Зима - глазами художников - пейзажистов. Тема: "Яблоки на снегу"
план-конспект занятия по рисованию (подготовительная группа) по теме

Девяткова Елена Валентиновна

Конспект занятия предполагает рисование гуашевыми  красками, используя различные приемы (рисование всем ворсом кисти, концом кисти); нетрадиционную технику в рисовании яблок (пальчиковое рисование), из личного опыта, с опорой на произведения художников-пейзажистов. Содержит подробную  цель и задачи; словарную работу: "пейзаж", "линия горизонта", "передний план", "задний план", музей; авторское фото, подробный самоанализ занятия.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Березка» п. Горноправдинск»

Непосредственно образовательная деятельность

Зима – глазами художников-пейзажистов

                 подготовительная группа

             

Тема: «Яблоки на снегу»

                                Воспитатель: Девяткова Е.В.

воспитатель второй                                                  квалификационной категории

                         

                                 

     

                         

                                                            2013 год

Цель: формирование целостной картины мира, природы.

Задачи:

Образовательная: продолжать учить изображать яблоню с яблоками  на зимнем фоне  (по памяти). Закрепить умение рисовать гуашевыми красками, используя разные приемы  (рисование всем ворсом кисти, концом кисти); использовать нетрадиционную технику в рисовании яблок  (пальчиковое рисование  Продолжать формировать понятия «пейзаж», «линия горизонта», «передний план», «дальний план», музей.

Развивающая: развивать у детей эстетическое восприятие.

Воспитательная: воспитывать любовь к природе, желание передать ее зимнюю красоту.

Виды и формы деятельности: продуктивная, коммуникативная, познавательная.

Интеграция областей: познание, художественное творчество, коммуникация.

Формы работы: беседа, рассматривание картин, творческая мастерская   (рисование пейзажа детьми ).

Материалы и оборудование: репродукции картин, работы детей предварительно нарисованные, листы с зимним фоном, кисти, гуашевые краски, салфеточки, диск с записью П.Чайковского «Тройка».

Индивидуальная работа:  с Максимом, Светой, Лизой помочь в определении выбора цвета, упражнять в рисовании яблоньки, используя разные приемы.

Словарная работа: пейзаж, «линия горизонта»,»передний план», «дальний план», художники-пейзажисты, природа, музей.

Предварительная работа: рассматривали репродукции картин с зимними пейзажами: А.Шишкин  «На севере дальнем» и др., репродукции картин «Времена года»: А.И. Саврасов  «Грачи прилетели», А.А. Левитан «Золотая осень», И.И.Шишкин «Солнечный день. Дубравы» и др.; рисовали элементы пейзажа ( деревья - ель, береза, сосна, яблоня с яблоками, кусты и т. д.); играли в дид. игры «Времена года» ( закрепляли знания о сезонных изменениях в природе);

 использовали художественное слово – читаем стихи, представляем пейзаж; прослушивали муз.произведение П.Чайковского «Тройка» - представляли зимний лес; дид. игра «Кто больше назовет слов передающих настроение картины»; занимались смешиванием цветов, путем смешивания синей и белой гуаши задавали зимний фон, играли в игру «Времена года и цвет»; дид. игра «Из чего состоит пейзаж?» (игра с картинками ); дид. игра «Перспектива» (определяли «линию горизонта», «передний план», «дальний план»); знакомились с художниками-пейзажистами; дид. игра «Пейзаж, как жанр живописи» ( искали пейзаж среди других жанров); рисовали зимний лес «Большие и маленькие ели», «В лесу родилась елочка»; работали с детьми в индивидуальном порядке и т. д.

Ход:

Вводная беседа:

1. Воспитатель: - Ребята, как вы думаете, куда мы сегодня попали? Посмотрите, как много картин вокруг нас. Где хранятся картины?  (дети – в музеях, галереях, на выставках, в домах).

                          - Для чего нужны картины?  (дети – чтобы любоваться, радовать глаз, украшать ими квартиры, дома, выставки, музеи ).

Воспитатель: в нашем музее, на нашей выставке какие картины сегодня выставлены   (дети-пейзажи). Кто рисует картины? (дети - художники)

                           - Как называются художники, которые рисуют пейзажи? (дети -  художники-пейзажисты).

