Рабочая программа кружка "Волшебный мир"(нетрадиционная техника рисования ).
методическая разработка по рисованию (старшая, подготовительная группа)

Манухина Марина Михайловна

Пояснительная записка

Мир  маленького  человека  красочный, эмоциональный. Уже  в  самой  сути  ребёнка  заложено  стремление  узнавать  и  создавать.  Работа  с  разными  материалами  расширяет  сферу  возможностей  ребёнка,  обеспечивает  его  раскрепощение,  развивает  воображение,  фантазию. Массаж кисти, пальчиковые упражнения ускоряют развитие речи. Двигательная активность кисти увеличивает запас слов, способствует осмысленному их использованию, формирует грамматически правильную речь, развивает память, способствует автоматизации звуков и подготовке руки к письму.

"Истоки способностей и дарования детей — на кончиках их пальцев. От

пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити — ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, «чем больше  мастерства в детской руке, тем умнее ребенок", — утверждал   В.А. Сухомлинский.

Постоянный поиск новых форм и методов организации учебного и воспитательного процесса позволяет делать работу с детьми более разнообразной, эмоциональной и информационно насыщенной. Наличие материала для  кружковой  работы, его высокое качество, разнообразие способов   рисования, поможет  ребёнку  увидеть  и  передать  на  бумаге  то,  что  обычными  способами  сделать  намного  сложней.  А  главное,  нетрадиционная  техника  рисования  даёт  ребёнку  возможность  удивиться  и  порадоваться  миру.

        Способность к творчеству – отличительная черта человека, благодаря которой он может жить в единстве с природой, создавать, не нанося вреда, преумножать, не разрушая.

Психологи и педагоги пришли к выводу, что раннее развитие способности к творчеству, уже в дошкольном детстве – залог будущих успехов.

Желание творить – внутренняя потребность ребенка, она возникает у него самостоятельно и отличается чрезвычайной искренностью. Мы, взрослые, должны помочь ребенку открыть в себе художника, развить способности, которые помогут ему стать личностью. Творческая личность – это достояние всего общества.

Рисовать дети начинают рано, они умеют и хотят фантазировать. Фантазируя, ребенок из реального мира попадает в мир придуманный. И увидеть его может лишь он.

Известно, что изобразительная деятельность – это деятельность специфическая для детей, позволяющая им передавать свои впечатления от окружающего мира и выражать свое отношение к изображаемому. Ребенок в процессе рисования испытывает разные чувства – радуется созданному им красивому изображению, огорчается, если что-то не получается, стремится преодолеть трудности.

Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического воспитания, так как оно связано с самостоятельной практической и творческой деятельностью ребенка. В процессе рисования у ребенка совершенствуются наблюдательность и эстетическое восприятие, художественный вкус и творческие способности. Рисуя, ребенок формирует и развивает  у себя определенные способности: зрительную оценку формы, ориентирование в пространстве, чувство цвета. Также развиваются специальные умения и навыки: координация глаза и руки, владение кистью руки.

Систематическое овладение всеми необходимыми средствами и способами деятельности обеспечивает детям радость творчества и их всестороннее развитие (эстетическое, интеллектуальное, нравственно-трудовое, физическое). А также, позволяет плодотворно решать задачи подготовки детей к школе.

Работы отечественных и зарубежных специалистов свидетельствуют, что художественно – творческая деятельность выполняет терапевтическую функцию, отвлекая детей от грустных, печальных событий, обид, снимая нервное напряжение, страхи. Вызывает радостное, приподнятое настроение, обеспечивает положительное эмоциональное состояние каждого ребенка.

Развитию творческих способностей дошкольника уделяется достаточное внимание в таких комплексных программах, как: «Детство», «Радуга», «Развитие» и др. авторы программ нового поколения предлагают, через раздел художественно – эстетического воспитания, знакомить детей с традиционными способами рисования. Развивая, таким образом, творческие способности ребенка.

Несформированность графических навыков и умений мешает ребенку выражать в рисунках задуманное, адекватно изображать предметы объективного мира и затрудняет развитие познания и эстетического восприятия. Так, сложной для детей дошкольников является методика изображения предметов тонкими линиями. Линия несет вполне конкретную художественную нагрузку и должна быть нарисована достаточно профессионально, что не удается детям в силу их возрастных особенностей. Предметы получаются не узнаваемыми,  далекими от реальности.

