Опыт работы
учебно-методический материал по рисованию по теме

Солодянникова Елена Владимировна

Опыт работы, где даны цели и задачи моей работы, описаны: теретическая база опыта, структура деятельности , результы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_poznavatelnyh_i_tvorcheskih_sposobnostey_tekst.docx26.58 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие познавательных и творческих способностей

детей дошкольного возраста  в изобразительной деятельности

        Современное общество требует от  человека постоянного роста в профессиональной сфере, в том числе и творческого. Креативность принимается, как формула достижения успеха. То есть  творческий потенциал определяет продвижение человека на его жизненном пути. И мы видим, что развитие творческих способностей выдвигается на первый план и становится одной из важнейших задач в воспитании современного человека.

        Творческий процесс наступает лишь тогда, когда человеком  уже накоплен определенный опыт.  Это та основа, без которой не осуществить качественный переход к новому, неизведанному. Поэтому наряду с творческими способностями необходимо развивать и познавательные.

Как образно сказал один из авиаконструкторов: «Всё начинается с рисунка. Без него не сконструируешь ни самолёт, ни стиральную машину». Разносторонний подход к созданию рисунка развивает у детей интерес к изодеятельности, что, в свою очередь, побуждает их овладевать новыми знаниями, умениями и навыками, обладая  которыми, легче изобразить желаемое.  А чем лучше получается, тем больше удовольствия от работы, больше желания добиваться дальнейших успехов, узнавать мир и находить ответы.

        Однако существует теория спонтанного развития, суть которой в абсолютном невмешательстве педагога в процесс формирования изобразительных навыков. Но любование непосредственностью детского рисунка, в конечном итоге, приводит самого ребенка в творческий тупик. Когда он уже повзрослевший, имеет  желание «самовыразиться», но не имеет возможности это сделать из-за отсутствия необходимых умений и навыков.

        В свою очередь ФГТ четко определяют, что образовательная область «Художественное творчество» направлена именно на удовлетворение потребности детей в самовыражении через развитие детского творчества.

        Таким образом, возникает противоречие между необходимостью удовлетворения потребности детей в самовыражении  и отсутствием у них необходимых знаний, умений и навыков.

Возникает проблема – как и какие знания давать детям, какие создавать педагогические условия для развития познавательных и творческих способностей.

По мнению психологов, врожденными являются не         сами способности, а способность к их развитию. Ребенок должен вовлекаться в продуктивную познавательно-творческую деятельность, где он выступает, с одной стороны, в качестве ведомого взрослым и осваивает художественный опыт, а, с другой стороны, ребенок пробует себя в роли художника-творца,  применяя этот опыт в новых условиях.

Поэтому ведущей идеей моей работы  стала идея деятельностного подхода к развитию детей,

 а целью - развитие познавательных и творческих способностей детей в изобразительной деятельности.

         

        Для достижения этой         цели мне  необходимо решить следующие задачи:

  1. Способствовать гармонизации отношения ребенка с миром: поддерживать стремление детей  видеть прекрасное, «слушать» окружающий мир, ценить богатство родной природы, эстетически развивать через знакомство с традициями  декоративно-прикладного искусства, расширять общий кругозор детей через знакомство с творчеством отдельных художников.
  2. Развивать способности к художественному творчеству: способствовать  формированию интегративного качества «Овладевший необходимыми умениями и навыками» в различных  видах  изодеятельности; развивать психические процессы: внимание, память, в том числе и зрительную, воображение, образное мышление; а также сенсорные и сенсомоторные навыки.

  1. Способствовать формированию умения решать первые в жизни творческие задачи, у которых нет  готовых и единственно возможных правильных решений, опираясь на свой жизненный опыт.

От моделирования образа «Я»

к формированию концепции «Я -  творец».

Основой для решения поставленной цели и задач явились: теория Александра Владимировича Запорожца, согласно которой, жизнь ребенка может быть полноценной при условии, если он чувствует себя не просто опекаемым, а «созидателем», открывающим для себя что-то новое и приобщающимся к миру взрослых. А так же концепция Льва  Абрамовича Венгера, в которой способности понимаются как  универсальные действия ориентировки в окружающем с помощью сенсорных эталонов, наглядных моделей (схем, чертежей, планов).

Свою деятельность я строю в соответствии с общепринятыми педагогическими принципами:

  1. сензитивности
  2. индивидуальности
  3. единства обучения и творчества.

Работаю  по следующим направлениям:

  1. Повышение педагогического мастерства:
  1. прослушивание курсов (по авторским программам Г.Б. Кибишевой)
  2. изучение литературы
  3. посещение музеев и выставочных залов.

  1. Систематизация информации и материалов:
  1. подготовка дидактических материалов к занятиям
  2. подбор дидактических игр для детей разного возраста
  3. распечатка материалов для «родительского уголка»
  4. составление перспективных планов.

  1. Разработка предметно-развивающей среды:
  1. создание уголка ИЗО
  2. оформление группы

  1. Работа с родителями:
  1. собрания, лекции, консультации
  2. предоставление наглядной информации
  3. привлечение к участию в конкурсах, выставках

  1. Работа с детьми.

О ней я  хочу рассказать более детально.

Данная работа включает в себя следующие блоки.

