проект якутский и русский костюм
проект (старшая группа)

проект якутский и русский костюм

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_yakutskiy_i_russkiy_kostyum.docx24.31 КБ

Предварительный просмотр:

Паспорт педагогического проекта

Тема проекта

Русский народный костюм.

Раздел программы

Познавательное развитие

Вид проекта

Познавательно-творческий, исследовательский (частично)

Возраст проекта

Старшая группа

Актуальность проекта

В условиях многонациональной Российской Федерации, где государственный язык – русский, а каждая республика обладает уникальными культурными особенностями и традициями, важно с раннего возраста формировать у детей чувство принадлежности к единой большой стране, уважение к её культурному наследию и традициям. Русский народный костюм является ярким символом русской культуры, отражающим быт, мировоззрение, эстетические идеалы народа, а также его исторический путь. Знакомство с русским народным костюмом способствует формированию этнокультурной идентичности, развитию патриотических чувств, воспитанию уважения к культурному многообразию России. Совместная проектная деятельность позволяет объединить усилия детского сада и семьи в этом важном деле.

Цель проекта

Познакомить детей старшего дошкольного возраста с русским народным костюмом и якутским народным костюмом как неотъемлемой частью национальной культуры, развить интерес и уважение к традициям русского и якутского народа, способствовать формированию основ этнокультурной идентичности, а также укрепить партнерские отношения с семьями воспитанников.

Проблемный вопрос

Недостаточный уровень знаний детей старшего дошкольного возраста о русском и якутском народном костюме, его элементах, символике и значении. Слабое включение семей в процесс приобщения детей к традиционной народной культуре. Необходимость создания активной развивающей среды.

Задачи проекта

Для детей:

  • познакомить с историей русского и якутского народного костюма (мужского, женского, детского), его основными элементами и их названиями.
  • формировать представление о региональных особенностях костюмов о значении цвета, орнаментов и символов в вышивке.
  • обогащать активный и пассивный словарный запас детей словами, связанными с народным костюмом и бытом (сарафан, кокошник, рубаха-косоворотка, илин кэбиьэр, бастына, пояс, вышивка, орнамент, оберег и др.).
  • развивать связную диалогическую речь через составление описательных рассказов, рассуждений, отгадывание загадок.
  • Развивать творческие способности в продуктивных видах деятельности (рисование, аппликация, лепка, конструирование, декоративное оформление) при создании элементов костюма и узоров.
  • Воспитывать бережное отношение к народным традициям, предметам быта и искусства.

Для родителей:

  • Повысить уровень информированности о значимости костюмов как части культурного наследия.
  • Активно вовлечься в образовательный процесс дошкольного учреждения через совместную творческую деятельность.
  • Укрепить детско-родительские отношения и создать условия для формирования у детей интереса к изучению своих культурных корней.

Для воспитателей:

  • Разработать и апробировать систему занятий и мероприятий по приобщению детей к русскому и якутскому народному костюму.
  • Создать богатую предметно-пространственную развивающую среду, способствующую изучению темы.
  • Наладить эффективное и продуктивное взаимодействие с семьями воспитанников.
  • Повысить собственный профессиональный уровень в области этнопедагогики и проектной деятельности.

Ресурсы проекта

Материально-технические: Иллюстрации, плакаты, книги, энциклопедии по русскому и якутскому народному костюму.

Дидактические игры по теме.

Аудио- и видеоматериалы (народные песни, танцы, мультфильмы, документальные фильмы о костюме).

Элементы русского народного костюма (сарафаны, рубахи, кокошники, пояса). Элементы якутского народного костюма (халадаай, бастына, илин кэбиьэр)

Материалы для продуктивной деятельности: бумага, картон, краски, карандаши, фломастеры, пластилин, ножницы, клей.

Музыкальный центр, проектор, экран.

Информационные:

Методические пособия по этнокультурному воспитанию в ДОУ.

Интернет-ресурсы, посвященные русскому и якутскому народному костюму, народным промыслам, фольклору.

Художественная литература для детей по теме.

Кадровые: Воспитатели, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, родители.

Продукт проекта

Мини музей «Русский и Якутский народный костюм», "Книга русского якутского народного костюма" (с детскими рисунками, фотографиями, описаниями, составленными детьми с помощью взрослых

Сроки реализации

Краткосрочный (1 неделя)

Практическая значимость проекта

Проект поможет детям расширить и углубить свои знания о русском и якутском костюме, а воспитателю даст возможность делиться опытом организации проекта с коллегами. Также проект может стать участником детских конкурсов.

