Главные вкладки

    методическая разработка на тему: «Использование разнообразных техник нетрадиционного рисования в работе с детьми младшего возраста»
    методическая разработка по рисованию (младшая группа) по теме

    Сайфуллина Розалия Шявкятовна

      Обучение рисованию нетрадиционными способами дошкольников на занятиях в настоящее время имеет важное значение. Нетрадиционное рисование позволяет раскрыть творческий потенциал ребенка, постоянно повышать интерес к художественной деятельности, развивать психические процессы. Оно позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения. Задачами  работы является знакомство детей раннего возраста с техниками нетрадиционного рисования, формирование интереса к рисованию и развитие психических процессов (внимание, речь, восприятие, мышление, воображение).Учитывая возрастные особенности детей, овладение разными умениями на разных возрастных этапах, для нетрадиционного рисования рекомендуется использовать особенные техники и приемы. для детей младшего дошкольного возраста при рисовании уместно использовать технику «рисование руками» (ладонью, ребром ладони, кулаком, пальцами), оттиск печатями из картофеля.  Детей дошкольного возраста можно также знакомить с более сложными техниками: тычок жесткой полусухой кистью, печать поролоном; печать пробками; восковые мелки + акварель; отпечатки листьев; рисунки из ладошки; рисование ватными палочками.Успех обучения нетрадиционным техникам во многом зависит от того, какие методы и приемы использует педагог, чтобы донести до детей определенное содержание. Итак, при обучении рисованию могут использоваться самые разнообразные техники и самые разнообразные материалы.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

         

     «Использование разнообразных техник нетрадиционного рисования в работе с детьми младшего возраста»

    Содержание:

    1.Введение

    2. Виды и техники нетрадиционного рисования

    3. План работы

    4.Список литературы

    5.Приложение

                                                         

                                                         

                                  Введение 

                                                                                                     В.И.Сухомлинский утверждал:                                                                                                                                              

                                  «Ум ребёнка - на кончиках его  пальцев».

         Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического восприятия, так как оно связано с самостоятельной практической  и творческой  деятельностью ребёнка. Обучение  рисованию в дошкольном возрасте предполагает решение двух взаимосвязанных задач:-  во-первых, необходимо пробудить у детей  эмоциональную отзывчивость к  окружающему миру, родной природе, к событиям нашей жизни;-   во- вторых, сформировать  у детей  изобразительные навыки и умения .В процессе рисования  у ребёнка совершенствуются  наблюдательность, эстетическое  восприятие,  эстетические эмоции, художественный вкус, творческие способности. Нужно отметить , что почти все дети рисуют, впоследствии же рисованием занимаются  очень немногие,  и  этому «взрослому» рисованию необходимо  снова учиться. А это значит, что в  младшем дошкольном возрасте рисование должно быть не самоцелью, а средством познания окружающего мира.

        Рисуя, ребёнок  развивает определённые способности: зрительную оценку формы, ориентирование в пространстве, чувство цвета.  Развиваются  также  специальные умения и навыки: координация глаза и руки, владение  кисти и руки. Кроме того, занятия  по рисованию  доставляют детям радость, создают  положительный настрой. Вот почему важной и ответственной задачей является разработка  методического  обеспечения занятий с детьми.

        Главной задачей педагога является умение заинтересовать  детей  изобразительной деятельностью, зажечь их сердца, развить  в них  творческую   активность, не навязывая собственных мнений и вкусов.

       Педагог должен  пробудить в каждом  ребёнке веру в его  творческие способности, индивидуальность, неповторимость, веру в то, что он пришёл в этот мир творить добро и  красоту, приносить людям радость.

       Исследователи детского изобразительного творчества – Е. И. Игнатьев, В.С. Кузин, Н.Н. Ростовцев, Н.П. Сакулина, Е.А. Флерина – экспериментально доказали: создание изображения требует, чтобы дети  отчётливо представляли те предметы и объекты, которые им следует изобразить. Все эти  представления формируются на основе восприятия, но обязательно эмоционально – эстетически окрашенного.

      Исследования  и практика свидетельствует: восприятие  развивают в ребёнке с раннего детства. По мнению Н.П. Сакулиной, способности к изображению и художественному  выражению развиваются у дошкольников в процессе обучения рисованию. Н.П. Сакулина  выделила  три компонента  способности к изображению:

    1) восприятие и связанные с ним  представления;

    2) овладение средствами графического изображения;

    3) овладение техникой рисования.

