Кружок "Акварель" программа
методическая разработка по рисованию (старшая группа) по теме

Хабибова Люция Мубарякзяновна

 

В рамках кружковых занятий дети неограниченны в возможностях выразить в рисунках свои мысли, чувства, переживания, настроение. Использование различных приемов способствуют выработке умений видеть образы в сочетаниях цветовых пятен и линий и оформлять их до узнаваемых изображений. Занятия кружка не носят форму «изучения и обучения». Дети осваивают художественные приемы и интересные средства познания окружающего мира через ненавязчивое привлечение к процессу рисования. Занятие превращается в созидательный творческий процесс педагога и детей при помощи разнообразного изобразительного материала, который проходит те же стадии, что и творческий процесс художника. Этим занятиям отводится роль источника фантазии, творчества, самостоятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_akvarel_programma.docx43.94 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Способность к творчеству – отличительная черта человека, благодаря которой он может жить в единстве с природой, создавать, не нанося вреда, преумножать, не разрушая.

Психологи и педагоги пришли к выводу, что раннее развитие способности к творчеству, уже в дошкольном детстве – залог будущих успехов.

Желание творить – внутренняя потребность ребенка, она возникает у него самостоятельно и отличается чрезвычайной искренностью. Мы, взрослые, должны помочь ребенку открыть в себе художника, развить способности, которые помогут ему стать личностью. Творческая личность – это достояние всего общества.

Рисовать дети начинают рано, они умеют и хотят фантазировать. Фантазируя, ребенок из реального мира попадает в мир придуманный. И увидеть его может лишь он.

Известно, что изобразительная деятельность – это деятельность специфическая для детей, позволяющая им передавать свои впечатления от окружающего мира и выражать свое отношение к изображаемому. Ребенок в процессе рисования испытывает разные чувства – радуется созданному им красивому изображению, огорчается, если что-то не получается, стремится преодолеть трудности.

Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического воспитания, так как оно связано с самостоятельной практической и творческой деятельностью ребенка. В процессе рисования у ребенка совершенствуются наблюдательность и эстетическое восприятие, художественный вкус и творческие способности. Рисуя, ребенок формирует и развивает  у себя определенные способности: зрительную оценку формы, ориентирование в пространстве, чувство цвета. Также развиваются специальные умения и навыки: координация глаза и руки, владение кистью руки.

Систематическое овладение всеми необходимыми средствами и способами деятельности обеспечивает детям радость творчества и их всестороннее развитие (эстетическое, интеллектуальное, нравственно-трудовое, физическое). А также, позволяет плодотворно решать задачи подготовки детей к школе.

Работы отечественных и зарубежных специалистов свидетельствуют, что художественно – творческая деятельность выполняет терапевтическую функцию, отвлекая детей от грустных, печальных событий, обид, снимая нервное напряжение, страхи. Вызывает радостное, приподнятое настроение, обеспечивает положительное эмоциональное состояние каждого ребенка.

Развитию творческих способностей дошкольника уделяется достаточное внимание в таких комплексных программах, как: «Детство», «Радуга», «Развитие» и др. авторы программ нового поколения предлагают, через раздел художественно – эстетического воспитания, знакомить детей с традиционными способами рисования. Развивая, таким образом, творческие способности ребенка.

Несформированность графических навыков и умений мешает ребенку выражать в рисунках задуманное, адекватно изображать предметы объективного мира и затрудняет развитие познания и эстетического восприятия. Так, сложной для детей дошкольников является методика изображения предметов тонкими линиями. Линия несет вполне конкретную художественную нагрузку и должна быть нарисована достаточно профессионально, что не удается детям в силу их возрастных особенностей. Предметы получаются не узнаваемыми,  далекими от реальности.

Изобразительное же искусство располагает многообразием материалов и техник. Зачастую ребенку недостаточно привычных, традиционных способов и средств, чтобы выразить свои фантазии.

