Программа кружка художественного творчества «Капитошка» для детей 5 – 6 лет
рабочая программа по рисованию (старшая группа) по теме

Учебный план и конспекты занятий кружка по художественному творчеству с детьми 5-6 летна год.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Городское Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение

Детский сад № 85 Красногвардейского района

                                                   

                                             Программа кружка рисования

«Капитошка»

для детей 5 – 6 лет

Составила: воспитатель

высшей квалификационной

 категории

Лунина Ирина

Валерьевна

Санкт-Петербург

2013 год

Пояснительная записка.

       Сейчас современное общество переживает эпоху стремительного прогресса во всех областях жизнедеятельности человека. Наше время – это время перемен. Следовательно, обществу требуются люди, способные находить разные подходы и необычные решения тех или иных задач, умеющие творчески мыслить. Помимо знаний и исполнительности  современному человеку необходимы творческие способности, то есть креативность. Потому что именно это помогает человеку изобретать, придумывать, создавать что-то новое, необычное и проходит через все области его жизнедеятельности. Но способность к творчеству никогда не появится сама по себе, её необходимо развивать. Исходя из этого, возрастает интерес к проблеме развития творчества  детей дошкольников.  

      Способность к творчеству зависит от многих факторов, одним из которых выступает такой психический процесс, как воображение. Развитие, которого в свою очередь зависит от приобретенного человеком социального опыта. В настоящее время приобретение детьми социального опыта происходит  чаще всего через визуальные каналы. На детей обрушивается большое количество негативной информации из телевидения и других источников, что пагубно сказывается на их психике, губит эмоциональную сферу. Потребность в творческом самовыражении у детей снижается. Известно, что ребёнок не может обходиться без возможности свободы проявлений, а в водовороте проблем и забот взрослых он лишается этой потребности. Результатом этого является появление в детских рисунках сюжетов войны, монстры из комиксов и компьютерных игр. У детей пропадает интерес к изображению добрых сказочных персонажей, чаще используют в своих работах тёмные, тусклые, невзрачные цвета и оттенки, которые отражают агрессию, раздражительность и другие негативные эмоции.

   Сейчас особое значение приобретает гуманизация образовательного процесса, создание всех необходимых условий для раскрытия максимальных возможностей каждого ребёнка. С позиции теории амплификации (обогащения) развития детей (А.В. Запорожец) важную роль в формировании творчества играют специфические виды детской деятельности, к которым относится и изобразительная деятельность (рисование, лепка, аппликация, конструирование).

      Изобразительное творчество является важным видом деятельности в дошкольном возрасте, оно определяет интересы детей, отражает мысли, чувства, отношение к окружающему миру,  затрагивает все стороны личности ребёнка, тем самым, развивая разные её стороны.

     Необходимость развития изобразительного творчества детей становится очевидной. А для этого необходимо создать специальные условия. В работе над развитием детского творчества очень важна роль взрослого. Дети не могут полностью самостоятельно организовать свою деятельность, оценить полученные результаты. Необходим такой взрослый, который не будет подавлять интересы ребёнка, а напротив – позволит самому найти область деятельности, будет стимулировать нестандартные и интересные идеи.

     Исходя из этого, по договорённости с заведующей и старшим воспитателем, мною было решено организовать в своей группе кружок  - изостудия «Капитошка», для дополнительных занятий с детьми изобразительным творчеством.

Основные цели и задачи.

  1. Развить творческие способности детей посредством изобразительной деятельности. С этой целью:
  • Формировать сенсорные способности;
  • Формировать  аналитико-синтетическое восприятие изображаемого предмета, явления;
  • Обучать техническим приёмам и способам изображения в  разных видах изодеятельности;
  • Формировать способность оперировать представлениями и преобразовывать их на основе накопленных знаний, опыта и воображения для создания собственных изобразительных работ  творческого характера.
  1. Развитие мелкой моторики кисти и пальцев, пластики рук.
  2. Развивать познавательную активность детей. С этой целью:
  1. Воспитывать стремление к овладению знаниями и способами действия, делать волевые усилия для достижения поставленной цели;
  2. Поддерживать взаимосвязь между занятиями по изодеятельности и занятиями  по ознакомлению с окружающим миром;
  3. В подготовку к занятиям  изодеятельностью включать работу с книжной иллюстрацией, репродукциями картин, использовать дидактические игры.
  4. Формировать у детей эстетический вкус, умения видеть красоту окружающего мира.
  5. Воспитывать культуру деятельности, формировать навыки сотрудничества, а именно:
  • Создавать благоприятный эмоциональный климат в группе;
  • Организовывать процесс обучения по подгруппам, для осуществления индивидуального подхода к детям;
  • Создавать условия для совместной изобразительной деятельности детей, обучать правилам и средствам общения, позволяющим вступать в контакты
  • Воспитывать уважение и интерес к изодеятельности другого, умение замечать затруднения товарища и оказывать помощь.

