Кружковая деятельность "Волшебные пальчики"
календарно-тематическое планирование по рисованию (младшая группа) на тему

Алексеева Анна Сергеевна

Детям до трех лет еще трудно справляться с кисточкой для рисования. И мир красок и художественного творчества им могут открыть их собственные ладошки! Это увлекательное занятие дарит ребенку многогранные тактильные ощущения, развивает мелкую моторику рук. Второе преимущество таких красок - творческая свобода. Рисуя руками, а иногда и всем телом, маленький "мастер" тренирует свою фантазию, учится абстрактно мыслить, осваивает разницу цветов и форм.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл volsh._palchiki_dlya_pedsoveta.docx754.78 КБ

Предварительный просмотр:

весёл                                                                                       

Актуальность

Способность к творчеству – отличительная черта человека, благодаря которой он может жить в единстве с природой, создавать, не нанося вреда, преумножать, не разрушая.

Детям до трех лет еще трудно справляться с кисточкой для рисования. И мир красок и художественного творчества им могут открыть их собственные ладошки! Это увлекательное занятие дарит ребенку многогранные тактильные ощущения, развивает мелкую моторику рук. Второе преимущество таких красок - творческая свобода. Рисуя руками, а иногда и всем телом, маленький "мастер" тренирует свою фантазию, учится абстрактно мыслить, осваивает разницу цветов и форм.

В этом возрасте отмечается стремление к свободному рисованию, манипулированию с красками, т.е. малыша интересует не столько сюжет рисунка, сколько сам процесс изменения окружающего с помощью цвета. На занятиях дети вместе со взрослым смешивают цвета в разных сочетаниях, наблюдают, обсуждают, как меняется их «характер», «настроение». Все это развивает в душе ребенка «особые переживания, наполненные фантазией». Способы рисования — нетрадиционные, что способствует не только развитию воображения, но и приобщению к миру искусства. В этом возрасте тактильные ощущения играют в развитии ребенка большую роль. Важно не упустить эту возрастную особенность и не загубить в ребенке способность к цветовому восприятию. Самый легкий способ вдохновить ребёнка на ручное искусство - превратить этот процесс в увлекательную игру. Например, фиолетовый отпечаток ладошки можно превратить в забавного осьминога. Посадить водоросли можно, обмакнув в краску четыре пальца и проведя волнистые линии. А сомкнутая ладонь даст отпечаток силуэта рыбки. Останется только дорисовать ей плавники и хвостик.

Такие занятия по изобразительной деятельности способствуют развитию у детей:

  • мелкой моторики пальцев рук, что оказывает положительное влияние на речевые зоны коры головного мозга;
  • сенсорного восприятия;
  • глазомера;
  • логического мышления;
  • воображения;
  • волевых качеств: усидчивости, терпения, умения доводить работу до конца;
  • художественных способностей и эстетического вкуса.

Из всего сказанного следует, что изобразительная деятельность имеет неоценимое значение для всестороннего развития детей, раскрывает и обогащает его творческие способности.

Цель: 

Формировать эстетическое отношение к предметам и явлениям окружающего мира. Развивать усидчивость у ребенка, фантазию и абстрактное мышление, координацию движений рук и мелкую моторику, воспитывать аккуратность и внимание.

Задачи:

Познакомить детей с материалами и инструментами для рисования, с техникой рисования пальчиками;

Закрепить умения располагать изображение на определённом месте

Учить, правильно называть цвет.

Создать положительный эмоциональный настрой в группе

Воспитывать самостоятельность, уверенность, аккуратность в работе.

Учить детей радоваться результату своего труда.

Развивать инициативу, закрепить знания цветов;

Приучать в конце занятия убирать все на место, приводить все в порядок;

Воспитывать трудолюбие, уважение к труду и труду своих товарищей.

Организационно-методическая работа:

Материально-техническая база:

  • Бумага для рисования;
  • Гуашь (на каждого ребенка);
  • Кисточки;
  • Подставки для кисточек;
  • Салфетки (на каждого ребенка);
  • Иллюстрации;
  • Рисунок-образец;
  • Игрушки (мышка, мишка, лисичка, зайчик, белочка, утка, утенок, собака, щенок, кошка, котенок, поросенок, паук, божья коровка).