Смотреть слайды в презентации

        Таким образом, можно с уверенностью сказать, что целенаправленная работа педагога по развитию познавательных и творческих способностей в изодеятельности правильно организованная, с правильным подбором натуры, техник, художественных материалов, с верным подходом к самому ребенку, способствует формированию эвристической структуры личности.

Выполняя поставленные задачи, я добилась положительных результатов.

1.

  1. Дети стали внимательней относится к  природе, замечать красоту окружающего мира;
  2. познакомились с народным декоративно-прикладным творчеством («гжель», «хохлома», «дымка»…) и творчеством художников, наших земляков, Апполинария и Виктора Васнецовых, Евгения Ивановича Чарушина.
  1. У детей появился устойчивый интерес к изодеятельности. В свободное время они с удовольствием лепят, вырезают, рисуют.

  1. По результатам диагностики к концу подготовительной группы, большинство детей овладело умениями и навыками в изодеятельности;
  2. уровень развития психических процессов увеличился в среднем на      40 %, в том числе:

- уровень развития память – на 43%,

- уровень развития произвольного внимания – на 48%,

- уровень развития логического мышления – на 30%.

  1. 100% детей овладели сенсорными навыками;
  2. 75 % детей овладели сенсомоторными навыками. Что, в свою очередь, сказалось на психологической готовности детей к школе.

3.

  1. Большинство детей научилось решать творческие задачи. Они могут выбрать тему своего рисунка или любой другой изодеятельности и реализовать ее в задуманной технике, используя полученные знания.
  2. Дети моей группы участвовали в городских и областных конкурсах, например в областном конкурсе карикатур «Свет, да и только» заняли 2-е место. А  в конкурсах, проводимых в ДОУ много лет подряд являются победителями.

Кроме того, родители воспитанников стали единомышленниками, активными помощниками в работе с детьми.

Многие выпускники продолжают заниматься изодеятельностью в студиях развития и школьных кружках. Приятно удивляют мальчики-выпускники, которые  занимаются  в кружках бисероплетения, участвуют в творческих выставках.  А выпускница моей группы Соня Бузмакова участвовала в 11 Молодежных Дельфийских Играх России  в номинации «Изобразительное искусство».Елена Викторовна, мама девочки,  позвонила за час до начала конкурса и поблагодарила, сказав, что все началось в детском саду с «Королевы-кисточки».

Кроме этого, Соня участвовала во многих конкурсах и  в 2012г. была номинирована на «Церемонии чествования одаренных детей «Гордость Вятки» за творческие достижения.

А что же впереди? Чем богаче опыт, тем сильнее жажда новизны.

Хочется многое попробовать и внести в свою практику. То есть впереди новые воспитанники и новые перспективы!

В моих планах в том числе:

  1. разработка технологических карт непосредственно образовательной деятельности по решению задач образовательной область «Художественное творчество»,
  2.   создание мультимедийных презентаций по цветоведению.

Список литературы.

  1. Выготский, Л. С. Психология искусства. - М. 1986

*

  1. Дитмар, К. В. Хочу узнать и нарисовать тебя, мир! - М. 1993
  2. Дубровская, Н. В. Приглашение к творчеству. - СПб. 2004
  3. Казакова, Т. Г. Детское изобразительное творчество. - М. 2006
  4. Кибишева, Г. Б. «Развитие изобразительного творчества детей дошкольного возраста». - Киров 2000
  5. Лыкова, И. А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки». - М. 2007
  6. Мухина, В. С. Изобразительная деятельность ребёнка, как форма освоения социального опыта. - М. 1981
  7. Неменский, Б. М. Мудрость красоты. - М. 1987


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Технология создания и внедрения в практику работы основной общеобразовательной программы дошкольного образования". Опыт работы ДОУ.

Технологии создания и внедрения в практику работы основной общеобразовательной программы должны отвечать требованиям современной государственной образовательной политики РФ, при их разработке, безусло...

Порфолио воспитателя на конкурс "Воспитатель года 2017" по теме " Опыт работы по теме «Совместная работа воспитателя, учителя-логопеда и родителей как одно из условий успешной коррекционно-воспитательной работы с детьми с речевыми нарушениями»

Семья и Детский сад -  два воспитательных феномена, каждый из которых по своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают те условия, которые нужны для вхожден...

Опыт работы по организации методической работы с педагогами по теме "Экологическое воспитание дошкольников в процессе работы на метеостанции"

В статье описывается опыт работы по организации методической работы с педагогами  по теме "Экологическое воспитание дошкольников в роцессе работы на метеостанции"...

«Система работы по воспитанию трудовых навыков у дошкольников (опыт работы ДОУ планирование работы по организации трудовой деятельности)»

Данная презентация знакомит с системой работы по воспитанию трудовых навыков у дошкольников (опыт работы ДОУ по организации трудовой деятельности)...

Опыт работы «Современные формы работы с родителями по физическому развитию детей. Семейный клуб «Здоровая семья» как эффективная форма работы по вовлечению родителей в образовательный процесс ДОУ»

Одним из принципов стандарта является – «сотрудничество организации с семьей».  Задача Стандарта в области работы  с семьей –  обеспечение психолого-педагог...