Проект для детей 6-7 лет «По родному краю с рюкзаком шагаю»
проект (подготовительная группа)

Никитина Анна Владимировна

Долгосрочный, практико-ориентированный проект, целью которого является воспитание любви и интереса к малой Родине посредствам ознакомления детей дошкольного возраста с родным краем через туристическую деятельность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл turisty.docx802.67 КБ

Предварительный просмотр:

Центр развития ребенка – детский сад № 5 МОУ СОШ «Образовательный комплекс № 35»

Проект для детей 6-7 лет

«По родному краю с рюкзаком шагаю»

                           

Изображение выглядит как на открытом воздухе, человек, одежда, группа  Содержимое, созданное искусственным интеллектом, может быть неверным.

Составили воспитатели:                                                      

Лисова Е.В.

Никитина А.В.

г. Ярославль, 2025 год

Информационная карта проекта

               

Полное название организации

Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа «Образовательный комплекс № 35»,

Центр развития ребенка детский сад № 5

 Название проекта

«По родному краю с рюкзаком шагаю»

Авторы - составители

Никитина Анна Владимировна, воспитатель

Лисова Елена Вячеславовна, воспитатель

Участники

Воспитанники группы № 13 (ЦРР детский сад № 5), в возрасте от 6 до 7 лет, педагоги и специалисты ДОУ, социальные партнеры, родители.

Срок реализации

Долгосрочный, сентябрь - август

Цель проекта

Воспитание любви и интереса к малой Родине посредствам ознакомления детей дошкольного возраста с родным краем через туристическую деятельность.

Направление деятельности

Данный проект по своей направленности является комплексным, т.е. включает в себя разноплановую деятельность: самостоятельная деятельность детей, исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которой ребёнок познаёт окружающий мир и воплощает новые знания в реальные продукты.

Место реализации

ЦРР детский сад № 5

г. Ярославль, ул. Спортивная д.13

 Формы и методы реализации проекта

 Формы реализации проекта: экскурсии, развлечения, игровые программы, квесты, беседы, конкурсы.

Методы реализации проекта: словесный, наглядный, игровой, практический.

Оглавление

Актуальность проекта_____________________________________4

Цель, задачи проекта______________________________________5

Паспорт проекта__________________________________________6

Ожидаемые результаты, риски проекта_______________________7

Основные формы организации, методы и приемы

реализации проекта                                                                               8

Этапы проекта____________________________________________9

Перспективный план работы с детьми________________________10-11

Перспективный план работы с родителями____________________12

Приложения

Приложение № 1__________________________________________13-14

Приложение № 2___________________________________________15-20

Приложение № 3___________________________________________21

Приложение № 4___________________________________________22-26

Приложение № 5___________________________________________27-32

Актуальность проекта

    Воспитать здорового ребенка, патриота своей страны - одна из важнейших задач современного общества. В дошкольном возрасте закладываются предпосылки здорового образа жизни, патриотических чувств, нравственные ценности, которые проявятся в старшем возрасте. В связи с этим особую значимость приобретает реализация развивающих ориентиров в познавательной деятельности дошкольников.

    Туристско-краеведческая деятельность дошкольников является важным средством связи с жизнью. Культурной традицией любого народа должно быть получение знаний о том или ином крае, изучение его природы, истории, быта. Краеведческий подход в образовании дает возможность расширять воспитательный процесс, выбрать образовательный маршрут для детей не только в информационно-просветительском, но и в эмоциональном плане. Знакомясь с родным городом, микрорайоном, с его достопримечательностями, дошкольники учатся осознавать себя живущим в определенных этнокультурных условиях и в то же время приобщатся к богатствам национальной и мировой культуры. Кроме интеллектуального развития детей, туристические прогулки оказывают положительный, оздоровительный эффект, получаемый в результате разнообразной двигательной активности, а также комплексного воздействия на организм природных факторов: солнца, воздуха, воды.

    Следовательно, туристско-краеведческая деятельность дошкольников включает в себя ряд компонентов: физкультурно-оздоровительный, социально-коммуникативный, эмоционально-психологический, эстетический, познавательный и прикладной и должна быть использована для обогащения жизненного опыта ребенка, для воспитания здорового гражданина своей Родины, большой и малой.

Цель: Воспитание любви и интереса к малой Родине посредствам ознакомления детей дошкольного возраста с родным краем через туристическую деятельность.

 

Задачи:

  • Формировать познавательный интерес к изучению природы, истории, культуре и традициям Ярославского края.
  • Содействовать освоению знаний в области физической культуры, туризма, краеведения, необходимых для успешной социализации ребенка.
  • Развивать двигательные способности, психические познавательные процессы, творческое воображение, способность к поисково–исследовательской, творческой деятельности.
  • Обогащать словарь детей, развивать связную речь, речевую активность.
  • Повышать компетентность родителей по воспитанию у детей чувства гордости и любви к родному краю посредством туристических походов и экскурсий.
  • Воспитывать эстетическое восприятие окружающего мира, грамотное поведение в природе.