                                  Основные методы работы.

Дидактические игры, игровые упражнения, занимательные и требующие творческого подхода задания, проблемно – игровые ситуации.

Форма работы.

                                       Игра. Занятие. Опытно-экспериментальная деятельность

                                                   Расписание занятий.

Четверг                    с 15: 50 – 16 : 20  

Занятия проходят 1 раз в неделю по 25 – 30 минут.

Занятия проходят по подгруппам из 7 – 8 человек.

                                     Учебный план.

Месяц

Название темы

Занятия.

Знания, умения,

навыки,

Оборудование.

октябрь

1. «Сказочный город»

/в гостях у принцессы кисточки/.



2. «Две подружки» /тёплая и холодная палитра красок/.

   

3. «Цветик-семицветик».



4. «Осень в сказочном городе» /рисование листопада на фоне городского пейзажа/.

Познакомить детей с кисточкой и красками, их свойствами. Формировать у детей правильную технику  рисования.

Формировать у детей понятия о цветовой гамме тёплых и холодных тонов.


Формировать  у детей умение использовать в работе тёплые и холодные тона.

Закреплять умение использовать в работе цвета тёплых тонов. Формировать умение рисования в технике линии, примакивания и штриха.

 Гуашь, листы с изображением городского пейзажа. Кисти.


Гуашь тёплых и холодных тонов. Палитры. Листы бумаги.




Гуашь тёплых тонов, изображение городского пейзажа. Кисти.

ноябрь

              5.«Золотое дерево».


 (рисование дерева на фоне                                             дождя)

 


6. «Если видишь на картине…»    

/знакомство с  пейзажем/

 7.«Морозко».

(по сказке «Морозко»)      


  1. «Пушистые  

 малыши»

Формировать: умение рисовать дерево, используя технику «пирожок», использовать в работе штампы листиков из пенопласта.

Формировать знания о пейзаже.

Формировать: умение использовать в работе цвета холодных тонов, изображать пейзаж.

Формировать: умение изображать животное, используя тёплые тона, рисовать в технике тычка щетинной кисточкой, тем самым, передавая пушистость шерсти животного

Тонированные листы бумаги, гуашь, кисти.




Репродукции пейзажей.

Тонированные листы бумаги, кисти, гуашь холодных тонов.


Щетинная кисть. Гуашь.

декабрь

              9.«Волшебные

   кляксы».



 10. «Если видишь  

 на картине...»

11. «  Катилось яблочко

         по тарелочке с  

        голубой

        каёмочкой».

         


12. «Новогодняя еловая ветка»

        (новогодний

        натюрморт).

()

 Развивать воображение посредством придумывания картинок используя готовые кляксы.

Знакомство с натюрмортом.

Формировать: умение изображать натюрморт, понятие о композиции в рисунке.


Упражнять в составлении натюрмортов, познакомить с новой техникой рисования «набрызг».

Листы бумаги с кляксами. Гуашь, кисти.


Репродукции натюрмортов. Муляжи фруктов и овощей и т.д. посуда, салфетки. Гуашь, кисти.

Еловые ветки, игрушки елочные, ваза, гуашь, кисти, расчёска, трафарет ветки и игрушек.

январь

13. «Друзья для снегурочки»

14. «Я слепил снеговика».

15.  «Волшебные снежинки».





16.«Путешествие на подводной лодке»( 1-е занятие)

Упражнять в изображении животных и сказочных персонажей в технике «набрызга». Учить использовать в работе нескольких видов изобразительной деятельности, использовать нетрадиционные техники изображения воском, манной крупой,

Манная крупа, клей, трафареты животных, снеговика, восковая свеча, мелки, акварель, бумага разной фактуры, зубныё щётки.

февраль

17.«Путешествие на подводной лодке»(2-е занятие)



18. «То не яблоки на ветке, это птички снегири».

19-20 . «Зимние забавы»

(2 занятия)

Учить детей рисовать рыбок по цветному фону используя восковые мелки и бросовый материал; работать над композицией сюжетного рисунка.

Учить детей рисовать контур птицы на ветке, придавать законченность работе с помощью обсыпки из измельчённого лоскутка ткани.






