Доклад по теме: «Ознакомление детей с декоративно- прикладным искусством, как средством духовного развития личности с нарушением слуха»
статья по рисованию на тему

Петрова Мария Кимовна

 

МБДОУ « Детский сад компенсирующего вида № 26» города Чебоксар

Доклад

по теме:

«Ознакомление детей с декоративно- прикладным искусством, как средством духовного развития личности с нарушением слуха»

 

Подготовила

 воспитатель 1 квалификационной категории

 Петрова Мария Кимовна

Чебоксары

Январь 2012год

Актуальность

Воспитание гражданина  и патриота, знающего и любящего свою Родину, не может быть успешно решено  без познания глубокого духовного богатства своего народа, освоения духовной культуры.

Задача педагога состоит в том, чтобы дети с нарушенным слухом были знакомы с народным искусством.

     Цель педагога – изучить народное искусство и адаптировать для детей с нарушенным слухом.

     Для этого я в перспективном планировании включаю ряд занятий по данной теме в определенной системе начиная со2 младшей группы. По народному творчеству проводится 3 занятия в месяц (лепка, аппликация и рисование). Задачи по народному творчеству, постепенно усложняются.  

     Введение  в процесс познания и усвоения должен начинаться как можно раньше, образно говоря, с молоком матери ребенок должен впитывать культуру своего народа через колыбельные песни, потешки, сказки, произведения народного декоративного искусства. Только в этом случае народное искусство, оставит в душе ребенка след, вызовет устойчивый интерес. Красота родной природы, особенности быта  русского народа, его всесторонний талант предстают перед детьми живо и непосредственно в произведениях народных мастеров.

     Воспитательное значение народного искусства, культуру России невозможно представить себе  без народного искусства, которое раскрывает истоки духовной жизни русского народа, наглядно демонстрирует его моральные, эстетические ценности, художественный вкус и является частью его истории. Народное декоративно- прикладное искусство должно найти большее отражение в содержании образования и воспитании подрастающего поколения. Сейчас, когда образцы массовой культуры других стран  активно внедряются в жизнь, быт, мировоззрение детей. И если говорить о возможности выбора своих жизненных идеалов, эстетических ценностей, представлений подрастающим поколением, то надо говорить и о предоставлении детям возможности знать истоки национальной культуры и искусства.

     Народное искусство, являясь первоосновой профессионального искусства, способствует формированию художественного вкуса, основных эстетических критериев, развитию эстетического отношения детей к профессиональному искусству, природе, окружающей действительности.

     Источниками народного творчества является родная природа, окружающий быт, а его произведения становятся частью окружающей жизни, повседневного быта. Деревянная посуда из липы, расписанная мастерами из Хохломы, по красоте и убранству драгоценной посуде ровня. «Золото из Хохломы в воде не тонет и в огне не горит».

     А какие игрушки делали народные мастера на забаву и потеху ребятишкам! Вот сестрицы – матрешки мал мала меньше – чем не забава спрятать всех в одну? Каждая глазастая, румяная, нарядная.

     Дымковские глиняные расписные игрушки тоже делались заботливыми крестьянскими руками, чтобы порадовать сыночка или дочку. В строгости воспитывались крестьянские дети, но и порадовать их игрушкой родителей не забывали. 

     Народное искусство как проявление творчества народа близко по своей природе творчеству ребенка (простота, завершенность формы, обобщенность образа), именно поэтому оно близко восприятию ребенка, понятно ему. В народном декоративно – прикладном искусстве окружающий мир отражается условно, символами, здесь нет натуралистического воспроизведения, художник избегает излишней детализации, но сохраняет целостность, законченность образа.

  • Включение ребенка с нарушенным слухом в различные виды художественной деятельности, основанные на материале народного творчества, - одно из главных условий полноценного эстетического воспитания ребенка и развития его художественно – творческих способностей.

     Подчеркивая значение искусства для разностороннего развития человека (а народное искусство является его неотъемлемой частью), известный психолог Б.М. Теплов писал: «Искусство очень широко и глубоко захватывает различные стороны психики человека, не только воображение и чувство, что представляется само собой разумеющимся, но мысли, и волю. Отсюда его огромное значение в развитии создания и самосознания, в воспитании нравственного чувства и формировании мировоззрения. Поэтому-то художественное воспитание и является одним из могучих средств, содействующих всестороннему и гармоническому развитию личности».

     В изобразительном искусстве народа «поэтический, волшебный реализм» (по образному и весьма точному определению В.Н. Василенко) служит непреложной основой, своего рода художественным методом». Имеет ярко выраженные характерные черты: традиционность, коммуникативность, коллективный характер творчества, высокое совершенство языка, человечность, связь с окружающей жизнью.  

Коллективность творчества- важное качество, так как труд носит коллективный характер: изделия создаются целым коллективом, это часто является семейным делом.

     Традиционность в народном искусстве имеет глубокие корни, уходящие в глубину веков. Веками отбирались и отрабатывались характерные черты того или иного вида росписи, вышивки, ее колорит, композиционный строй, элементы.

Народное искусство, включая все его виды, обладает большими воспитательными возможностями. Оно несет в себе огромный духовный заряд, эстетический и нравственный идеал, веру в торжество прекрасного, в победу добра и справедливости. Народное искусство позволяет приобщать детей к духовной культуре своего народа, частью которой оно является.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Декоративно – прикладное искусство как средство гармонического развития личности.

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА СЕМИНАРЕ НА ТЕМУ "РАЗВИТИЕ ИНТЕРЕСА ДЕТЕЙ К НАРОДНОМУ И ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОМУ ИСКУССТВУ"выступление подготовила учитель-логопед Тихонова М.А....

Декоративно-прикладное искусство как средство всестороннего развития личности дошкольника в соответствии с ФГОС.

Декаративно-прикладное искусство как часть нашей повседневной жизни и как очень важный компонент в воспитании и развитии личности дошкольников....

Консультация для воспитателей на тему: «Ознакомление дошкольников с народным декоративно – прикладным искусством»

Ознакомление дошкольников с народным – прикладным искусством помогает решать задачи нравственного, патриотического и художественного воспитания. Педагог не только дает детям определенный объем з...

Консультация для воспитателей на тему: Ознакомление дошкольников с народным декоративно-прикладным искусством.

Консультация для воспитателей на тему: Ознакомление дошкольников с народным декоративно-прикладнымискусством....

Декоративно-прикладное искусство как средство эстетического развития дошкольников.

Декаративно-прикладное искусство как средство эстетического развития дошкольников...

Декоративно-прикладное искусство как средство эстетического развития дошкольников.

Декоративно-прикладное искусство как средство эстетического развития дошкольников....