       Рисование – интересный и  полезный вид деятельности, в ходе которого  разнообразными  способами с   использованием  самых разных  материалов  создаются живописные и графические изображения. Рисование приобщает малышей к миру прекрасного, развивает креативность ( творческое начало личности), формирует эстетический вкус, позволяет ощутить гармонию окружающего мира. Часто несёт в себе элементы психологии – успокаивает, отвлекает, занимает.

       Рисование побуждает детей к творчеству, учит видеть мир в живых красках. При обучении детей младшего дошкольного возраста  рисованию активно используется игра. Взрослый обыгрывает сюжет будущего рисунка с помощью различных игрушек и предметов, сопровождает рисование эмоциональным комментарием, использует стихи, загадки, потешки. Такой метод обучения позволяет заинтересовать малышей, дольше удерживает их  внимание, создаёт необходимый эмоциональный настрой и положительный мотив деятельности

       Занимаясь рисованием  с маленькими детьми, необходимо учитывать особенности раннего возраста. У малышей  ещё не сформированы многие навыки. Дети не умеют правильно держать карандаш и кисточку, регулировать силу давления на бумагу (на карандаш накапливают справа, на кисточку слишком сильно), ориентироваться на листе бумаги и не выходить при рисовании за край. Часто отсутствие умений  расстраивает малышей, они оставляют попытки нарисовать задуманное. В этом случае рисование может надолго задержаться на уровне хаотичных линий (чёркание, каляки – маляки). Поэтому рекомендуется начинать занятие рисованием с обучения малышей простейшим навыкам и приёмам: держать правильно карандаш, фломастер, кисточку, тычок; рисовать простые линии и формы; не выходить во время рисования за край листа бумаги или за ограниченную линию. Рисуя «палочки» и «дорожки» (вертикальные и горизонтальные прямые линии), кружочки и овалы, ребёнок открывает для себя обобщённые формы и линии, как основу множества образов, учится находить в них сходство с окружающими предметами и явлениями. Освоив минимальный арсенал умений, малыши получают возможность передавать на бумаге элементарный образ, начинают чувствовать себя более уверенно в этом занимательном виде деятельности. А рисование пальчиками и ладошками дарит малышам незабываемые ощущения непосредственного взаимодействия с красками, впечатлениями от манипуляции с цветом. При обучении навыкам рисования не следует забывать, что рисование для детей – прежде всего игра. Не надо ограничивать детскую свободу. Нужно предоставлять малышам возможность экспериментировать. После того, как необходимые навыки сформированы и техника рисования усвоена, проводятся обобщающие занятия, на которых детям предоставляется возможность продемонстрировать своё умение при создании оригинальных изображений.

      Помимо обучения навыкам рисования, формирования интереса и положительного отношения к изобразительной деятельности, занятия по сюжетному рисованию развивают речь, фантазию и творчество, знакомят с окружающим миром, способствую личностному и эстетическому развитию.

      Основная задача взрослого – научить ребёнка действовать, помочь на начальном этапе, а затем направлять его активность. Педагог должен стремиться эмоционально зарядить детей, превратить занятие в увлекательное приключение. Готовые рисунки следует внимательно рассмотреть, постараться найти уникальные особенности, одобрить, а маленького автора похвалить за старание.

       Как сказал один мудрец: «Рёбёнок – это не сосуд, который надо наполнить, а огонь, который надо зажечь». Поскольку фундамент личности закладывается именно в раннем возрасте, спешите зажечь в детях огонёк творчества!

       Рисование – очень интересный и в тоже время сложный процесс. Используя различные техники рисования, в том числе и нетрадиционные воспитатель прививает любовь к изобразительному искусству, вызывает интерес к рисованию. В детском саду могут использоваться самые разнообразные способы и приемы нетрадиционного рисования. Многие ученые считают, что все виды нетрадиционного рисования можно вводить с раннего возраста, знакомя детей с особенностями техники (Эйнон Д. , Колдина Д.Н. и др.). Отличие состоит лишь в степени участия воспитателя в процессе рисования.

    Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Например,  ребёнку будет интересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой, ставить на бумаге кляксы и получать забавный рисунок.

          Изобразительная деятельность с применением нетрадиционных материалов и техник способствует развитию у ребёнка:

            Мелкой моторики рук и тактильного восприятия;

            Пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия;

            Внимания и усидчивости;

            Мышления;

            Изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости;

            Кроме того, в процессе этой деятельности у дошкольника формируются навыки контроля и самоконтроля.

