Развитие изобразительного творчества детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с природой
статья по рисованию (подготовительная группа) по теме

Проблема воспитания творческой личности актуальна во все времена, так как процесс определяют творческие люди, умеющие действовать не только по стереотипу, а находить нестандартные решения ситуаций, преобразовывая  окружающую действительность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_muhinoy_t.a._madou_no393_g.n.novgorod.doc46 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие изобразительного  творчества детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с природой

Мухина Татьяна Анатольевна, воспитатель МАДОУ ЦРР –

детский сад  № 393 Сормовский район, г. Нижний Новгород.

    Проблема воспитания творческой личности актуальна во все времена, так как процесс определяют творческие люди, умеющие действовать не только по стереотипу, а находить нестандартные решения ситуаций, преобразовывая  окружающую действительность.

   Развитие творчества имеет особую значимость именно в  дошкольном возрасте, так как он благоприятен для развития образного мышления и воображения и возможные потери в их развитии в этот период невосполнимы. Любое новое впечатление, полученный образ преломляется дошкольником через его уникальный, и неповторимый внутренний мир получает свой колорит. Обеспечение развития творчества ребенка в дошкольном возрасте на долгие годы станет мощным источником полноценного развития человека. На современном этапе особое значение придается развитию творческой личности ребенка. Однако воспитывать   творческую личность невозможно, не приобщая к лучшим произведениям классического и современного искусства, не формируя художественного вкуса и художественных способностей.

   Мы очень любим  природу и считаем, что она имеет огромное значение и для развития творческих способностей детей. Поэтому творческие проявления детей  развивали именно в процессе ознакомления с природой.

   Начали мы свою работу с диагностики развития изобразительной деятельности, творческих проявлений детей, анкетирования родителей. На основе результатов исследований  мы построили свою работу по трем этапам.

     На первом этапе была поставлена  задача создание предметно - развивающейся среды. 

     В группе есть уголок «Мир искусства и художественной деятельности», в котором размещены различные изобразительные материалы: гуашь, акварель, восковые мелки, пастель, цветные карандаши, бумага разной фактуры и качества, формы и формата, кисточки разных номеров (белка, щетина), различные трафареты животных, предметов овощей и фруктов. Весь этот материал доступен для детей, и они могут в любое время, по желанию рисовать. Детские рисунки хранятся, выставляются, дарятся своим друзьям, воспитателям и родственникам. Мы добавили следующие материалы: уголь, цветной клей, манку, рис. Дети заинтересовались новым материалом, и стали его использовать: на манке они рисовали.  Юля намазала клеем листок, в виде сугроба, а потом высыпала манку, когда она приклеилась, получился замечательный сугроб. Мальчики совмещали при рисовании моря восковые мелки и сажину. Геля В., Сережа Т., Денис Р., Настя Л., Маша К. начали задавать вопросы: «А как пользоваться углем? » и т.п. Их появления ознаменовало начало II этапа.

    На II этапе работы нами была поставлена задача создания условий для усвоения детьми способов действия материалов, накопления впечатлений от ознакомления с природой, развития способностей замечать красоту необычность природы.

     Развитие воображения, творчества, эстетического отношения к окружающему невозможно без накопления знаний, без обогащения жизненного опыта, без наблюдений.

Нами был составлен перспективный план экскурсий в природу с учетом рекомендаций Компанцевой Л.В. и Григорьевой Г.Г.

 С этой целью мы организовывали различные тематические прогулки, экскурсии (в парк, в сквер, в лес), наблюдения т.е. начали с непосредственного восприятия образов природы. Наблюдение за сезонными изменениями в природе обогащают речь и впечатление детей.

    Мы обращаем внимание на красоту живой и не живой природы. Какие краски неба, земли? Какие сказочные, необыкновенные деревья? Необычность образов навеянных падения снега, барабанящего дождя в окна, завывание ветра. Умение видеть красоту, вглядываться в природу, наслаждаться, любоваться ею – это важно для развития детского творчества.    

    В процессе наблюдений формировались у детей умения:

*рассуждать, фантазировать, делать самостоятельные умозаключения, выводы;

*строить замыслы рисунков на основе решения проблемных ситуаций, введения детей в воображаемую ситуацию, в игровой образ;

* планировать операциональную часть деятельности,

    В непосредственно организованной деятельности по областям «Познание», «Художественное творчество», «Коммуникация», «Труд», «Музыка» мы старались повысить эмоциональный фон деятельности, помогали «оживить» детский впечатления, ввести в игровой образ.  Например, музыка Свиридова «Тройка» помогла Коле и Сереже не только в начале подвигаться под музыку, но и нарисовать бешено мчащихся коней. А Геля и Полина изобразили метель и колючие порывы снега после прослушивания музыки Вивальди «Зима». Дополнительно была составлено содержание в совместной деятельности по теме «Времена года» с использованием не только музыки и иллюстраций, но и стихов. Тонко подмеченный, искусно воспетый в стихах образ природы помогал детям увидеть, осознать волнующую прелесть увиденного. Это объединение помогло решать задачу введения детей в мир культуры.

    Итогом этой организованной деятельности и экскурсий стало не только изображение природных явлений на бумаге, но и развитие образности, эмоциональности речи детей. Они составляли рассказы, пробовали сочинить стихи, загадки о природе. Из детских творений была составлена книга детских рисунков и высказываний о природе. Рассказы записывались и на магнитофон. А к празднику 8 Марта в родительском уголке «расцвели» необычные цветы со стихами и рассказами детей о весне, маме, бабушке.

