Рисование в детском саду
статья по рисованию на тему

Келина Наталия Николаевна

Нетрадиционное рисование - ВАЖНЫЙ ФАКТОР ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya-risovanie_v_detskom_sadu.docx19.61 КБ

Предварительный просмотр:

                                            РИСОВАНИЕ В ДЕТСКОМ САДУ.

                                                                                           Выполнила воспитатель

                                                                                                   муниципального бюджетного

      дошкольного образовательного

                                                                      учреждения 

                                                                                                   "Детский сад № 172 "Львёнок"

                                                                                города Чебоксары

                                                                                     Чувашской Республики

                                                                                                Келина Наталия Николаевна

В истории педагогики проблема творчества всегда была актуальной во всех видах деятельности, в том числе и  изобразительной. Многие психологи и педагоги считали, что  детскую изобразительную деятельность нельзя назвать творчеством. Однако ученые придерживались других взглядов, и утверждали,  что детское творчество совершенно.

Н.П. Сакулина говорила, что нужен и возможен поиск таких путей взаимодействия, которые с одной стороны сохраняют преимущества детского творчества, а с другой помогут ребенку овладеть средствами самовыражения. Т.е. надо использовать на занятии разные техники рисования: традиционную (карандаши, краски) и нетрадиционную (мыльной пеной, свечой и т.д, ).

Все необычное привлекает внимание детей, заставляет их удивляться. У ребят развивается вкус к познанию нового, исследованиям, эксперименту. Дети начинают задавать вопросы педагогу, друг другу, обогащается и активизируется их словарный запас.

Как известно, дети часто копируют предлагаемый им  образец. Нетрадиционные техники изображения позволяют избежать этого, так как педагог вместо готового образца демонстрирует лишь способ действия с нетрадиционными материалами. Это дает толчок развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражению индивидуальности.

Работа с нетрадиционными техниками изображения стимулирует положительную мотивацию, вызывает радостное настроение, снимает страх перед процессом рисования.

Многие виды нетрадиционного рисования,  способствуют повышению уровня развития зрительно-моторной координации (например, рисование по стеклу, роспись ткани, рисование мелом по бархатной бумаге и т.д.). Координации мелкой моторики пальцев рук, способствует, например, такая нетрадиционная техника изображения, как рисование по клейстеру руками. Эта и другие техники требуют точности быстроты движений.

Использование нетрадиционных техник дает возможность применять коллективную форму творчества.

Она сближает детей, развивает навыки культуры общения, рождает особую эмоциональную атмосферу.

Учитывая значимость данного вида работы, организовали в группе художественную мастерскую, где есть все необходимое для самостоятельного творчества.

Бумага разного цвета, фактуры и формата, фломастеры, восковые мелки, краски (гуашь, акварель); инструменты для рисования (кисти тонкие и толстые), кусочки картона, различные  по толщине нитки и веревочки, печатки и шаблоны, кусочки поролона, зубные щетки, трубочки, разноцветный скотч, вата и ватные палочки, салфетки разной фактуры.

В уголке для рисования есть папки с репродукциями картин художников, предметными и сюжетными рисунками, иллюстрации к сказкам, рассказам.

Оформляется отдельная папка с образцами рисунков, выполненных с помощью нетрадиционных техник изображения.

На занятиях по рисованию рекомендуется использовать и музыкальные произведения, поэтому в уголке должен быть магнитофон, магнитофонные записи с музыкой.

Новый изобразительный материал вводится постепенно, по мере ознакомления с ним дошкольников на занятиях.

Именно в детстве закладывается фундамент творческой личности, именно тогда закрепляются нравственные нормы поведения в обществе, формируется духовность.

Ребенок, не умея еще читать и писать, с помощью рисунка может выразить свое настроение, мечты: рисование – один из методов общения ребенка.

В процессе рисования совершенствуются наблюдательность, эстетическое восприятие, художественный вкус, творческие особенности ребенка.