    Таким образом, задачами  работы является знакомство детей раннего возраста с техниками нетрадиционного рисования, формирование интереса к рисованию и развитие психических процессов (внимание, речь, восприятие, мышление, воображение).

                   Виды и техники нетрадиционного рисования.

    Учитывая возрастные особенности детей, овладение разными умениями на разных возрастных этапах, для нетрадиционного рисования рекомендуется использовать особенные техники и приемы.

    Так, для детей младшего дошкольного возраста при рисовании уместно использовать технику «рисование руками» (ладонью, ребром ладони, кулаком, пальцами), оттиск печатями из картофеля.

    Детей дошкольного возраста можно также знакомить с более сложными техниками: тычок жесткой полусухой кистью, печать поролоном; печать пробками; восковые мелки + акварель; отпечатки листьев; рисунки из ладошки; рисование ватными палочками.

    .Кляксография.Она заключается в том, чтобы научить детей делать кляксы (черные и разноцветные). Затем уже 3-летний ребенок может смотреть на них и видеть образы, предметы или отдельные детали. "На что похожа твоя или моя клякса?", "Кого или что она тебе напоминает?" - эти вопросы очень полезны, т.к. развивают мышление и воображение. После этого, не принуждая ребенка, а показывая, рекомендуем перейти к следующему этапу - обведение или дорисовка клякс. В результате может получиться целый сюжет.

    Тычок  жесткой полусухой кистью.

    Средства выразительности: фактурность окраски, цвет. Материалы: жесткая кисть, гуашь, бумага любого цвета и формата либо вырезанный силуэт пушистого или колючего животного. Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.

    Рисование пальчиками.

    Средства выразительности: пятно, точка, короткая линия, цвет. Материалы: мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, небольшие листы, салфетки. Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

    Рисование ладошкой.

    Средства выразительности: пятно, цвет, фантастический силуэт. Материалы: широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага любого цвета, листы большого формата, салфетки. Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает ее с помощью кисточки (с 5ти лет) и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

    Оттиск смятой бумагой.

    Средства выразительности: пятно, фактура, цвет. Материалы: блюдце либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанная гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, смятая бумага. Способ получения изображения: ребенок прижимает смятую бумагу к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и блюдце, и смятая бумага.

    Точечный рисунок.

    Детям нравится все нетрадиционное. Рисование точками относится к необычным, в данном случае, приемам. Для реализации можно взять фломастер, карандаш, поставить его перпендикулярно к белому листу бумаги и начать изображать. Но вот лучше всего получаются точечные рисунки красками. Вот как это делается. Спичка, очищенная от серы, туго заматывается небольшим кусочком ваты и окунается в густую краску. А дальше принцип нанесения точек такой же. Главное, сразу же заинтересовать ребенка.

    Набрызг.

    Средства выразительности: точка, фактура. Материалы: бумага, гуашь, жесткая кисть, кусочек плотного картона либо пластика (5x5 см). Способ получения изображения: ребенок набирает краску на кисть и ударяет кистью о картон, который держит над бумагой. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Краска разбрызгивается на бумагу.

        Отпечатки листьев.

        Средства выразительности: фактура, цвет. Материалы: бумага, гуашь, листья разных деревьев (желательно опавшие), кисти. Способ получения изображения: ребенок покрывает листок дерева красками разных цветов, затем прикладывает его окрашенной стороной к бумаге для получения отпечатка. Каждый раз берется новый листок. Черешки у листьев можно дорисовать кистью.

       Поролоновые рисунки.

         Почему-то мы все склонны думать, что , если рисуем красками, то обязательно и кисточкой.  На помощь может прийти поролон. Советуем сделать из него самые разные разнообразные маленькие геометрические фигурки, а затем прикрепить их тонкой проволокой к палочке или карандашу (не заточенному). Орудие труда уже готово. Теперь его можно обмакнуть в краску и методом штампов рисовать красные треугольники, желтые кружки, зеленые квадраты (весь поролон в отличие от ваты хорошо моется). Вначале дети хаотично будут рисовать геометрические фигуры. А затем предложите сделать из них простейшие орнаменты - сначала из одного вида фигур, затем из двух, трех.

    Метод  монотипии.

       Этот метод таит в себе немало заманчивого для дошкольников. Если кратко сказать, то это изображение на целлофане, которое переносится потом на бумагу. На гладком целлофане рисую краской с помощью кисточки, или спички с ваткой, или пальцем. Краска должна быть густой и яркой. И сразу же, пока не высохла краска, переворачивают целлофан изображением вниз на белую плотную бумагу и как бы промокают рисунок, а затем поднимают. Получается два рисунка. Иногда изображение остается на целлофане, иногда на бумаге.

