ПОЛЕ РОССИИ", посвященная Курской битве....

Конспект интегрированного занятия по изобразительной и театрализованной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста на тему: "Прохоровское поле - третье ратное поле России "

Многим детям свойственно полностью копировать то, чему их научили. Это часто ведёт  к появлению шаблонной, узко репродуктивной деятельности. По этому основная задача взрослого с...

Конспект непосредственной образовательной деятельности для детей подготовительной к школе группы на тему: «Первое ратное поле Руси. «Куликово поле»

         Конспект  непосредственной образовательной деятельности  познавательного цикла:  «Первое ратное поле Руси -  «Куликово поле»   дл...

Тематический день "12 июля - день Прохоровского поля - третьего ратного поля России!"

Именно в дошкольные годы под руководством взрослых ребёнок приобретает первоначальный опыт патриотических чувств....

12 июля - День Прохоровского поля. Третье ратное поле России

Восемь десятилетий прошло с самой страшной и героической страницы в истории белгородской земли и нашего Отечества — величайшей танковой битвы под Прохоровкой в июле...

Лэпбук «III ратное поле России» Прохоровское сражение 1943 года

laquo;Лэпбук» - новейший способ организации учебной деятельности с дошкольниками. Это игра, творчество, познание и исследование нового, повторение и закрепление изученного, систематизация знани...