Работа с родителями:

  • Познакомить родителей с планом работы кружка;
  • Организовать выставки.

Обмен опытом с коллегами:

  • Выставки;
  • Мастер-класс для педагогов;
  • Обмен опытом с коллегами: выступление на педсовете с опытом кружковой работы.

Список детей

  1. Аверин Кирилл
  2. Баранова Света
  3. Баталов Саша
  4. Заев Илья
  5. Зырянова Эвелина
  6. Карымов Ринат
  7. Минеева Виктория
  8. Мичурин Илья
  9. Носков Степан
  10. Шумилина Кристина

Перспективный план кружковой работы

месяц

тема

содержание

сентябрь

  1. «Солнечные лучики».

Цель: учить детей самостоятельно прикладывать со сжатыми пальцами ладонь – солнце и рисовать кончиками пальцев – лучики;

закреплять представление о цвете (жёлтый).

  1. «Травка для зайчика».

Цель: учить детей рисовать кончиками пальцев сверху вниз, обмакивая их в краску поочередно;

радоваться рисунку.

  1. «Облачко».

Цель: продолжать учить детей закрашивать по контуру методом тычка, используя трафарет, радоваться полученному результату, закреплять представление о цвете (синий).

  1. «Волшебные картинки».

Цель: заинтересовать детей сплошным закрашиванием плоскости листа бумаги, побуждать к своевременному насыщению ворса кисти гуашью, закреплять представление о цвете.

октябрь

  1. «Осенний листик».

Цель: продолжать учить детей правильно держать кисть в руках, самостоятельно выбирать нужные краски; отрабатывать технику закрашивания – слева направо, начиная с верхней части листа.

  1. «Золотая осень». Коллективная работа.

Цель: продолжать учить детей рисовать разными средствами изобразительности (дерево – «пальцеграфия», листья – тампонирование и т. д.); развивать творческое воображение.

  1. «Ваза с цветами».

Цель: продолжать учить детей закрашивать предмет (вазу) по контуру методом тычка, используя трафарет; продолжать учить рисовать руками, прикладывая их к листу бумаги; закреплять представление о цвете (красный, жёлтый, зелёный, синий).

  1. «Облачко и дождик».

Цель: продолжать учить детей закрашивать по контуру методом тычка (облачко); продолжать учить рисовать кистью, примакивая её к листу бумаги (дождик).

ноябрь

  1. «Платочек для куклы Кати».

Цель: продолжать учить детей рисовать по сырой бумаге, учить рисовать круги и закрашивать их по контуру; продолжать учить детей правильно держать кисть в руке и набирать краску, отрабатывать технику закрашивания.

  1. «Ворона».

Цель: продолжать учить детей рисовать руками, учить рисовать голову печатанием крышки от флакона, баночки (диаметр 3-4 см), набирая гуашь крышкой; глаза рисовать кончиком кисти; находить сходство с птицей, радоваться полученному результату; прививать интерес к рисованию.

Предварительная работа: рассматривание птиц, прилетевших на участок, а также картинок с их изображением (ворона черная, есть глаза и клюв).

  1. «Воробей».

Цель: см. Занятие № 2.

Предварительная работа: рассматривание птиц, прилетевших на участок, а также картинок с их изображением (воробей коричневый, есть глаза и клюв).

  1. «Снегирь».

Цель: см. Занятие № 2.

Предварительная работа: рассматривание птиц, прилетевших на участок, а также картинок с их изображением (снегирь синий, животик красный, есть глаза и клюв).

декабрь

  1. «Маленькой ёлочке холодно зимой».

Цель: закрепить умение рисовать пальчиками, учить наносить отпечатки по всей поверхности листа (снежинки, снежные комочки); учить рисовать ёлочку, воспитывать аккуратность.

  1. «Мы рисуем, что хотим».

Цель: совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках.

  1. «Мои рукавички».

Цель: упражнять детей в техники печатания, закрепить умение украшать предмет несложной формы, нанося рисунок по возможности равномерно на всю поверхность, воспитывать аккуратность.