     Рисование на мокрой бумаге.

       До недавних пор считалось, что рисовать можно только на сухой бумаге, ведь краска достаточно разбавлена водой. Но существует целый ряд предметов, сюжетов, образов, которые лучше рисовать на влажной бумаге. Нужна неясность, расплывчатость, например если ребенок хочет изобразить следующие темы: "Город в тумане", "Мне приснились сны", "Идет дождь", "Ночной город", "Цветы за занавеской" и т.д. Нужно научить дошкольника сделать бумагу немного влажной. Если будет бумага излишне мокрой - рисунка может не получиться. Поэтому рекомендуется намочить в чистой воде комочек ваты, отжать ее и провести или по всему листу бумаги, или (если так требуется) только по отдельной части. И бумага готова к произведению неясных образов.

         Каждая из этих техник – это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.

    Рассмотрим подробнее каждую из этих техник.

    В ходе занятий рисования пальчиками дети воспроизводят разнообразные движения ладонью (пришлепывание, прихлопывание, размазывание), пальцами (размазывание, примакивание), которые педагог сопровождает словами одобрения. Знакомство с техникой «пальцеграфия» начинается после освоения азов рисования ладошками: она сложнее и требует более целенаправленных движений.

    Дети с любопытством, радостью и удовольствием размазывают следы от краски на ладошках и по листу бумаги. После нескольких игр-тренировок на бумаге возникает двигательный ритм, так как дети повторяют движения ладонью и пальцами много раз. Этот ритм привлекает детей, становясь дополнительным стимулом для действий с краской и усиливая интерес к ним. В процессе обучения можно предлагать детям дорисовывать изображения животных (обмакнув пальчик в краску, нарисовать глазки, носик, ротик, хвостик, при этом используя отрывистые линии, горизонтальные, дугообразные линии). При рисовании ладошкой дети сначала оставляют отпечаток руки на листе бумаги, а затем дорисовывают по указаниям воспитателя образ какого-либо животного. На первом этапе дорисовывать может сам педагог, показывая своим примером принцип изображения. Затем дети могут самостоятельно изобразить из ладошки животное, пользуясь собственными воспоминаниями и воображением. Так, из ладошки может получиться птица, кошка, петушок, слоненок.

    Рисование картофелем привлекает детей своей необычностью. Обычный в использовании материал применяется для изображения животных. Для этого ребенок прижимает печатку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются и коробочки и печатка. Печатка является одним из интереснейших, доступных ребенку способов исполнения рисунка. Истоки её лежат в древних ремеслах украшения ткани набойкой, использования пряничных досок и т. д. Эта техника позволяет многократно изображать один и тот же предмет, составляя из его отпечатков разные композиции. Прежде чем печатать, необходимо изготовить сами инструменты – печатки.

    Вначале педагог должен помочь ребенку изготовить печатки. Для этого берут картофель, разрезают пополам и на гладкий срез наносят шариковой ручкой рисунок печатки – определенного животного, затем аккуратно вырезают форму по контуру, чтобы она возвышалась над рукояткой на высоту 1 - 1,5 см. Рукоятка должна быть удобна для руки, по шире.

    Одной из разновидностей печаток является тампонирование или оттиск. Для этого увлекательного занятия необходимо сделать тампон из марли или поролона, пенопласта, смятой бумаги. Штемпельная подушка послужит палитрой. Дети набирают краску, и мягким прикосновением к бумаге рисуют что-нибудь пушистое, легкое, воздушное, прозрачное или колючее. Эта техника лучше всего подходит для рисования животных, так как передает фактурность пушистой поверхности объекта.

    Часто используется техника тычка жесткой кистью. Предлагаемый метод рисования не требует от детей умелого изображения тонких линий, несущих важную художественную нагрузку. Достаточно знать и уметь рисовать геометрические фигуры в разных сочетаниях, причем не обязательно правильной формы и тонкими прямыми линиями. В процессе закрашивания тычками эти неточности не влияют на восприятие рисунка, а нарисованные предметы получаются более приближенными к реальным. Для раскрашивания необходимы густая гуашь и жесткая кисть. Методика рисования тычком для младших дошкольников состоит в следующем: воспитатель заранее на листе у детей рисует простым карандашом контур. Дети сначала рассматривают и обводят пальцем контур, называя вслух его части: голова, ушки, глазки, хвостик и т.д. Начав рисовать, они должны делать тычки кисточкой по линии контура слева направо, не оставляя промежутка между тычками; затем произвольными тычками закрашивают поверхность внутри контура. Остальные необходимые детали рисунка дети рисуют концом тонкой кисти.