Изобразительное же искусство располагает многообразием материалов и техник. Зачастую ребенку недостаточно привычных, традиционных способов и средств, чтобы выразить свои фантазии.

Проанализировав авторские разработки, различные материалы, а также передовой опыт работы с детьми, накопленный на современном этапе отечественными и зарубежными педагогами-практиками, я заинтересовалась возможностью применения нетрадиционных приемов изодеятельности в работе с дошкольниками для развития воображения, творческого мышления и творческой активности. Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Несомненно, достоинством таких техник является универсальность их использования. Технология их выполнения интересна и доступна как взрослому, так и ребенку.

Именно поэтому, нетрадиционные методики очень привлекательны для детей, так как они открывают большие возможности выражения собственных фантазий, желаний и самовыражению в целом.

На практике эти задачи реализуются мной через занятия кружка «Волшебные пальчики». В рамках кружковых занятий дети неограниченны в возможностях выразить в рисунках свои мысли, чувства, переживания, настроение. Использование различных приемов способствуют выработке умений видеть образы в сочетаниях цветовых пятен и линий и оформлять их до узнаваемых изображений. Занятия кружка не носят форму «изучения и обучения». Дети осваивают художественные приемы и интересные средства познания окружающего мира через ненавязчивое привлечение к процессу рисования. Занятие превращается в созидательный творческий процесс педагога и детей при помощи разнообразного изобразительного материала, который проходит те же стадии, что и творческий процесс художника. Этим занятиям отводится роль источника фантазии, творчества, самостоятельности.

В силу индивидуальных особенностей, развитие творческих способностей не может быть одинаковым у всех детей, поэтому на занятиях я даю возможность каждому ребенку активно, самостоятельно проявить себя, испытать радость творческого созидания. Все темы, входящие в программу, изменяются по принципу постепенного усложнения материала.

Используемые методы:

– позволяют развивать специальные умения и навыки, подготавливающие руку ребенка к письму;

– дают возможность почувствовать многоцветное изображение предметов, что влияет на полноту восприятия окружающего мира;

– формируют эмоционально – положительное отношение к самому процессу рисования;

– способствуют более эффективному развитию воображения, восприятия и, как следствие, познавательных способностей.  

 С этой целью был создан кружок по нетрадиционной технике рисования "Волшебный мир" (образовательная область «Художественное творчество»)  

 

 

 

 

 

 

 

Цель программы: Познакомить детей с нетрадиционной художественной техникой. Закрепить умение работать в технике «старая форма – новое содержание».

Задачи:

Развивающие:

- Формировать  творческое  мышление,  устойчивый  интерес  к  художественной деятельности;

-Развивать  художественный  вкус,  фантазию,  изобретательность,  пространственное  воображение.

- Формировать   умения  и  навыки,  необходимые  для  создания  творческих  работ.

- Развивать  желание  экспериментировать,  проявляя  яркие  познавательные  чувства:    удивление, сомнение,  радость от узнавания  нового.

Образовательные:

-  Закреплять и обогащать знания детей о разных видах художественного  творчества.

 - Знакомить  детей  различными  видами  изобразительной  деятельности,  многообразием  художественных  материалов  и  приёмами  работы  с  ними,  закреплять  приобретённые  умения  и  навыки  и  показывать  детям   широту  их  возможного  применения.

 Воспитательные:

- Воспитывать  трудолюбие и  желание добиваться  успеха  собственным  трудом.

- Воспитывать внимание, аккуратность, целеустремлённость, творческую

 самореализацию.

   Программа рассчитана на детей старшего дошкольного возраста. Занятия проходят во второй половине дня один раз в неделю.

   Предполагаемый результат:

Дети: Развитие интегративных качеств: сравнивают  предметы,  выделяя  их  особенности  в  художественно-изобразительных  целях; плавно  и  ритмично изображают формообразующие линии; изображают предметы по памяти; используют цвет для  создания различных образов; создают композиции на листах бумаги разной формы; передают настроение в творческой работе; используют разные приёмы нетрадиционного рисования; развёрнуто комментируют свою творческую работу;

      В процессе работы обеспечивается интеграция всех образовательных областей:

 Познание: игры по художественному творчеству, игры-моделирование композиций.