                                                   ПАСПОРТ ПРОЕКТА

Вид проекта

Практико-ориентированный.

Участники проекта

Дети 5-7 лет, родители воспитанников, педагоги ДОУ, социальные партнеры.

Сроки реализации

Долгосрочный, сентябрь- август

Принципы реализации проекта

  • принцип комплексности и системности;
  • принцип доступности и непрерывности;
  • принцип целостности и системности;
  • принцип учёта индивидуальных особенностей;
  • принцип преемственности взаимодействия с ребёнком в ДОУ и семье.
  • принцип  регионализации;
  • принцип культурообразности.

Ожидаемые результаты 

  1. Обогатится предметно-развивающая среда необходимыми пособиями и материалами, пополнится учебно-методическая база по данной проблеме.
  2. Повысится уровень компетентности у педагогов по данной проблеме, через проведение консультаций, открытых мероприятий, освоение «краеведческого» и «туристического» принципа в обучении.
  3. Средства туризма и краеведения, взаимного партнерства, сотрудничество с родителями в ходе воспитательно-образовательного процесса позволят нам расширить у детей кругозор о своем родном крае, повысить познавательные интересы, интеллектуальные способности, физические возможности. Дети приобретут умение выражать собственное мнение, анализировать навыки социального общения.
  4. В результате проведения совместных мероприятий: туристических походов, экскурсий, родители повысят свой уровень знаний по данной проблеме и смогут применить их в семье.
  5. Улучшиться физическое и психологическое здоровье воспитанников.
  6.  Сформируются коммуникативные навыки внутри коллектива.
  7. Обогатиться речь детей, путем расширения словарного запаса.

Возможные риски

Пути устранения

Отсутствие интереса, желания и времени, возможности помочь со стороны родителей.

Травматизм на экскурсиях.

Недостаточное финансирование

 

Неумение родителей взаимодействовать с ребенком для достижения результата.

Климатические условия (дождливые и холодные дни)

Консультация «Туризм и краеведение как одно из средств развития детей»;

 

Беседа о правилах поведения на реке, в лесу. Приобретение аптечки.

Поиск дополнительных источников финансирования.

Разъяснение приемов взаимодействия.  Подбор способов мотивации детей.

Перенесение мероприятий в помещение детского сада, перестановка мероприятий

         Основные организационные формы:

• на занятиях;

• в свободной деятельности;

• целевые прогулки, экскурсии и туристические походы с различной тематикой;

•  развлечения;

• тематические выставки;

Методы и приемы:

• диалоги, беседы, рассказ воспитателя, родителей;

• игры-практикумы, сюжетно-ролевые игры, дидактические, подвижные игры;

• проблемные ситуации;

• проектирование;

• конкурсы, викторины;

• экспериментирование;

• коллективно-творческие дела;

• наблюдения;

• целевые прогулки, туристические походы и экскурсии;

• рассматривание картин, иллюстраций.

Этапы проекта:

I этап - установочный:

Введение в проблему. Обеспечение мотивационной, информационной и организационной готовности участников проекта.

Выявление способов достижения результата: анкетирование, собеседование, наблюдение, составление перспективного плана, текстов бесед и электронных презентаций

II этап - основной, практический включает в себя:

  • Занятия с детьми в соответствии с перспективным планом.
  • Совместные мероприятия с семьями воспитанников.
  • Туристические походы.
  • Целевые прогулки.
  • Экскурсии в библиотеку, музей.
  • Пополнение развивающей среды.
  • Выставки детских работ, семейных коллекций.
  • Презентации семейных мини-проектов детьми.

III этап - итоговый, включает в себя:

  • Изготовление интерактивного пособия «Живая карта»
  • Итоговое диагностирование детей
  • Повторное анкетирование родителей.

к концу проекта.

  • Презентация опыта работы по проекту «По родному краю с рюкзаком шагаю» на педсовете.

Перспективное планирование работы с детьми:

месяц

Непосредственно-образовательная деятельность, самостоятельная деятельность, деятельность в режимных моментах.

сентябрь

-занятие «Поможем медвежонку Ярику собрать рюкзачок в поход».

- экскурсия по территории детского сада «Познакомим медвежонка Ярика с нашим детским садом»;

- рисование деревьев  нашего сада для размещения на «Живой карте»

октябрь

- поход в парк «Судостроитель» «Вместе с Яриком идем в  гости к уточкам»

- квест-игра с участием сотрудника Ярославского музея-заповедника «Птицы и животные родного края».

-разучивание походных песен с музыкальным руководителем.

- изготовление детьми знаков для нашей карты.

