РИСОВАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ: ПРОЦЕСС ИЛИ РЕЗУЛЬТАТ
статья по рисованию по теме

Потапова Ирина Алексеевна

В системе общественного воспитания детей дошкольного возраста большое место отводится рисованию, имующему важное значение для всестороннего развития личности. 

В процессе рисования у ребенка развивается наблюдательность, эстетическое восприятие и эмоции, художественный вкус, творческие способности, умение доступными средствами самостоятельно создавать красивое.

изобразительная деятельность - это специфическое образное познание действительности, которое может идти разными путями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon risovanie.doc51 КБ

Предварительный просмотр:

РИСОВАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ: ПРОЦЕСС ИЛИ РЕЗУЛЬТАТ

Ребенок может все, пока он

не знает, что чего-то не может.

В системе общественного воспитания детей дошкольного возраста большое место отводится рисованию, имеющему важное значение для всестороннего развития личности. В процессе рисования у ребенка развиваются наблюдательность, эстетическое восприятие, эстетические эмоции, художественный вкус, творческие способности, умение доступными средствами самостоятельно создавать красивое. Изобразительная деятельность – это специфическое образное познание деятельности, которое может идти разными путями. Программа развития изобразительной деятельности предусматривает формирование у детей эстетического восприятия, обучение способам действия, развития творчества. Все эти процессы между собой тесно связаны, их единству помогают методы и приемы, используемые воспитателем в работе с детьми. Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического восприятия, так как оно связано с самостоятельной практической и творческой деятельности ребенка.

Показать ребенку, как нарисовать дом, дерево, листья, просто. Малыш непременно повторить то, что вы ему показали. Правда, это будет ваш домик и ваше дерево. Такой способ не то чтобы плох – он тормозит развитие воображения ребенка. А ведь мы должны уважать в ребенке мыслителя.

Тактильные и осязательные ощущения у детей еще очень сильны. Для взрослого миф и реальность уже разделены, а для малыша любое переживание материально. Именно поэтому каждый ребенок больше поэт, чем любой из нас, взрослых, и не только поэт, но и режиссер, и актер…

В 5-6 лет обычно возникает тяга к предметному рисованию. Если в 3 года ребенку достаточно нарисовать пятно – и в его представление это «крокодил» в реке, то уже в 5-6 лет ребенок стремится создать образ, соответствующий его представлению о «крокодиле». В этом возрасте у детей уже достаточно умений (они знают, что такое пятно и линия), чтобы создать такой выразительный образ, о котором иные взрослые художники могут только мечтать.

Изобразительная деятельность, пожалуй, единственная область творчества, где в процессе обучения полная свобода не только допустима, но и необходима.

У детей не бывает удач или неудач в рисовании. Они умеют рисовать всегда, сегодня – так, а завтра – не хуже или лучше, а просто иначе.


ОБУЧЕНИЕ  СПОСОБАМ ИЗОБРАЖЕНИЯ

Одно из важнейших условий развития творчества у детей дошкольного возраста – овладение способами изображения в рисунке. Известно, что любой деятельностью, в том числе и художественной, ребенок может овладеть, усваивая от взрослых те или иные способы. Для успешного осуществления творчества в рисовании ему необходимо овладеть не просто способами деятельности, а обобщенными способами создания изображения, которые, позволят воплощать любое задуманное содержание.

Наблюдения за рисованием детей показывают: ребенок стремится передать сходство изображения с предметами и явлениями окружающей жизни. Однако дошкольнику это далеко не всегда удается из-за отсутствия соответствующих умений. Вот почему так важно, чтобы дети овладели такими изобразительными движениями, которые позволят им передать форму разнообразных предметов в рисунке. Начинать формирование обобщенного способа изображения в рисунке надо с момента организации восприятия предмета.

Какими же формообразующими движениями должны овладеть дети в детском саду, чтобы свободно отражать в рисунках предметы и явления окружающего мира? Все предметы по форме, если их сопоставить с геометрическими эталонами, условно можно разделить их на группы: состоящие из линий, круглой и овальной формы и, наконец, прямолинейной формы – квадратной, прямоугольной, треугольной. В особую группу выделим предметы, состоящие из сочетаний названных форм, например дом, тележка, машина, цветок и др. Однако заметим: для их изображения не нужны новые формообразующие движения. В практике обучения рисованию в детских садах все еще используется такой путь, когда воспитатель, почувствовав, что дети затрудняются, сам показывает способы изображения. Такой путь нельзя признать рациональным, соответствующим современному уровню требований.

Современные требования, предъявляемые для усвоения знаний, выдвигают необходимость обучения детей обобщенным способам действия, которые должны быть пригодны для решения целого класса задач. Решение возможно при условии, если ребенок овладеет формообразующими движениями. Иными словами, овладевая способом изображения одного предмета, он одновременно усваивает способ изображения любого сходного по форме предмета, т.е. усваивает обобщенный способ действия. Обобщенность детского рисунка идет от двигательного опыта. Повторяя одно и то же рисовальное движение для изображения разных предметов, ребенок постепенно приобретает опыт. Начинать формирование обобщенного способа изображения надо с момента организации восприятия предмета. Владение обобщенными способами изображения обеспечивает ребенку самостоятельность и умение творчески решать любую изобразительную задачу.


