ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДОШКОЛЬНИКОВ И ИХ СЕМЕЙ ЧЕРЕЗ ЗНАКОМСТВО С НАРОДНЫМИ ПРАЗДНИКАМИ И ИГРАМИ
методическая разработка

Осипова Энзе Шарипзяновна

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл skoro_prazdnik.docx16.77 КБ

Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДОШКОЛЬНИКОВ И ИХ СЕМЕЙ ЧЕРЕЗ ЗНАКОМСТВО С НАРОДНЫМИ  ПРАЗДНИКАМИ  И ИГРАМИ

Осипова Энзе Шарипзяновна, воспитатель по                                                                                                обучению татарскому и русскому языкам,

   

    Исәнмесез, үзегез,

    Имин булсын көнегез.

    Бездә бүген Каз өмәсе

    Кызлар безгә килегез!

     Так приглашают на татарский национальный праздник, который называется “Каз өмәсе”, что в переводе обозначает: “Гусиная помощь “ или “Щипание гуся”. Праздник древний, и само его название вмещает в себя несколько смыслов. Во- первых, гусь – кормилец в татарских деревнях. Во-вторых, если в одной из семей собрались заколоть своих гусей, в этом помогают соседи и родственники. Этот праздник наполнен различными обрядами и национальными играми.  И в какой бы деревне он не проводился, общая канва остается неизменной.

     Напевая старинные песни девушки, молодые женщины  ощипывают птиц, мужчин к обработке гусиных тушек не допускают. Но почти обязательна будет устроена игра: парень переоденется в женскую одежду и попытается проникнуть в комнату, где щиплют гусей, по обычаю его обваливают в пуху – это должно принести счастье.

     Далее следует самый главный ритуал. Гусиные тушки цепляются к коромыслам, и девушки несут их к реке. Там их промывают в проточной  речной воде: считается, что гусиное мясо после этого становится ”чистым”, так как в холодной воде, на морозе застывает жир у тушеки и они сверкают на солнце когда их несут обратно. Устраивают обязательное чаепитие с блинами, а блины намазывают гусиным жиром. Веселый праздник продолжается вечером. В гости приходят молодые парни. Где устраивают веселые игры, соренования, звучат частушки, песни. Дружно чистят перышки, для подушек. И вообще, гусиный пух стараются разбрасывать повсюду, так как он знаменует собой будущий урожайный год. Предмет особого почитания – кончики гусиных крыльев  «каз канаты». У входа в дом самые бойкие девушки встречали гостей предлагая выкупить у них гусиные крылья. Поэтому во время игры “Канат сатам –кем ала?- Продаю крылья- кто купит?” каждый старался показать свое мастерство в танце, пении, и заполучить такое крылышко.

Игра “Канат сатам –кем ала?- Продаю крылья- кто купит?” (Звучит песня Ш.Мулланурова «Канат сату»)

Все: Белое крылышко – чистое крылышко,

        Не запятнится никогда.

        От его белизны, от его чистоты

        Пусть будет светло в наших душах всегда.

Девочки: Есть для вас интересная игра

                Выкупайте  у нас крылья гусиные

1 девочка:    Продаю крылья- кто купит?”

1 мальчик: Я покупаю. Сколько стоит?

1 девочка:   А что умеешь делать?

1 мальчик: Татарская игра “Чума үрдәк, чума каз”. Выходи играть, если согласна.                    (Проводится хороводная игра “Чума үрдәк, чума каз”).

2 девочка: Продаю крылья- кто купит?”  

2 мальчик: Я покупаю, сколько стоит?

2 девочка: Спойте нам, если можете.

2 мальчик: Только для вас “Кәрия- Зәкәрия” (исполняется песня).

Так продолжалась эта игра. Исполнялись различные татарские народные игры, песни, танцы. Кто мог выкупить крылышки – тот становился желанным гостем, заводилой всех игр и состязаний.

А после все угощались татарским национальным блюдом бәлеш –большой пирог с гусятиной и картошкой.

Все это  можно увидеть у нас на празднике, который каждый год проходит в нашем детском саду.

       Наши дети вместе с родителями с нетерпением ждут этот праздник и готовятся к нему. Шьют костюмы, знакомятся с обрядами, упражняются в выразительном чтении пословиц и поговорок, разучивают  песни, веселые танцы, татарские хороводные игры. Мы педагоги и наши родители рады, что дети с детства знакомятся с такими красивыми праздниками, национальными играми, изучают историю, быт, культуру татарского народа, потому что все это воспитывает у них толератность, дружелюбие, любовь к труду и родной земле и формирует здоровый образ жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание «Роль семьи в формировании здорового образа жизни старших дошкольников»

Цель: Формирование здорового образа жизни, повышение социальной активности и укрепление здоровья у детей и родителей....

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ НА ТЕМУ: "ФОРМЫ РАБОТЫ С СЕМЬЕЙ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДОШКОЛЬНИКОВ"

Сущность взаимодействия семьи и ДОУ в формировании здорового образа жизни, заключается в обеспечении ребенку индивидуального стиля здорового поведения посредством создания и реализации педагогических ...

Формирование здорового образа жизни у дошкольников через различные виды деятельности

в статье говорится о укреплении и сохранении здоровья дошкольников, через различные виды деятельности. О целенаправленной работе  ДОУ и семьи по воспитанию и развитию здоровья детей....

«Формирование здорового образа жизни у дошкольников через тематические акции».

Ни в каком другом возрасте здоровье не связано так тесно с общим воспитанием, как в первые семь лет жизни. Как отмечают ученые здоровье человека лишь на 7 - 8% зависит от здравоохранения и на 50% от о...

Методическая разработка «Формирование здорового образа жизни у дошкольников через применение здоровьесберегающих технологий»

Методическая разработка «Формирование здорового образа жизни у дошкольников через применение здоровьесберегающих технологий»...