Чтение художественной литературы: стихи и рассказы .

Социализация: решение проблемных ситуаций, воспитание дружеских взаимоотношений.

Коммуникация: развитие умения поддерживать беседу, обобщать, делать выводы, высказывать свою точку зрения.

Здоровье: физкультминутки, пальчиковая гимнастика.

Музыка: прослушивание музыкальных произведений.

Труд: воспитывать желание участвовать в совместной трудовой деятельности, бережное отношение к материалам и инструментам;

 

Методы работы:

¾          Индивидуальный.

¾          Групповой.

¾          Наглядный.

 

Формы работы:

¾          Игры.

¾          Беседы, работа с наглядным материалом.

¾          Практические упражнения для отработки необходимых навыков.

¾          Чтение  художественной литературы.

¾          Рассматривание репродукций картин.

 

Учебный план.

п/п

Название темы

Количество часов

 

1.

 Изучение литературы.

Составление плана работы кружка.

 

2

 

2.

Печать листьев.

1

 

3.

Рисование ладошками.

2

 

4.

Рисование пальчиками.

3

 

5.

Проступающий рисунок.

2

 

6.

Смешивание цветов.

1

 

7.

Печать по трафарету.

3

 

8.

Кляксография.

1

 

9.

Монотипия.

3

 

10.

Тычок жесткой полусухой кистью.

1

 

11.

Оттиск печатками.

4

 

12.

Рисование нитками.

2

 

13.

Рисование солью.

1

 

14.

Свеча+ акварель.

1

 

15.

Воздушные фломастеры.

2

 

16.

Расчёсывание краски.

1

 

17.

Пластилиновая живопись.

2

 

18.

Восковые мелки + акварель

2

 

19.

Батик

2

 

 

Всего:

36

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Перспективный план занятий

  

 

 

 

Сентябрь

Нетрадиционная техника

Литература

 

 

 

1. Тема: "Осень"

печать листьев

А.В. Никитина "Нетрадиционная техника рисования в детском саду" стр. 23

 

 

 

Цели занятия:

 

 

 

1 . Познакомить с техникой печатания листьев.

 

 

 

 

 

 

 

2. Развивать чувства композиции, цветовосприятия.

 

 

 

3. Учить смешивать краски прямо на листьях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Тема: «Грибы в корзине"

рисунки из ладошки

А.В. Никитина "Нетрадиционная техника рисования в детском саду" стр. 25

 

 

 

Целu занятия:

 

 

 

1 . Познакомить с техникой рисования с помощью руки.

 

 

 

2. Развивать пространственное мышление.

 

 

 

З. Учить рисовать грибы с помощью своей ладошки.

 

 

 

4. Расширить знания детей о грибах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Октябрь

 

Т.А.Цквитария "Нетрадиционная техника рисования "  Интегрированные занятия в ДОУ стр 19

 

 

 

1.Тема "Вот она какая,осень золотая"

проступающий рисунок

 

 

 

Цели занятия:

 

 

 

1. Учить выделять выразительные средства,характерные для поэтических

 

 

 

  и музыкальных произведений о природе,сопостовлять и анализировать их.

 

 

 

2.Формировать умение использовать в рисункаххудожественные свойства

 

 

 

  изобразительных материалов для создания образа природы.

 

 

 

3.Развивать фантазию и творческий подход к изображению.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Тема: «Цветик-разноцветик"

смешивание цветов

Давыдова Г.Н. "Нетрадиционная техника рисования в детском саду" Часть1 Москва 2007 стр 22

 

 

 

Целu занятия:

 

 

 

1. Закрепить представления детей о цветовом мноrooбразии, ознакомить

 

 

 

с хроматическими (основными) и ахроматическими цветами.

 

 

 

2. Расширить знания цветовой гаммы путем введения новых оттенков,

 

 

 

освоения способов их получения.

 

 

 

3. Закрепить навык закрашивания внутри контура.

 

 

 

4. Развивать чувственно-эмоциональное восприятие окружающеro мира.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Тема "Явление осени"

печать по трафарету

А.В. Никитина "Нетрадиционная техника рисования в детском саду" стр. 27

 

 

 

Целu занятия:

 

 

 

1 . Познакомить с новым методом- печатью по трафарету.