Гуашь, цветные лоскутки, кисти

март

21. .«Если видишь на картине…»

/знакомство с портретом/

22. «Портрет друга».

23. «Семейный портрет»


24. «В гостях у сказки» (по сказке «Аленький цветочек») коллаж.

Познакомить детей с портретом. Учить рисовать портрет. Передавать в  рисунке настроение людей, показать способы рисования настроения.

Познакомить детей с техникой изготовления коллажа. Использовать в работе разный материал (ткань, вырезки из журналов, бумага разной фактуры и т.д.) Работа над сказочным образом.

Репродукции портретов.


Гуашь, кисти, тонированная бумага.

Бросовый материал, бумага разной фактуры, гуашь, клей.




апрель

25. «Чудесные картинки»



26. «Сказочные звери»






27. «Пряничный домик»




28. «Танцующие матрёшки»

Познакомить с техникой изготовления витража.


Формировать умения рисовать сказочных необычных животных по собственному замыслу, используя в работе различные техники изображения.

Формировать умение создавать сказочный образ пряничного домика, используя в работе технику рисования штампами.

Учить рисовать фигуру человека в движении. Работать над образом матрёшки.

Трафареты витражей, папиросная бумага, клей, краски.



Гуашь, кисти, бумага разной фактуры, набор для нетрадиционных техник рисования.





Гуашь, кисти, бумага.

май

29. «Кто к нам в гости из сказки пришёл?»




30.«Волшебный ковёр самолёт».






31-32  «Пришла весна красоту принесла»

(2 занятия).

Учить самостоятельно выбирать и изображать персонажей из знакомых сказок используя различные техники изображения.

Формировать умение украшать коврик декоративным узором используя различные техники изображения, различные виды изобразительной деятельности.

Закреплять полученные умения. Выполнять декоративное панно на больших листах используя различные материалы и способы изображения

Иллюстрации к сказкам. Краски, кисти, набор для нетрадиционных техник рисования.


------------- // -------------






---------------//-------------

 

                                                            Октябрь.

1 занятие.

«Сказочный город»  /в гостях у принцессы кисточки/.

Цель: Познакомить детей с кисточкой и красками, их свойствами. Формировать у детей правильную технику  рисования.

Материал: Гуашь, листы с изображением городского пейзажа. Кисти.

Ход занятия: педагог знакомит детей с кисточкой как со сказочным персонажем – принцессой Кисточкой, рассказывает, как она танцует по бумаге и оставляет след в виде картинок, объясняет правильную технику рисования, предлагает отправиться в гости к принцессе в её Сказочный город, но для этого нужно его нарисовать.

2 занятие.

«Две подружки» /тёплая и холодная палитра красок/.

 Цель: Формировать у детей понятия о цветовой гамме тёплых и холодных тонов. Материал: Гуашь тёплых и холодных тонов. Палитры. Листы бумаги.

Ход занятия: воспитатель знакомит детей с двумя палитрами красок. Одна тёплых, другая холодных тонов. Предлагает: найти среди картинок те которые принадлежат Льдинке и те, которые принадлежат Теплусе, нарисовать подарки этим подружкам – картинки одну в холодных другую в тёплых тонах .

           3 занятие.

«Цветик-семицветик».

Цель: Формировать  у детей умение использовать в работе тёплые и холодные тона.

Материал: Гуашь тёплых и холодных тонов. Палитры. Листы бумаги с силуэтами цветиков – семицветиков.

Ход занятия: воспитатель предлагает детям раскрасить два цветика-семицветика необычным способом, один, используя холодные тона, другой -  теплые.

4 занятие.

 «Осень в сказочном городе» /рисование листопада на фоне городского пейзажа/.

Цель: Закреплять умение использовать в работе цвета тёплых тонов.         Формировать умение рисования в технике линии, примакивания и штриха.

Материал: Гуашь тёплых тонов, изображение городского пейзажа. Кисти.

Ход занятия: педагог показывает картинки с изображением сказочного города,  спрашивает у детей о том, какое время года в этом сказочном городе (на картинках присутствуют приметы осени. Например, такие как: птицы, улетают на юг, деревья стоят золотые от листьев жёлтого, красного и др. цветов и т.д.). Потом педагог говорит, что подул ветер, и листики с деревьев полетели, начался листопад. Предлагает детям нарисовать листопад на этих картинках, то, как летят листики по ветру.  Даёт детям краски красного и  жёлтого цветов для рисования листиков, но нет краски оранжевого цвета. Предлагает детям решить проблемную ситуацию: откуда взять краску оранжевого цвета, подводит к желанию детей смешать краску и посмотреть что получится.