  1. «Зимний лес». Коллективная работа.

Цель: упражнять детей в печати по трафарету, закрепить умение рисовать пальчиками, развивать чувство композиции.

январь

  1. «Снеговик».

Цель: продолжать учить рисовать круги (большой и маленький) и закрашивать их по контуру; продолжать правильно держать кисть в руке и набирать гуашь; отрабатывать технику закрашивания.

Предварительная работа: рассматривание снеговика, постройка его из снега на улице.

  1. «Вспомним лето».

Цель: отрабатывать технику закрашивания, продолжать учить детей рисовать круги, учить создавать мазками цветы, радоваться полученному результату.

Предварительная работа: рассматривание цветов и их частей – стебель и листья, лепестки.

  1. «Зимний узор».

Цель: продолжать учить детей самостоятельно создавать фон для работы на листе бумаги, смоченной водой, отрабатывать технику закрашивания слева на право, начиная с верхней части листа; развивать творческое воображение, продолжать учить детей правильно держать кисть в руке и набирать краску; закреплять представление о цвете (синий, белый).

Предварительная работа: рассматривание морозных узоров на стекле.

  1. «Мышка».

Цель: учить детей закрашивать по контуру тычком, закреплять представление о цвете (серый); учить находить сходство с игрушкой и радоваться полученному результату.

февраль

  1. «Мишка».

Цель: продолжать учить закрашивать по контуру тычком, закреплять представление о цвете (коричневый); учить находить сходство с игрушкой и радоваться полученному результату.

  1. «Лисичка».

Цель: продолжать учить закрашивать по контуру тычком, закреплять представление о цвете (оранжевый); учить находить сходство с игрушкой и радоваться полученному результату.

  1. «Зайчик».

Цель: продолжать учить детей закрашивать по контуру тычком, закреплять представление о цвете (белый); учить находить сходство с игрушкой и радоваться полученному результату, воспитывать аккуратность.

  1. «Белочка».

Цель: продолжать учить закрашивать по контуру тычком, закреплять представление о цвете (оранжевый); учить находить сходство с игрушкой и радоваться полученному результату.

март

  1. «Утка».

Цель: продолжать учить закрашивать по контуру методом тычка, закрепить названия домашних птиц и их детенышей, место обитания (водоем); учить находить сходство с игрушкой, радоваться полученному результату.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций, чтение сказок и разучивание стихов по теме.

  1. «Утята».

Цель: продолжать учить закрашивать по контуру методом тычка, закрепить названия домашних птиц и их детенышей, место обитания (водоем); учить находить сходство с игрушкой, радоваться полученному результату.

  1. «Собака и щенок».

Цель: продолжать учить детей закрашивать по контуру методом тычка, закрепить названия домашних животных и их детенышей, учить находить сходство с игрушкой, радоваться полученному результату.

  1. «Кошка и котенок».

Цель: продолжать учить детей закрашивать по контуру методом тычка, закрепить названия домашних животных и их детенышей, учить находить сходство с игрушкой, радоваться полученному результату, воспитывать аккуратность.

  1. «Поросёнок».

Цель: продолжать учить закрашивать по контуру методом тычка, закрепить названия домашних животных и их детенышей, место обитания; учить находить сходство с игрушкой, радоваться полученному результату.

апрель

  1. «Бабочка».

Цель: учить детей закрашивать по контуру в одном направлении сверху вниз; украшать путем примакивания ворса кисти (промокнули – убрали) ; закрепить знания цветов (желтый, красный) ; развивать чувство ритма и воображения.

Предварительная работа: дать детям представление о том, что весной просыпаются насекомые – бабочки, муравьи, жуки, пауки и др., одни насекомые летают, другие ползают; чтение стихов о насекомых; рассматривание картинок по данной теме, в том числе изображение бабочки (туловище, глаза, лапки, усики, красивые крылышки).

  1. «Паук».

Цель: продолжать учить детей рисовать и закрашивать круг, учить находить сходство между нарисованным пауком и игрушкой пауком, испытывать радость от рисунка; развивать воображение.