 

 

 

2.Развивать чувство ритма.

 

 

 

3.Упражнять в технике печати по трафарету.

 

 

 

4. Прививать навык работы в коллективе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.Тема: «Улетаем на юг"

кляксография

А.В. Никитина "Нетрадиционная техника рисования в детском саду" стр. 29

 

 

 

Целu занятия:

 

 

 

1 . Познакомить с правилами нанесения клякс на стекло и накладывание

 

 

 

  сверху бумаги.

 

 

 

2. Развивать фантазию при выборе содержания и способов изображения.

 

 

 

3. Развивать воображение, фантазию, интерес к нетрадиционным

 

 

 

способам рисования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ноябрь

 

 

 

 

 

1.Тема: "Пейзаж у озера"

монотипия

Давыдова Г.Н. "Нетрадиционная техника рисования в детском саду" Часть1 Москва 2007 стр 37

 

 

 

Целu занятия:

 

 

 

1 . Закрепить знания детей о пейзаже как жанре изобразительного

 

 

 

искусства.

 

 

 

2. Познакомить с нетрадиционной техникой изображения пейзажа

 

 

 

- монотипией , показать ее изобразительные особенности, закрепить

 

 

 

понятие о симметрии.

 

 

 

3. Подвести детей к тому, что пейззж можно рисовать не только

 

 

 

с натуры, а придумать ею самому.

 

 

 

4. Развивать умения детей создавать композицию, самостоятельно

 

 

 

подбирать цветовую гамму в соответствии с придуманным сюжетом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Тема: «Ёжик"

тычок жесткой полусухой кистью

А.В. Никитина "Нетрадиционная техника рисования в детском саду" стр. 33

 

 

 

Целu занятия:

 

 

 

1 . Научить пользоваться новой техникой, выполнять рисунок тела тычками

 

 

 

  без предварительной прорисовки,дополнять деталями.

 

 

 

2. Закреплять умения детей рисовать кисточкой разными способами.

 

 

 

3. Расширять знания о животных.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Тема: «Мой любимый свитер"

оттиск печатками из картофеля

 

 

 

 

Целu занятия:

А.В. Никитина "Нетрадиционная техника рисования в детском саду" стр. 31

 

 

 

1. Знакомить с техникой рисования.

 

 

 

2. Развивать воображение и инициативу.

 

 

 

3. Закреплять знание цветов.

 

 

 

4. Учить составлять элементарные узор.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.Тема: «Веселые человечки"

волшебные веревочки

А.В. Никитина "Нетрадиционная техника рисования в детском саду" стр. 35

 

 

 

Целu занятия:

 

 

 

1 .Учить детей выкладывать веревочку точно по образцу.

 

 

 

2. Знакомить со строением человека,определять все части тела.

 

 

 

 

 

 

 

3. Учить передовать силуэт человека в движении.

 

 

 

Декабрь

Монотипия. Рисование пальчиками

 

 

 

 

1.Тема "Первый снег"

А.В. Никитина "Нетрадиционная техника рисования в детском саду" стр. 39

 

 

 

Целu занятия:

 

 

 

1 . Учить рисовать дерево без листьев.

 

 

 

2. Учить изображать снег пальчиками

 

 

 

3. Развивать инициативу,закреплять знание цветов.

 

 

 

4. Учить составлять композицию.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Тема: "Снежинки"

воздушные фломастеры - блопены

А.В. Никитина "Нетрадиционная техника рисования в детском саду" стр. 41

 

 

 

Цели занятия:

 

 

 

1. Учить изображать явления природы на бумаге.

 

 

 

2. Знакомить с холодными оттенками голубого и синего цвета (темно- синий,

 

 

 

  голубой,фиолетовый)

 

 

 

3. Развивать длительный плавный выдох.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Тема: "Ёлочка нарядная"

оттиск поролоном,рисование пальчиками

А.В. Никитина "Нетрадиционная техника рисования в детском саду" стр. 47

 

 

 

Цели занятия:

 

 

 

1. Упражнять в рисовании поролоном,в рисовании пальчиками.