ИНСТРУМЕНТЫ И МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Каждая техника предполагает использование различных ин струментов. Каждый изобразительный инструмент имеет свою специфику, что определяет способы работы с ним. Рас смотрим особенности каждого инструмента.

Карандаши (цветные, простые) позволяют более четко вы делить линию контура, точнее всего передать форму и кон струкцию. Карандашом можно провести узкую линию. При этом для получения более широкой линии требуется неоднократное движение, заполнение же цветом всего рисунка связано с мно гократными повторными движениями (сверху вниз, слева на право или же по косой). Чем большую поверхность нужно за красить, тем дольше будут совершаться эти движения. Овладе ние карандашной техникой рисования необходимо потому, что контурный линейный рисунок — основа изображения.

Фломастеры всевозможных оттенков и цветов могут об ладать специфическим запахом, при соприкосновении с бума гой оставляют сочные, яркие линии без особого нажима руки. Рисунок таким инструментом может быть выполнен как кон турно, так и штрихом.

Возможные ошибки при использовании

  1. Не учитывается тип карандаша. Для дошкольного возраста предпочтительнее   использовать  карандаши  ТМ,   М,   2М. Твердые карандаши не дают возможности показать толщину и цвет линии, что в свою очередь сказывается на качестве работы и усвоении материала. Мягкий карандаш позволяет производить разнонаправленные движения, не отрываясь от бумаги. Изменение интенсивности цвета достигается из менением силы нажима на карандаш:  слабый  нажим — более светлый цвет, сильный нажим — более интенсивный цвет.
  2. Неправильно подбирается формат бумаги. Часто можно ви деть, как для небольшого карандашного рисунка выдаются такие же большие листы бумаги, как и для работы краска ми. В результате лист оказывается незаполненным (много неоправданно пустого белого пространства, из-за чего ри сунок плохо смотрится), или же ребенок, стремясь его за полнить, создает слишком крупное изображение и не успе вает закончить рисунок.
  3. Для работы с цветными карандашами предлагается цветная бумага, на которой полученное изображение плохо смот рится. Все это снижает качество рисунков, лишает их вы разительности.
  4. При работе с фломастерами следует объяснить детям прави ла обращения с материалом: обязательно закрывать колпа чок, не набирать много фломастеров, не закрашивать боль шие пространства, расходуя цвет (с таким же успехом это можно сделать краской). Из-за длительного закрашивания рука устает, отчего у ребенка пропадает желание выполнять работу дальше.

Кисти — колонковые, беличьи, щетинные. Щетинные кисти предназначены для работы масляными красками, но могут быть использованы и в живописи темперными и гуашевыми красками («набрызг» — встряхивание кистью, в результате чего получаются различные по форме и расположению точки, «сухая» кисть - для передачи фактуры пушистой шерсти животных). Беличьи и ко лонковые кисти используются в основном в акварели и гуаши. По форме они бывают плоские и круглые. Величину кисти обо значают номером. Номера плоских кистей соответствуют их ши рине в миллиметрах, а номера круглых кистей — диаметру (также выраженному в миллиметрах).

Кисть — мягкая. Работа с ней не требует сильного нажима, сопротивление материала незначительное. Это снимает на пряжение руки, характерное для работы с карандашом, поэ тому при работе с кистью рука устает меньше. Линия контура кистью получается расплывчатой, недостаточно четкой. Работа кистью и краской позволяет получить цветовое пятно, сочную широкую линию, быстро покрывать цветом большие поверх ности рисунка без затраты усилий. Рисуя кистью, можно по лучить широкую линию, если опереться всем ворсом, и тонкую, если касаться бумаги только ее концом. Научившись прикла дывать кисть ворсом плашмя, ребенок получает в свободное распоряжение прием «примакивание», с помощью которого мо гут создаваться разнообразные элементы узора (цветы, лис тья, лепестки). Однако мягкий ворс кисти портится при неот рывном движении кисти туда - обратно.

Возможные ошибки при использовании

  1. Ни   в  коем  случае  нельзя  давать  кистям  засыхать  или ставить кисти  в банку ворсом вниз, так как происходит деформация.  После работы акварельными красками или гуашью кисти лучше мыть теплой водой. Вымытую кисть нужно поставить в специально отведенный стаканчик вор сом  вверх или завернуть в бумагу, тогда она сохранит свою форму.
  2. Для  практических занятий каждому ребенку необходимо иметь в наборе не меньше 2—3 кистей разной толщины и фактуры.