Проанализировав авторские разработки, различные материалы, а также передовой опыт работы с детьми, накопленный на современном этапе отечественными и зарубежными педагогами-практиками, я заинтересовалась возможностью применения нетрадиционных приемов изодеятельности в работе с дошкольниками для развития воображения, творческого мышления и творческой активности. Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Несомненно, достоинством таких техник является универсальность их использования. Технология их выполнения интересна и доступна как взрослому, так и ребенку.

Именно поэтому, нетрадиционные методики очень привлекательны для детей, так как они открывают большие возможности выражения собственных фантазий, желаний и самовыражению в целом.

На практике эти задачи реализуются мной через занятия кружка «Акварель». В рамках кружковых занятий дети неограниченны в возможностях выразить в рисунках свои мысли, чувства, переживания, настроение. Использование различных приемов способствуют выработке умений видеть образы в сочетаниях цветовых пятен и линий и оформлять их до узнаваемых изображений. Занятия кружка не носят форму «изучения и обучения». Дети осваивают художественные приемы и интересные средства познания окружающего мира через ненавязчивое привлечение к процессу рисования. Занятие превращается в созидательный творческий процесс педагога и детей при помощи разнообразного изобразительного материала, который проходит те же стадии, что и творческий процесс художника. Этим занятиям отводится роль источника фантазии, творчества, самостоятельности.

В силу индивидуальных особенностей, развитие творческих способностей не может быть одинаковым у всех детей, поэтому на занятиях я даю возможность каждому ребенку активно, самостоятельно проявить себя, испытать радость творческого созидания. Все темы, входящие в программу, изменяются по принципу постепенного усложнения материала.

Цель программы:

Формировать художественное мышление   нравственные черты личности через различные способы рисования.

Задачи программы:

  1. Формирование всесторонне развитой личности:
    - развитие коммуникативных качеств;
    - развитие воображения, как основы творческой деятельности ;
    - развитие образной, ассоциативной памяти, внимания;
    - развитие речи;
    - формирование нестандартного мышления;
    - развитие координации и мелкой моторики;
  2. Сохранение и укрепление психологического здоровья ребенка.
  3. Развитие изобразительных навыков и умений.
  4. Приобщение детей к истокам мировой и национальной культуры.

Используемые методы:

– позволяют развивать специальные умения и навыки, подготавливающие руку ребенка к письму;

– дают возможность почувствовать многоцветное изображение предметов, что влияет на полноту восприятия окружающего мира;

– формируют эмоционально – положительное отношение к самому процессу рисования;

– способствуют более эффективному развитию воображения, восприятия и, как следствие, познавательных способностей.

Программа построена на основе принципа непрерывности и постепенного усложнения содержания учебного материала.

Методическое обеспечение.

- Нетрадиционные техники:

- Тычок жесткой полусухой кистью.

- Рисование пальчиками.

- Рисование ладошкой.

- Оттиск поролоном.

- Оттиск пенопластом.

- Оттиск смятой бумагой.

- Восковые мелки и акварель.

- Свеча и акварель.

- Монотипия предметная.

- Черно-белый граттаж.

- Кляксография.

- Кляксография с трубочкой.

- Набрызг.

- Отпечатки листьев.

- Монотипия пейзажная.

Материал:

– акварельные краски, гуашь;

– восковые и масляные мелки, свеча;

– ватные палочки;

– поролоновые печатки;

– коктельные трубочки;

– палочки или старые стержни для процарапывания;

– матерчатые салфетки;

– стаканы для воды;

– подставки под кисти;

– кисти.

Организация занятий кружка:

Два занятия в неделю по 30 – 35 минут.

Ожидаемый результат работы кружка:

Организация ежемесячных выставок детских работ для родителей.

Тематические выставки в ДОУ.

Участие в городских и областных выставках и конкурсах в течение года.

Программа построена на основе принципа непрерывности и постепенного усложнения содержания учебного материала.

Задачи работы с детьми 3-4 лет.