                                                             

Ноябрь

5 занятие.

.«Золотое дерево» (рисование дерева на фоне дождя).

Цель : Формировать: умение рисовать дерево, используя технику «пирожок», использовать в работе штампы листиков из пенопласта.

Материал: Тонированные листы бумаги, гуашь, кисти, палитры.

Ход занятия:  педагог показывает детям листы бумаги на котором нарисовано небо и земля, идёт дождь и стоит грустный сказочный персонаж (красная шапочка, три поросёнка, мальчик с пальчик и т.д.). Педагог обращает внимание на то, что персонаж грустный, подводит детей к выводу, почему он грустный и как мы можем ему помочь, то есть нарисовать сказочное дерево, под которым персонаж сможет спрятаться от дождя, а золотое оно будет, потому что осень. Объясняет технику рисования дерева – ствол, крона в форме пирожка, прорисовывать листики с помощью штампов из пенопласта. В конце совместный анализ работ, отметить, что персонажи спрятались под деревом и стали весёлыми.

6 занятие.

«Если видишь на картине…» /знакомство с  пейзажем/.

Цель: Формировать знания о пейзаже,  умение выделять на картине характерные признаки пейзажа, то, что рисуют на пейзаже, умение находить пейзаж среди репродукций различных видов живописи – натюрморта, портрета.

Материал: репродукции пейзажных картин известных художников, дидактические игры «Третий лишний», «Придумай и составь картинку», «Найди пару» Текст стихотворения «Если видишь на картине…».

Ход занятия: педагог читает отрывок о пейзаже из стихотворения «Если видишь на картине…». Интересуется у детей знают ли они что такое пейзаж. Рассказывает о том, что изображают художники, когда рисуют пейзаж. Рассматривают репродукции пейзажных картин известных художников (Левитана, Шишкина, Айвазовского и т.д.). Задаёт детям вопросы о том, что они видят на картинах, какими красками рисовали художники, чем одна картина отличается от другой. Предлагает поиграть в игры, в которых дети смогут поупражняться в определении  пейзажей среди др. картин (классифицировать по признаку пейзаж -  не пейзаж), в составлении пейзажной картинки из предложенных деталей (домиков, животных, деревьев и т.д.).

7 занятие.

«Морозко» (по сказке «Морозко»).

Цель: Формировать умение использовать в работе цвета холодных тонов, экспериментировать в  смешивании красок, умение изображать пейзаж, работать над композицией пейзажа самостоятельно, проявлять фантазию.

Материал: тонированные листы бумаги, кисти, гуашь холодных тонов, палитры для смешивания красок.

Ход занятия: дети заходят в изостудию, видят на стульчике сидит девочка Настенька из сказки и плачет, воспитатель спрашивает, почему она плачет, а она рассказывает, что мачеха выгнала её из дома, дети возмущаются поведению мачехи и предлагают Настеньке помочь тем, что помогут отыскать домик Мороза Ивановича, нарисуют его домик. Воспитатель говорит о том, что в сказке была зима, на улице холодно и предлагает нарисовать пейзаж с изображением домиков в холодных тонах. Просит детей назвать холодные цвета которые они знают. Предлагает поэкспериментировать с красками и смешать  их, посмотреть какие цвета получаться. Спрашивает у детей с чего они начнут рисовать домик, что нарисуют потом, что ещё должно быть на рисунке что бы получился пейзаж. Говорит о том что у всех должны получиться разные домики не похожие друг на друга, подводит детей к выводу о том что может быть разное в домике (цвет, форма, украшения, окна и т.д.)

8 занятие.

«Пушистые малыши»

Цель: Формировать: умение изображать животное, используя тёплые тона, рисовать в технике «тычка» сухой щетинной кисточкой, тем самым, передавая пушистость шерсти животного, доводить образ животного до конца прорисовывая мелкие детали – глаза, носик, коготки на лапках, ротик, усы.

Материал: трафареты детёнышей различных животных – котят, медвежат,  щенка, тигрёнка и т.д. краски тёплых тонов, тонированная бумага, щетинные кисти, палитры для смешивания красок, мягкие кисти.

Ход занятия: педагог загадывает детям загадки о детёнышах животных, предлагает нарисовать этих пушистых малышей, но необычным способом – сухой кисточкой из щетинки, уточняют какого цвета шёрстка у того или иного детеныша, рассказывает о технике рисования. Дети выбирают трафарет животного по желанию. По окончании рисования щетинной кисточкой педагог обращает внимание на то чего не хватает у животных, дети дорисовывают мелкие детали тонкой кисточкой, любуются результатами своего труда.