                            - Из каких элементов состоит пейзаж? (дети – из деревьев, растений, кустов, цветов, реки, моря, горы – Природа).

                            - Кто найдет и покажет зимний пейзаж?

Воспитатель: продолжим любоваться зимним пейзажем. Что я показываю? (линию горизонта). От линии горизонта вверх – небо, от линии горизонта вниз – земля, река и т. д. Что изображено  на переднем плане? (дети – сосны, ели,река). Что изображено на дальнем плане? (дети –деревья, кусты и т.д.). На переднем плане деревья какие и почему? На дальнем плане деревья меньше, почему? (дети – потому что растения дальнего плана находятся отдаленней, далеко). Какие краски у зимы? (дети – светлые, голубые, белые, синие, серые).

                                            Физкультминутка «Деревья»

фото разное 2011-2012 094

Воспитатель: Предлагаю сегодня стать художниками-пейзажистами нарисовать зимний лес, но не простой… В нашем лесу главной героиней станет яблонька с красными яблочками на снегу.

Предлагаю закрыть глазки и вспомнить яблоньку с красными яблочками в «белой шубке». Что значит  «белая шубка» (дети – это пушистый белый снежок на веточках деревьев, яблочках).

А пока вы представляли, я свой зимний пейзаж с яблонькой уже нарисовала (показ пейзажа «Яблоки на снегу»). Обратите внимание, что яблоня выросла в лесу, вокруг растут елочки, а может березки, или сосенки…                                                        Звучит произведение П.К.Чайковского «Тройка».

Воспитатель: Рисование пейзажа. Дети приступают к работе, используя гуашевую краску, кисть в рисовании деревьев (ствол дерева рисуем ворсом всей кисти, веточки – концом кисти); яблоки рисуют в нетрадиционной технике рисования (пальчиковое рисование).

Итог: дети рассказывают о том, что они отразили в рисунках, делятся своими впечатлениями, выбирают самую лучшую работу. Получают поощрительные яблочки за старание.

фото разное 2011-2012 090

 Самоанализ непосредственно-образовательной деятельности

Цель: формирование целостной картины мира, природы.

Задачи: 

Образовательная: продолжать учить изображать яблоню с яблоками  на зимнем фоне  (по памяти). Закрепить умение рисовать гуашевыми красками, используя разные приемы  (рисование всем ворсом кисти, концом кисти); использовать нетрадиционную технику в рисовании яблок  (пальчиковое рисование  Продолжать формировать понятия «пейзаж», «линия горизонта», «передний план», «дальний план», музей.

Развивающая: развивать у детей эстетическое восприятие.

Воспитательная: воспитывать любовь к природе, желание передать ее зимнюю красоту.

Виды и формы деятельности: продуктивная, коммуникативная, познавательная.

Интеграция областей: познание, художественное творчество, коммуникация.

Формы работы: беседа, рассматривание картин, творческая мастерская   (рисование пейзажа детьми ).

Материалы и оборудование: репродукции картин, работы детей предварительно нарисованные, листы с зимним фоном, кисти, гуашевые краски, салфеточки, диск с записью П.Чайковского «Тройка».

Индивидуальная работа:  с Максимом, Светой, Лизой помочь в определении выбора цвета, упражнять в рисовании яблоньки, используя разные приемы.

Словарная работа: пейзаж, «линия горизонта»,»передний план», «дальний план», художники-пейзажисты, природа, музей.

Индивидуальная работа:  с Максимом, Светой, Лизой помочь в определении выбора цвета, упражнять в рисовании яблоньки, используя разные приемы.