  1. Развивать интерес, внимание, любознательность, эмоциональный отклик детей на отдельные эстетические свойства и качества предметов окружающей действительности, на эстетическую сторону явлений природы и некоторых социальных явлений.
  2. Формировать умение рассматривать картинку, рисунок, узнавать в изображенном знакомые образы предметов, живых объектов, понимать сюжет, эмоционально и эстетически реагировать, сопереживать героям.
  3. Знакомить с произведениями прикладного искусства, которые составляют эстетическую среду, формируя эмоциональную отзывчивость, художественную насмотренность, видение таких средств выразительности, как  цвет, цветовой ритм.
  4. Развитие у детей интереса и желания заниматься изобразительной деятельностью.

 

Задачи работы с детьми 4-5 лет.

  1. Развивать у детей эмоциональную отзывчивость на произведения ИЗО искусства, понимать содержание, средства выразительности ( цвет, форма, композиция ), подводить к пониманию того, что передают настроение.
  2. Поощрять самостоятельность, инициативу при выборе содержания изображаемого.
  3. Развивать способность воспринимать художественный образ литературного произведения, соотношения личного опыта с фактами, описанными в них.
  4. Формировать образные представления о предметах и явлениях природного характера, видеть их общие, типичные признаки и свойства, понимать взаимосвязь и красоту природных явлений.
  5. Развивать художественное восприятие произведений искусства. Подводить к пониманию единства содержания и средств выразительности в разных видах искусства.
  6. Формировать навыки и умения собственности, творческой, изобразительной декоративной деятельности.
  7. Формировать представления о некоторых видах русского народного декоративного искусства; что их образ и узор, элементы взяты человеком из природы, окружающего мира.

Задачи работы с детьми 5-6 лет.

  1. Формировать эмоционально отзывчивости, сопереживание состоянию, настроению героев художественных произведений, умения соотносить увиденное с собственным опытом чувства и переживаний.
  2. Создание орнаментов и узоров растительного и предметного характера, используя ритм, симметрию в композиционном построении.
  3. Развивать умение выделять главное, передавать взаимосвязи между объектами, изображать предметы близкого и среднего плана.
  4. Использовать цвета, как средства передачи настроения, состояния, отношения к изображаемого, создание новых цветовых тонов.
  5. Расширять представление о русском народном творчестве.
  6. Создавать выразительные образы через форму, пропорции, характерные позы, жесты, подражая творчеству художников, используя при этом различные материалы.
  7. Создавать новые цветовые тона. Освоение новых способов работы акварелью.
  8. Совершенствовать навыки и умения детей в лепке более сложных по форме и строению предметов комбинированных способов, употреблять при этом стеки, штампы, материалы, для укрепления удлиненных, вытянутых форм (монументальное и декоративное).
  9. Расширять и углублять представление о разных видах и жанрах изобразительного искусства: графика, живопись, умение видеть их особенности и отличительные признаки.
  10. Отражать в рисунке, лепке своеобразные архитектуры стиля и назначение сооружение, зданий. Составлять скульптурные композиции из несколько предметов, передавать величинные отношения между ними и в самой фигуре.

Задачи работы с детьми 6-7 лет.

  1. Обучить понимать то, что искусство отражает окружающий мир ребенка и художник  изображает то, что он видит, что вызвало интерес, удивление, формировать умение видеть и изображать линию горизонта, линейную перспективу в сюжетном рисовании.
  2. Совершенствовать технические навыки и умения в создании новых цветовых тонов и оттенков: путем разбеливания, добавление черного она.
  3. Расширять представления о декоративном искусстве, украшая предмет с помощью  орнамента и узоров растительного и предметного характера использовать ритм, симметрию, в композиционном построение.
  4. Обучить использовать стилевые особенности цвета, присущие русским росписям и росписям других народов.
  5. В лепке создавать объемы и рельефы изображения, употреблять штампы, материалы для украшения форм.
  6. Формировать представление об индивидуальном материале творчества некоторых художников, графиков, скульпторов.
  7. Передавать признаки необычности, сказочности, применяя различные средства выразительности.
  8. Различать виды русского прикладного искусства по основным стилевым признакам.
  9. Дать знания о видах портретной живописи.
  10. Передавать динамику и статику при создании изображений в лепке.
  11. Совершенствовать художественные навыки в сюжетных работах (рисование, лепка), соблюдать взаимосвязи между объектами построения, композиция. Привлекать детей к работе различных изобразительным материалом.