 

 

 

2. Учить наносить рисунок равномерно по всей поверхности листа.

 

 

 

3. Развивать цветовосприятие.

 

 

 

 

 

 

 

4.Тема: " Дед Мороз"

 

Давыдова Г.Н. "Нетрадиционная техника рисования в детском саду" Часть2 Москва 2007 стр 38

 

 

 

Цели занятия:

 

 

 

 

1. Осуществлять социально-эмоциональное развитие детей путем

 

 

 

 

введения в ситуацию, в разрешении которой они принимают

 

 

 

 

непосредственное участие; развивать эмоциональную отзывчивость детей,

рисование солью

 

 

 

готовность к взаимопомощи с использованием накопленноro

 

 

 

личноro опыта.

 

 

 

2. Научить новому приему оформления изображения: присыпание

 

 

 

солью по мокрой краске для создания объемности изображения.

 

 

 

3. Закрепить умение рисовать фигуру изображаемого персонажа,

 

 

 

передавая форму частей , их расположение, относительную величину.

 

 

 

4. Закрепить навыки рисования ryашью, умение смешивать на палитре

 

 

 

краску, разбеливая основной тон для получения более светлоro

 

 

 

 

оттенка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Январь

 

А.В. Никитина "Нетрадиционная техника рисования в детском саду" стр. 49

 

 

 

1.Тема:" Зимний лес"

рисунки из ладошки

 

 

 

Цели занятия:

 

 

 

1.Развивать у детей позновательный интнрес.

 

 

 

2. Воспитывать эстетическое восприятие зимнего пейзажа.

 

 

 

3. Учить рисовать зимний лес, используя метод тычка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Тема: "Пингвины"

печать по трафарету

А.В. Никитина "Нетрадиционная техника рисования в детском саду" стр. 59

 

 

 

Цели занятия:

 

 

 

1. Познакомить детей с пингвинами и средой их обитания.

 

 

 

2. Расширять знания об окружающем мире.

 

 

 

3.Учить рисовать пингвинов с помощью трафаретов.

 

 

 

 

 

 

 

Февраль

проступающий рисунок

Т.А. Цквитария "Нетрадиционная техника рисования " Интегрированные затятия в ДОУ стр 43

 

 

 

1.Тема: "Вальс снежных хлопьев"

 

 

 

Цели занятия:

 

 

 

1 . Развивать чувство цвета посредством музыки и рисования.

 

 

 

2. Совершенствовать умение соотносить цвет с музыкой , опираясь

 

 

 

на различие наиболее ярких средств музыкальной выразительности

 

 

 

(темп, динамику, ритм и др.)

 

 

 

з. Стимулировать творчество детей к импровизации с цветовым пятном.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Тема: "Красивые картинки из разноцветной нитки"

 

Давыдова Г.Н. "Нетрадиционная техника рисования в детском саду" Часть2 Москва 2007 стр 34

 

 

 

Цели занятия:

 

 

 

1. Продолжать учить детей разны м нетрадиционным способам рисования,

 

 

 

 

 познакомить с новым необычным изобразительным материалом.

 

 

 

 

2. Развивать цветовосприятие, умение подбирать для своей ком позиции

рисование нитками

 

 

 

соответствующие цветовые сочетания.

 

 

 

З. Учить аккуратно пользоваться клеем , наносить ero на контур

 

 

 

рисунка тонкой струйкой .

 

 

 

4. Научить выкладывать н ить точно по нарисованному контуру,

 

 

 

 

 

развивать координацию движений, мелкую моторику кистей рук.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Тема: "Верблюд в пустыне"

расчесывание краски

Давыдова Г.Н. "Нетрадиционная техника рисования в детском саду" Часть2 Москва 2007 стр 11

 

 

 

Цели занятия:

 

 

 

1. Воспитание у детей интереса к природе разных климатических

 

 

 

зон. Расширение представnений о пустыне, развитие умения передавать

 

 

 

с вои впечатления в рисунке.

 

 

 

2. Ознакомление с новым приемом рисован и я - «расчесывание»

 

 

 

краски.

 

 

 

3. Освоение нового графического знака - волнистая л иния, отработка

 

 

 

плавного, непрерывного движения руки.