    Достаточно сложной техникой является набрызг. Вместо кисти можно использовать зубную щетку и стеку. Зубной щеткой в левой руке наберем немного краски, а стекой будем проводить по поверхности щетки – быстрыми движениями, по направлению к себе. Брызги полетят на бумагу. При этом можно менять направление движения руки (по вертикали, горизонтали, наклонно, волнообразно, кругами), изменять величину крапинок, приближая или отдаляя брызги от плоскости заготовки. Используют одновременно несколько красок, что помогает создать многоцветный рисунок. Используя трафареты, можно выполнить изображения самых разнообразных животных: Африканские жители, Зоопарк, Животные на ферме и т.д.

    Интересная изобразительная техника – кляксография. Для этого потребуется бумага, тушь или жидкая гуашь. В центр листа нужно капнуть кляксу, бумагу нужно наклонить в одну сторону, затем – в другую или подуть на кляксу. Таким образом можно получить оригинальное изображение животного, фантазия ребенка подскажет на кого оно похоже.

    Монотипия также может использоваться для изображения животных. Первый способ – симметричное сложение листа пополам. На листе можно изобразить отражение медвежонка в зеркальной глади воды. Для этого берём альбомный лист и складываем его пополам, верхнюю часть тонируем светло – жёлтым цветом (небо), а нижнюю – голубым (вода). Просушив лист, наносим карандашом рисунок медвежонка, а затем покрываем гуашью, затем по линии сгиба складываем рисунок и проглаживаем, чтобы получился отпечаток на нижней стороне листа, получаем зеркальное отражение медвежонка в воде. Второй способ – на пластмассовую досочку наносим краску, затем деревянной палочкой или черенком кисточки процарапываем изображение предметов– фигурки птиц и животных, накладываем сверху лист бумаги, успех обучения нетрадиционным техникам во многом зависит от того, какие методы и приемы использует педагог, чтобы донести до детей определенное содержание. Итак, при обучении рисованию могут использоваться самые разнообразные техники и самые разнообразные материалы.слегка прижимаем и снимаем, на листе получается оттиск.

    Стоит отметить, что успех обучения нетрадиционным техникам во многом зависит от того, какие методы и приемы использует педагог, чтобы донести до детей определенное содержание. Итак, при обучении рисованию могут использоваться самые разнообразные техники и самые разнообразные материалы.

     План работы.

    Работу рекомендуется начинать с хорошо знакомых для детей данного возраста техник: рисование пальчиками и ладошками. Затем постепенно вводить новые техники: рисование ватными палочками, тычок, оттиск (штамп) пенопластом, рисование губкой, трафаретом, рисование по-мокрому, рисование смятой бумагой, монотипия, набрызг, рисование пипеткой. Кроме того, ученые считают, что в данном возрасте детей можно знакомить с кляксографией и ниткографией. На первых занятиях по каждой технике нужно ставить задачу знакомства детей с особенностями данной техники, лишь на следующих занятиях создавать какие-либо образы или сюжеты («В лесу родилась елочка», «Гусеница», «Сшили Тане сарафан» и т.д.). В связи с особенностями раннего возраста на каждом занятии использовать игровой прием, художественное слово, пальчиковые игры, физкультминутки, подвижные игры, музыкальное проигрывание.

                  План  НОД по изобразительной деятельности для детей:

    месяц

    техника нетрадиционного развития

    тема занятия

    сентябрь

    Рисование пальчиками.

    Цветные пальчики

    Ягодки на тарелке

    Сшили Тане сарафан

    Разноцветные мячики

    октябрь

    рисование пальчиками

    Дождик, дождик пуще...

    Листья желтые летят

    Подводное царство

    Петушок, петушок…

    ноябрь

    рисование ладошками

    Цветные ладошки

    Цветик-семицветик

    Ёжик

    Рисование пипеткой

    Мы рисуем осенний

    дождь

    декабрь

    рисование ватными палочками

    Горошины для петушка

    Снежинки-пушинки.

