Главные вкладки

    Влияние нетрадиционных техник рисования на развитие творческих способностей детей дошкольного возраста
    проект по рисованию (старшая группа) на тему

    Одним из приемов, направленных на создание условий для творческого самовыражения ребенка, является организация работы с детьми по изобразительной деятельности с применением способов нетрадиционного рисования. Этот вид рисования привлекает своей простотой, доступностью, раскрывает возможность использования хорошо знакомых предметов в качестве художественных материалов. Нетрадиционное рисование играет важную роль в общем психическом развитии ребенка, развивает фантазию, воображение, мелкую моторику рук.    

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon pedagogicheskiy_proekt_bolotina_m.v.doc77 КБ

    Предварительный просмотр:

    Педагогический проект

                                               

               Разработала Болотина М.В.                                                              воспитатель МБДОУ «Детский сад №2»                                                                                         г. Калачинск Омская область

    Актуальность темы:

    В настоящее время произошли кардинальные изменения в общественной и экономической жизни нашего государства, наступил век нанотехнологий и информатизации, обществу требуются личности инициативные, способные нестандартно мыслить, быть готовыми к активности творческого характера, умеющие создавать креативные продукты своей деятельности. С психологической точки зрения дошкольное детство является благоприятным периодом для развития творческих способностей потому, что в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир.                         Поэтому необходимо развивать чувство прекрасного, формировать высокие эстетические вкусы, умение понимать и ценить произведения искусства, красоту и богатство родной природы.                                                                                Одним из приемов, направленных на создание условий для творческого самовыражения ребенка, является организация работы с детьми по изобразительной деятельности с применением способов нетрадиционного рисования. Этот вид рисования привлекает своей простотой, доступностью, раскрывает возможность использования хорошо знакомых предметов в качестве художественных материалов. Нетрадиционное рисование играет важную роль в общем психическом развитии ребенка, развивает фантазию, воображение, мелкую моторику рук.                        Изучив возможности нетрадиционной техники рисования, я пришла к выводу, что это способ создания нового, оригинального произведения искусства, в котором гармонирует всё: и цвет, и линия, и сюжет. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться.  Исходя из выше сказанного,  считаю, что тема «Влияние нетрадиционных техник  рисования  на развитие творческих способностей детей дошкольного возраста» актуальна в данный момент.

    Цель: создание педагогических условий для развития творческих способностей детей   дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования.

    Ззадачи:

    1. Познакомить детей с техникой нетрадиционного рисования. 

    2 . Учить детей видеть и понимать прекрасное в жизни и в искусстве, умение видеть красоту в окружающем мире,  любоваться ею.

    3. Научить создавать свой неповторимый образ, используя различные техники рисования. Помочь детям овладеть различными техническими навыками при работе нетрадиционными техниками.

    4. Развивать фантазию, творческое воображение, любознательность..

    5.  Воспитывать у детей умение работать индивидуально и создавать коллективные композиции, развивать эмоционально положительные эмоции на предложение рисовать, формирование умений использовать опыт для достижения цели.

    Проект долгосрочный, практико – ориентированный, групповой

    Реализация проекта проходила в 3 зтапа

     I этап – подготовительный.
    Создание развивающей среды и соответствующей материальной базы.       Проведение диагностики  и по итогам подготовить детей к дальнейшей работе через систему игр, упражнений и т.д.:

    В группе выбрала достаточно освещенное место для занятий изодеятельностью. Создала небольшую выставочную зону для готовых работ – детских рисунков разного формата. С помощью родителей приобрела весь необходимый для рисования материал, различную бумагу, краски, карандаши.

