Главные вкладки

    Из опыта работы:"Легенды и сказки для знакомства детей с декоративно-прикладным искусством".
    материал по рисованию (старшая группа) по теме

    Нефедова Юлия Викторовна

    Знакомство со знаками народных орнаментов. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon legendy_i_skazki_dlya_znakomstva_detey.doc31 КБ

    Предварительный просмотр:

    Легенды и сказки для знакомства детей

    с декоративно-прикладным искусством.

    Легенда «Откуда появились знаки в рисовании»

    (знакомство со знаками народных орнаментов)

    I вариант. Послушайте, какую интересную историю мне поведал прапрадедушка.

            Давно это было, так давно, что самые старые люди знают об этом только понаслышке от своих дедов и прадедов. Там, где сейчас города стоят, раньше леса тянулись, такие густые и дремучие, что заблудиться можно было. А в тех лесах обитали всякие чудища. Кто выезжал из дому и ехал по дороге через лес, с тем всегда случались ужасные вещи.

            Надоело людям терпеть эти безобразия, и решили они попросить покровительства у Солнышка. Любило ясное Солнышко людей, заботилось о них, за это и от людей были ему и почет, и слава. Забрались люди на гору и начали петь, помощи просить.

    Солнышко, ведрышко!

    Выгляни в окошечко.

    Твои детки плачут,

    Помощи просят.

            Выглянуло Солнышко и спрашивает: «Чего вы желаете, дети мои?». Люди ответили ему: «Покровительства твоего просим. Совсем нас чудища замучили, житья от них нету». – «Хорошо, так уж и быть, помогу вам. Пошлю я на землю своего старшего сына – богатыря Лучика».

            Смотрят люди, видят: с неба спускается богатырь – Лучик-старший, весь в сверкающих доспехах, с золотым щитом и мечом. Так сверкает, что глазам смотреть больно. Идет по лесу и мечом размахивает. Увидали его чудища лесные и давай убегать со всех ног в разные стороны. Поблагодарили люди Лучика и Солнышко, и с тех пор, чтобы отпугивать чудищ и злых духов, на одежде и оружии они изображали Солнце.

            Воспитатель показывает таблицы с изображением различных знаков традиционных народных орнаментов, раскрывает семантику каждого знака. Вместе с детьми рассматривает иллюстрации русских народных костюмов в книгах. Обращает внимание детей на особенности вышивки одежды. Предлагает детям пластины, на которых они будут изображать знаки, выдавливая рисунок стекой. Поощряет тех, кто самостоятельно составляет композиции.

    Сказка о богатыре Иване.

    (знакомство со знаками и элементами народных орнаментов)

    II вариант. Давным-давно жили на русской земле могучие богатыри. И слагал народ легенды о том, как они столетние дубы с корнями выворачивали да с ведьмами сражались. Как спешили на выручку, когда на Русь нападал враг. Как помогали им в разных подвигах небесные покровители. Жил в это время богатырь Иван, и была у него силища такая, что мог прут железный рукой согнуть.

            Вот однажды случилась на Руси беда: напали на ее землю иноземцы, начали Русь-матушку грабить, людей в плен уводить, семьи разлучать. Не знали наши предки, что делать. И вот однажды до них дошел слух о том, что далеко на Севере живет могучий богатырь Иван. Собрали они в дорогу самых мудрых старцев и отправили их просить помощи у богатыря русского.

            Долго шли старцы, много лаптей истоптали и наконец пришли в село, где жил Иван. Увидели его старцы, пали на колени и стали просить помощи, защиты от проклятых захватчиков.

            Иван стразу согласился, попросил свою мать Марью собрать его в дорогу. Плакала она, когда провожала единственного сына в путь. Пришел Иван на поле битвы и видит: русских воинов нет, а враги радуются в предвкушении победы. Не стерпел богатырь такого унижения, взял меч и давай крушить врагов. Отступили вражеские полчища. Но не отошли далеко, начали думать, как богатыря погубить. Решили они Ивана в ловушку заманить. Собрали своих воинов и напали на Ивана, когда он спал, окружили его и убили.

            Ждет матушка, плачет, причитает. Видит, что сынок ее долго домой не возвращается, и решила выяснить, что с ним случилось. Собралась в путь-дорогу, идет и у добрых людей спрашивает, не видал ли кто ее сына Иванушку. Показали ей место, где лежит тело Ивана-богатыря. Увидела мать мертвого сына и зарыдала. Три дня и три ночи плакала она над телом и просила помощи у небесных покровителей.  И вот на четвертый день земля содрогнулась, море синее взволновалось, звери разбежались, и горы попрятались. Пошел сильный дождь и оживил богатыря Ивана. Развернул богатырь могучие плечи, взял меч и прогнал врагов с русской земли.

            Увидали люди это чудо и с тех пор на одежде и других вещах вышивают, рисуют дождь и воду, чтобы давала она силу и оживляла мертвых…

            Посмотрите, как по-разному люди изображали влагу. Показывает различные способы изображения воды. Вместе с детьми рассматривает их и сравнивает изображения воды с элементами орнамента, которым украшены дымковские игрушки. Предлагает расписать кошму богатырям.

    После ознакомления со знаком воды воспитатель предлагает детям рассмотреть таблицы с вариантами изображений различных знаков.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    "Знакомство детей с декоративно-прикладным искусством"

    Представлены материалы в помощь воспитателю по знакомству с декоративно-прикладным искусством - стихи, загадки, планы занятий....

    Консультация для родителей «Знакомство детей с декоративно-прикладным искусством»

    "Мы уверены в том, что народная игрушка является, при тщательном ее изучении, неисчерпаемым источником мудрой и творческой педагогики". Е.Флерина....

    "Формирование нравственно-эстетических качеств детей через знакомство с видом декоративно-прикладного искусства "вытынанка" (из опыта работы).

    «Истоки творческих способностей и дарования детей -    на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли…Другими словами: чем ...

    Легенды и сказки по ознакомлению дошкольников с декоративно-прикладным искусством

    Представлены легенды, сказки, мифы, стихи по ознакомлению с декоративно-прикладным искусством: Хохлома, Городец, Гжель, Дымка, Жостово, русский народный костюм...

    Конспект дидактической игры для знакомства детей с декоративно-прикладным творчеством в старшей группе.

    Материал предназначен для организации занятий по художественно-эстетическому развитию в совместной деятельности....