Главные вкладки

    Роль русской народной сказки в воспитании детей дошкольного возраста.
    статья на тему

    Сказка – это зернышко, из которого прорастает эмоциональная оценка ребенком жизненных явлений.

                                                                                                                                                             В.А.Сухомлинский.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл rol_russkoy_narodnoy_skazki.docx47.69 КБ

    Предварительный просмотр:

    F:\3.jpg

                 Роль русской народной сказки

           в воспитании  детей дошкольного возраста.

    Сказка – это зернышко, из которого прорастает эмоциональная оценка ребенком жизненных явлений.

                                                                 В.А.Сухомлинский.

    В рейтинге лучших подарков для ребенка почетное место после игрушек и сладостей занимают сказки.  

    Народная сказка – одно из первых произведений искусства слова, которое слышит ребенок в раннем детстве. Сказка, созданная в давние времена, живет до сих пор, увлекает содержанием, и художественной формой.

    Как много хороших и добрых  воспоминаний из  детства связано у нас именно со сказками, где живут добрые и злые герои. При  помощи сказочных героев, взрослые могут заинтересовать ребенка, произвести на него воспитательный эффект и даже решить какую – либо психологическую проблему.

    Не для забавы созданы народные сказки. Они являются мудрым  воспитателем ребенка. Сказка всегда поучительна. Она впервые знакомит ребенка с искусством своего народа, его моральными убеждениями, культурой, развивает музыкальный слух, речь, мышление, фантазию.

    Любая сказка – это рассказ об отношениях между людьми. Язык сказок понятен малышу.

    Детям,  которым с раннего детства читают сказки, быстрее начинают говорить. Сказка помогает ребенку в познании себя и в понимании окружающего мира.

    У каждой сказки свой возраст. Вряд ли двухлетнему малышу будет интересно слушать эпопею про Гарри Поттера. А вот яркая красочная история про «Колобка» или про «Репку» - то,  что надо. Дети с удовольствием, вслед за взрослыми, подражают движениям и звукам, издаваемым сказочными животными, их действиями с различными предметами

    Через сказку легче объяснить  ребенку, что такое «хорошо» и что такое «плохо».

    Ведь сказочные  персонажи бывают очень разными: добрыми и злыми, хитрыми и завистливыми,  ласковыми и грубыми. С помощью таких персонажей мы можем показать детям плохое и хорошее, как  можно и нужно поступать, и как вовсе нельзя в определенных ситуациях.

    В сказках для детей  часто  встречаются песенки. Песенка органически вплетается в содержании сказки, иногда являясь условным знаком: коза поет козляткам песенку, чтобы открыли ей дверь:

           Козлятушки – ребятушки,

           Отопритеся, отворитеся…

            Ваша мать пришла,

            Молочка принесла

    Песенка часто входит в диалог. Колобок в ответ на слова зайца: «Колобок, колобок, я тебя съем!» - поет веселую песню:

            Я Колобок, Колобок,

            Я по коробу скребен…

           Песенку в сказке следует спеть, но её мелодия должна быть простой, несложной.

     Сказка дает своим героям меткие прозвища, которые так нравятся детям:

    Лисичка – сестричка, лягушка – квакушка, мышка – норушка.

    Слова – прозвища часто подкрепляются и звукоподражаниеми:

    Петух в сказке поёт: «Ку – ка – ре –ку», собачка лает «ав – ав – ав»

    Психологи отмечают, что для лучшего понимания малышам необходимо  опираться не только на словесное описание, но и на изображение.

    Зрительный  образ служит основной опорой для  прослеживание событий.

     Такими опорами могут быть хорошо иллюстрированные детские книжки.

    Хорошая книжка для маленьких имеет некоторые особенности:

     1.Она легкая – у малыша должно хватить сил на то, чтобы в любой момент достать книгу с полки.

    2. Размер книжки  - ребенок должен иметь возможность «играть» с ней самостоятельно.

    3. Прочность – обычный или ламинированный картон.

    4.В книге крупные, яркие картинки и немного мелких отвлекающих деталей.

    Не достаточно просто прочитать сказку. Чтобы ребенок её лучше запомнил, нужно помочь ему понять её, пережить вместе с героями.

     Вот несколько предложений -  как  правильно читать ребенку сказку:

    1.Старайтесь сказку именно рассказывать, а не читать. Тогда вы вовремя сможете увидеть реакцию ребенка, и акцентировать его внимание на тех моментах, которые особенно важны вам на данный момент.

    2.Рассказывайте сказку с удовольствием.

    3.Если малыш изо дня в день просит рассказать одну и ту же сказку – рассказывайте. Значит, у него есть проблема, которую эта сказка помогает . решить.