     II этап – основной.
    Развитие художественно-творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста с помощью нетрадиционных техник и живописных материалов через систему занятий.
    В ходе занятий используются следующие методы и приемы: беседа, показ технических приемов. Объяснение, указание, напоминание, поощрение, анализ, игровые методы. На занятиях используются – нетрадиционное оборудование, иллюстративный материал, музыка.                               Основные формы работы с детьми
    : совместная деятельность взрослого и ребенка; самостоятельная деятельность детей; рассматривание образцов, фотографий, иллюстраций; чтение и обсуждение художественной литературы; продуктивная деятельность под музыку, рисование иллюстраций; игры и упражнения под тексты стихотворений; наблюдение за природой; рассматривание и обсуждение привлекательных предметов; физкультминутки; оформление выставки.

    Руководство изобразительной деятельностью детей группы осуществляла через планирование занятий, материальное обеспечение, использование несловесных средств общения. Часто я выступала в роли советчика, экспериментатора и просто партнёра.

              На первых занятиях мы с детьми играли с цветом и красками, познакомились с возможностями гуаши и акварели. Я заметила, что у детей уже появился интерес к цвету. Они различали многие цвета и оттенки. Но очень немногие умели смешивать краску для получения оттенков светлых и тёмных. Первые занятия посвятила этой теме. Сначала мы с детьми смешивали краски в банке с водой, в пакете с кремом, затем на палитре, создавали "Колесо цвета", а потом гуашью "создавали" новые цвета, затем занялись экспериментированием с краской, различными материалами.

              Затем мы познакомились с рисованием по сырой бумаге. Продолжая рисовать по мокрой бумаге, предлагала детям эксперимент. Что произойдёт, если посыпать солью ещё мокрый рисунок? Нужно дать ему высохнуть, а затем смахнуть соль. Соль придаст деталям рисунка различные очертания и формы. Эксперименты проводились с разными материалами.

              Смешали краску с крупой и получили "зернистую" фактуру. Краска, крахмал и соль – получилась густая масса, похожая на пудинг. Можно было рисовать клеевой кистью или даже палочкой на гладкой поверхности картона, где не ложилась акварель и гуашь. Также рисовали с детьми по картону восковыми мелками и пастелью.  

                Неожиданным открытием для детей было рисование мыльной пеной. Когда размывали краску под пленкой, придумывали различные образы. Создавали новогодние рисунки на фольге салфетками, блестками – это новогодняя тема. С помощью оттиска рисовали различные узоры, цветы, звезды.

               Таким образом постепенно знакомила детей с разнообразной техникой рисования: по мокрой бумаге с солью, размыванием краски под плёнкой, рисованием чернильными кляксами, мыльными пузырями, рисованием ниткой, ватными палочками,  восковыми мелками по картону, пастелью, созданием коллажей, рисованием с помощью оттиска.

    Планирование занятий нетрадиционными техниками рисования.

    Месяц
    Тема недели

    Тема занятия

    Нетрадиционная техника

    Программное содержание

    оборудование

    Сентябрь
    Детский сад, дом, семья

     «Дом в котором я живу»

    Рисование акварелью по туши

    Развивать у детей изобразительные умения и навыки, знакомить их с работой тушью, упражнять в работе с акварелью

    Бумага, тушь, акварель, кисточки тонкая для туши и средняя для акварели

    Ранняя осень, осенние цветы

     «Осенний букет»

    Рисование с помощью растительных элементов

    Развивать интерес к изодеятельности, учить печати растительными элементами

    Бумага, гуашь, широкая кисть, живые листья

    Октябрь
    Осень в парке и в лесу. Деревья осенью

    «Осень на опушке краски разводила»

    Печать листьев

    Воспитывать интерес к осенним явлениям природы, ознакомить с новым видом изодеятельности = «печать растений», развивать чувство композиции, цветовосприятия

    Листья разных пород деревьев, гуашь, кисть, репродукция И.И. Левитана «Золотая осень» 

    Фрукты.
    Труд людей в садах

     «Натюрморт из фруктов»

    Восковые мелки и акварель

    Продолжать учить изображать фрукты, совершенств. Навык работы с восковыми мелками и аквар.

