"Веер как элемент бытовой культуры человека " мастер- класс для родителей
план-конспект по рисованию по теме

 

«ВЕЕР КАК ЭЛЕМЕНТ БЫТОВОЙ КУЛЬТУРЫ ЧЕЛОВЕКА»

 

 

 

 

 

                                                            Г. Белогорск,2011

 

Мастер - класс

Тема: « Веер как элемент бытовой культуры человека».

Цель: применение и отработка  художественных навыков и приемов в области декора в новой  ситуации

Задачи:

·         Воспитать  чувство вкуса и эстетического отношения к действительности, развитие творческого воображения ;

·        Отработать  художественные  навыки и приемы   декорирования  веера,

·        Расширить  кругозор  .

·        Ознакомить с историей возникновения и применения  веера.

 

Оборудование:  шаблоны веера , клей ПВА, ленты, бисер, фурнитура для оформления веера., ножницы.

Зрительный ряд:презентация

Ходзанятия:

Здравствуйте , сегодня наш мастер-класс  будет проходить немного необычно , а начну я  его со слов:

Послушная штучка такая

Мой пленник! Гуляю я с ним

Пусть вам он лицо приласкает

Чуть дуновеньем своим.

Вы, наверное, уже догадываетесь, о чем пойдет речь, но не торопитесь с ответом, после просмотра фрагмента фильма «Летучая мышь» окончательно определимся с темой нашего занятия.

 Какой  предмет дамского туалета  присутствует в  фильме?

Правильно, веер.

И темой нашего мастер-класса  будет «Веер как элемент бытовой культуры человека».

Первым этапом нашего мастер-класса  вы должны будете заполнить кластер (или другими словами словесную паутину). Для этого вы должны активизировать свою память и вспомнить где и что  вы слышали о веере и какие ассоциации у вас возникли. Перед вами лежат карточки, на которых изображена схема , которую вы должны заполнить в течении 3 мин. А затем озвучить , чтобы мы смогли поделиться  друг с другом  своими идеями. Теперь давайте сравним с моим вариантом.

                                                                            флирт

                                            игра                                                         красота

 

                                         легкость                                                                           танец

 

Историческая справка

Слово веер произошло от глагола «веять»- дуть потоком воздуха.

Веер – это устройство , чаще складное ,из бумаги, ткани ,кости, дерева, перьев, кружева (нередко отделанное росписью, инкрустацией, сквозной резьбой).

Родина веера – Восток, где вместе с опахалом и зонтиком он был одним из атрибутов царского достоинства. Складной веер впервые появился в Японии и Китае, составлялся из отдельных пластинок, скрепленных у основания штифтом, а в верхней части – тонкой тканью, бумагой или пергаментом, выкроенных дугообразно и назывался сэнсу. Веер – предмет обихода, изначально предназначавшийся для охлаждения кожи человека, превратился в предмет культуры, который органично вписался в культуру разных стран, разных эпох. Этот тип был перенесен в Западную Европу, а оттуда в 18 веке в Россию.

 А вот почему и каково же предназначение веера вам предстоит узнать самостоятельно. Перед вами текст, у вас 5 минут, чтобы прочитать текст, извлечь из него информацию и заполнить еще одну словесную паутину, опираясь на полученные из текста знания.

 

- Повседневный и праздничный веер

. В создании веера принимали участие лучшие художники своего времени. В 19 веке позволял судить о семейном положении женщины. Для балов при белом платье, необходим веер белый, слоновой кости или перламутровый, а для замужних дам кружевной или из страусинных  перьев. В конце 19 века художники «Мира искусства» возродили интерес не только к искусству, но и к бытовой культуре 18 века(многие из них сами расписывали веера). Повседневный веер был скромным, в основном сделанный из кружевного полотна или шелковой, атласной ткани. Украшением служила вышивка бисером или нитью.