                                                                     Декабрь.

                                                                     9 занятие.

.«Волшебные кляксы».

Цель: Развивать воображение, посредством придумывания картинок используя готовые кляксы.

Материал : Листы бумаги с кляксами. Гуашь, кисти.

Ход занятия: воспитатель показывает детям кляксы, говорит что это не простые кляксы, а волшебные. Предлагает ребятам превратиться в волшебников и постараться превратить их, во что сами захотят. Спрашивает, как дети будут рисовать и как правильно это делать, то есть уточняет технику рисования. По окончании работы все вместе любуются результатами своего труда.

                                                           10 занятие.

 «Если видишь на картине...» (знакомство с натюрмортом)

Цель: Знакомство с натюрмортом. Формировать понятия о композиции в рисунке, умение выделять на картине характерные признаки натюрморта, то, что изображают когда рисуют натюрморт, умение находить натюрморт среди репродукций различных видов живописи – пейзажа, портрета.

Материал: репродукции натюрмортов известных художников, дидактические игры «Третий лишний», «Придумай и составь картинку», «Подбери палитру картины» Текст стихотворения «Если видишь на картине…». Муляжи фруктов, овощей, посуды, продуктов питания для составления натюрморта, салфетка.

Ход занятия: педагог читает отрывок о натюрморте из стихотворения «Если видишь на картине…». Интересуется у детей знают ли они что такое натюрморт. Рассказывает о том, что изображают художники, когда рисуют натюрморт. Рассматривают репродукции натюрмортов известных художников. Выделяют характерные признаки натюрморта как картины. Воспитатель обращает на цветовую гамму той или иной картины. Задаёт детям вопросы о том, что они видят на картинах, какими красками рисовали художники, чем одна картина отличается от другой. Предлагает поиграть в игры, в которых дети смогут поупражняться в определении натюрмортов среди др. картин (классифицировать по признаку натюрморт – не натюрморт), в составлении натюрморта из предложенных деталей (посуда, муляжи фруктов, овощей, кренделей и т.д.), в подборе  палитры красок которыми рисовали картину.

                                                              11 занятие.

«Катилось яблочко по тарелочке с голубой каёмочкой».

Цель: Формировать: умение изображать натюрморт, понятие о композиции в рисунке.

Материал: муляжи фруктов, овощей, посуды, продуктов питания для составления натюрморта, салфетка, гуашь, кисти, листы бумаги для рисования.

Ход занятия: воспитатель напоминает о теме предыдущего занятия, задаёт детям вопросы о натюрморте – что это такое, что на нём изображают и т.д. предлагает нарисовать натюрморт самостоятельно но перед этим предлагает его составить. Дети упражняются в составлении натюрморта. Лучшую композицию предлагается нарисовать.

12 занятие.

 «Новогодняя еловая ветка»  (новогодний натюрморт).

Цель: Упражнять в составлении натюрмортов, познакомить с новой техникой       рисования «набрызг».

Материал: еловая ветка, ёлочные игрушки, ваза, новогодние игрушки – дед мороз, снегурочка и т.д., щётки, гуашь, листы бумаги.

Ход занятия: воспитатель напоминает о том, что скоро новый год, говорит о том, что натюрморт можно составить и на эту тему, предлагает поупражняться в составлении такого натюрморта. Затем педагог показывает трафарет еловой ветки ёлочных игрушек, предлагает нарисовать натюрморт необычным способом, щёткой и по трафарету. Дети рисуют. Совместный анализ работ.

Январь.

13 занятие.

«Друзья для снегурочки».

 Цель: Упражнять в изображении животных и сказочных персонажей в технике      

  «набрызга». Учить использовать в работе нескольких видов изобразительной деятельности.

Материал: иллюстрация снегурочки, трафареты животных, зубные щётки для рисования техникой «набрызга», гуашь, тонированные листы бумаги размером А4

 

Ход занятия: воспитатель показывает иллюстрацию грустной снегурочки, подводит детей к выводу, что снегурочка грустная потому что злой волшебник заколдовал всех её друзей, предлагает детям расколдовать друзей снегурочки. Дети высказываются о то, как они могут помочь вернуть друзей. Вспоминают, кто был другом Снегурочки в лесу. Обсуждают вместе способы изображения, воспитатель напоминает о новом способе изображения, технике набрызга и узнаёт у детей хотят ли они таким способом изобразить персонажей. После распределяют между собой кто какого персонажа будет изображать. Дети приступают к работе, а воспитатель и снегурочка наблюдают, подсказывают, напоминают. После окончания работы совместный анализ работ.  

