Бурятские народные игры
материал (старшая, подготовительная группа)
Тематическое развлечение для старших дошкольников
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 6.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Тематическое развлечение
« БУРЯТСКИЕ НАРОДНЫЕ ИГРЫ»
Цель:
Знакомство детей с культурой, бытом и обычаями бурятского народа. Развитие познавательных навыков через бурятский фольклор.
Задачи:
-Способствовать формированию знаний о бурятских народных играх;
-Воспитание чувств толерантности и взаимоуважения, воспитывать любовь к родной республике и гордость за нее;
-Привлечение детей к активному участию в бурятских национальных играх, ритуалах; развивать познавательную и двигательную активность
-Совершенствование творческих навыков детей;
Сценарий развлечения:
Ведущий. Здравствуйте. Ребята! Сегодня мы с вами отправимся в интересное путешествие в страну бурятских народных игр. Игры бывают разные. Скажите, пожалуйста, какие игры вы знаете и в какие играете?
( дети называют). А сейчас, давайте познакомимся и поиграем в бурятские народные игры.
«Ищем палочку» ( Модо бэдэрхэ)
Участники игры становятся по обе стороны бревна (скамейки, доски), закрывают глаза. Ведущий берёт короткую палочку 10 см. и бросает подальше в сторону. Все внимательно слушают, стараются отгадать, где упала палочка. По команде : «Ищите!» - игроки разбегаются в разные стороны, ищут палочку. Выигрывает тот, кто найдёт её, незаметно подбежит к бревну и постучит палочкой. Если же другие игроки догадались, у кого находится палочка, то стараются догнать его и «запятнать». Тогда палочка переходит к другому игроку, который догнал. Теперь он уже убегает от остальных.
Правила игры: осаленный должен быстро передать палочку.
«Иголка, нитка, узелок» ( Зун, утахи, зангилаа)
Играющие становятся в круг, держась за руки. Считалкой выбирают иголку, нитку и узелок. Все они друг за другом забегают в круг, то выбегают из него. Если же нитка или узелок оторвались ( отстали или неправильно выбежали за иголкой из круга или вбежали в круг), то эта группа считается проигравшей. Выбираются другие игроки. Выигрывает та тройка, которая двигалась быстро, ловко, правильно, не отставая друг от друга.
Правила игры: иголка, нитка, узелок держатся за руки. Их надо не задерживая выпускать из круга и сразу же закрывать круг.
«Волк и ягнята» (Шоно ба хурьгад)
Один игрок – волк, другой – овца, остальные ягнята. Волк сидит на дороге, по которой движется овца с ягнятами. Овца впереди, за нею друг за другом гуськом идут ягнята. Подходят к волку. Овца спрашивает:
- Что волк ты здесь делаешь?
- Вас жду – говорит волк.
- А зачем нас ждёшь?
- Чтобы всех вас съесть!
С этими словами он бросается на ягнят, а овца загораживает их.
Правила игры: Ягнята держатся друг за друга и за овцу. Волк может ловить только последнего ягнёнка. Ягнята должны ловко делать повороты в сторону, следуя за движениями овцы. Волку нельзя отталкивать овцу.
«Волк и тарбаганы» (Шоно Тарбагашааха)
Считалкой выбирается волк, остальные дети- тарбаганы. Чертят два круга – норы. Тарбаганы перебегают из одной норы в другую. Волк их ловит, а тарбаганы стараются не стать добычей волка.
«Шапка» (Малгай нюуха)
Дети садятся в круг, водящий обегает круг, незаметно кладёт шапку у кого-нибудь за спиной. Дети стараются не упустить момент, когда водящий уронит шапку. Ребёнок, за спиной которого упала шапка, должен незаметно среагировать: подняться, схватить шапку, побежать за водящим, настичь его и задеть шапкой, пока он не сел на опустевшее место. Иначе он станет «огоньком» - сядет в середину круга и в наказание будет исполнять пожелания детей –рассказывать стихи, петь, прыгать на одной ноге, «кукарекать» и .тд.
«Прятать золотинку» (Алта нюуха)
По считалке выбирается ведущий, ему вручается «золотинка»
( пуговица, обёрнутая фольгой) . Дети садятся в ряд, положив руки на колени, сомкнув их лодочкой. Ведущий должен незаметно положить «золотинку» кому-нибудь в ладони. Остальные дети должны внимательно смотреть за соседями. Если ребёнок заметил, что «золотинку» положили соседу, должен «быть на чеку. При слове ведущего: «Золотинка, выходи!», ребёнок должен поймать соседа за руку или за одежду и не дать ему встать со своего места. Иначе «золотинка» будет обязательно петь или плясать. Обычно детям хочется, чтоб его поймали, все желают быть артистами. Выступив перед публикой, «Золотинка» становится ведущей, а ведущий садится на его место.
«Охота на кабанов»( Гахай шэдэхэ)
Считалкой выбирают два «охотника», которые становятся по обе стороны «поляны» (прямоугольник длиной 3-6 метров, шириной от 1,5 до 2 метров). Их «оружие» - мячик. На поляне пасутся кабаны, резво убегая от пуль охотников. В игре дети прыгают, падают, наклоняются, т.е. стараются не стать добычей охотников. Охотник же попав мячом в кабана, забирает его к себе за черту. Охотники соревнуются – у кого больше трофея. После каждого выстрела они передают мяч друг другу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад "Бурятские народные игры и их роль в воспитании детей дошкольного возраста"
Изучение народных игр с давних пор привлекало внимание таких отраслей знаний, как история, этнография, теория и методика физического воспитания....

Мастер-класс "Бурятские народные игры и их роль в воспитании детей дошкольного возраста"
Данный материал направлен на то, чтобы познакомить педагогов с бурятскими народными играми (таалсалга, хумнаара, шагай и другие бурятские народные игры)....
Бурятские народные игры
Картотека бурятских игр...

Бурятские народные игры
Огромную роль в воспитании любви к родному краю, в формировании уважения к обычаям и традициям своего народа, в воспитании национального самосознания играют национальные народные игры. Бурятские народ...

Картотека Бурятские народные игры Чем играли раньше дети?
Раньше у детей не было такого разнообразия игрушек, как теперь. Дети развлекались по-другому: скачки, прыжки, прятки, бабки. Играли тем, что было под рукой: камушки, веточки, самодельные куколки....