Краски — акварельные, гуашь, масляные, темперные. Акварельные — водно-клеевые из тонко растертых пигментов, смешанных с камедью, декстрином, глицерином, иногда с ме дом или сахарным сиропом. Выпускаются сухие — в виде пли ток, полусырые — в фарфоровых чашечках или полужидкие — в тюбиках. Акварелью можно писать по сухой или сырой бу маге сразу, в полную силу цвета, а можно работать лессиров ками, постепенно уточняя цветовые отношения натуры. Гуашь — водная краска, обладающая большими кроющими возможностями. Эти краски после высыхания быстро светлеют и нужен немалый опыт, чтобы предвидеть степень изменения их тона и цвета. Гуашевыми красками пишут на бумаге, кар тоне, фанере. Готовые работы имеют матовую бархатистую поверхность. Масляные — красители, смешанные с растительным мас лом: льняным, маковым или ореховым. От воздействия света и воздуха масляные краски постепенно затвердевают. Многие основы (холст, дерево, картон) перед работой на них красками загрунтовывают. Темперные водно-клеевые краски, приготовленные из сухих порошков, смешанных с яичным желтком, разведенным клеевой водой. В настоящее время производятся также полу жидкие краски, заключенные в тюбики и изготовленные на желтке. Темперными красками можно писать густо, как мас ляными, или жидко, как акварельными, разбавляя их водой. Сохнут они медленнее гуаши. Недостатком является разница в оттенках сырой и высохшей краски. Картины, написанные темперными красками, имеют матовую поверхность, поэтому их иногда покрывают специальным лаком, устраняющим эту матовость.

Возможные ошибки при использовании

  1. Акварель не выносит исправлений, многочисленных повтор ных прописок смешанными красками. Нередко педагоги ис пользуют технику акварели в сочетании с другими материала ми: гуашью, темперой, углем. Однако в этом случае теряются главные качества акварельной живописи — насыщенность, прозрачность, чистота и свежесть, то есть именно то, что от личает акварель от любой другой техники.
  2. С дошкольниками лучше практически начинать работать с акварелью со стар шей группы, когда дети владеют навыками и умениями в ра боте с изобразительным материалом.

Угольный карандаш «ретушь» мягче обычных цветных ка рандашей и позволяет получить более широкую линию барха тистого цвета.

Сангина — короткие палочки-карандаши. Они могут быть разнообразных оттенков коричневого цвета.

Оба эти материала по-своему выразительны, они дают раз ную фактурную линию.  Особенно выразительно получаются угольным  карандашом  и  сангиной  изображения деревьев. Благодаря мягкости этих материалов можно легко получить линии разной толщины (утолщение ствола, тонкость веток), работать с ними легче, чем с обычными цветными каранда шами, которые дают тонкую линию и требуют сильного нажима для получения более интенсивных штрихов.

Пастель — цветные карандаши без оправы, изготовленные из красочного порошка. Их получают путем смешивания кра сочного порошка с клеящим веществом (вишневым клеем, декстрином, желатином, казеином). Рисуют пастелью на бума ге, картоне или холсте. Цвет наносят штрихами, как в рисунке, или же втирают пальцами с растушевкой, что позволяет до биться тончайших красочных нюансов и нежнейших переходов цветов, матовой бархатистой поверхности. При работе пасте лью можно легко снимать или перекрывать красочные слои, так как она свободно соскабливается с грунта.

Возможные ошибки при использовании

  1. Угольный карандаш, пастель и сангина хрупки, поэтому при рисовании ими нужно лишь слегка касаться бумаги, иначе грифель карандаша и палочка сангины быстро сломаются. Карандаш «ретушь», как и цветные карандаши, не нужно остро затачивать. Сангина же совсем не затачивается.
  2. Не стоит пытаться закрашивать рисунок сангиной или пасте лью так же, как цветным карандашом, близко проводя штри хи. При этом материал ссыпается, а просветы остаются.

Введение этих материалов для рисования целесообразно только в старшей и подготовительной к школе группах, ког да детьми уже должны быть освоены основные способы работы цветными карандашами и кистью.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Инициативность дошкольников как образовательный результат»

Консультация о том, что же необходимо для становления детской инициативности: какие условия и компетентности воспитателя....

Влияние атмосферы семейной жизни на процесс и результат воспитания личности

Семья - один из инструментов, обеспечивающих взаимодействие личности и общества, интеграцию и определение приоритетности их интересов и потребностей. Она дает человеку представления о жизненных целях ...

Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста с применением нетрадиционных форм рисования в процессе взаимодействия с семьей

Образовательный проект на тему "Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста с применением нетрадиционных форм рисования в процессе взаимодействия с семьей"...

Анализировать процесс и результаты организации различных видов деятельности и общения детей

Моя педагогическая практикаОтчеты по педагогической практики...

Использование игровых приёмов обучения для повышения интереса к процессу и результату продуктивной деятельности у детей среднего возраста

В условиях модернизации системы дошкольного образования одним из ведущих направлений является индивидуальное творческое развитие ребёнка. На сегодняшний день, это ещё и освоение Федерал...

План по самообразованию. Тема: «Ознакомление детей дошкольного возраста с нетрадиционными техниками рисования в процессе экспериментальной деятельности».

Актуальность темы:«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Д...