14 занятие.

«Я слепил снеговика».

Цель: Упражнять в изображении животных и сказочных персонажей. Учить использовать в работе нескольких видов изобразительной деятельности, использовать нетрадиционные техники изображения манной крупой.

Материал: иллюстрации зимнего пейзажа, различных снеговиков, кружки разных размеров для обводки, карандаши, клей, кисти для клея, манная крупа, листы с изображением сугробов.

Ход занятия: дети заходят в студию и видят выставленные пейзажи, на которых изображены дети, которые развлекаются зимними забавами, воспитатель предлагает вспомнить, какие зимние забавы дети ещё помнят. Дети перечисляют. Среди всех забав лепка снеговика. Воспитатель предлагает детям изобразить снеговика необычным способом, дети соглашаются. Воспитатель знакомит с новой техникой изображение снеговика манной крупой, рассказывает  последовательность. Просит детей повторить. Затем дети работают, а воспитатель по ходу помогает. По окончании работы анализ продукта деятельности.

15 занятие.

  «Волшебные снежинки».

 Цель: учить изображать снежинки разными способами выцарапывая их на бумаге покрытой воском и краской.

Материал: заранее подготовленная  вместе с детьми бумага покрытая воском и краской чёрного или тёмно синего цвета, шариковые ручки без чернил или заострённые палочки, изображение снежинок с разным рисунком.

Ход занятия: воспитатель напоминает детям о том, что они заготовили необычные листы и говорит о том что на них спрятались снежинки, а ребята должны найти их и изобразить. Воспитатель предлагает рассмотреть, какие бывают снежинки. Затем дети приступают к работе. По окончании анализ работ.

                                                   16 занятие.

«Путешествие на подводной лодке»( 1 занятия)

Цель: упражнять в рисовании по листу, покрытому воском и краской.

  Материал: заранее подготовленная  вместе с детьми бумага, покрытая воском и     краской чёрного или тёмно синего цвета, шариковые ручки без чернил или заострённые палочки для процарапывания.

Ход занятия: воспитатель говорит, что все отправляются сегодня в путешествие на подводной лодке, предлагает детям пофантазировать, что они увидели в этом путешествии и изобразить это. Продолжают на втором занятии, дополняют недостающее. Анализ детских работ вместе.

                                                            Февраль.

                                                         17 занятие.

«Путешествие на подводной лодке»( 2 занятия)

Цель: Учить детей рисовать рыбок по цветному фону используя восковые мелки и бросовый материал; работать над композицией сюжетного рисунка.

 Материал: восковые мелки, цветной фон, бросовый материал.

Ход занятия: воспитатель говорит, что путешествие на подводной лодке продолжается, но предлагает детям нарисовать то, что они увидели другим способом, поясняет, как сегодня будут изображать подводный пейзаж, вместе вспоминают, что там должно быть.

                                                  18 занятие.

«То не яблоки на ветке, это птички снегири».

Цель: Учить детей рисовать контур птицы на ветке, придавать законченность работе с помощью обсыпки из измельчённого лоскутка ткани.

Материал: картинка с изображением снегирей, текст загадки о снегирях, гуашь, клей, измельчённые лоскутки ткани красного цвета, листы с изображением деревьев, кисти.

Ход занятия: воспитатель предлагает детям отгадать загадку о том, что сегодня будут рисовать, рассматривают изображение снегиря, выделяют характерные признаки, отличие от др. птиц , части тела и т.д. Предлагает изобразить этих красивых птичек, а чтобы они больше походили на настоящих пёрышки приклеить из нарезанных лоскутков красного цвета.

                                           19-20 занятия.

«Зимние забавы»

Цель: учить рисовать человека в движении, передавать в рисунке несложный сюжет, характерные особенности сезона.

Материал: гуашь, листы бумаги, кисти, иллюстрации с изображениями зимних забав, человечки – дергунчики.

Ход занятия: воспитатель предлагает детям вспомнить, какие зимние забавы нравятся им больше всего, рассматривают иллюстрации с зимними забавами, обращая внимание на то, как двигаются дети, на положение их рук, ног. Воспитатель знакомит детей с человечком – дергунчиком. Предлагает поиграть с ним. Затем предлагает нарисовать пейзаж с изображением зимних забав в подарок этому человечку, потому что он из жарких стран и не знает, как весело бывает зимой.