ноябрь

- экскурсия в  библиотеку «Моя Родина - Россия»;

-спортивное занятие с инструктором по физической культуре «Мы туристы»

-пополнение карты зданиями, которые встретили по пути в библиотеку

декабрь

-проект «По дорогам сказок Ярославии»

- создание карты на основе мини-проектов детей «Я в гостях у сказочных героев нашего края»

январь

-лыжный поход по спортивной площадке в детском саду «С Яриком на лыжах»

- игры «Первая помощь», «Соберем аптечку»

февраль

-целевая прогулка по территории сада «Белая береза»

- рисование зимних деревьев, размещение их на карте детьми.

март

-экскурсия в библиотеку «Путешествие в страну Геральдику» беседы и рассматривание   государственной символики родного края  (Герб и флаг Ярославля, Ярославской  области).

- придумать с детьми символ для наших походов.

апрель

- экскурсия в библиотеку детского сада, посещение выставки книг «Детям о войне»

поход к обелиску погибшим на ВОВ1941-1945год 44 работникам ЯЗНТ

-проложить с детьми на карте маршрут до памятника.

май

- интерактивная экскурсия по памятным местам Ярославля;

- оформление уголка в группе «Мой край»;

-встреча с сотрудником Ярославского Музея-заповедника «История и особенности ярославского  национального костюма»

июнь

- поход на луг «Мы на луг ходили, Ярика водили»

-дидактическая игра «Аптека под ногами»

-рисование растений и насекомых, которых видели на  лугу, поместить их на карте.

июль

-целевая прогулка по улицам поселка Судостроителей.

-беседа «Вот моя улица, вот мой дом»

-рисование детьми домов и размещение их на карте.

август

-поход в парк « Знакомство с речкой Дунайкой»

-отметить на карте достопримечательности парка- растения, птицы, спортивные площадки и тд.

 Перспективный план работы с родителями:

месяц

Форма работы

сентябрь

Родительское собрание на тему «Детский туризм», знакомство с задачами проекта «По родному краю с рюкзаком шагаю» и целью создания интерактивного пособия «Живая карта».

октябрь

Анкетирование родителей «Выявление родительской компетенции в вопросах использования различных видов туризма во всестороннем развитии ребенка».

Привлечь родителей к совместному походу в парк «В гости к уточкам»

ноябрь

Круглый стол «Первая помощь при травмах во время походов»

Привлечь родителей к изготовлению альбомов «Вместе с мамой, вместе с папой»

декабрь

Знакомство с задачами проекта «По дорогам сказок Ярославии».

Создание семейных мини-проектов «В гостях у сказочных героев нашего края».

январь

Консультация  «Что можно рассказать ребенку о родном крае?», «Как провести каникулы с пользой»

февраль

Экскурсия в музей Истории города.

март

Привлечь родителей к совместной экскурсии в библиотеку.

апрель

Акция по сбору книг для библиотеки детского сада «Книги детям о войне»

май

Родительское собрание « Лето-время путешествий всей семьей»

Презентация опыта работы по проекту «По родному краю с рюкзаком шагаю».

                                                           Приложение № 1

Карта наблюдения за детьми старшего дошкольного возраста в ходе реализации проекта «По родному краю с рюкзаком шагаю».

Цель – выявить форсированность нравственно-патриотической, эмоционально-мотивационной, личностной сферы (желание стать значимым субъектом в обществе, умение ставить цель для решения значимых для него задач, решать их самостоятельно, стремиться к достижению своих целей и получении положительной оценки своей деятельности и самому выполнять нравственную оценку своих действий, результатов и поступков) детей старшего дошкольного возраста, в ходе реализации проекта «По родному краю с рюкзаком шагаю».

Продолжительность наблюдения – среднесрочное (1 неделя в начале реализации проекта, 1 неделя в конце реализации проекта).

Субъект – дети старшего дошкольного возраста.

Предмет – наблюдение в процессе организованной образовательной и свободной деятельности.

Вид наблюдения – смешанное:

1)  Опосредованное - в результате постановки перед детьми направленной цели в ходе организованной образовательной деятельности.

2)  Непосредственное - в результате постановки детьми перед собой задач в ходе свободной деятельности.

Продолжительность наблюдения – среднесрочное (1 неделя в начале реализации проекта, 1 неделя в конце реализации проекта).

Субъект – дети старшего дошкольного возраста.

Предмет – наблюдение в процессе организованной образовательной и свободной деятельности.

               имя

Имеет представление о своей стране, родном городе, поселке.

Владеет      основными        навыками        личной  и общественной гигиены, стремится соблюдать  правила безопасного поведения в природе.

Имеет первичные представления об экологических ценностях, основанных на заботе о живой и неживой природе.

Имеет начальные знания о традициях, нравственно-этическом  отношении к природе в культуре России.

Бережно относится к собственному здоровью;

Проявляет желание участвовать в экологических       проектах, различных

мероприятиях  экологической  направленности.