Перспективный  план  

занятий кружка «Акварель»

средняя группа

Месяц

Тема занятия

Программное содержание

Сентябрь

Осенние листья

Познакомить детей с новым способом рисования «по – сырому», с теплыми цветами,

Сентябрь

Ягоды рябины

Познакомить с пальчиковым методом рисования ягод рябины. Закреплять умение раскрашивать листья рябины способом «по – сырому».

Октябрь

Астры в вазе

Познакомить детей со способом рисования тычком жесткой кистью. Закреплять умение правильно держать кисть, углублять представления о цвете и геометрических формах.

Октябрь

Ежик

Учить рисовать животных способом тычка. Учить рисовать ежика с помощью овала, подрисовывать недостающие элементы. Закреплять умение детей рисовать кисточкой разными способами.

Ноябрь

Гроздь винограда

Учить детей передавать форму грозди винограда в рисунке, формировать умение самостоятельно выбирать цвет ягод (светло – зеленый или фиолетовый), закрепить способом рисования пальчиком ягод винограда.

Ноябрь

Грибы

Учить передавать в рисунке композицию из трех грибов. Познакомить детей с новым способом рисования с помощью ватных палочек. Развивать воображение, творчество, учить передавать образ природы в рисунках.

Декабрь

Елочка

Развивать у детей чувство цвета, закреплять умение рисовать способом тычка. Познакомит с новым способом «набрызга» с помощью зубной щетки. Развивать эстетическое восприятие.

Декабрь

Волшебный лес

Познакомить детей с новым способом рисования «паралоном». Учить рисовать пушистый снег на ветках деревьев и елочек, сугробов на земле.

Январь

Морозные узоры

Учить детей рисовать узоры с помощью свечки, закреплять умение раскрашивать рисунок способом «размывки». Развивать чувство композиции.

Январь

Снегири на ветке (метод тычка)

Формировать у детей обобщенное представление о птицах. Учить рисовать снегирей с помощью овала, используя метод «тычка».

Февраль

Зайчонок

Продолжать учить детей угольным карандашом изображать мех мелкими штрихами, учить рисовать зайчика с помощью овалов, закреплять умение рисовать кончиком мягкой кисти мелкие детали рисунка.

Февраль

Снегурочка возле елочки.

Учить передавать сказочный образ Снегурочки через ее наряд, подбирать холодные цвета, с помощью ватных палочек рисовать узоры на шубке. Закреплять умение пользоваться такими материалами как гуашь.

Март

Превращение ладошки (красивый цветок)

Учить детей обводить свои ладошки, придумывать красивый сказочный цветок. Развивать воображение и творчество.

Март

Подарок маме

(ваза для цветов)

Совершенствовать умения детей в различных изобразительных техник («диотипия», раскрашивание ватными палочками) Развивать чувство композиции и ритма.

Апрель

Забавные рожицы

Развивать чувство прекрасного, желание создавать что-то нетрадиционное. Вызывать эмоциональное отношение к образу. Развивать у детей воображение и чувство юмора.

Апрель

Мой маленький друг (техника тычка)

Учить рисовать собак, расширять знания о домашних животных. Познакомить с техникой рисования тычком полусухой жесткой кистью. Учить имитировать шерсть животного, используя создаваемую тычком фактуру как средство выразительности. Учить наносить рисунок по всей поверхности бумаги.

Май

Расцвели одуванчики

Закреплять умение самостоятельно рисовать методом тычка цветы (большие и маленькие овалы и круги), учить располагать цветы по всему листу бумаги, закреплять умение рисовать тонкой ксточкой листья и стебли. Расширять знания о первых весенних цветах.

Май

Дымковский конь

Учит детей расписывать ярким узором фигуру коня с помощью ватных палочек и пальчиков, использовать разное положение кисточки при рисовании.

старшая группа

Месяц

Тема занятия

Программное содержание

Сентябрь

В садах созрели яблоки

Учить детей рисовать яблоки на ветке, закреплять умение наносить один слой краски на другой методом тычка.