    Бумага, восковые мелки, акварель, кисточки, салфетки

    Ноябрь  Поздняя осень.
    Осень в произведениях поэтов и художников

     «Осенние мотивы»

    Раздувание краски

    Познакомить с новым способом- раздувание краски. Развивать мышцы рта, тренировать дыхание. Развивать воображение и фантазию.

    Репродукции с осенними пейзажами, гуашь, кисть. Трубочки для коктейлей, бумага, стаканчик с водой

    Декабрь
    Зима, зимние месяцы

     «Морозный узор»

    Фотокопия – рисование свечой

    Вызвать у детей интерес к зимним явлениям природы
    Помочь детям освоить метод спонтанного рисования. Развивать воображение, творчество

    Альбомный лист, кусочек свечки или мыла, акварельные краски, кисть с широким ворсом, емкость с водой

    Зимующие птицы

    «Снегири на ветках»

    Рисование методом тычка

    Формировать у детей обобщенное представление о птицах, расширить знания о перелетных птицах. Учить рисовать снегирей используя метод тычка

    Альбомные листы, гуашь, кисточка с жестким ворсом, простой карандаш, емкость с водой,

    Январь

     «Дед Мороз»

    Рисование солью

    Научить новому приему оформления изображения: присыпание солью по мокрой краске для создания объемности изображения. Побуждать детей к творческой активности

    Альбомный лист, гуашь, кисточка. Емкость с водой, салфетка, соль в солонке

    Дикие животные наших лесов

    «Медведь»

    Рисование цветной тушью по мокрой бумаге

    Знакомить детей с работой тушью по мокрому листу, работой разными инструментами, развивать зрительно-двигательную координацию

    Альбомный лист, цветная тушь в неглубоких емкостях, перышко для туши, кисточки, салфетки

    Февраль
    Животные жарких стран

     «Верблюд в пустыне»

    Расчесывание краски

    Ознакомление детей с новым приемом – «расчесывание краски». Освоение нового графического знака – волнистой линии, отработка плавного, непрерывного движения руки

    Альбомный лист, гуашь, стека с зубчиками, салфетка, репродукции с изображением растений, животных пустыни

    День защитника Отечества

    «Летят самолеты»

    Рисование с использованием печати пищевой пленкой

    Продолжать знакомить детей с техникой печати, упражнять в раскрашивании пленки и работе с трафаретом, развивать аккуратность при выполнении работы

    Пищевая пленка для печати, трафареты с изображением самолетов, можно добавить облака, гуашь. салфетки

    Март
    Поздравляем мам и бабушек

     «Подснежники для мамы»

    Линогравюра

    Учить рисовать подснежники восковыми мелками, с помощью акварели передавать весенний колорит, развивать цветовосприятие

    Альбомные листы, акварель. Широкая кисть, восковые мелки, иллюстрации, эскизы

    Библиотека, книги

     «Чудесные превращения кляксы»
    рисование-экспериментирование

    Кляксография

    Показать новые способы получения абстрактных изображений(клякс). Вызвать интерес к опредмечиванию и  «оживлению» необычных форм, развивать воображение

    Краски – акварельные, гуашевые, цветная тушь, кисточки, губки, штамповки, трубочки для коктейля, газеты для сминания, банки с водой

    Апрель
    Перелетные птицы

     «Грачи прилетели»

    Рисование поролоном и печатками из ластика

    Развивать чувство композиции, упражнять в комбинировании различных техник, воспитывать эстетическое восприятие природы через изображение птиц

    Печатки из ластика, поролоновые тампоны, гуашь, альбомные листы, рисунки с изображением стаи птиц

    Космос День космонавтики

     «Космический пейзаж»

    Граттаж

    Научить новому способу получения изображения – граттажу. Формировать умение получать четкий контур рисуемых объектов, сильнее нажимая на изобразительный инструмент

    Лист плотной бумаги, свеча, клей ПВА, гуашь, зубочистки

    Май
    Насекомые

    «Бабочка»

    Монотипия предметная

    Совершенствовать умение детей в технике монотипии предметной. Знакомить с симметрией и ассиметрией на примере бабочки

    Бумага, гуашь, кисть, простой карандаш, иллюстрации с изображением бабочек

    День Победы

    «Праздничный салют над городом»

    Проступающий рисунок

    Закрепить свойства разных материалов: акварель и восковые мелки. Развивать композиционные навыки

    Репродукция с изображением салюта, бумага, восковые мелки, акварель

    III этап – творческий.
    Выявление  уровня  художественно – творческих способностей детей, выработанный в ходе занятий нетрадиционными техниками и живописными материалами.