Родители были заинтересованы темой и получили новую и полезную информацию

Этапы:

Подготовительный этап:

Дата

Мероприятия, инициированные воспитателем

Материально- техническое и дидактическое обеспечение проекта

Риски

Результаты

Родительское собрание по теме проекта и уведомление о предстоящих мероприятиях.

Анкетирование родителей "Что мы знаем о народном костюме?" для выявления уровня знаний и готовности к участию.

Программа ДОО

Недостаточная включенность родителей в деятельность совместного проекта

Родители получили представление о проекте, предстоящих мероприятиях

Первичные беседы с детьми о том, что они знают о народных костюмах, какие видят на картинках, в мультфильмах.

Показ ярких иллюстраций костюмов для пробуждения интереса.

Подбор наглядного материала (иллюстрации, фото, видео)

Упадок интереса детей к теме проекта

Выяснен уровень знаний и увлеченности детей в теме проекта

Основной этап:

Дорожная карта основного этапа проекта:

Дата

Место в режиме дня

Мероприятия

Участники образовательного процесса участвующие в мероприятии

Промежуточные результаты

1 половина дня

НОД "Путешествие в мир русского и якутского народного костюма" (обзор мужского, женского, детского костюма).

Беседа "Из чего шили одежду: лен, хлопок, шерсть" (знакомство с материалами).

Воспитатель, дети

Воспитатель проверил и пополнил знания детей.

2 половина дня

Дидактические игры: "Собери костюмы", "Назови элемент", "Подбери узор".

Родители: Совместное создание выставки "Семейные реликвии: предметы быта и элементы одежды наших прабабушек".

Воспитатель, дети, родители

Поиграли в дидактические игры

Родители оформили выставку

1 половина дня

Аппликация: "Укрась русскую рубаху и якутский халадаай", "Кокошник для матрёшки".

Сюжетно-ролевые игры: "В гостях у бабушки-Матушки" «Встреча солнца», "Ярмарка", "Русский праздник".

Воспитатель, дети

Сделали аппликацию

2 половина дня

Виртуальная экскурсия "Музеи костюмов".

Воспитатель, дети

1 половина дня

Рисование: "Мой любимый узор для сарафана/рубашки"

Дидактические игры: "Собери русский костюм", "Назови элемент", "Подбери узор"

Родители: Привлечение к изготовлению атрибутов для игр и театрализации.

Воспитатель, дети, инструктор по физ культуре

2 половина дня

Разучивание простых русских народных хороводов и танцевальных движений.

Лепка: "Дымковская игрушка в народном костюме" и «Якутская посуда»

Заключительный этап:

Дата

Итоговые мероприятия

Оценка эффективности реализации проекта

Степень достижения поставленных целей

Обобщение педагогического опыта

Открытие мини музея и презентация книги

85 % родителей были достаточно активно включены в деятельность совместного проекта за счёт своевременного размещения воспитателем в родительском чате всех необходимых материалов

Цель и задачи реализованы полностью, постоянно проходило поддержание интереса детей к теме проекта за счёт проведения разнообразных видов деятельности

Цель достигнута полностью, в срок

90% детей активно участвовали и были довольны результатом проекта

85% родителей были активно включены в проектную деятельность 15% не смогли принять участие в проектной деятельности.

Дети в конце проекта с гордостью делились знаниями со сверстниками.

Родители были заинтересованы темой и получили новую и полезную информацию

Проект был опубликован на сайте ДОУ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Куклы в национальных костюмах (татарские, русские костюмы)

Уникальный сувенир - куклы в татарских и русских национальных костюмах....

Проект"Русский костюм"

Приобщение детей к русским традициям....

Проект "Русский костюм"

Воспитание творчески развитой личности дошкольников средствами приобщении  детей  к истокам  русской  народной  культуры....

Проект мини музея Русский костюм в подготовительной группе

Проект мини музея Русский костюм в подготовительной группе...

Проект «Кукла в русском народном костюме».

Приобщение детей к национальной культуре, развитие интереса к русскому народному творчеству....

Проект "Русский костюм"

ull;Традиционный русский костюм – важная часть традиционной культуры. Народный костюм является частью духовного богатства русского народа, его культуры. Национальная одежда – это история...

Занятие в средней группе по знакомству с русским костюмом. «Русский национальный костюм»

Продолжать знакомить детей с русским народным костюмом, дать знания о назначении отдельных его частей....