И если дети рисуют как дети, то многие взрослые тоже рисуют как дети, каких бы результатов они не достигали в других сферах. Мало того, обычно взрослые со страхом воспринимают предложение, что-нибудь нарисовать. Причина данного явления в общепринятой культуре нашего общества. Ведь намного важнее уметь читать и писать, чем рисовать. Поэтому и не стоит удивляться тому, что взрослые не умеют рисовать, а дети, оканчивая начальную школу, бросают заниматься изобразительной деятельностью и, таким образом, останавливают развитие навыков рисования. Но, как показывает опыт, наличие творческих способностей играет в жизни человека немаловажную роль, начиная от формирования личности и заканчивая становлением специалиста, семьянина, гражданина.

Чем же хороши нетрадиционные техники? Они не требуют высокоразвитых технических умений, дают возможность более «рельефно» продемонстрировать возможности некоторых изобразительных средств, что позволяет развивать умение видеть выразительность форм.

Кроме того, особенности изобразительного материала «подсказывают» детям будущий образ, что важно на этапе становления замыслообразования. Ценна также возможность интеграции разных видов изобразительной деятельности (рисование, лепки, аппликации, художественное конструирование); в процессе создания интересного образа, возможно сочетание изобразительных техник и материалов («рисование пластилином», коллаж, набрызг и т.п.)

Нужно запомнить простое правило - бездарных детей нет, есть нераскрытые дети. А помочь раскрыть эти таланты должны мы, взрослые.

Сегодня мы с уверенностью говорим, что каждый ребёнок рождается с врождёнными творческими способностями. Но творческими людьми вырастают только те дети, условия воспитания которых позволили развить эти способности вовремя.

Мы до сих пор мало знаем о роли и влиянии искусства на всю дальнейшую жизнь человека. Исследования доказывают что каждый ребёнок по своей природе – творец. Но как правило творческие возможности находятся в скрытом состоянии. Создавая условия можно разбудить эти дремлющие до поры до времени творческие наклонности.

В современной медицине всё большее распространение получает термин «изотерапия». Речь идёт о восстановлении здоровья человека (и ребёнка и взрослого) при помощи занятий изобразительным искусством.

Изображая свои переживания человек как бы заново проживает и выплёскивает отрицательные эмоции на бумагу. Воспроизводя свои чувства он может откорректировать своё отношение к тому, что вызывает у него неблагоприятные эмоции. Конечно ребёнку, тем более с ограниченными возможностями, это сделать сложно. Помочь ему освободиться от гнетущих мыслей, снять стрессовое состояние, под которым подразумевается реакция на неблагоприятную жизненную обстановку – вот в чём заключается особенность занятий живописью.

Изобразительное искусство позволяет выразить свои чувства линией, цветом, формой, рисунком ; почувствовать себя художником, творцом, осознать свой потенциал, изменить самооценку и взаимоотношение с миром.

Благотворное влияние искусства на жизнь и здоровье людей известно давно, поэтому к нему стали настойчиво обращаться за помощью. Искусство помогало людям приобрести психическую устойчивость и активность.

Рисуя, ребёнок отражает и упорядочивает свои знания о мире, осознаёт себя  в нём. Нарисовав события, ему легче потом рассказать о нём. Таким образом, рисовать ребёнку так же необходимо как и разговаривать. И помните, что очень многое зависит от Вас – от того, кто окажется рядом с ребёнком.

       

                                                   ЛИТЕРАТУРА:

1. Алексеевская Н.А.  Карандашик озорной – М.: «Лист», 1999.

2. Выготский Л.С.  Воображение и творчество в детском возрасте:     Психологический очерк. 3-е изд. М., 1991.

3. Давыдова Г. Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 1, 2. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2007. – 80 с.    

4. Дубровская Н.В. Приглашение к творчеству: Обучение дошкольников технике аппликации и коллажа: Методическое пособие. – СПб.:«Детство-Пресс», 2004.

5. Журнал «Дошкольная педагогика» № 3, 4. - СПб.: Детство-Пресс, 2007.

6. Комарова Т.С.  Дети в мире творчества. М., 1995.  

7. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий./ Под ред. Казаковой Р.Г. – М.: ТЦ Сфера, 2005.

8. Утробина К.К., Утробин Г.Ф.  Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет: Рисуем и познаем окружающий мир. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2005.