Проявляет инициативу при в выборе способов решений, поставленных перед собой задач

Умеет договариваться, способен взаимодействовать с взрослыми и сверстниками на основе общих интересов и дел.

Решает поставленные перед собой задачи самостоятельно, добивается желаемого результата

Оценивает результаты своей деятельности

Итог

Система оценки:

                                                                  - иногда

  - в большинстве случаев                         - никогда

                                          Приложение №2

Занятие по физической культуре для детей 6-7 лет.

«Мы туристы»

Задачи:

  • закреплять и расширять знания детей о туризме;
  • способствовать освоению простейшими туристическими умениями и навыками:  двигаться в колонне по одному по установленной дистанции с рюкзаками;
  • закрепить умение работать с компасом;
  • формировать умение ориентироваться на местности, используя графические символы;
  • совершенствовать умение выполнять задания слажено, сообща.
  • расширять словарный запас детей (турист, рюкзак, палатка, поход, тропинка, компас, котелок др.).
  • развивать основные физические качества: ловкость, меткость, силу, быстроту, ориентировку в пространстве, выносливость, творческое воображение;
  • вызвать желание быть физически крепкими, здоровыми.
  • воспитывать любовь к природе, желание ее беречь;
  • воспитывать целеустремленность, смелость, волю к победе, дружелюбие, взаимовыручку.

Материально-техническое обеспечение:

 Карта, рюкзаки с необходимыми вещами, компас, конусы, обручи, дуги, шишки, корзины, тоннель, удочки, рыбки, аптечка, инвентарь для игр.

Участники:

Дети подготовительной к школе групп, воспитатель, инструктор по физической культуре

Ведущий – инструктор по физической культуре

 В группе дети находят медвежонка с рюкзачком. В рюкзаке у него свернута карта, дети рассматривают ее и  предлагают попробовать совершить поход, используя  карту.

Ход занятия:

Построение детей.

Инструктор по физкультуре: Ребята, сегодня мы с вами отправляемся в поход,

В пути нас ждет много интересного. Чтобы преодолеть все препятствия, нужно быть дружными, смелыми и сильными, обязательно помогать друг другу, быть внимательными, чтобы не потеряться в дороге и суметь определить путь по карте. Если мы с вами пойдём в поход, то мы кто?

Дети: Туристы!

А вы знаете речевку туриста?

Речёвка туриста:

Восп.: Кто шагает с рюкзаком?

Все: Мы, туристы!

Воспит.: Кто со скукой не знаком?

Все: Мы туристы!

Воспит.: Нас вперёд ведут…

Все: Дороги!

Воспит.: Наш девиз:

Все: «Всегда вперёд!»

Воспит.: Эй, ребята,

Все: Твёрже шаг!

Воспит.: Что турист берёт в дорогу?

Все: Песню, ложку и рюкзак»

Дети вместе с воспитателем определяют по карте, куда они должны направиться. Мальчики встают в колонну первыми, а за ними девочки.

Под песню «Пожалуйста, не жалуйся» дети отправляются в поход.

Пункт маршрута: «Извилистая дорога».

На расстоянии 1м друг от друга ставятся ориентиры.

- ходьба змейкой, обходя препятствия.

Пункт маршрута: «Болото».

Будьте осторожны, впереди «болото», передвигаться будем по кочкам.

- прыжки из обруча в обруч.

Пункт маршрута: «Чаща леса».

Здесь постарайтесь пониже наклониться, чтобы пробраться через поваленные деревья.

- подлезание под 3-4 дуги.

Пункт маршрута: «Овраг»

Ребята, впереди овраг. Надо пройти по краю оврага, сохраняя равновесие.

- ходьба боком приставным шагом.

Инструктор по физкультуре: Молодцы, вы очень смелые, ловкие ребята, справляетесь со всеми преградами, а главное не забываете помогать девочкам.

Но смотрите, впереди новое препятствие

Пункт маршрута: «Гора».

Перелезание по деревянной трапеции.

Мальчики помогают девочкам.

Дети по карте определяют следующее направление.

Пункт маршрута: «Пещера»

 Ставиться тоннель, и дети друг за другом пролезают в тоннель.

Выходят на поляну.

Инструктор по физкультуре: Ребята, мы уже устали. Давайте сделаем привал, отдохнем и отгадаем загадки.

 Отгадайте загадки:

Он с тобою и со мной

Шёл лесными стёжками,

Друг походный за спиной

На ремнях с застёжками.

(Рюкзак)

 

И от ветра и от зноя, от дождя тебя укроет

А как спать в ней сладко

Что это?

(Палатка)

 

И в тайге, и в океане

Он отыщет путь любой.

Умещается в кармане,

А ведёт нас за собой

(Компас)

 

Он в походе очень нужен,

он с кострами очень дружен

Можно в нём уху варить

Чай душистый кипятить

(Котелок)

Педагог хвалит детей, за то, что они правильно справляются с заданиями.

