Рабочая программа кружка Юные волшебники
календарно-тематическое планирование по рисованию (младшая группа) на тему

Татьяна Юрьевна Зубцова

Программа кружка «Юные волшебники» разработана  с целью  развития творческих способностей у детей  дошкольного возраста  через нетрадиционные методы рисования.  Способствует  пониманию детьми свойств разных материалов, их выразительных возможностей, формирует творческие умения.

Предназначается   для   использования  в  работе с детьми  дошкольного возраста педагогами дополнительного образования, воспитателями, учителями рисования  в дошкольных и школьных учебных учреждениях,  а также  родителями.

Скачать:


Предварительный просмотр:

               

Автор – cоставитель  Т.Ю. Зубцова, педагог дополнительного образования муниципального  автономного дошкольного  образовательного  учреждения «Тяжинский детский сад» №3 «Золотой ключик»

Программа кружка «Юные волшебники» разработана  с целью  развития творческих способностей у детей  дошкольного возраста  через нетрадиционные методы рисования.  Способствует  пониманию детьми свойств разных материалов, их выразительных возможностей, формирует творческие умения.

Предназначается   для   использования  в  работе с детьми  дошкольного возраста педагогами дополнительного образования, воспитателями, учителями рисования  в дошкольных и школьных учебных учреждениях,  а также  родителями.

Содержание

  1. Пояснительная записка.                                                                            3
  2. Цель, задачи программы.                                                                          4
  3. Методы, приемы.                                                                                       5
  4. Перспективное планирование кружка «Юные волшебники»                


«Истоки способностей и дарования детей - на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок».

В.А.Сухомлинский

Пояснительная записка

Дошкольный возраст – период приобщения к миру общечеловеческих ценностей, время установления первых отношений с людьми. Для нормального развития детям необходимо творческое самовыражение. Творчество заложено в детях самой природой. Они любят сочинять, выдумывать, фантазировать, изображать, перевоплощать. Детское творчество само по себе не проявляется. Для этого необходимо внимание к  нему со стороны взрослых.

Ребенок познает мир всеми органами чувств. Чем богаче, разнообразнее жизненные впечатления ребенка, тем ярче, необычнее  его ассоциации.

Роль педагога – оказать всестороннюю помощь ребенку при решении стоящих перед ним творческих задач, побуждать к нестандартным решениям.

Использование нетрадиционных техник на занятиях рисованием способствует повысить интерес к изобразительной деятельности, вызвать положительный эмоциональный отклик, развивать художественно – творческие способности ребенка.

Чем же хороши нетрадиционные техники? Они не требуют высокоразвитых технических умений, дают возможность более «рельефно» продемонстрировать возможности некоторых изобразительных средств, что позволяет развивать умение видеть выразительность форм.

Кроме того, особенности изобразительного материала «подсказывают» детям будущий образ, что важно на этапе становления замыслообразования.  

 Ценна также возможность интеграции разных видов изобразительной деятельности (рисование, лепки, аппликации); в процессе создания интересного образа, возможно сочетание изобразительных техник и материалов («рисование пластилином», коллаж, набрызг и т.п.).

Данный вид деятельности позволяет сделать работы детей более интересными, выразительными, красочными, а так же развить детскую самостоятельность, мышление и зрительный генезис.

Таким образом, обучение детей нетрадиционным способам рисования активизирует познавательный интерес, формирует эмоционально - положительное отношение к процессу художественной деятельности, способствует  эффективному развитию детского творчества.

Цель данной программы  создание условий для развития творческих способностей детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник  рисования.

Задачи программы

  1. Познакомить с нетрадиционными изобразительными техниками рисования (пальчиками – ладошками, оттиск пробкой, рисование свечой и т.д.)
  2. Обучать  основам создания художественных образов.
  3. Формировать практические навыки работы в различных видах художественной деятельности: рисовании, лепке, аппликации.
  4. Совершенствовать  умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами для работы в различных нетрадиционных техниках.
  5. Развивать сенсорные способности восприятия, чувства цвета, ритма, формы, объема в процессе работы с различными материалами: красками, пластилином, солью и т.д.
  6. Воспитывать аккуратность в работе  и бережное  отношение к  материалам, используемым в работе.

