Как научить ребёнка рисовать
статья по рисованию (подготовительная группа) на тему

Как научить ребёнка рисовать

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Kak_nauchit_rebyonka_risovat.doc54.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение второй категории «Детский сад общеразвивающего вида №3 «Сказка» городского округа ЗАТО Светлый Саратовской области

Материал из опыта работы на тему:

«Как научить ребёнка рисовать?»

                                                                                           

                                                                 Воспитатель

высшей квалификационной категории:

                                                             Синицына Светлана Станиславовна

2010 год

                                                               «Надо начать рисовать с младенческого

                                                                возраста, чтобы приучить руку

                                                                передавать мысли и чувства подобно

                                                                тому, как скрипач передаёт на скрипке

                                                                то, что чувствует».

                                                                                                                   К.П. Брюллов

        Предлагаемые в данной работе содержание, методика и последовательность формирования у детей ручной умелости проверены на работе со многими детьми, которые благодаря овладению техникой изображения разнообразными средствами получили возможность свободно рисовать всё, что им хотелось, переживать радость создания выразительных образов.

        Что же представляет собой детская изобразительная деятельность? Изучив работы Н.П. Саккулиной, можно выделит три компонента способностей к изображению:

  1. Восприятие и связанные с ним представления;
  2. Овладение средствами графического изображения;
  3. Овладение техникой рисунка.

Работу с детьми начинала со второй младшей группы. В этом возрасте для многих детей систематическое обучение и-зо деятельности начинается впервые и, приступая к работе по рисованию, мне нужно было выяснить, каким опытом обладают мои воспитанники.

        Эту работу начинала с каждым ребёнком индивидуально, используя игровой приём с «королевой» кисточкой и «королём» карандашом. Если с самого начала не научить правильно держать инструмент, ребёнок начнёт сам к нему приспосабливаться, в результате специфически орудийное действие не формируется.

        В младшей группе я работала над тем, чтобы ребёнок овладел способом изображения предметов круглой и овальной формы.  На этом этапе рассматривала с детьми колечки, пуговицы, колёсики…

        Очень важно, чтобы каждый ребёнок произвёл движение пальцем по контуру. В этом случае не только видится движение, главное – оно производится собственной рукой.

        Эту работу проводила в форме игры. Обыгрывая куклу Машу, обращала внимание на красивые пуговицы у неё на одежде. Заранее готовила вырезанные из бумаги платья, сарафаны, чтобы дети могли на них изобразить пуговицы.

        Приготовила много плоскостных изображений круглой и овальной формы. Это: яблоки, вишни, баранки, пирамидки, грибочки, матрёшки, часы, тарелочки и т.д.

Все эти формы поместила в шкатулку. Дети могли самостоятельно пользоваться данными предметами: обводили их карандашом, а некоторые дорисовывали отдельные детали (листик к яблочку, глазки матрёшке…).

        Плоскостные изображения способствуют точному формообразующему движению и зрительному контролю детей.

        Очень хороши для рисования в младших группах фломастеры. Они дают яркий, сочный цвет, рисовать ими легко.

        В младшей группе не все дети охотно включались в изобразительный процесс, чтобы заинтересовать таких ребят, я заранее готовила занимательные картинки. Например, проводя игру «Лиса и зайцы», предлагала детям дорисовать на листе бумаги длинную дорожку, чтобы все зайчики могли убежать от лисы.

        Приготовила занимательные картинки к играм «Наседка», «Воробышки и автомобиль», «Солнышко и дождик».

        Важно формообразующее движение отрабатывать в сравнении. Дети быстрее осваивают различие в движении при рисовании круга и эллипса, если они резко отличаются по форме. Использовала картинки:

  1. «Солнышко и тучка».
  2. «Шарики».
  3. «Яблоко и огурец».

В групповой комнате разместила целый ряд картинок, предметов круглой и овальной формы: пирамидки, матрёшки, прихватки, салфеточки… Всё это способствовало зрительному восприятию и закреплению изображения предметов округлых форм.

        В средней группе главный элемент изображения – линия, замкнутая в, квадратную, прямоугольную и треугольную форму. Сходство изображения с реальным предметом достигается при правильной передаче его формы. Отчётливое восприятие способствует образованию более точного представления.

          В   связи с этим  подбираю мелкие игрушки: домики, коробочки, тележки,

машинки, детали конструктора прямоугольных, квадратных и треугольных

форм.

       Изготовила набор плоскостных фигурок: ёлочки, салфетки, сказочные персонажи, машинки…

        Продолжала работу над развитием формообразующего движения. Дети не только овладевали навыком в процессе этой работы, но и закрепляли уже сформировавшийся навык (украшали контурное изображение).

        Дети этого возраста хорошо рисуют гриб. А на его основе можно нарисовать много чего интересного. Используя только шляпку гриба, довольно легко получить изображение различных живых существ.

 А вот игровой приём, который очень нравится детям.

        Рисую гриб.

        - Что это?

        - Гриб.

        - А вот и не угадали!

На рисунке появляются глаза, рот, лапки. Вариантов изображения не счесть. Это могут быть и заяц, и мышь, и щенок…

        В целях отработки различных движений важно обеспечить повторность. Для этого я изготовила «хороводы» с разными силуэтами из бумаги, сложенной гармошкой. Дети охотно их разукрашивали, подбирали разные по цвету карандаши, применяли штриховку.

        В средней группе продолжала использовать картинки. Задание на них усложнялось, но игровая мотивация оставалась по-прежнему. Ребята дорисовывают не только дорожку, но ещё и домик для зайки, чтобы он мог спрятаться.