 Часто бывает, что в походе случается неприятность – царапина, ушиб или укус какого-нибудь насекомого, а врача рядом нет. Что же делать? 

Дети рассказывают о лечебных свойствах растений: подорожник нужен, если вы порезались, – приложите чистый листочек к ранке и подержите – кровь остановится. Одуванчик поможет при укусе насекомого – осы, пчелы или овода. Цветы ромашки, если заварить чай придадут силы и помогут не заболеть.

Игра-тренировка: «Окажи помощь товарищу». Девочка перебинтовывает руку мальчика.

Инструктор по физкультуре: Молодцы, ребята со всеми заданиями справились. Но тут на карте, отмечено, что наш лагерь мы можем разбить на северной стороне зала, а как нам определить стороны света? Дети предлагают использовать компас.

Работа с компасом. Дети определяют направление, и отряд идет на север.

Пункт маршрута: «Река».

Инструктор по физкультуре: Все верно, мы правильно идем по маршруту карты. Нам надо перейти реку по мосту. Мальчики помогают девочкам перебраться на другой берег.

- Ходьба по мосту по скамейкам.

Ребята, мы вышли к озеру.

Пункт маршрута: «Озеро».

Вот здесь мы можем разбить наш лагерь. Пока мальчики наловят рыбы, девочки поставят палатку и накроют походный стол.

Игра «Поймай рыбу». Мальчики удочками ловят рыбу, которая находится в обруче.

Затем ребята собирают палочки для «костра» и рассказывают правила разведения костра:
- костер всегда разводит только взрослый;
- нельзя жечь костер в ветреную погоду, на сухой траве, камнях, вблизи хвойных деревьев;
- чтобы подготовить место для костра, лопатой снимают верхний слой почвы с насекомыми и корнями растений;
- для дров никогда не ломают живые деревья, а берут сухие ветки, лежащие на земле;
- перед уходом хорошо заливают костер водой, чтобы он остыл, и снятым слоем земли накрывают яму.
Все ребята, приглашаются к большому походному столу, во время которого, делятся впечатлениями, рассказами из своей жизни.

Уборка поляны, «тушение костра» и сбор рюкзаков.

Возвращение в детский сад.

Приложение №3

Анкета для родителей

Цель: укрепление взаимодействия между педагогами и семьями воспитанников в вопросах организации детского туризма, сбор предложений по улучшению работы педагогов и семей в этом направлении, выявление проблем и трудностей, с которыми сталкиваются родители при организации семейных походов.

  1. Знаете ли вы, что такое «Детский туризм»?                                         ДА, НЕТ
  2. Принято ли в вашей семье совместное проведение досугов?             ДА, НЕТ
  3. Посещаете ли вы с ребенком кино, театр, выставки и т. п.?                ДА, НЕТ
  4. Ходите ли вы гулять с ребенком в лес, на реку и т. п.?                         ДА, НЕТ
  5. Есть ли другие виды общения всей семьей, укажите их.
  6. Занимаетесь ли вы оздоровлением организма ребенка?                      ДА, НЕТ
  7. Что вы для этого делаете?
  8. Считаете ли вы, что семейный туризм может помочь в

воспитании и развитии ребенка?                                                             ДА, НЕТ

  1. Нуждаетесь ли вы в получении дополнительной информации

о семейном туризме?                                                                                 ДА, НЕТ

  1. Посещали ли вы в школе краеведческий кружок?                                 ДА, НЕТ
  2. Можете ли вы поделиться  туристическим опытом?                             ДА, НЕТ
  3. Владеете ли вы игрой на гитаре?                                                             ДА, НЕТ

СПАСИБО!

Приложение №4

Консультация для родителей.

«Путешествуйте вместе, https://fsd.multiurok.ru/html/2019/04/01/s_5ca2288905f3b/1129211_1.jpeg

или как туризм может сплотить семью»

Каждый родитель хочет, чтобы его

ребенок вырос здоровым и выносливым!

В этом может помочь и туризм.

Ни один вид спорта не закалит вашего ребенка так, как туризм.

Турист в походе не боится промочить ноги, простудиться в дождь и слякоть, замерзнуть на ветру.

 Все невзгоды только сильнее закаляют его. Но туризм, это не только здоровье.

 Воспитательную роль туризма нельзя недооценивать. Путешествуя, вы можете посетить интересные места, связанные с жизнью известных и знаменитых людей.

 Побывать там, где проходили бои во время Великой Отечественной войны.

Туризм это одно из средств экологического и эстетического воспитания детей,

познания красоты и любви к родной природе.

Собираясь в поход, заранее – за несколько дней, вы всей семьей начинаете обсуждать маршрут. Быть может именно с этого коллективного обсуждения у вас начнут формироваться совсем иные отношения с ребенком.

Путешествие, маршрут которого вы вместе намечали, трудности, которые вам всем пришлось преодолеть – станут важным средством сплочения семьи! А в характере ребенка вы увидите проявление сознательной дисциплины, настойчивости, упорства и самостоятельности.