  Система занятий построена с учётом возрастных особенностей детей младшего, среднего дошкольного возраста, уровня  развития   знаний, умений и навыков в изобразительной деятельности.

 Программа предполагает проведение одного занятия в неделю, во вторую половину дня.

 Продолжительность занятий составляет 10 минут в первой и второй  младшей, 20  минут в средней группе. Общее количество учебных занятий в год  36ч.        Педагогический анализ знаний, умений и навыков детей (педагогическая диагностика) проводится 2 раза в год (первичный – в сентябре,  и итоговый – в мае. Диагностика  проводится по методике Т.С. Комаровой. (Приложение 1)

Методы и приёмы        

  1. Кляксография с трубочкой
  2. Монотопия
  3. Набрызг
  4. Оттиск смятой бумагой.
  5. Рисование поролоном
  6. Гравюра
  7. Пластилинография
  8. Рисование пальцами и ладошками
  9. Рисование методом тычка

 Для того чтобы у детей возникло желание выполнять учебное задание, педагогу необходимо проводить специальную работу, направленную на формирование игровой мотивации.

        Чтение стишков, песенок, потешек – важный методический приём. Он повышает положительное эмоциональное отношение детей к занятию.

Для успешного овладения рисованием важно развивать сенсорные основы изобразительной деятельности: восприятие предметов различной формы (зрительное, осязательное, кинестетическое) и цвета.                                 В связи с особенностями раннего возраста на каждом занятии использовались игровой прием, художественное слово, пальчиковые игры, физкультминутки, подвижные игры, музыкальное проигрывание.

         Следует побуждать рисовать самые разнообразные предметы, окружающие и привлекающие внимание в процессе игр, наблюдений на прогулках, рассматривания, обведения руками по контуру предмета. Постепенно, обращая внимание детей на рисунок, надо учить находить их сходство получившихся на бумаге  оттисков и  линий.        

        Необходимо подбирать  тот материал, в каком изображение предмета может быть решено особенно выразительно, интересно, красиво, доставит и детям и окружающим эстетическое удовольствие. При этом надо учитывать  доступность работы с материалом для каждого ребенка.                 

                Просмотр всех рисунков в конце занятия воспитывает у детей интерес к результатам сверстников, собственной деятельности. Анализ работ должен идти от игрового персонажа.

                     Обучение детей технике рисования, пониманию свойств разных материалов, их выразительных возможностей, формирование умения использовать при создании изображений различные материалы, несомненно, важно для развития изобразительного творчества.

        Занятия должны доставлять детям радость!

Перспективное планирование работы кружка «Юные волшебники»

                   для детей  младшего  дошкольного возраста

Сентябрь

Неделя

Тема

(техника рисования, методы и приёмы)

Программное содержание

Материал к занятию

1

Мой любимый дождик.

Учить рисовать дождик из тучек, передавая его характер(мелкий - капельками, сильный - линии )

Лист, гуашь (синяя), две кисточки, маленький листочек для проверки цвета, принадлежности для рисования.

2 -3

Веселые мухоморы

Учить детей рисовать пальчиками. Наносить ритмично точки на всю поверхность бумаги

Вырезанные из белой бумаги мухоморы различной формы. Алая ,малиновая ,оранжевая гуашь, салфетки

4

Ягоды и яблочки (оттиск )

Познакомить с нетрадиционной техникой печатания. Учить работать в этой технике. Развивать воображение, творчество, в дорисовывании предметов

Круг из тонированной бумаги ,гуашь в блюдечках

Октябрь

1

В гостях у жирафа

Пальчиковая живопись

Учить равномерно, распределять пятна на предмете  краской, развивать аккуратность, четкость

Картон, изображение  жирафа, гуашь

2

Моя любимая чашка

Закрепить умение украшать простые по форме предметы, нанося рисунок по возможности по всей поверхности

Изображение тарелки на картоне, гуашь

3

Листики летят

Рисование, прием примакивания

Учить правильно держать кисть, снимать лишнюю краску о край баночки, изображать листочки

Тонированная бумага, гуашь

4

Солнышко – колоколнышко

(пластилинография)

Учить заполнять контур пластилином, развивать аккуратность

Контур солнца, пластилин

     5

Рыбки в аквариуме

(пластилинография)

Учить наносить пластилин на основу – рисунок, работать аккуратно

Контуры рыб, пластилин

Ноябрь

     1

Птички клюют ягоды (рисование пальчиками)

Учить рисовать веточки,

Наносить равномерно рисунок ягод

Пол – листа бумаги ,гуашь различных цветов

2

Нарисуем воду в аквариуме с рыбками (рисование гуашью по восковым мелкам)

Упражнять в сплошном прорабатывании плоскости листа бумаги, путем нанесения размашистых мазков.