    4.Очень интересно поиграть в сказку, инсценировать её.

    Сказки на пальчиках являются средством  повышения иммунитета, поскольку на ладонях расположены нервные окончания. Если их деятельность активизируется, улучшается функциональное состояние внутренних органов, укрепляются мышцы, суставы и связки кистей рук. Это уникальная тактильная гимнастика, благодаря которой в мозг поступает мощный поток импульсов.

    Веселые сказки, которые дети разыгрывают на пальцах, длятся всего несколько секунд, а текст сказок укладывается в маленькое четверостишие. Но для того, чтобы его сыграть, необходимо  в своем  воображении создать яркий образ: движения пальцев должны четко соответствовать смыслу сказки.  

    Например:  сказка «Репка»

    Дед (обведите двумя руками сверху вниз воображаемую бороду)
    Бабка (обведите руками голову от макушки до подбородка, как будто надеваете и завязываете под подбородком уголки платка)
    Внучка  ( на макушке изобразите бантик – пальчиковая игра «Бантик» (сложить пальцы обеих рук щепотью и соедините кончики пальцев восьмеркой).
    Жучка  (пальчиковая игра « Собака»: средний, безымянный и большой пальцы вытяните, соедините подушечки – это « морда» собак) Указательный палец и мизинец поднимите вверх – это « уши» ).  и т.д.
    Кошка ( пальчиковая игра «Кошка»: средний и безымянный палец соедините с большим так, чтобы получилось колечко, - это «мордочка» кошки. Указательный  палец и мизинец приподнимите –так торчат кошачьи « ушки») 
    Мышка ( пальчиковая игра « Мышка»: большой, средний и безымянный пальцы вытянуть вперед и соединить – получится остренькая «мордочка» мышки. Указательный и мизинец согните и прижмите к среднему и безымянному пальцу.

    Можно нарисовать на пальчиках героев сказки и обыграть сказку.  

     Дети очень любят, когда взрослые разыгрывают сказки вместе, будьте готовы к любым изменениям и сюрпризам.

    Можно превратить празднование дня рождения  малыша в своеобразный домашний спектакль.

    Предложите детям нарисовать картинку, слепить угощение для героев, спеть песенку.

    «Сказки учат, сказки лечат».  

    Не забывайте читать детям сказки на ночь.

    Сказка на ночь – это своего рода пожелание спокойной ночи. Только не короткое или небрежное, а длинное и обстоятельное, пропитанное любовью, нежностью и заботой. Сказка на ночь – это маленькие безопасные уроки  жизни, это мамино «люблю», выраженное в каждой строчке.

    Чтение  «ночных» сказок – удачный  вариант, который поможет папе сблизиться с ребенком.

    Правильно преподнесенная ребенку сказка всегда будет для родителей помощником в воспитании и обучении.

    Самое главное, чтобы  каждая сказка, которую вы читаете с ребенком, заканчивалась счастливо!  Тогда она будет праздником для детей  и запомнится им на долгие годы.

                                           

                                                     

    Список литературы:

    1.Журнал «Мой ребенок»

    2. «Художественная литература» издательство «Корифей» составитель О.И.Бочкарева.

    3. «Воспитание сказкой».   Л.Б. Фесюкова

    4. «Художественное чтение и рассказывание в детском саду»

        М.К. Боголюбская, В.В.Шевченко.

    5. «Роль сказки в психическом развитие ребенка» Л.Л.Эльконинова

                                                               Воспитатель Дома ребенка: Мазурян В.Н.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Роль русской народной сказки в работе с детьми раннего возраста.

    Русская народная сказка учит датей добру, мудрости, умению делать выбор. Сказка развивает воображение ребенка, соверш...

    "Русские народные сказки" для ранего дошкольного возраста

    Народные сказки — это уникальная энциклопедия истории, общественного строя, быта и мировоззрения нашего народа. За много веков наши предки придумали тысячи сказок. Словно на крыльях они перелата...

    Роль русской народной сказки в воспитании детей дошкольного возраста

    С раннего возраста наши мамы и бабушки поют нам колыбельные, мы слышим прибаутки и потешки, а также сказки. Сказка, рассказанная мамой перед сном, дает ощущение спокойствия и уверенности.  Сказка...

    Консультация для родителей на тему "Роль русской народной сказки в патриотическом воспитании детей дошкольного возраста"

    Роль русской народной сказки в патриотическом воспитании детей дошкольного возраста...

    Программа по самообразованию "Роль русской народной сказки в эмоциональном развитии ребенка младшего дошкольного возраста"

    Через русские народные сказки ребенок не только овладевает родным языком, но и осваивает его красоту....