Вы, родители, поможете своим детям приобрести необходимые в жизни навыки, которые будут обогащать их знания в дальнейшей жизни.

Сколько нового неизведанного узнает ваш ребенок не из книг или телепередач, а увидев все собственными глазами, прикоснувшись к неизведанному

собственными руками. И как долго еще будут звучать в вашем доме воспоминания об однодневном походе или долгом путешествии, об увиденном рассвете над тихой речушкой или о том, как вы переходили её вброд, как ловили рыбу и готовили уху. И у ребенка вновь появится желание отправиться с рюкзаком за плечами в новое путешествие, навстречу неизведанному!

https://fsd.multiurok.ru/html/2019/04/01/s_5ca2288905f3b/1129211_3.jpeg

Пословицы о спорте и здоровьеhttps://fsd.multiurok.ru/html/2019/04/01/s_5ca2288905f3b/1129211_2.png

  • Молодость не в годах, а в силе.
  • В здоровом теле – здоровый дух.
  • Кто крепок плечом, тому ноша нипочем.
  • Крепок телом – богат и делом.
  • Со спортом не дружишь – не раз потужишь

ИГРЫ – ЭСТАФЕТЫ И СОРЕВНОВАНИЯ ДЛЯ ВСЕЙ СЕМЬИ

«СЕМЕЙНАЯ ИГРА – ЭСТАФЕТА»

Принимают участие две – четыре семьи, каждая из трех человек

(мама, папа и ребенок; маму или папу может заменить старшая сестра или брат)

На линии старта размещается мама с ребенком, а папа располагается на середине пути, Участники выполняют следующую цепочку действий:

по команде начинают бег мама с ребенком, взявшись за руки (10 м.)

ребенок пролезает между ног у мамы;

мама приседает на корточки, а ребенок перепрыгивает через нее способом, ноги врозь, (по типу игры в чехарду) 2 раза подряд;

держась за руки, бегут по бревну до папы;

бег папы с ребенком на плечах и ведение мяча ногой между расставленных на

расстоянии одного метра рюкзаков (3 м.) туда и обратно;

бег по прямой друг за другом, держась за плечи впереди бегущего игрока, ребенок

бежит первым.

КОЧКИ, прыжки с кочки на кочку, стараясь не попасть в болото;

НЕ НАМОЧИ НОГИ, ходьба по бревну;

ПРЫЖОК ЧЕРЕЗ РОВ, ширина около метра;

ВОЛЧАТНИК, (подлезание по-пластунски под натянутую между колышками веревку);

КТО БЫСТРЕЕ (бег в обратном направлении по прямой, с передачей эстафеты следующему игроку).

«ЧЕЙ ПРЫЖОК ДАЛЬШЕ»

Участниками этой игры могут быть взрослые и дети любого возраста.

Соревнования можно организовать между семьями или смешанными командами, если силы не слишком равны.

Первый член команды осуществляет прыжок в длину с места от намеченной линии, на

его следы становится следующий игрок и прыгает дальше и т. д., включая последнего игрока. Выигрывает та команда, длина коллективного прыжка которой больше.

В добрый путь!

Приложение № 5
«Экскурсия в парк» с детьми 6-7 лет.

Предварительная работа:

  • Беседа о правилах поведения в парке.
  • Дидактическая игра «Что возьмем с собой на экскурсию в парк?»
  • Для наблюдений сделать фотоаппараты (оригами).
  • Игра «Кто быстрее соберет рюкзак для экскурсии».
  • Повторение правил дорожного движения.
  • Наблюдения в природе, чтение художественных произведений об осени.      Рассматривание предметных картинок.
  • Заучивание стихотворений, пословиц, поговорок, разгадывание загадок об осени, растениях, насекомых.
  • Беседа с родителями о предстоящей экскурсии.

Цель: 

Формирование представлений детей о парке, как месте отдыха горожан. Воспитывать интерес к микрорайону, его истории.

Задачи:

  • Расширять и обогащать знания детей об осенних изменениях в природе.
  • Закреплять знания детей о живой и неживой природе.
  • Способствовать развитию основ экологического воспитания, посредством экологических игр (дидактических, игр – путешествий, применения приёмов моделирования).
  • Способствовать усвоению детьми разных способов обследования, установлению связей между способом обследования и познаваемым свойством предмета.
  • Развивать способность наблюдать, всматриваться в явления природы, замечать их изменения.
  • Воспитывать эмоциональный отклик на красоту природы и доброе отношение ко всему живому.

Оборудование: Модели правил поведения в природе, лупы, фотоаппараты.

Место проведения: территория парка.

Время проведения: 40 минут

Время маршрута в одну сторону 10-15 мин

Протяженность маршрута: 700м.