Листы бумаги с изображением рыбок, нарисованных педагогом восковыми мелками

3

Солнышко – лучистое, почему ты стало часто прятаться? ( оттиск)

Закрепить понятие лучик, учить рисовать лучик, применяя технику печатания

Круг в середине листа, гуашь различных теплых цветов, пробка или картофель

4

Овощи  (аппликация)

Учить технике наклеивания готовых форм на основу, закрепить знание овощей

Готовые формы овощей, тонированная бумага

Декабрь

1

Маленькой елочке холодно  зимой (пальчиковая живопись)

Учить наносить отпечатки по всей поверхности листа(снежинки, снежные комочки

Тонированная бумага, зеленая, белая гуашь, образцы елочек

2

Мои рукавички (оттиск)

Упражнять  в технике печатания. Закреплять умение украшать предмет, нанося рисунок по возможности равномерно на всю поверхность

Контур рукавиц различных форм, печатки, гуашь в мисочках ,салфетка

3

Новогодние шарики

Учить изображать округлые формы и знакомые елочные игрушки кистью

Листы бумаги зеленого цвета, гуашь разных цветов

4

Красивая салфеточка

Учить детей составлять на бумаге квадратной формы

Белая бумага, кружки разной величины, хорошо сочетающиеся по цвету

Январь

1

Веселый снеговик (тычок жесткой, полусухой кистью)

Упражнять в технике рисования тычком. Закрепить умение украшать рисунок ,используя рисование пальчиками

Белая бумага, кружки разной величины, хорошо сочетающиеся по цвету

2

Прочный забор (аппликация)

Упражнять в рисовании прямых вертикальных линий. Побуждать их создавать на основе игровой мотивации: рисовать прочный забор для игрушечных  животных

Половина листа плотной бумаги ,разрезаного повдоль, гуашь, игрушки, ножницы

3

Зимний пейзаж (рисование свечой)

Познакомить с техникой, развивать фантазию, воспитывать терпеливость

Белая бумага ,свеча, гаашь

4

Зимние птички (пластилинография)

Учить наносить пластилин на основу – рисунок, работать аккуратно

Контур зимних птиц, пластилин

Февраль

1

Мое любимое дерево (уголь, сангина)

Учить работать с графическим материалом, упражнять в рисовании различных линий, штриховать

Иллюстрации птиц, любой графический материал

2

Цветочек для папы

(оттиск)

Упражнять в рисовании с помощью печаток. Закреплять умение дорисовывать стебельки и листочки

Открытка для папы

3

Мое любимое животное (тычок)

Упражнять в технике тычка. Учить фактурно изображать животное

Готовые формы животных

4

Красивый подарок маме (аппликация)

Учить составлять изображение по частям. Воспитание стремления сделать красивую вещь для родного человека

Лепестки разного цвета и размера ,палочка и листок зеленого цвета ,ватман

Март

1

Мимоза для бабушки

(аппликация)

Упражнять  в скатывании шариков из салфеток ,наклеивании готовых форм на основу

Вырезанные листья мимозы, салфетка желтого цвета, готовая заготовка открытки

2

Бабочка (оттиск )

Познакомить с техникой рисования ладошкой. Учить наносить быстро краску и делать отпечатки

Гуашь, тонированная бумага

3-4

Божьи коровки на лужайке (пальчиковая живопись)

Упражнять  в технике рисования пальчиками, закрепить умение равномерно наносить краску, а на втором занятии  точки на всю поверхность предмета, дорисовать детали картины: траву и т.п.