     Узор на платочке

    В лесу родилась елочка

    январь

    тычок

    Вот зима кругом

    Снег идет

    Зайчонок

    Бусы для Кати

    февраль

    оттиск (штамп) пенопластом

    Кубики для Вани

    Мячики

    Башни

    Гусеница

    март

    оттиск (штамп) пенопластом

    Платье для Катюши

    рисование губкой

    Спрячь зайку

    рисование трафаретом

    Веселые животные

    рисование по-мокрому

    Солнышко

    апрель

    рисование смятой бумагой

    Березки

    Одуванчики

    Ёжики

    монотипия

    Воздушные шарики

    май

    набрызг

    Салют

    Рисование ладошкой и губкой

    Цветы небывалой красоты

    рисование пипеткой

    Мухомор

    Заключение

    Итак, обучение рисованию нетрадиционными способами дошкольников на занятиях в настоящее время имеет важное значение. Нетрадиционное рисование позволяет раскрыть творческий потенциал ребенка, постоянно повышать интерес к художественной деятельности, развивать психические процессы. Оно позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.

    Список литературы

    №№

    п/п

    Наименование  литературы

    Использование

    в практике

    1

    2

    3

    4

    5

    6

     7

    8

       

     

    Эйнон Д. Творческая игра: от рождения до 10 лет. – М., 1995.

    Колдина Д.Н. Игровые занятия с детьми 2 – 3 лет. – М., 2010.

    Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий / Под ред. Р.Г. Казаковой. – М., 2007.

    Белкина В.Н. и др. Дошкольник: обучение и развитие. – Ярославль, 1998.

    Янушко Е.А. Рисование с детьми раннего возраста. – М., 2010.

    Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Младшая группа. – М., 2010.

    Акуненок Т.С. Использование в ДОУ приемов нетрадиционного рисования // Дошкольное образование. – 2010. - №18

    Шклярова О.В. Рисуйте в нетрадиционной форме // Дошкольное воспитание. – 1995. - №11

    Юркова Н. Рисование мыльной пеной, крашенными опилками, на самоклеющейся пленке // Обруч. – 1999. - №2

    Лебедева Е.Н. Использование нетрадиционных техник [Электронный ресурс]:http://www.pedlib.ru/Books/6/0297/6_0297-32.shtml

    Использование техник выдувания, рисования свечой, песком и монотипии с детьми 2 – 3 лет, что может использоваться при составлении конспектов занятий.

    Описывается применение техник нетрадиционного рисования в игровой форме, доступной детям 2 – 3 лет.

    Данный материал так же может использоваться на занятиях.

    Описываются разнообразные техники, особенно оттиска. Данная информация может использоваться в просвещении родителей (практические семинары, консультации, собрания, выпуск буклетов, бюллетеней и т.д.)

    Для изготовления и пополнения группы материалами по данной теме и для работы с родителями.

    Описывается применение техник рисования на мокрой бумаге, губкой и штампом, что применимо на занятиях с детьми раннего возраста.

    Информация по использованию техники рисования ватными палочками.

     Тематика использования нетрадиционного рисования в ДОУ, также наглядный материал.

    Данная информация применима при работе с родителями.

    Описываются особенности техник нетрадиционного рисования.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    «Использование разнообразных техник нетрадиционного рисования в работе с детьми младшего возраста»

    Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического восприятия, так как оно связано с самостоятельной практической  и творческой  деятельностью ребёнк...

    Методическая разработка на тему: «Использование разнообразных техник нетрадиционного рисования в работе с детьми 2 – 3 лет»

    Наиболее значимым и актуальным в данном возрасте является рисование. Используя различные техники рисования, в том числе и нетрадиционные воспитатель прививает любовь к изобразительному искуству, вызыв...

    Использование разнообразных техник нетрадиционного рисования в работе с детьми младшего возраста

    «Использование разнообразных техник нетрадиционного рисования в работе с детьми младшего возраста»...

    «Использование разнообразных техник нетрадиционного рисования в работе с детьми младшего возраста»

    laquo;Использование разнообразных техник нетрадиционного рисования в работе с детьми младшего возраста»...

    Методическая разработка «Использование разнообразных техник нетрадиционного рисования в работе с детьми младшего возраста»

    Для младших групп ДОУ, работников ДОУ, родителей. Представленные разработки занятий по освоению нетрадиционных техник в рисовании направлены на формирование необходимых навыков и умений, на развитие м...

    Методическая разработка: «Использование разнообразных техник нетрадиционного рисования в работе с детьми младшего возраста»

    Методическая разработка: «Использование разнообразных техник нетрадиционного рисования в работе с детьми младшего возраста»...