 

 

 

4. Закрепление умения передавать колорит, характерный для пустыни

 

 

 

, подбирая нужные цвета.

 

 

 

 

 

 

 

4. Тема: "Одуванчик"

пластилиновая живопись

О.Ю. Тихомирова ,Г.А.Лебедева "Пластилиновая картина" стр.54

 

 

 

1. Развитие творческих способностей.

 

 

 

2. Знакомство детей с пластилиновой техникой как видом изобразительной

 

 

 

деятельности.

 

 

 

3. Воспитание любви и бережное отношение к природе.

 

 

 

Март

печать по трафарету+ воздушные вломастеры

Давыдова Г.Н. "Нетрадиционная техника рисования в детском саду" Часть2 Москва 2007 стр 46

 

 

 

1.Тема: «Открытка для мамы»

 

 

 

Цели занятия:

 

 

 

1. Учить детей рисовать различные цвета,использовать различные техники.

 

 

 

2. Воспитывать в детях желание делать подарки родным и близким.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Тема: "Ранняя весна"

монотипия пейзажная

А.В. Никитина "Нетрадиционная техника рисования в детском саду" стр. 69

 

 

 

Цели занятия:

 

 

 

1. Воспитывать эстетическое восприятие природы.

 

 

 

2. Учить рисовать состояние погоды(мокрый снег,лужи,туман,ветер)

 

 

 

3. Совершенствовать цветовосприятие тобором оттенков холодного

 

 

 

печального колорита ранней весны.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Тема: "Ветка с первыми листьями"

оттиск печатками

А.В. Никитина "Нетрадиционная техника рисования в детском саду" стр. 71

 

 

 

Целu занятия:

 

 

 

1 . Углублять знания о временах года.

 

 

 

2. Уточнять признаки весны.

 

 

 

3. Воспитывать любовь к родному краю.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.Тема: «Черепаха"

восковые мелки+акварель

А.В. Никитина "Нетрадиционная техника рисования в детском саду" стр. 61

 

 

 

Цели занятия:

 

 

 

1. Воспитывать эстетическое восприятие природы.

 

 

 

2. Учить изображать животных.

 

 

 

3. Развивать цветовосприятие и чувство композиции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Апрель

 

 

 

 

 

1.Тема: «Березка.

батик

Давыдова Г.Н. "Нетрадиционная техника рисования в детском саду" Часть2 Москва 2007 стр 51

 

 

 

Цели занятия:

 

 

 

1 . Формировать любознательность, наблюдательность, желание

 

 

 

отразить свои впечатления в рисунке.

 

 

 

2. Познакомить детей с техни кой рисования - батиком , с разными

 

 

 

способам и создания рисунка на ткани .

 

 

 

3. Научить изображать конкретное дерево с характерными признаками

 

 

 

4. Продолжать развивать детское изобразительное творчество.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Тема: "Узор на тарелочке" (городецкая роспись)

оттиск печатками из картофеля

А.В. Никитина "Нетрадиционная техника рисования в детском саду" стр. 55

 

 

 

Цели занятия:

 

 

 

1. Познакомить детей  с городецкой росписью,ее колоритом.

 

 

 

2. Учить составлять узор на тарелочке.

 

 

 

3. Развивать художественный вкус.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Тема: "Золотая рыбка"

пластилиновая живопись

О.Ю. Тихомирова ,Г.А.Лебедева "Пластилиновая картина" стр.30

 

 

 

Цели занятия:

 

 

 

1. Продолжать знакомить  детей с техникой -пластилиновая живопись.

 

 

 

2. Учить наносить тонкий слой пластилина на основу.

 

 

 

3.Воспитывать старание,внимательность,аккуратность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Тема: "Звёздное небо"

свеча+акварель

А.В. Никитина "Нетрадиционная техника рисования в детском саду" стр. 73

 

 

 

Цели занятия:

 

 

 

1. Воспитывать эстетическое восприятие природы и ее изображений

 

 

 

 нетрадиционными художественными техниками.

 

 

 

2. Развивать цветовосприятие и зрительно-двигательную координацию.

 

 

 

2. Воспитывать воображение и творчество.

 

 

 

3. Учить создавать изображать звездного неба,используя акварель и свечу.