Контур божьих коровок, гуашь

Апрель

1

Жили у бабуси два веселых гуся (рисование ладошкой)

Продолжать использовать ладонь ,как изобразительное средство ,дорисовывать детали

Нарисованное заранее озеро ,гуашь, маркеры для рисования деталей

2

Волшебные картинки(Волшебный дождик) (рисование свечой)

Продолжать знакомить с техникой рисования свечой. Учить равномерно наносить жидкую краску на лист бумаги

Готовые рисунки, жидкая гуашь

3

Клоун (рисование восковыми мелками)

Учить технике работы с графическими материалами, развивать  чувство ритма

Контур предмета, восковые мелки, белая бумага

Май

1

Праздничный салют( монотипия)

Учить технике монотипия развивать фантазию умение дорисовывать детали

Белая бумага, стекло для монотипии

2-3-4

Наша планета – Земля

(смешенная техника)

Учить решению центра в листе, использовать техники, исполнявшиеся ранее

Ватман

Перспективное планирование работы кружка «Юные волшебники»

для детей среднего дошкольного возраста

Неделя

Тема

(техника рисования, методы и приёмы)

Программное содержание

Материал к занятию

1

Золотая осень. Рисование  способом тычка.

Уточнять и расширять представления об осени; продолжать закреплять умения детей наносить один слой краски на другой методом тычка, развивать творчество и фантазию.

Лист, гуашь, две кисточки, маленький листочек для проверки цвета и все принадлежности для рисования.

2

«Подсолнух».

Аппликация из крупы.

Учить детей аккуратно распределять лепесточки подсолнуха из бумаги на картон, очень хорошо промазать середину цветка клеем ПВА, аккуратно засыпать гречневой крупой.

Цветная бумага, клей ПВА, гречневая крупа.

3

Разноцветные бабочки. Монотипия, обведение ладони и кулака.

Познакомить с техникой монотипии, закрепить умения использовать технику монотипия «старая форма новое содержание» (ладошка с сомкнутыми пальцами - большое крыло, кулак - маленькая). Познакомить детей с симметрией, на примере бабочки.

 Силуэты симметричных, ассиметричных предметов. Лист бумаги, гуашь, кисть, простой карандаш, принадлежности для рисования.

4

Осенние листочки. Отпечаток листьев. Набрызг.

Познакомить с техникой печатания листьев. Закрепить умения работать с техникой печати по трафарету. Развивать цветовосприятие. Учить смешивать краски прямо на листьях ил тампонах при печати.

Лист черного цвета, гуашь, поролоновые тампоны трафареты, принадлежности для рисования

Октябрь

1

Животные, которых я сам себе придумал.

Кляксография.

Познакомить с нетрадиционной техникой кляксографии. Учить работать в этой технике. Развивать воображение, творчество, в дорисовывании предметов.

Черная и цветная тушь, лист, пластмассовая ложка, простой карандаш, гуашь, восковые мелки, принадлежности для рисования.

2

«Черепашка». Аппликация из крупы.

Учить равномерно ираспределять различные виды крупы по форме черепашки, развивать аккуратность, четкость

Картон, изображение черепахи, крупа, клей ПВА.

3

Мышка. Аппликация из резаных ниток.  

Познакомить детей с техникой выполнения аппликации из ниток. Учить равномерно намазывать небольшие участки изображения и посыпать их мелко нарезанными педагогом нитками, соответствующим участку изображения цветом.

Изображение мыши на картоне, ткать, клей ПВА.

4

Я в волшебном лесу.

Рисование пальцами.

Учить детей рисовать пальчиками, ритмично нанося отпечаток на полоску бумаги; продолжать знакомить детей с цветом (красный, синий, зелёный), закреплять названия цветов; развивать интерес и положительное отношение к рисованию.

Ноябрь

1

Рыбка.

 Рисование ладонью

Рисование ладонью. Учить передавать образ  рыбки. Познакомить с теплой и холодной цветовой гаммой.

Альбомные листы с изображением туч; синяя краска, баночки-непроливайки, кисточки, салфетки.

2

«Веточка рябины».

Рисование пальцами; дорисовывание деталей.

Рисование пальцами; дорисовывание деталей.Продолжать учить детей рисовать пальчиками; набирать краску; радоваться полученному результату; закреплять знания основных цветов; развивать интерес и положительное отношение к рисованию.

Листы бумаги для рисования с изображением веточки рябины без ягод (по количеству детей); ветка рябины, рисунок – образец; гуашь красного цвета, влажные салфетки для рук.

3

Снежная семья.

Рисование способом тычка.

