Проект "История русского костюма"
проект (подготовительная группа)

Сапунова Наталья Анатольевна

Воспмтание у детей интереса и любви к русской национальной культуре, народному творчеству, особенностям традиций русского народного костюма.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_narodnyy_kostyum.docx24.75 КБ

Предварительный просмотр:

              Муниципальное  автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида № 76 «Непоседы»

Проект «История русского костюма»

                        Автор: Сапунова Наталья Анатольевна

Воспитатель высшей квалификационной категории

Златоуст 2024

Вид проекта: краткосрочный, познавательный, творческий, групповой.

Сроки реализации проекта: 18.02. 2024- 22.03.2024 год.

Объект изучения: русский народный костюм.

Участники проекта: дети старшей группы , воспитатели, родители детей.

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, развитие речи , художественно-эстетическое развитие.

Актуальность:

В настоящее время повышается интерес к русской народной культуре.

Традиционный русский костюм – важная часть традиционной культуры. У русской национальной одежды многовековая история. Народный костюм является частью духовного богатства своего народа, его культуры. Из поколения в поколение передавались традиции его изготовления. Национальная одежда – это своеобразная книга, научившись читать которую, можно много узнать о традициях, обычаях и истории своего народа. Изучение русского народного костюма способствует воспитанию уважения к истории и традициям России. Приобщение к народному искусству незаменимо для эстетического и нравственного воспитания, развития уважения к труду, наследству своих предков.

Несомненно, на сегодняшний день тема очень актуальна. В то время, как развивается наука, в жизнь внедряется компьютеризация, народный язык начинает терять эмоциональность. Многие люди напрочь забыли о своих русских ценностях. Родители наших детей «делают» карьеру, заняты на работе, им некогда рассказать сказку, спеть колыбельную. Дети растут на иностранных мультфильмах, играх на компьютере .

Сила воздействия на ребенка произведений народного творчества возрастает, если ознакомление с ними осуществляется на основе собственной деятельности дошкольника.

Проблема: Знакомы ли наши дети и родители с особенностями и традициями русского народного костюма?

Цель проекта: воспитание у детей интереса и любви к русской национальной культуре, народному творчеству, особенностям традиций русского народного костюма.

Задачи:

  • Привлечь внимание родителей и детей к изучению и сбору материала о деталях русского народного костюма.
  • Расширять и уточнять представления детей о деталях русского народного костюма посредством экскурсии в краеведческий музей и библиотеку; развивать мышление, зрительное, слуховое, целостное восприятие, внимание, память.
  •  Способствовать воспитанию патриотических чувств, чувства гордости за русский народ посредством восприятия русских народных сказок, рассматривания иллюстраций к русским народным сказкам, ситуативных разговоров, продуктивной деятельности
  • Воспитывать интерес к русской народной культуре посредством драматизации сказки «Сарафан в гостях у Рубахи», просмотра мультфильма «Морозко», экскурсии в краеведческий музей и библиотеку
  • .Поддерживать у детей и родителей потребность в совместной познавательной и творческой деятельности.
  • Воспитывать уважительное отношение к национальному художественному наследию, к своему народу, Родине.

Этапы реализации.

1. ЭТАП - ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ: изучение методической литературы по теме, подбор иллюстративного, демонстрационного материала, подбор дидактических, игр, творческих заданий, предварительные беседы с родителями воспитанников; разработка перспективного планирования деятельности по теме данного проекта.

2. ЭТАП - ОСНОВНОЙ: организация и проведение занятий, познавательных бесед, чтение русских народных сказок, заучивание стихов о русской национальной одежде, организация игр разной направленности, художественного творчества, использование художественного слова ( стихи, потешки, загадки, песни), организация экскурсии в городской краеведческий музей.

3. ЭТАП - ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ: Конкурс поделок и рисунков среди детей и родителей «Русский народный костюм», выставка рисунков " Русская одежда", создание мини-музея старинных вещей " Одежда наших предков".

СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ И ПЕДАГОГА:

Беседы, чтение русских народных сказок ( показ одежды героев), образовательная деятельность: " Традиции русского костюма", " Одежда наших предков", и т.д., экскурсии, работа в книжном уголке, организация дидактических игр, игр-драматизаций, заучивание стихов, загадывание загадок , рисование акварелью " Русский сарафан", аппликация " Кокошник", и т.д.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ:

Рассматривание энциклопедии " Народы России", дидактические игры " Собери костюм", " Что лишнее", "Домино", " Подбери головной убор к сарафану", " Собери узор" , раскрашивание раскрасок, рисование , лепка по теме, просмотр мультфильмов по мотивам русских народных сказок.

СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ: заучивание стихов о русской народной одежде, поход в краеведческий музей, чтение о русском быте людей в старину, в том числе и об одежде; просмотр русских народных сказок, рисование рисунков, изготовление поделок (кокошник, лапти, сарафан, рубаха и т.д.)

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

  • В процессе усвоения знаний, формирования и развития умений и навыков происходит становление личности ребёнка, духовных традиций, высокой нравственной культуры, осознание ценностей, выверенных веками и сохранивших свою значительность для современного человека.
  • У дошкольников появляется желание уважать свой народ, почувствовать себя частью великого целого, с достоинством относиться к его прошлому, заботиться о его будущем.
  • Воспитанники группы  проявляют интерес к основным элементам народного костюма.

ПРОДУКТ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

постановка спектакля по мотивам русской народной сказки " Морозко",

* выставка творческих работ " Своими руками" (рисунки, вышивки, аппликации, поделки,  на тему "Русский костюм",

*развлечение "Деревенские посиделки".


ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА " ИСТОРИЯ РУССКОГО КОСТЮМА"

Содержание, цель деятельности:

День первый - понедельник:

1.Образовательная деятельность: " Традиции русского костюма"

Цель: формировать у детей представления о традициях и быте русского народа, пробуждение интереса к одной из прекраснейших страниц жизни человека; воспитание эстетического чувства, развитие эмоционального восприятия и художественного вкуса.

2.Раскрашивание картинок-раскрасок " Костюм крестьянина на Руси"

Цель: развивать мелкую моторику руки, закрепить названия деталей одежды, воспитывать интерес к деятельности.

3. Чтение русской народной сказки " Морозко"

Цель: рассмотреть с детьми иллюстрации к русской народной сказке, уточнить детали одежды героев, развивать активное внимание; воспитывать познавательный интерес.

4. Дидактическая игра " Сложи картинку"

Цель: формировать представления детей о народных головных уборах; развивать зрительное внимание, логику мышления; воспитывать умение играть самостоятельно.

День второй - вторник:


1.Образовательная деятельность: " Одежда наших предков"

Цель: закрепить полученные знания дошкольников, продолжать формировать представления о русских народных традициях и истории русского народного костюма.

2. Чтение с заучиванием отрывка стихотворения " Русский костюм"

Цель: развивать слуховое внимание, тренировать память, обогащать словарь детей по теме: "Одежда"; воспитывать интерес к предметам старины.

3.Аппликация: "Кокошник"

Цель: вызвать у детей интерес к изготовлению сказочного кокошника, инициировать самостоятельный поиск способов украшения; развивать чувство формы, цвета и композиции; подводить к эмоциональной оценке готовых работ.

4. Настольная дидактическая игра: " Домино"

Цель: формировать представление детей о народных костюмах различных губерний, развивать умение сравнивать карточки между собой, быстро ориентироваться в построении цепочки изображений.

День третий - среда:

1.Дидактическая игра " Собери костюм"

Цель: учить детей узнавать элементы русского костюма на таблицах и карточках игры, развивать внимание, наблюдательность; воспитывать интерес к русской истории.

2. Познавательная беседа-рассказ " Русский народный костюм"

Цель: расширить представления о народном костюме как элементе традиционной культуры русского народа

3. Раскрашивание картинок-раскрасок " Русский сарафан"

Цель: развивать внимание, мелкую моторику руки; воспитывать аккуратность, старание в работе.

4. Викторина: " Русский костюм"

Цель: обогащать словарь детей по теме, развивать внимание, логику мышления; воспитывать умение проявлять активность мысли.

День четвертый - четверг:

1. Художественное творчество " Русский сарафан"

Цель: формировать интерес к русскому прикладному искусству, стремление знать и использовать в жизни устное народное творчество; воспитывать в детях любовь и бережное отношение к народной культуре и традициям русского народа.

2. Русские народные загадки про одежду и украшения.

Цель: развивать слуховое внимание, логику мышления; воспитывать сообразительность, умение проявлять активность мысли.

3. Дидактическая игра " Разложи последовательно"

Цель: развивать зрительное внимание, логическое мышление, умение различать элементы женского и мужского костюма.

4. Беседа: " Узоры на одежде"

Цель: расширять кругозор детей; воспитывать интерес к познанию русской старинной одежды.

День пятый - пятница:

1.Диактические игры: " Оденем куклу в русский костюм", " Подбери головной убор к сарафану", " Собери узор".

Цель: формировать представления о народных головных уборах; совершенствовать знания о народных костюмах; развивать внимание, связную речь путем сравнения и обобщения; воспитывать интерес к дидактическим играм. 

2. Экскурсия в мини-музей русского костюма.

Цель: познакомить детей с содержанием мини-музея, расширить представление детей о жизни русского народа, способствовать развитию познавательных интересов детей; воспитывать любовь к русским традициям.

3. Просмотр мультфильмов по мотивам русских народных сказок. " Гуси-лебеди", " Сестрица Алёнушка и братец Иванушка"

Цель: обратить внимание детей на детали костюмов героев мультфильмов, развивать внимание; воспитывать наблюдательность.

4. РАЗВЛЕЧЕНИЕ " ДЕРЕВЕНСКИЕ ПОСИДЕЛКИ"

Цель: обобщить знакомство дошкольников с историей и традициями русского народа, продолжать учить понимать обряды и обычаи, активизировать интерес к истокам и истории своего народа.

5. Выставка творческих работ " Своими руками" (рисунки, вышивки, аппликации, поделки на тему "Русский костюм"). Конкурс поделок по теме  (совместное изготовление детей и родителей) . Итоги конкурса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

История русского костюма

Начало всех  жизненных дорог человека закладывается в детстве. Нам бы очень хотелось, чтобы наши дети научились любить природу родного края, его прошлое и будущее, чтобы у них сформировались опре...

«Знакомство с русским костюмом»

Конспект занятия в логопедической подготовительной группе«Знакомство с русским костюмом»...

Осень. Праздник русского костюма.

Осень.Праздник русского костюма. Подготовительная группа....

"История русского костюма"

Занятие, проводится с детьми старшей возровстной группы (от 5до 6 лет). Образовательная область "Познание", "Художественное творчество". Основной целью является, формирование и воспитание патриотическ...

«История русского костюма» 2010 - 2011г

Работы с детьми старшего дошкольного возраста....

Куклы в национальных костюмах (татарские, русские костюмы)

Уникальный сувенир - куклы в татарских и русских национальных костюмах....

Методическая разработка. Ознакомление детей подготовительной группы детского сада с русским народным творчеством путем передачи особенностей русского костюма на занятии по изо-деятельности .

Ознакомление детей дошкольного возраста с историей своей страны, с ее обычаями, традициями, людьми, которые являются нашими предками просто необходимо. Без прошлого нет будущего!...