        Одна из нелёгких задач – научить ребёнка правильно наносить штриховку. Такая работа кажется скучной, однообразной. Для этого я использовала «волшебные картинки». Заранее на лист бумаги наносила восковый рисунок, а затем предлагала правильно закрасить весь лист. И на глазах у ребёнка происходило чудо – на однотонном фоне появлялось изображение. Это очень радовало детей.

        Как правило, в средней группе дети рисуют только цветными карандашами и красками. Я же использовала и цветные мелки. Работы, выполняемые мелками, не должны быть объёмными, так как, согреваясь в руке, мелок ломается. Предлагала темы для рисования: любимая игрушка, рыбка в аквариуме, цыплёнок, птичка…

        В старшей и подготовительной группе мелки в работе использовала чаще. Овладевая навыками рисования, работы становились более содержательными.

        Все изобразительные навыки формируются на основе восприятия, но обязательно эмоционально эстетически окрашенного. Без направленного руководства взрослого малыш глух к красоте окружающего мира.

        Именно поэтому эмоционально эстетическое восприятие развивала в процессе целенаправленных наблюдений. Обращала внимание на то, как светит солнце, как плывут облака…

Наблюдения подкрепляла поэтическими строчками.

Слышал я, будто стащила синица

В небе лоскутик синего ситца,

Сшила синица из ситца косынку,

Синими стали крылья и спинка.

Многие ребята после таких наблюдений свои впечатления пытались тут же воплотить в рисунке. Свои работы они создавали палочкой на песке или мелком на асфальте.

        В старшей группе для регуляции силы нажима, как средства для получения нужного по интенсивности тона, различных оттенков одного и того же цвета использовала книги-раскраски.

        Особое место в старшей группе принадлежит декоративному рисованию. Для более эмоционального восприятия предметов считаю важным знакомить детей с истинными предметами декоративно-прикладного искусства.

        В старшей группе дети использовали для рисования акварельные краски. Объясняла, что «королеве» кисточке приходится будить сестричек, умывая их водой (так дети учились перед рисованием краски смачивать водой).

Для совершенствования навыков работы с акварелью использовала книжки-раскраски из плотной бумаги, готовила такие картинки сама.

        В старшей группе научила проводить аналогию предметов по цвету:

солнце – одуванчик, лампа, лимон, подсолнух…,

зелёный лист – огурец, ель, машина, танк…,

аналогию по форме:

сосулька – карандаш, нож, ручка, нос…,

крючок – двойка, утка, лебедь, черпак…

Компонентную (структурную аналогию):

снег – одеяло, шуба, пух.

вата – облако, пена, туман.

        В старшей группе учила детей использовать в работе простой графический карандаш 2М. Применяется он только для создания контура.

        В подготовительной группе новым является освоение движений быстро изменяющих направление на противоположное. Такой навык хорошо формируется:

  • в декоративном рисовании (когда наносятся завитки вправо, влево, петли-восьмёрки);
  • в рисовании предметов с натуры.

Совершенствовала и обогащала приёмы рисования акварелью, но наряду с акварелью в уголке изобразительной деятельности находились карандаши, восковые мелки, гуашь, графитные карандаши. Именно поэтому ребята в своих работах использовали несколько видов материалов.

        Вместе с детьми сделала ряд настольных и дидактических игр, способствующих развитию изобразительных навыков и умений:

  1. «Холодный или тёплый цвет?»
  2. «Собери красивую пирамидку»
  3. «Выложи орнамент».

Что же главное в работе с детьми по и-зо деятельности?

Считаю, это, прежде всего увидеть и понять индивидуальность и неповторимость каждого ребёнка, обогатить его творческое воображение, привить любовь к художественной деятельности.

        Работы моих воспитанников неоднократно занимали призовые места на различных муниципальных и региональных конкурсах.

 

Список используемой литературы:

  1. Н.П. Сакулина «Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию» - М. «Просвещение», 1979
  2. Т.С. Комарова «Как научить ребёнка рисовать» - М. «Столетие», 1998
  3. И.А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду. Планирование, конспекты, методические рекомендации» - М. Карапуз-дидактика, 2007.
  4. Г.Н. Давыдова «Нетрадиционные техники рисования в детском саду» - «Издательство Скрипторий 2003», 2007.
  5. Пособие для детей дошкольного возраста «Я учусь рисовать», 2004.
  6. Д.И. Иванов «Учимся рисовать. Уникальная методика обучения одному из основных видов искусства». ЛИТЕРА, Санкт - Петербург, 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как научить ребёнка рисовать.

Бесспорно, изобразительную деятельность дети дошкольного возраста считают самой интересной. Только разрисовав себя фломастерами или испачкав акварелью, ребенок понимает —  есть в жизни счастье… К...

Как научить ребёнка рисовать

Консультация для родителей "Как научить ребёнка рисовать"....

Статья для родителей. Тема: "Как научить ребёнка рисовать"

Статья для родителей. Тема: "Как научить ребёнка рисовать"...

Как научить ребёнка рисовать.

Родителям н азаметку....

Консультация для родителей "Как научить ребёнка рисовать?"

Настоящий рисунок может получиться не только после усвоения стандартных приемов изображения, а после обследования изображаемого объекта. Не заставляйте ребенка рисовать зеленую траву, голубые облака и...

Как научить ребёнка рисовать.

Разнообразные способы рисования животных. Легко и красиво....

Как научить ребёнка рисовать

консультация в помощь родителям,как научить ребёнка рисовать....