Учить рисовать снеговиков разных размеров, закрепить приёмы изображения круглых форм в различных сочетаниях, совершенствовать технику рисования тычком.

 Лист, гуашь, две кисточки, маленький листочек для проверки цвета и все принадлежности для рисования.

4

Полюбуйся на герань

(рисование штампом; дорисовывание

деталей)

Учить детей ритмично наносить  рисунок с помощью штампа (старые кисточки или мятая бумага); учить  пользоваться штампом: окунать его в густую гуашь, а затем прижимать к листу бумаги; развивать эстетическое восприятие, желание рисовать.

Листы бумаги с заготовками (изображение герани в горшочке с пустыми черенками); гуашь красного цвета, штампы по количеству детей; салфетки; цветущая герань.

Декабрь

1

«Елочка».Пластилинография.

Мозаика из пластилина.Учить отрывать от большого куска пластилина маленькие кусочки, катать из них между пальцами  маленькие шарики, выкладывать шариками готовую форму елочки, нарисованную на светлом картоне.

Рисунок с изображением елочки; пластилин.

2

«Снег идёт»

(рисование ватными палочками)

Закреплять навыки рисовании красками, используя ватные палочки; уточнять и закреплять знания цветов; развивать эстетическое восприятие, желание рисовать.

Картон синего или голубого цвета формата А4 ( по количеству детей), баночки – непроливайки, салфетки.

3

Снежинки.

Техника изонити

 Учить составлять снежинку из треугольников; учить анализировать образец, определять направление углов; продолжать учить иглой и нитью.

Шерстяные нитки, игла, треугольник, карандаш, шило, подушечка, бархатная бумага или цветной картон с начерченными углами.

4

«Маленькая ёлочка в гости к нам пришла».

Рисование пальцами.

Рисование пальцами. Учить детей располагать фонарики определённого цвета, используя дидактическую игру «Укрась ёлочку»; закреплять умение рисовать пальчиками, используя разные цвета; закреплять знания основных цветов; развивать эстетическое восприятие, желание рисовать.

Альбомные листы  бумаги для рисования с изображением ёлочки (по количеству детей); гуашь красного, синего, жёлтого цветов; влажные тряпочки, салфетки; дид. игра «Укрась ёлочку».

                                                   Январь

1

«Дед Мороз»

Апликация из ваты. Учить скатывать ватные шарики и наклеивать на основу рисунка.

Цветной картон синего цвета ( по количеству детей), комочки ваты, клей, рисунок на картоне Деда

Мороза.

2

Снегири на ветке

Рисование способом тычка. Формировать у детей обобщённое представление о птицах; пробуждать интерес к известным птицам; расширять знания о перелётных птицах; упражнять в рисовании снегирей.

Лист, гуашь, две кисточки, маленький листочек для проверки цвета и все принадлежности для рисования

3

Покормим птичек

Пластилинография. Закреплять с детьми  передачи образа,воспитывать у детей заботливое отношение к птицам.

Заготовка – кормушка, нарисованная на листе ватмана, изображение птиц;

4

Мое любимое дерево

Рисование мазком, монотипия, набрызг. Учить отражать особенности изображаемого предмета, используя различные нетрадиционные техники: сентябрь-монотипия, октябрь - мазки, ноябрь - набрызг. Учить соотносить количество листьев и цвет. Развитие чувства композиции, совершенствовать умение работать в данных техниках.

Пейзажи, гуашь, набор кистей, трафареты и принадлежности для рисования.

Февраль

1

Зимний пейзаж

Кляксография. Развивать фантазию и творчество в рисовании зимнего пейзажа; продолжать учить регулировать силу выдуваемого воздуха, дополнять изображение.

Черная и цветная тушь, лист, пластмассовая ложка, простой карандаш, гуашь, восковые мелки, принадлежности для рисования.

2

«Снежинки»

Изонить . Учить составлять снежинку из треугольников; ; учить анализировать образец, определять направление углов; продолжать учить иглой и нитью.

Шерстяные нитки, игла, треугольник, карандаш, шило, подушечка, бархатная бумага или цветной картон с начерченными углами.

3

Подарок для папы

Аппликация из салфеток. Научить скручивать жгутиком салфетку, придавая ей образ цветка, воспитание любви к родителям.