Предварительная работа: рассматривали репродукции картин с зимними пейзажами: А.Шишкин  «На севере дальнем» и др., репродукции картин «Времена года»: А.И. Саврасов  «Грачи прилетели», А.А. Левитан «Золотая осень», И.И.Шишкин «Солнечный день. Дубравы» и др.; рисовали элементы пейзажа ( деревья - ель, береза, сосна, яблоня с яблоками, кусты и т. д.); играли в дид. игры «Времена года» ( закрепляли знания о сезонных изменениях в природе);

 использовали художественное слово – читаем стихи, представляем пейзаж; прослушивали муз. произведение П.Чайковского «Тройка» - представляли зимний лес; дид. игра «Кто больше назовет слов передающих настроение картины»; занимались смешиванием цветов, путем смешивания синей и белой гуаши задавали зимний фон, играли в игру «Времена года и цвет»; дид. игра «Из чего состоит пейзаж?» (игра с картинками ); дид. игра «Перспектива» (определяли «линию горизонта», «передний план», «дальний план»); знакомились с художниками-пейзажистами; дид. игра «Пейзаж, как жанр живописи» ( искали пейзаж среди других жанров); рисовали зимний лес «Большие и маленькие ели», «В лесу родилась елочка»; работали с детьми в индивидуальном порядке и т. д.

Тип занятия: обобщение пройденного материала по теме: «Зимний пейзаж»

Структура занятия: выбрана в соответствии с видом занятия, образовательная область «Художественное творчество» - Рисование, с усложнением от простого к сложному, учитывая смену положения детей, двигательную и умственную активность, по программе «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы

1 этап: занятия включал в себя вводную беседу, игровую мотивацию «Музей», направленны на создание положительного эмоционального настроя у детей на работу.

2 этап: Показ зимнего пейзажа, беседа, рассматривание  с целью продолжать формировать понятия «пейзаж», «линия горизонта», «передний план», «дальний план», музей, элементы пейзажа, какие краски у зимы. Проведение физминутки «Деревья».

3 этап: было предложено превратиться в художников-пейзажистов и нарисовать зимний лес, но не простой, где главной героиней станет яблонька с красными яблочками на снегу. Детям  предложено закрыть глазки и вспомнить яблоньку с красными яблочками в «белой шубке», а затем нарисовать ее по памяти.

Дети приступают к работе, используя гуашевую краску, кисть в рисовании деревьев (ствол дерева рисуем ворсом всей кисти, веточки – концом кисти); яблоки рисуют в нетрадиционной технике рисования (пальчиковое рисование).

Итог: дети рассказывают о том, что они отразили в рисунках, делятся своими впечатлениями, выбирают самую лучшую работу. Получают поощрительные яблочки за старание.

Продолжительность занятия: соответствует возрасту детей, стандартным положениям и нормам 30- 35 мин.

Основной метод:  игровая мотивация «Музей», так же использовались и другие методы: беседа, «закрывали глазки», образность: «белая шубка» и др.

Взаимодействие педагог - ребенок: внимание уделено каждому ребенку: одобрение, похвала, помощь.

Вывод: поставленная цель и  задачи были выполнены.

фото разное 2011-2012 079


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"секреты художника пейзажиста"

Проект для воспитанников подготовительной группы детского сада. Проект познакомит детей с пейзажной живописью, с художниками пейзажистами .Дети узнают  о том, что пейзаж-это изображение естествен...

Конспект НОД по рассматриванию картин художников-пейзажистов "Путешествие в горы"

Конспект непосредственной образовательной деятельности "Путешествие в горы"расчитан на детей в возрасте 6-7 лет. Предназначен для знакомства детей с живописью, развития художественного восприятия дете...

Занятие "Беседа о художнике _ пейзажисте И. И. Шишкине. Рассматривание картины "Зима".

В  ходе беседы дети учатся видеть, понимать и любить природу....

"Детям о художниках- пейзажистах"

Предлагаю вашему вниманию тематическую неделю по теме "Детям о художниках-пейзажистах". Погружение в данную тему дает возможность не только интегративно решать образовательные задачи из разных образов...

«Творчество художников-пейзажистов»

Конспект занятия с детьми подготовительной к школе группы по ИЗО-деятельности...

НОД по художественному творчеству в подготовительной группе. Тема: «Экскурсия на выставку картин. Художники – пейзажисты»

НОД по художественному творчеству в подготовительной группе.Тема: «Экскурсия на выставку картин. Художники – пейзажисты» Воспитатель: Чернуха Ирина Алексеевна Программное содержание:Формиров...

Планирование воспитательно-образовательной работы "Зима глазами художников"

Группа : подготовительнаяТема: "Зима глазами юных художников ". Цель: Закрепить у детей представление о живописи как виде изобразительного искусства, об особенностях каждого жанра (портрет, ...