 

 

 

Май

восковые карандаши + акварель

Давыдова Г.Н. "Нетрадиционная техника рисования в детском саду" Часть2 Москва 2007 стр 48

 

 

 

1. Тема: "Праздничный салют над городом"

 

 

 

Цели занятия:

 

 

 

1.Формировать у детей представление о подвиге народа,который встал на

 

 

 

защиту своей Родины в годы Великой Отечественной войны.

 

 

 

2.Усвоить навык поведения непрерывных линий,достижение свободного

 

 

 

движения руки в произвольном и в заданном направлении.

 

 

 

2. Тема:" Красивый пейзаж"

рисование песком

А.В. Никитина "Нетрадиционная техника рисования в детском саду" стр. 87

 

 

 

Цели занятия:

 

 

 

1. Знакомить с жанром изобразительного искусства-пейзажем.

 

 

 

2.Учить рисовать деревья, кусты, горы, реки с помощью песка.

 

 

 

 

 

 

 

 

рисование пальчиками

по замыслу

 

 

 

1. Тема: "Наш Детский сад" (коллективная работа)

 

 

 

Цели занятия:

 

 

 

1.Закрепить умение продумывать расположения рисунка на листе

 

 

 

Учить создавать большую коллективную композицию, договариваться

 

 

 

друг с другом ,кто что рисует.

 

 

 

3. Развивать чувство композиции.

 

 

 

2. Итоговая выставка детских работ.

 

 

 

 

 
       

 

 

 

Нетрадиционная техника рисования.

 

 

1.Печать листьев - листья покрывают гуашью, затем окрашенной стороной кладут на лист бумаги, прижимают и снимают, получается аккуратный отпечаток .

2. Рисование  ладошкой -ребенок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает ее с помощью кисточки (с 5ти лет) и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

3.Проступающий рисунок – задуманный сюжет выполняется восковыми карандашами (мелками), затем при  помощи кисти наносятся акварельные краски. Акварель скатывается с изображения, рисунок как бы проявляется.

4.Смешивание краски – это удивительное превращения одних цветов в другие. Краски смешивают на палитре, кладут небольшими порциями, начиная с наиболее светлого тона, а затем, вводя темный цвет, промешивают краски между собой.

5.Печать по трафарету - ребенок прижимает печатку или поролоновый тампон к штапельной подушечке с краской и наносит оттиск на бумагу с помощью трафарета.

6.Кляксография -  в основе этой техники рисования лежит обычная клякса. В процессе рисования сначала получают спонтанные изображения. Затем ребенок дорисовывает детали, чтобы придать законченность и сходство с реальным образом.

7.Монотипия – данная техника используется для изображения зеркального отражения объектов на водной гладе. Лист бумаги складывается пополам, на одной половинке рисуется обьекты  будущего пейзажа и раскрашиваются красками, а после лист складывается пополам и проглаживается. После получения оттиска  исходные объекты рисунка оживляются красками повторно.

8.Рисование методом тычка – для этого метода достаточно взять любой подходящий предмет, например  ватную палочку. Опускаем ватную палочку в краску и точным движением сверху вниз делаем тычки по альбомному листу. Палочка будет оставлять четкий отпечаток,  Форма отпечатка будет зависеть от того, какой формы был выбран предмет для тычка.

9. Рисование нитками - для начало ребенок выкладывает простейшие по форме предметы, постепенно он усложняет фигуры, используя несколько веревочек. Любое изображение начинает с головы.

10.Рисование пальчиками – ребенок опускает в гуашь пальчики наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

11.Воздушные фломастеры - ребенок выбирает трафарет, располагает его на белом листе, берет фломастер, дует в него, направив фломастер на трафарет, чтобы составить рисунок, нужно несколько трафаретов.

12. Оттиск поролоном -ребенок прижимает поролон к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для изменения цвета берутся другие мисочка и поролон.

13. Рисование солью - нарисованный краской рисунок посыпаем солью, соль пропитывается краской, и после высыхания получается необычная структура.

14. Расчесывание краски - это прием рисования, при котором специальным гребешком, стекой зубчиками проводят по мокрой краске и процарапывают на ней прямые и волнистые линии.