Сентябрь

Осенние листья (печатание листьями)

Познакомить с техникой печатания листьями. Развивать цветовосприятие. Учить смешивать краски прямо на листьях или тампоном при печати.

Октябрь

Осенняя сказка

Учить отражать особенности изображаемого предмета, используя нетрадиционные изобразительные техники. Развивать чувство композиции. Совершенствовать умение работать в различных техниках.

Октябрь

Дерево колдуньи (рисование пастелью

Развивать чувство прекрасного, умение передавать свои впечатления полученные ранее. Воспитывать самостоятельность в создании образа.

Ноябрь

Разноцветные рыбки (нетрадиционное рисование

Вызвать интерес к рисованию, стремление передавать образ рыбки разными способами, добиваться выразительного образа. Учить рисовать пастелью и способом размывки Развивать аккуратность.

Декабрь

Снежная семья

Учит рисовать снеговикков разных размеров; закреплять приемы изображения круглых форм в различных сочетаниях; совершенствовать технику рисования тычком.

Декабрь

Осьминожки (рисование ладошками)

Развивать у детей чувство цвета, умение выполнять рисунок не только кистью, но и руками, пальцами. Развивать эстетическое восприятие.

Декабрь

Волшебный лес (граттаж)

Вызвать интерес к сказочному образу, развивать воображение. Учить детей процарапывать элементы рисунка.

Январь

Невиданный зверь

(кляксография)

Развивать самостоятельность, активность в поисках способов изображения сказочного образа.

Январь

Белая береза

Развивать у детей воображение, интерес к результатам рисования, понимать рисунок, как средство передачи впечатлений. Учить детей рисовать по наждачной бумаге.

Январь

Зимняя сказка (рисование пальцами, печать по трафарету)

Упражнять в печати по трафарету. Закреплять умение рисовать деревья пастелью, рисовать пальчиками. Развивать чувство композиции.

Февраль

Снегири на ветке (метод тычка)

Формировать у детей обобщенное представление о птицах. Пробуждать интерес детей к известным птицам. Расширять знания о перелетных птицах. Учить рисовать снегирей, используя метод тычка.

Февраль

Сказочная птица (эксперименти-рование с материалами)

Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных техниках. Познакомить с райскими птицами.

Март

Что за чудо эти сказки (пятно, штрих, линия)

Продолжать учить использовать выразительные средства графики (пятно, штрих, линия). Учить продумывать расположение рисунка на лице. Закреплять умение пользоваться такими материалами как гуашь.

Март

Бабочки

Учить создавать выразительный образ не только с помощью красок и кисти, методом монотипии.

Март

Превращение ладошки

Совершенствовать умение делать отпечатки ладони и дорисовывать их до определенного образа. Развивать воображение и творчество.

Апрель

Подарок маме

Совершенствовать умения детей в различных изобразительных техник. Развивать чувство композиции и ритма.

Апрель

Домовые мыши

Учить рисовать мышей с помощь овалов и кругов. Закреплять умение рисовать угольным карандашом, использую штриховку и разный нажим.

Май

Мой маленький друг

Учить рисовать собак, расширять знания о домашних животных. рисования тычком полусухой жесткой кистью. Учить имитировать шерсть животного, используя создаваемую тычком фактуру как средство выразительности. Учить наносить рисунок по всей поверхности бумаги.

Май

Весенние сады

Учить изображать цветущие деревья, строение дерева. Развивать эстетическое восприятие, любовь к природе, желание передавать ее красоту.

Перспективный  план  занятий

кружка «Акварель»

подготовительная к школе группа

Месяц

Тема занятия

Программное содержание

Октябрь

Осенние пейзажи (рисование по сырому)

Учить отражать особенности изображаемого предмета, используя различные нетрадиционные изобразительные техники. Развивать чувство композиции, совершенствовать умение работать в разных техниках.

Октябрь

Пестрые кошки (рисование ватными палочками)

Закреплять умение передавать колорит дымковских узоров. Учить комбинировать различные, освоенные ранее, элементы в новых сочетаниях. Развивать чувство композиции, цветовое восприятие.