   Особый язык веера - дамы и кавалеры 18 века вели своеобразный диалог между собой при помощи веера. Этот диалог нельзя было услышать, но можно было подглядеть. Язык веера читался в процессе «разговора» , по перемене его положения, движению руки, по количеству открывшихся мгновенно закрывшихся отдельных «листиков». В бытовой культуре 18 века существовало выражение «махаться» (т.е. вести любовную игру, роман).         Это был тайный язык влюбленных, поэтому в портретах 18 века изображения дам с веером довольно редки, а главное, что веер, как правило, закрыт, т.е. молчит. Хотя язык веера можно назвать женским языком, его должны понимать мужчины.

 В паутине могут появиться фразы, словосочетания, а не только отдельные слова.  Теперь давайте озвучим ваш кластер и посмотрим, что же получилось у меня. А теперь сравните данный кластер с первоначальным вариантом, отмечая ту информацию , которая для вас оказалась новой.

 

 

                                              флирт                                   роман

             Язык женщин

                                   

И еще немного информации, т.к. мы с вами являемся художниками, цвет для нас основа, а вот цвет веера – это еще и язык общения. Цвет веера не только подбирался к туалету,  но и мог содержать некоторую информацию о настроении владелицы

*    Черный – печаль

*    Красный – радость

*    Лиловый – смирение

*    Голубой – постоянство, верность

*    Желтый – отказ

*    Коричневый – недолговечное счастье

*    Черный с белым – разрушенный мир

*    Розовый с голубым – любовь и верность

*    Убранный блестками – твердость и доверие.

С историей веера мы познакомились, и я предлагаю открыть нашу творческую мастерскую по декорированию веера,  работать вы будете  в течении 20 минут. Вы должны оформить веер по своему замыслу, выбору фурнитуры, красок , дизайна веера на ваше усмотрение. По готовности  вееров мы подведем итог (выставка работ  с небольшой презентацией).

 

Рефлексия

 

предлагаю закончить наш мастер-класс   в творческой форме:.  Заполнить  альбом настроения своими листами  , на которых изображены забавные рожицы , по  которым мы сможем определить понравился  ли вам мастер-класс?

Вывод: сегодня наша встреча посвящена вееру, за столь короткое время мы не смогли узнать все его тайны, мы только чуть-чуть их приоткрыли. Но я видела ваши загоревшиеся глаза, в которых проснулось воображение и творчество. Я думаю, что это только начало и мы с вами продолжим такие интересные встречи.  Спасибо вам за работу .

 

 

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект мастер – класса с родителями и детьми в старшей группе «Изготовление светоотражающего элемента для одежды ребёнка»

создание условий для формирования у родителей устойчивого интереса к безопасности детей как участников дорожного движения;  расширение представления о безопасном поведении на улице и дороге...

Мастер-класс для родителей на тему: Развитие речи детей в условиях семьи в старшей группе, как средство повышения педагогической культуры родителей

Государственное бюджетное образовательное учреждение основная общеобразовательная школа №18 г. Сызрани г.о. Сызрань Самарской области структурное подразделение, реализующее основную общеобразов...

Мастер-класс для родителей «Дерево держится корнями, а человек семьей»

Объединение усилий дошкольного образовательного учреждения и               семьи в вопросах духовно-нравственного воспитания....

Мастер класс для родителей «Развитие связной речи детей младшего дошкольного возраста через ознакомление с возможностями органов восприятия человека».

Цель: способствовать осознанному отношению к органам восприятия. Дать понятие о том, что у человека, есть мозг, который получает информацию от «помощников» (анализаторов). Создать условие ...

Мастер-класс с родителями по изготовлению поздравительной открытки ко "Дню пожилого человека".

День пожилого человека принято отмечать повсеместно в первый день второго осеннего месяца - 1 октября: это торжество имеет международный статус. Бытует мнение, что старость - это золотое вре...

мастер класс для родителей "Как нарисовать человека"

мастер класс для родителей "Как нарисовать человека"...

Мастер-класс для родителей с элементами игры и тренинга «Я — хороший родитель!»

Мастер-класс для родителей с элементами игры и тренинга «Я — хороший родитель!»Цель:-способствовать формированию доверительных и доброжелательных отношений между родителями и детьми....