Ход экскурсии:

Вводная часть:

Воспитатель. Ребята, мы сегодня с вами получили письмо вот в таком красивом конверте. А от кого оно мы можем узнать, отгадав загадку.

Пришла без красок и без кисти,

А перекрасила все листья.

Кто это?

(Осень.)

Воспитатель. Осень приглашает нас на прогулку в парк. Вы принимаете её приглашение?

Дети. Да.

Воспитатель. Ребята, вы должны помнить, что в парке вы гости. Поэтому, давайте вспомним правила поведения в природе.

Тот, кто пришел в лес отдохнуть, должен вести себя как в гостях. Ведь в лесу есть лесные правила:

Воспитатель:

Если в лес пришел гулять,

Свежим воздухом дышать,

Бегай, прыгай и играй,

Только, чур, не забывай,

Что в лесу нельзя шуметь.

Даже очень громко петь!

Испугаются зверушки,

Убегут с лесной опушки.

Ветки ели не ломай.

И почаще вспоминай:

Мусор с травки убирать!

Зря цветы не надо рвать!

Из рогатки не стрелять,

Ты пришел не убивать!

Бабочки пускай летают,

Ну  кому они мешают?

Здесь не нужно всех ловить,

Топать, хлопать, палкой бить.

Ты в лесу – всего лишь гость.

Здесь хозяин – ель и лось.

Их покой – побереги,

Ведь они нам – не враги!

Ответы детей.

Основная часть:

Воспитатель. Ну, а теперь мы смело можем отправляться в путь.

На маршруте движение в разном темпе, ходьба с преодолеванием естественных препятствий, прохождение по мосту, наблюдение за транспортом.

Придя в парк, воспитатель читает стихотворение «Осень художница».

Повязала осень пёстрый фартук,

И ведерки с красками взяла.

Ранним утром, проходя по лесу,

Листья позолотой обвела.

Ребята, представьте, что вы все художники. Вы пришли ко мне за красками, чтобы нарисовать осень. Какие цвета вы возьмете для своих пейзажей. Давайте подумаем, какая он осень. Опишите её.

Ответы детей.

Воспитатель. С приходом осени все вокруг изменилось. Ребята, что вы можете сказать о кустарниках и деревьях?

Ответы детей.

Воспитатель - А какие деревья вы знаете? (Ответы.) послушайте загадку.

Стоит Алёнка – платок зелёный.

Тонкий стан белый сарафан.

(Берёза.)

Воспитатель- Давайте найдем в парке берёзу и сделаем вокруг нее хоровод. Берёза считается символом России. В народе говорят: «Где берёза вырастет, там русский человек приживется».

Воспитатель - Как нам узнать березу среди других деревьев? Какого цвета ствол у березы? (Белый с черными пятнами.) Какие части березы вы еще знаете? (Ствол, ветви, корень.) Какого цвета ветки? Зачем корень дереву? Какого цвета листья березы осенью? (Желтые.) Какого цвета они были летом? (Зеленые.) Посмотрите, какое красивое дерево! Оно высокое, стройное. У него тонкий белый ствол, с черными полосками. Как вы думаете для чего они? (Через эти полоски дерево дышит). Гибкие тонкие веточки. Ветер любит прилетать к березке и играть с ее веточками. Веточки гнутся до самой земли, а потом опять выпрямляются. Посмотрите, какие красивые золотые листочки появились на березке. Они словно золотые монетки падают на темную землю. Быть зиме суровой, если в середине октября на березе еще есть листья. Когда лист с березы опадает чисто, год будет урожайным.

Живет берёза более 100 лет. Она очень любит свет и простор. Про берёзу есть много стихотворений. Послушайте одно из них.

Люблю берёзку русскую,

То светлую, то грустную.

В белом сарафанчике,

С платочками в карманчиках,

С красивыми застёжками, с зелёными серёжками.

А у меня для вас ещё одна загадка.

Вот колючка-недотрога!

Лучше ты ее не трогай.

Ой, остры иголочки

У зеленой. (елочки).

Воспитатель. Давайте найдем в парке ель и станем вокруг нее в хоровод.

Воспитатель- Две больших сосны стояли рядом,

А меж ними елочка росла,

Две сосны подружку укрывали,

Чтоб вершинку ветры не сломали,

Чтоб красивой елочка была.

Ель похожа на пирамидку, все ветви у нее покрыты иголками, растущими вместо листьев; они короткие, острые, колются, темно-зеленого цвета. Иголочки у ели покрыты плотной кожицей, густо и крепко сидят на ветках, торчат в разные стороны, не опадают, если до них дотронуться. В конце осени деревья остаются без листьев, а ель остается зеленой. На ее веточках вместо листьев – маленькие иголочки, шишки. Она зеленая зимой и летом. А еще елочка

пахнет.

Давайте с вами погуляем по парку и посмотрим, какие ещё деревья здесь растут.

Проходя по парку, дети называют деревья. (Каштан, вяз, рябина.)