Март.

21 занятие.

«Если видишь на картине…» /знакомство с портретом/

 Цель: Знакомство с портретом. Формировать понятия о композиции в рисунке, умение выделять на картине характерные признаки портрета, то, что изображают когда рисуют портрет, умение находить портрет среди репродукций различных видов живописи – пейзажа, натюрморта.

Материал: репродукции портретов известных художников, дидактические игры «Лишняя картина», «Придумай и составь картинку», «Подбери палитру картины» Текст стихотворения «Если видишь на картине…».

Ход занятия: педагог читает отрывок о портрете из стихотворения «Если видишь на картине…». Интересуется у детей знают ли они что такое портрет. Рассказывает о том, что изображают художники, когда рисуют портрет. Рассматривают репродукции портретов известных художников. Выделяют характерные признаки портрета, как картины. Воспитатель обращает на цветовую гамму той или иной картины. Задаёт детям вопросы о том, что они видят на картинах, какими красками рисовали художники, чем одна картина отличается от другой. Предлагает поиграть в игры, в которых дети смогут поупражняться в определении портретов среди др. картин (классифицировать по признаку портрет – не портрет), в подборе  палитры красок, которыми рисовали картину.

                                                         22 занятие.

«Портрет друга».

Цель: Учить рисовать портрет. Передавать в  рисунке настроение людей,     показать способы рисования настроения.

Материал: Гуашь, кисти, тонированная бумага. д/и «Составь портрет»

Ход занятия:  воспитатель предлагает детям поиграть в игру «составь портрет», затем предлагает нарисовать портрет друга.

                                                                   23 занятие.

 «Семейный портрет»

 Цель: учить детей передавать в  рисунке настроение людей, показать способы рисования настроения, возрастные особенности.

         Материал: гуашь, листы бумаги, кисти.

         Ход занятия: воспитатель предлагает нарисовать в подарок маме и бабушке подарок семейный портрет.

                                                         24 занятие.

«В гостях у сказки» (по сказке «Аленький цветочек») коллаж.

 Цель: Познакомить детей с техникой изготовления коллажа. Использовать в работе      разный материал (ткань, вырезки из журналов, бумага разной фактуры и т.д.) Работа над сказочным образом.

            Материал: Бросовый материал, бумага разной фактуры, гуашь, клей.

           

Апрель.

                                                       25 занятие.

«Чудесные картинки»

Цель: Познакомить с техникой изготовления витража.

Материал: Трафареты витражей, папиросная бумага, клей, краски.

                                                          26 занятие.

«Сказочные звери»

Цель: Формировать умения рисовать сказочных необычных животных по собственному замыслу, используя в работе различные техники изображения.

Материал: Гуашь, кисти, бумага разной фактуры, набор для нетрадиционных техник рисования..

                                                           27 занятие.

«Пряничный домик»

Цель: Формировать умение создавать сказочный образ пряничного домика, используя в работе технику рисования штампами.

 Материал: Гуашь, кисти, бумага разной фактуры, набор для нетрадиционных техник рисования..

                                                                      28 занятие.

«Танцующие матрёшки»

Цель: Учить рисовать фигуру человека в движении. Работать над образом матрёшки.

Материал:  Гуашь, кисти, бумага

Май.

29 занятие.

«Кто к нам в гости из сказки пришёл?»

 Цель: Учить самостоятельно выбирать и изображать персонажей из знакомых сказок используя различные техники изображения.

Материал: Иллюстрации к сказкам. Краски, кисти, набор для нетрадиционных техник рисования.

                                                         30 занятие.

«Волшебный ковёр самолёт».

Цель: Формировать умение украшать коврик декоративным узором используя различные техники изображения, различные виды изобразительной деятельности.

 Материал: Иллюстрации к сказкам. Краски, кисти, набор для нетрадиционных техник рисования.

                                                                31-32 занятие.

 «Пришла весна красоту принесла» (2 занятия).

Цель: Закреплять полученные умения. Выполнять декоративное панно на больших листах используя различные материалы и способы изображения .

Материал: наборы для нетрадиционных техник изобразительной деятельности.

Список литературы использованной в написании программы.