Предварительная работа: рассматривание паука (лапки, туловище, глаза, усики, паучок не летает, а ползает, у него нет крыльев, паук плетет паутину) .

  1. «Божья коровка».

Цель: продолжать учить рисовать круг, закрашивать его в одном направлении по контуру; учить находить сходство между нарисованной божьей коровкой и игрушкой божьей коровкой, учить рисовать пятнышки кончиком кисти, испытывать радость от рисунка; развивать воображение.

Предварительная работа: рассматривание божьей коровки (лапки, туловище, глаза, усики; божья коровка летает, но её крыльев не видно).

  1. «Стрекоза».

Цель: продолжать учить рисовать круг, закрашивать его в одном направлении по контуру; учить находить сходство между нарисованной стрекозой и игрушкой стрекозой, учить рисовать пятнышки кончиком кисти, испытывать радость от рисунка; развивать воображение.

Предварительная работа: рассматривание стрекозы (туловище, глаза, лапки, красивые крылышки).

май

  1. «Морские водоросли».

Цель: познакомить детей с морем (в море вода солёная, на дне растут водоросли, в воде плавают различные рыбы, большие и маленькие); продолжать учить рисовать вертикальные линии (водоросли) снизу вверх, украшать их точками путем примакивания ворса кисти; учить рисовать волнистые линии снизу вверх; закрепить знание цветов (море синее, растения зелёные) ; воспитывать любовь к живой природе; развивать воображение и интерес к рисованию.

Предварительная работа: рассматривание морских растений.

  1. «Рыбка».

Цель: продолжать знакомить с морем (см. Занятие № 1).

Предварительная работа: рассматривание морского дна, рыбок (туловище, чешуя, голова, хвост, плавники, глаза, рот).

  1. «Морские волны».

Цель: продолжать знакомить с морем (бывает тихое и спокойное, иногда поднимаются волны (море волнуется) ; учить рисовать волнистые линии в разных направлениях; развивать творчество и воображение.

  1. «Аквариум, в котором живут золотые рыбки».

Коллективная работа.

Цель: вспомнить, что есть в аквариуме (водоросли, золотые рыбки, закрепить знания цветов (растения зеленые, рыбки желтые, золотые, продолжать отрабатывать технику рисования руками, добавлять недостающие детали (голова, глаз, хвост, плавники) ; продолжать учить детей рисовать вертикальные и волнистые линии снизу вверх, воспитывать любовь к живой природе, развивать воображение.

Предварительная работа: рассматривание аквариума (водоросли, рыбки).

Диагностическая  карта  по  обучению  детей  в кружке

«Весёлые пальчики» в младшей группе №9 

 на 2009-2010 учебный   год

Ф.И ребенка

Знает основные цвета

Умеет  наносить отпечатки пальчиками

Владеет техникой закрашивания

Развито чувство композиции

Умеет рисовать круги (большой, маленький), закрашивать их по контуру

Владеет техникой печатания,

приёмом  - тычок

Умеет аккуратно пользоваться  кистью, касками

Итого

1

Аверин Кирилл

2

2

2

2

2

2

2

14

2

Баранова Света

2

2

2

2

2

2

2

14

3

  Баталов Саша

3

3

3

2

2

3

3

17

4

Заев Илья

2

2

2

2

2

2

2

14

5

Зырянова Эвелина

2

3

3

2

3

3

3

19

6

Карымов Ринат

3

3

3

3

3

2

3

20

7

Минеева Виктория

2

2

1

2

2

2

2

13

8

Мичурин Илья

2

3

2

3

3

3

2

18

9

Носков Степан

2

3

3

2

2

2

2

16

10

Шумилина Кристина

3

3

3

3

3

3

3

21

3 балла – ребенок самостоятельно  справляется  с заданием.            

2 балла – ребенок выполняет задание с помощью педагога                                                                  

1 балл – ребенок не справляется с заданием.        

Результаты:

Низкий уровень от 7 до 12 баллов

Средний уровень от 13 до 15 баллов

Высокий уровень от 15 до 21 баллов

Уровень развития

Количество детей

%

Высокий уровень

6

60 %

Средний уровень

4

40 %

Низкий уровень