    На данном этапе работа осуществляется по следующим направлениям: обобщающее творческое занятие, праздник, выставка детских работ.
    1. Праздник рисования.
    Цель: приобщать детей к удивительному миру искусства, развивать у них фантазию, творчество, воображение.
    2. Выставка детских рисунков нетрадиционными методиками для родителей
    .  

    Итоговая диагностика не проведена, так как проект ещё не завершён.

    Список используемой литературы.

    • Давыдова Г. Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть I – М.; «Издательство Скрипторий 2003», 2007г.
    • Давыдова Г. Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть II – М.; «Издательство Скрипторий 2003», 2007г.
    • Дьченко О. М. Развитие воображения дошкольника. Методическое пособие для воспитателей и родителей. – М.; Мозаика-Синтез, 2008г.
    • Козакова Р. Т. Занятия по рисованию с дошкольником – М.; ТЦ Сфера, 2008г.
    • Комарова Т. С. Обучение дошкольников технике рисования. – М.; Педагогическое общество России, 2005г.
    • Никитина А. В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Планирование, конспекты занятий: Пособие для воспитателей и заинтересованных родителей. – СПб.; КАРО, 2008г.
    • Новалицкая Л. М. Методика формирования навыков изобразительной деятельности в ДОУ. – М.; АРКТН, 2008г.
    • Рузанова Ю. В. Развитие моторики у дошкольников нетрадиционной изобразительной деятельности. – СПб.; КАРО, 2007г.
    • Утробина К. К. , Утробин Р. Ф. Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет. – М.; «Издательство ГНОМ и Д», 2004г.
    •  Фатеева А. А. Рисуем без кисточки. – г. Ярославль; Академия развития: Академия холдинг, 2004г.
    • Шайдурова Н. В. Методика обучения рисования детей дошкольного возраста. Учебное пособие. – М.; ТЦ Сфера, 2008г.

         


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Консультация для родителей"Влияние нетрадиционной техники аппликации на развитие творческих способностей детей дошкольного возраста".

    Консультация для родителей "Влияние нетрадиционной техники аппликации на развитие творческих способностей детей дошкольного возраста"...

    Консультация для родителей на тему: «Влияние нетрадиционной техники аппликации на развитие творческих способностей детей дошкольного возраста»

    Консультация для родителей на тему:«Влияние нетрадиционной техники аппликации на развитие творческих способностей детей дошкольного возраста»...

    Консультация для родителей на тему: «Влияние нетрадиционной техники аппликации на развитие творческих способностей детей дошкольного возраста»

    В дошкольном возрасте процесс познания у ребёнка происходит эмоционально-практическим путём. Каждый дошкольник – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий ...

    «Влияние нетрадиционной техники аппликации на развитие творческих способностей детей дошкольного возраста»

    В дошкольном возрасте процесс познания у ребёнка происходит эмоционально-практическим путём. Каждый дошкольник – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий ...

    Консультация для родителей на тему: «Влияние нетрадиционной техники аппликации на развитие творческих способностей детей дошкольного возраста»

    *занятия творчеством должны стать для ребенка новым и интересным средством познания окружающего мира;*не стремиться навялить ребенку тот или иной творческий процесс, а попытаться увлечь его различными...

    Консультация для родителей "Влияние нетрадиционной техники аппликации на развитие творческих способностей детей дошкольного возраста"

    Каждый дошкольник – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Одним из наиболее близких и естественных для ребёнка-дошкольника видов деятельности...