  1. Афанасьев А.Н. Народные русские сказки // Афанасьева А.Н.– М.:    Художественная литература, 1982. – 319с.
  2. Бабаева Т.И., Гогоберидзе А.Г., Михайлова З.А., Акулова О.В. Педагогическая диагностика практического и продуктивного опыта ребёнка дошкольного возраста. Ч. 3. // Педагогическая диагностика как инструмент познания и понимания ребёнка дошкольного возраста: Научно-методическое пособие в трёх частях.– СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2008. –219 с.
  3. Брыкина Е. К.. Творчество в работе с различными материалами. Книга для педагогов дошкольных учреждений, учителей начальных классов, родителей. – М.: Педагогическое общество России, 2002. – 147с.
  4. Гусакова М.А. Аппликация: Учебное пособие для учащихся пед. уч-щ. – М.: Просвещение, 1987. – 128с.
  5. Гатанов Ю.. Развиваю воображение. – СПб.: Питер, 2000. – 144с.
  6. Григорьева Г.Г. Использование игровых приемов в руководстве изобразительной деятельностью // Дошкольное воспитание. -1990. - № 8. - с. 28-35.
  7. Григорьева Г.Г. Использование игровых приемов в руководстве изобразительной деятельностью // Дошкольное воспитание. - 1991. - № 3. - С.15-23.
  8.  Доронова Т., Якобсон С. Игры на занятиях по изобразительной деятельности. // Дошкольное воспитание. - 1988г.- №9, 1989г.- №1, №2.
  9.  Казакова Т.Г. Развивайте у дошкольника творчество. - М.: Просвещение, 1985г. – 192с.
  10.  Мирошкина Р. Формирование выразительности образа в детских рисунках // Дошкольное воспитание. - 1988. - № 7. -  с. 27.
  11.  Малышева А.Н., Ермолаева Н.В. Аппликация в детском саду. – Ярославль: Академия развития, 2006. – 144с.,
  12. Субботина Л. Ю.. Развитие воображения у детей // Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1996. – с. 240.
  13.  Симановский А.Э. Развитие творческого мышления детей // Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1996. – 192 с.
  14. Синева Е.Н. Сказочные образы в рисунках детей // Художественное творчество в детском саду: Пособие для воспитателя и музыкального руководителя. / Под ред. Н.А. Ветлугиной. - М.: Просвещение, 1974. - С.95-97.
  15. Сергунков Б. Что нужно, чтобы рисовать сказку // Детская литература. - 1980. - №9. - С.78-82.
  16. Швайко Г.С.. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. Старшая группа. Программа, конспекты: Пособие для педагогов дошк. учреждений. – М.:  ВЛАДОС, 2003. – с. 144.
  17.  Штейнле Н.Ф.. Изобразительная деятельность. Разработка занятий. – Изд. 2-е переработанное. – Волгоград: Корифей, 2004. – с. 12.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация рабочей программы кружка Художественно-эстетическое воспитание детей с нарушениями речи средствами фольклора

«…Детство – рассвет жизни, основа судьбы» (Р.М. Чумичева, доктор пед. наук)   «…Русские сказки наравне с былинами, пословицами, поговорками составляют огромный пласт русской культу...

Дополнительная образовательная программа хореографического кружка (художественно-эстетическое направление) для детей раннего дошкольного возраста

Программа предназначена для детей раннего дошкольного возраста (от 2-х до 4-х лет),модифицирована с учётом программ А.И.Бурениной,Т.Сауко "Топ-хлоп, малыши",А.И. Бурениной "Ритмическая мозайка". В нас...

Программа кружка художественной вышивки «Волшебная иголочка» для детей 5 –7 лет

В процессе занятий художественным трудом формируются все психические процессы, развиваются художественно-творческие способности и положительно-эмоциональное восприятие окружающего мира....

Программа кружка художественно- эстетического направления для детей 5-7 лет

Пояснительная запискаДошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Именно в этом возрасте закладываются основы всестороннего, гармонического...

Программа кружка художественного творчества: нетрадиционное рисование "Цветные ладошки", аппликация "Умелые ручки" (для детей 4–7 лет)

Программа кружка художественного творчества: нетрадиционное рисование "Цветные ладошки", аппликация "Умелые ручки" (для детей 4–7 лет)...

Рабочая программа кружка художественно-эстетической направленности (папье-маше) «Удивительный мир папье-маше» для детей старшего дошкольного возраста

Ребёнок в этом возрасте осваивает новый вид деятельности – учебный. Для его успешного освоения необходимо интенсивное развитие психических процессов и зрительно-моторной координации. Занятия в к...

Программа кружка художественно-эстетической направленности для детей 5-7 лет «Мукосолька»

Программа кружка «Мукосолька» рассчитана на 2 года (5 - 7 лет). Программа реализуется с детьми старшего дошкольного возраста....