Воспитатель- Давайте остановимся около рябины.

Я по парку погуляла,

Где заря растет узнала.

Поглядела вверх - она

Сразу стала мне видна!

Ярко ягодки горят,

На меня они глядят!

Что за чудная картина? -

Это дерево - рябина!

Рябина очень красивое дерево, посмотрите на его крону. Красивы и ее листья, причем в разное время года. Сейчас они зеленые, скоро будут желтыми, багряными. Красива рябина и весной, когда она одевается в белый наряд. А еще за что любят рябину? (Из ее ягод варенье варят, чай заваривают). Кто еще любит ягоды рябины? (Птицы)

Воспитатель- А сейчас я вас проверю, хорошо ли вы знаете деревья. Давайте поиграем в игру «К названному дереву беги».

Проводится игра.

Воспитатель. В парке растут не только деревья, но и кустарники. Чем кустарники отличаются от деревьев. (Ответы детей.) Я сейчас ребята закройте глаза и послушайте, как шелестят листочки на деревьях. Как вы думаете, почему они шелестят? (Ответы детей.) молодцы, правильно. Это ветер играет с листьями: срывает их с деревьев и кружит в воздухе. Поиграем с листьями? Я буду показывать вам листочки, а вы называть с какого они дерева.

Проводится игра «С какой ветки детки».

Игра: «Мы листочки осенние»

Мы листочки осенние, (Дети идут по кругу)

На ветках мы сидим. (Руки в стороны вверх).

Дунул ветер – полетели. (Бегут по кругу и машут руками),

И на землю тихо сели. (Приседают, руки опускают на пол)

Ветер снова набежал (Поднимаются, движение руками)

И листочки все поднял (вправо и влево).

Закружились, полетели (Кружатся на месте)

И на землю снова сели. (И приседают.)

- Посмотрите, ребята, сколько листьев уже опало с деревьев.

  Давайте соберем листочки, чтобы сделать красивые букеты. Ребята, а почему не слышно голосов птиц (потому, что они улетели в теплые края)

— А вы можете назвать перелетных птиц? (гуси, журавли, ласточки, аисты и т. д.)

— А почему они улетели? (им зимой нечем кормиться)

— А как называются птицы, которые остаются у нас зимовать? (это воробей, сорока, дятел и др.)

Игра«Угадай звук» (дети на слух угадывают: стрекочет сорока, каркает ворона, идет дождь)

— Молодцы, ребята, идем дальше.

Воспитатель - Ребята, когда идешь в лес, то с собой необходимо брать некоторые предметы. Сейчас вам предстоит выбрать те предметы, которые на ваш взгляд пригодятся вам в лесу.

Игра: «Подбери картинки» (Дети выбирают необходимые картинки и обосновывают свой выбор)

- Посмотрите, какую большую шишку я нашла. Поиграем с ней.

Игра«Передай шишку»

Чтобы прогулка осталась у нас в памяти, давайте, возьмём по одной шишке, а в группе украсим их для осени.

Дети собирают шишки.

 Воспитатель: Ребята, вы все большие молодцы! Саша и Гриша очень хорошо себя проявили, а Вика самая наблюдательная, она первая нашла шишку. А у Семена получился самый необычный и яркий букет.

Пришло время возвращаться в детский сад, давайте выберем другой маршрут. (возвращение по более короткой дороге).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

По родному краю с рюкзаком шагаю

Цель: Организации экскурсионно-краеведческой работы с детьми и взрослыми с использованием активных форм туризма в условиях взаимодействия с социальными учреждениямиЗадачи:Обеспечить всестороннее разви...

По родному краю с рюкзаком шагаю

Ценность детского и молодежного туризма – в разнообразии тех функций, которые он выполняет. В путешествиях дети, подростки, студенты не только отдыхают, но и изучают – историю, географию, ...

Проект "По родному краю с рюкзаком шагаю"

Цель проекта: удовлетворения потребностей дошкольников в познании родного города; формирование эколого-туристских знаний и умений природопользования у детей старшего дошкольного возраста....

Проект "По родному краю с рюкзаком шагаю"

Цель проекта: удовлетворения потребностей дошкольников в познании родного города; формирование эколого-туристских знаний и умений природопользования у детей старшего дошкольного возраста....

Проект "По родному краю с рюкзаком шагаю"

Содержание работы с детьми  по реализации муниципального проекта...

Муниципальный проект "По родному краю с рюкзаком шагаю!"

Отчет по муниципальному проекту "По родному краю с рюкзаком шагаю!" сентябрь-декабрь 2023 год...

Отчет по муниципальному проекту "По родному краю с рюкзаком шагаю" в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности

Фотоотчет и муниципального проекта "По родному краю с рюкзаком шагаю" в подготовительной к школе компенсирующей направленности "Черемушки" в МБДОУ "Детский сад №146" г.Че...