    В непосредственно организованной деятельности в области «Художественное творчество» мы познакомили детей с нетрадиционной техникой: рисование свечой, по воску, по сырому фону, монотипией, углем, пастелью, восковыми мелками, использовали рис и маку в пластилиновых картинах. Все это вызвало большой интерес детей, оживление в их замыслах, они стали использовать новые навыки в своей свободной деятельности. Организованная деятельность и игры  полностью отвечали запросам некоторых детей. Они приходили в детский сад и начинали творить:  рисовать, конструировать, в свободное время дети образовывали группы по интересам (делали друг другу подарки на день рождения, воспитателям, помогали нам в оформлении группы к праздникам).  По желанию детей на стене появилась картина «Зимняя деревня», рисунок на окне – «зимний пейзаж». Дети передавали свои яркие впечатления от увиденного. Подобное содержание реализуется и в кружковой работе. По желанию детей, с нашей помощью, для украшения детского сада были созданы вернисажи «Времена года». В общении с детьми использовались разнообразные игры, например, игры со счетными палочками были направлены на развитие фантазии, памяти, мелкой моторики. Дети, перекладывая палочки, придумывали свои фигуры, проявляя творчество. Любимыми играми детей, в процессе работы, стали: «Танграм», «Сложи квадрат». Дети придумали новые квадраты к уже имеющимся, они разрезали их не только по прямой, но и кривыми, округлыми линиями. Получились новые «Квадраты - головоломки», которые вызвали интерес у других детей. А любимые игры «Колумбово яйцо», «Вьетнамская игра», «Волшебный круг» позволили создавать необычные фантастические фигуры животных. Некоторые дети сначала только присматривались к играм других ребят, стеснялись. Участие в играх вселили в них уверенность, и работа по изобразительной деятельности стали для них ярче, красочнее, интереснее.

   Третий этап – развитие творческих способностей у детей при  организации творческий занятий. Задачи этапа: содействовать развитию творческих замыслов, развивать умение детей замечать выразительность и своеобразие работ, зависимость выразительного образа от способов изображения.

    Особенно эффективны для развития инициативы, активности и самостоятельности, занятия, на которых дети сами придумывают содержание своих работ. Мы предлагали вспомнить наши экскурсии, походы, путешествия с родителями, любимые сказки, песенки, стихи и выбрать по ним тему. Однако легко найти тему, гораздо труднее представить себе конкретное содержание рисунка. Решение этой задачи более ценно для развития творчества ребенка.

    Поэтому мы использовали непосредственно организованную деятельность, на которой ставили перед детьми конкретные творческие задачи. Причем, тему предлагали в такой форме, чтобы выполнить ее можно было по – разному, проявляя инициативу в воплощении замысла.

   Например, в мотивированной деятельности возникла необходимость:

  1. рисования «сказочного дворца»,
  2. изображения  «царства деревьев»,
  3. рисовании «музыки»,
  4. изображение «красоты».

      Иногда дети в одной деятельности не заканчивали работу, тогда мы предлагали им продолжить работу дома. Такой прием поддерживает интерес и настроение малышей и способствует развитию их творческого воображения.

      Активность детей достигается и путем их привлечения к анализу выполненных работ. Причем, вопросы педагогов направляют малышей не на сравнения рисунков, а на поиски выразительных средств изображения  («Какой теремок выбрали бы вы на свой участок? Почему?»). Дети сами выбирали лучшие работы для того, чтобы поместить их на постоянной выставке для родителей. Юные художники принимают участие в конкурсах.  Их рисунками не только оформляют интерьеры групп и коридоров, но используют в выставках в Торговом центре «Муравей» и в ЦТЮ.

        Таким образом, творческие задания способствуют осуществлению  задач воспитания и развитию художественной способности детей. Уже сама задача – создать красивый предмет, красивую картину, игрушку, назначение которых – украсить группу, сделать подарок маме, детям младшей группы, гостям позволяют увлечь детей интересной работы, воспитать чувство ответственности за порученное дело, а также развить творческие способности, технические навыки работы с разными материалами и инструментами.

Список литературы:

  1. Маханева «Развитие творчества дошкольников в процессе  

     нетрадиционных форм работы», 1998.

  1. Григорьева Г.Г. «Игровые приемы в обучении дошкольников в  

     изобразительной деятельности», 1995.

  1. Комарова Т.С. Савенкова А.И. «Коллективное творчество

      детей», 1998.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы «Развитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с живой природой»

Взаимодействие человека с природой чрезвычайно актуальная проблема современности. С каждым годом ее звучание становится сильнее, слишком уж великий урон нанесен живой -природе. Деваться нам от этой те...

Проект: "Формирование экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с природой родного края: «Стань природе другом!»

.Формирование   экологической культуры у  детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с природой  родного края...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Книголюбы» Тема: «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с художественной литературой»

Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день очень актуальна, т. к. процент дошкольников с различными речевыми нарушениями остается стабильно высоким. К сожалению, вечно з...

Развитие речи детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с художественной литературой

Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, она оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка. В поэ...

Рабочая программа: «Развитие экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с природой Алтайского края».

Рабочая программа: «Развитие экологических представлений у  детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с природой Алтайского края»....

«Игра, как средство формирования экологической культуры детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с природой родного края».

Статья о значении дидактических игр по формированию у детей старшего дошкольного возраста экологической культуры...

Развитие речи детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с историей и достопримечательностями родного города

Одним из основных показателей уровня развития умственных способностей ребенка можно считать богатство его речи. Взрослым важно поддержать и обеспечить развитие умственных и речевых способностей дошкол...