Лист картона формата А4 голубого или синего цветов ( по количеству детей); гуашь белого цвета, кисточки, непроливайки, салфетки.

4

Валентинки.

Изонить. Продолжать работу по овладению техникой. Развивать фантазию.

Шерстяные нитки, игла, треугольник, карандаш, шило, подушечка, бархатная бумага или цветной картон с начерченными углами.

                                                 Март

1

Букет для мамы

Рисование ладошками. Передача образа бутона тюльпана. Продолжить совершенствовать технику.

Листы бумаги с заготовками  вазы и стебля цветка, гуашь, кисти.

2

Какого цвета весна

Монотипия. Обогащать и расширять  художественный опыт детей в работе с акварелью, рисованию по мокрой бумаге, смешивая краски

Два альбомных листа на каждого ребенка, акварельные краски, маленькие губки, две емкости с водой, толстые кисточки.

3

Берег реки.

Рисование по сырому фону

Закрепить умение рисовать по сырому фону, смешивать краски прямо на листе, развивать творчество, фантазию.

Литы бумаги формата А4, гуашь синего цвета, кисточки, подставки под кисточки, баночки с водой, салфетки.

4

Волшебная страна – подводное царство.

Рисование ладошками

 2 занятия

Учить передавать образ , продолжать работу по смешению цветов.

Листы бумаги круглой формы (тарелочки); гуашь.

                                                Апрель

1

Звездное небо.

Печать поролоном по трафарету; набрызг

Учить создавать образ звездного неба, используя смешение красок, набрызг и печать по трафарету. Развивать цветовосприятие. Упражнять в рисовании с помощью данных техник.

Листы бумаги для рисования, гуашь синего цвета, кисточки, подставки под кисточки, баночки с водой, паралон.

2

«Пасхальное яйцо»

Аппликация из салфеток.

Учить методу торцевания. Передать образ, путем прикладывания салфеток к основе из пластилина.

Салфетки, основа яйца из пластилина. Паста от ручки или стержень.

Май

1

«Букет к 9 мая».

Пластилинография.

Знакомство с о способом скручивания жгутиком , изготовление цветов из пластилина.

Открытки с цветами, картон, пластилин.

2

Попугаи.

Рисование ладошками.

Закреплять умение рисовать ладошками, повторение сочетание цветов.

Лист белой бумаги, гуашь, салфетки.

3

Цветочная поляна.   Рисование ватными палочками

Продолжать учить детей рисовать красками, используя ватные палочки; закреплять знания цветов; формировать интерес и положительное отношение к рисованию.

Тонированные в зелёный цвет листы бумаги для рисования; готовый рисунок – образец, репродукции с изображением цветочной поляны (полевых цветов); гуашь основных цветов, кисточки, непроливайки, салфетки.

4

Цветущая веточка.

Смешенная техника.

 Рисование зелени методом тычка, изображение цветов ватными палочками.

Листы бумаги с изображением веток с листочками; гуашь, кисточки, непроливайки, подставки под кисточки, салфетки; ветка с цветами черёмухи или жасмина.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа кружка художественно - эстетической направленности "Юные Волшебники" в старшей группе

Изучая и осваивая различные способы рисования, ранее не использованных в работе с детьми, экспериментально попробовала использовать элементы нестандартного рисования совместной деятельности с детьми и...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПДО декоративно-прикладного творчества «Волшебники» МБДОУ № 13 "Вишенка"

Новизна программы состоит в том, что она  учитывает развивающие возможности декоративно-прикладного искусства народов России, как целостного этнического, культурно-исторического и социально-педаг...

Рабочая программа "Гимнастика маленьких волшебников"

Программа разработана для детей дошкольного возраста. С целью профилактики сколиоза и плоскостопия....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ по художественному и ручному труду «МАСТЕРСКАЯ ВОЛШЕБНИКОВ»

Дополнительная программа по художественному и ручному труду, расчтана на три возрастных группы (среднюю, старшую, подготовительную). Кружковая работа проводится во вторую половину дня, материал подобр...

Рабочая программа кружка "Мастерская волшебников" на 2018-2019 учебный год

Программа кружка направлена на развитие у детей творческого и исследовательского характеров, пространственных представлений, некоторых физических закономерностей, познание свойств различных материалов...

рабочая программа " Мастерская Волшебников"

                                                      ...