15. Монотипия пейзажами - ребенок складывает лист пополам. На одной половине листа рисуется пейзаж, на другой получается его отражение в озере, реке (отпечаток). Пейзаж выполняется быстро, чтобы краски не успели высохнуть. Половина листа, предназначенная для отпечатка, протирается влажной губкой. Исходный рисунок, после того, как с него сделан оттиск, оживляется красками, чтобы он сильнее отличался от отпечатка. Для монотипии также можно использовать лист бумаги и кафельную плитку. На последнюю наносится рисунок краской, затем она накрывается влажным листом бумаги. Пейзаж получается размытым.

16.Восковые  мелки  +  акварель- ребенок рисует восковыми мелками на белой бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок мелками остается не закрашенным.

17.Батик - рисование по ткани. Ткань предварительно крахмалиться, проглаживается, натягивается на рамку, рисование производится гуашевыми или акварельными красками.

18.Свеча  +  акварель - ребенок рисует свечой на бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок свечой остается белым.

19.Рисование песком-ребенок берет картон, простым карандашом наносит необходимый рисунок, потом каждый предмет намазывает клеем и посыпает аккуратно песком, лишний песок ссыпает на поднос.

 

 

 

 

 

 

По методике «Диагностика изобразительной деятельности» Г.А. Урунтаевой

 

 

«н» начало года;  «к»конец года

 

 

 

 

 

 

№ п/п

 

 

 

 

 

 

 

Ф.И. ребенка

Технические навыки

Точность движений

Средства выразительности (цвет, форма, композиция и др.)

Наличие замысла

 

Проявление самостоятельности

 

Отношение к рисованию

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВЫВОД: В   самом  начале  работы кружка по данной программе  и  в  конце  года  был проведен мониторинг по определению уровня овладения необходимыми навыками и умениями в образовательной области «Художественное творчество».

    Анализ  результатов показал, что уровень  развития  детей,  в  которой  проходил  данный  кружок   выше,  чем   уровень  развития  детей   за  прошлые  года.

Таким  образом,  кружковая  работа  с  детьми   по  нетрадиционному  рисованию  с  использованием  современных  методов  и  приёмов,  учёт  возрастных  особенностей  даёт  положительные  результаты.

 

 

Используемая литература:

 

1.Т.А. Цквитария «Нетрадиционные техники рисования» Интегрированные           

занятия в ДОУ.

2. .  Г.Н. Давыдова  "Нетрадиционная  техника  рисования  в  детском  саду"- часть первая М.2007г.

3.  Г.Н. Давыдова  "Нетрадиционная  техника  рисования  в  детском  саду"- часть вторая М.2007г.

4. Журналы  "Дошкольное воспитание", " Воспитатель". 

5.  А.В. Никитина «Нетрадиционные техники рисования в детском саду»

6.А.В. Никитина «Нетрадиционные техники рисования в детском саду»

7. И.А. Лыкова - «Методическое пособие для специалистов дошкольных образовательных учреждений».

8.О.Ю. Тихомирова, Г.А. Лебедева «Пластилиновая картина»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по использованию нетрадиционных техник рисования в работе с детьми 6-7 лет Кружок «Волшебные краски»

Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредс...

рабочая программа кружка по нетрадиционной технике рисования "В мире красок"

Рабочая программа кружка по нетрадиционной технике рисования «В мире красок» представляет собой разработанную систему нетрадиционного рисования с детьми 6-7 лет в условиях детского сада....

Рабочая программа кружка по нетрадиционной технике рисования для средней группы «Волшебные пальчики»

Цель программы:- развитие у детей мелкой моторики, творческих способностей, фантазии, воображения средствами нетрадиционного рисования....

Рабочая программа кружка по нетрадиционной технике рисования "Волшебная клякса" 2017 - 2018 уч.год

Цель: Развивать  у детей творческие способности, средствами нетрадиционного рисования....

Рабочая программа кружка по нетрадиционной технике рисования для второй младшей группы «Волшебные пальчики»

Рабочая программа кружка по нетрадиционной технике рисования для второй младшей группы  «Волшебные пальчики»...

Рабочая программа кружка по нетрадиционной технике рисования для второй младшей группы «Волшебные пальчики»

Рабочая программа кружка по нетрадиционной технике рисования для второй младшей группы  «Волшебные пальчики»...