Октябрь

Мы ходили в зоопарк (восковые мелки)

Воспитывать любовь и заботливое отношение к животным, представление о том, что все в природе взаимосвязано, чувство ответственности за окружающий мир. Закреплять умение использовать различные материалы, представление о композиции, сочетании цветов. Развивать воображение, творчество, самостоятельность в выборе сюжета и изобразительных средств.

Октябрь

Пушистые животные (тычок жесткой кистью)

Совершенствовать умение детей в различных изобразительных техниках. Учить, наиболее выразительно, отображать в рисунке облик животных. Развивать чувство композиции.

Ноябрь

Фруктовая мозаика (восковые мелки, акварель)

Продолжать учить составлять натюрморт из фруктов, определять форму, величину, цвет и расположение различных частей, отображать эти признаки в рисунке. Упражнять в аккуратном закрашивании изображений фруктов восковыми мелками, создании созвучного тона с помощью акварели.

Ноябрь

Кошка и котята

Закреплять знания о внешнем виде животного. Учить всматриваться в особенности движения, шерстки, выражения глаз и др. Воспитывать доброе отношение к животным. Учить строить композицию, используя различные материалы для создания выразительности образа.

Ноябрь

На дне морском (рисование ватными палочками и акварелью)

Совершенствовать умение в нетрадиционной изобразительной технике акварель, отпечатки ладоней). Учить превращать отпечатки ладоней в рыб и медуз, рисовать различные водоросли. Развивать воображение, чувство композиции.

Декабрь

Белая береза (граттаж)

Познакомить с нетрадиционной изобразительной техникой черно-белогограттажа. Упражнять в использовании таких средств выразительности, как линия, штрих.

Декабрь

Зимний лес (тычкование)

Закрепить умение рисовать деревья. Развивать чувство композиции.

Декабрь

Дворец Снежной Королевы

Закреплять навыки нетрадиционной изобразительной техники граттаж. Упражнять в использовании таких средств выразительности, как линия, штрих.

Февраль

Превращение ладошки

Совершенствовать умение делать отпечатки ладони и дорисовать их до определенного образа. Развивать воображение, творчество.

Март

Портрет мамы

Продолжать знакомить детей с жанром портрета. Закреплять умение изображать лицо человека, пользуясь различными приемами рисования сангиной, графически выразительными средствами. Развивать чувство композиции.

Март

Мои любимые рыбки (восковые мелки, акварель)

Познакомить с техникой сочетания восковых мелков и акварели. Учить тонировать лист акварелью разного цвета. Развивать цветоведение.

Март

Птицы волшебного сада

Продолжать закреплять знания детей о дымковской росписи. Развивать цветовое восприятие, чувство ритма.

Март

Натюрморт

Закреплять умение составлять натюрморт, анализировать его составляющие и их расположение. Упражнять в рисовании ватными палочками. Развивать чувство композиции.

Апрель

Космические дали (набрызг, печать поролоном по трафарету)

Учить создавать образ звездного неба, используя смешение красок, набрызг и печать по трафарету. Развивать цветовосприятие. Упражнять в рисовании с помощью данных техник.

Апрель

Бабочки (монотипия)

Познокомить с техникой монотипии. Познакомить с симметрией. Развивать пространственное мышление.

Апрель

Волшебные цветы

Закреплять умение рисовать необычные цветы, используя разные приемы работы пастелью. Развивать воображение, чувство ритма, цветовосприятие.

Апрель

Вишня в цвету (тычкование)

Закреплять умение продумывать расположение рисунка на листе. Совершенствовать умение использовать способ рисования тычком для повышения выразительности рисунка.

Май

Лето, здравствуй!

Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках. Закреплять умение выбирать самостоятельно технику и тему.

                                                                                Утверждена на

педагогическом совете

                                                                            протокол №

                                                                                  от 24. 09. 2012г.

Рабочая программа

по учебной дисциплине

Изобразительная деятельность

Группа: средняя, старшая подготовительная.

Йошкар – Ола, 2012г.