Опыт работы на тему: «Обследование как метод формирования умений в рисовании предметов в старшей группе детского сада».
опыты и эксперименты по рисованию (старшая группа) на тему

Новикова Елена Евгеньевна

Опыт работы на тему:

 «Обследование как метод формирования умений в рисовании предметов в старшей группе детского сада».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл опыт48.96 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования и науки

Брянской области

Государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего и профессионального образования

«Клинцовский социально-педагогический колледж»

Новикова Елена Евгеньевна

Специальность 050144

Дошкольное образование

Курс 5, группа 5Д02

Форма обучения заочная

Опыт работы на тему:

 «Обследование как метод формирования умений в рисовании предметов в старшей группе детского сада».

Содержание

Введение....................................................................................................... 3

Глава 1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования

1.1. Особенности развития детей старшей группы детского сада……….  6

1.2. Задачи и содержание работы по формированию умений в рисовании предметов в старшей группе детского сада……………………………….   8

1.3. Особенности использования метода обследования в формировании умений в рисовании  предметов в старшей группе детского сада. …….. ..   10

Глава 2. Организация работы по формированию умений в рисовании предметов в старшей группе детского сада.

2.1. Диагностика уровня развития умений в рисовании предметов в старшей группе детского сада………………………………………………………..  14

2.2. Формирование умений в рисовании предметов с использованием  метода обследования.

2.2. Цикл мероприятий по обучению детей старшей группы детского сада рисованию транспорта………………………………………………………..  16

Заключение .................................................................................................... 19

Список использованной литературы.............................................................20

Приложение.............................................................................. ………………21

Введение

     

        Изобразительная деятельность является едва ли не самым  интересным видом деятельности детей  дошкольного возраста. Она позволяет  ребенку отразить в изобразительных  образах свои впечатления об окружающем, выразить свое отношение к ним. Вместе с тем изобразительная деятельность имеет неоценимое значение для всестороннего  эстетического, нравственного, трудового, умственного развития детей. 
        
Рисование, лепка и аппликация — виды изобразительной деятельности, основное значение которой — образное отражение действительности. Изобразительная деятельность — одна из самых интересных для детей дошкольного возраста. Ведь не случайно ребёнок, очень рано начинает стремиться самым разнообразным образом выразить полученные им впечатления: движениями, словами, мимикой.

        Т.С.Комарова - педагог, разрабатывающий методику обучения дошкольников изобразительной деятельности, в своих исследованиях подчёркивала, что надо дать ребёнку возможность расширить область выражения складывающихся у него образов. Надо дать ему материал: глину для лепки, карандаши и бумагу, всякий материал для изображения, научить, как обращаться с этим материалом.

        Как правило, дети любят рисовать, лепить, вырезать и наклеивать, конструировать. Тем самым они получают возможность передавать то, что их волнует, что им нравится, что вызывает у них интерес. А это в свою очередь, создает условия для всестороннего восприятия и развития детей.

        Овладение умением изображать невозможно без развития целенаправленного зрительного восприятия — наблюдения. Для того, чтобы нарисовать какой-либо предмет, предварительно надо хорошо с ним познакомиться, запомнить его форму, величину, конструкцию, расположение частей, цвет.

        Непосредственное, чувственное знакомство с предметами и явлениями, с их свойствами и качествами, составляет область сенсорного воспитания. Формирование представлений о предметах требует усвоения знаний об их свойствах и качествах, форме, цвете, величине, положение в пространстве. Таким образом, изобразительная деятельность содействует сенсорному воспитанию, развитию наглядно-образного мышления.

        В процессе изображения сочетается умственная и физическая активность. Для создания рисунка необходимо приложить усилия, осуществить трудовые действия, овладеть определенными навыками.

В процессе изобразительной деятельности создаются благоприятные условия для развития эстетического воспитания и эмоций, которые постепенно переходят в эстетические чувства, содействующие формированию эстетического отношения к действительности.

        В рисунке дети передают свои впечатления об окружающем мире и выражают свое отношение к нему.

        Вопросами разработки методики обучения дошкольников изобразительной деятельности и, рисования в частности, занимались педагоги Г.В. Лабунская, Е.А. Флерина, Н.П. Сакулина, Т.С. Комарова, Т.Г. Казакова, Г.Г Григорьева, психологи Е.И. Игнатьева, В.И. Кириенко, B.C. Мухина, О.М. Дьяченко и д.р..

        В практике дошкольных образовательных учреждений воспитатели часто не достаточно владеют методикой обследования предметов окружающей действительности, не умеют грамотно объяснить способы изображения предмета, подобрать необходимые образцы.

        Исходя из выше сказанного, была определена тема опыта работы «Обследование как метод формирования умений в рисовании предметов в старшей группе детского сада».

Объект – формирование умений детей старшей группы в рисовании предметов.

Предмет – метод обследования.

Цель: обосновать значение используемого метода обследования в формировании умений рисования предметов детьми старшей группы детского сада.

Задачи:

1. Изучение психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.

2. Разработать цикл мероприятий направленных на формирование умений  

рисования предметов детьми старшей группы детского сада.

3. Составить примерные планы непосредственно образовательной деятельности по рисованию предметов; изготовить образцы.

Методы:

1. Изучение   психолого-педагогической   литературы   по   проблеме исследования.

2. Анализ продуктов детской деятельности  (рисунков транспорта).

3. Беседа с воспитателем по проблеме формирования умений в рисовании предметов детьми старшей группы детского сада.

Глава 1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования

1.1. Особенности развития детей старшей группы детского сада

        Переход от среднего дошкольного возраста к старшему характеризуется целым рядом особенностей: ребенок наиболее сенситивен к изобразительной деятельности как возможности самоутверждения; опыт продуктивной деятельности, позволяет ему действовать все более активно, самостоятельно, инициативно; имея собственную личностную позицию, ребенок способен реализовать свои замыслы, находя для этого адекватные средства; создаваемый им художественный образ, выполненный в разных материалах, отличается индивидуальностью, выразительностью, эмоциональностью.

        Базой для этого явилась непосредственная связь с восприятием и отображением действительности как важнейшим условием развития образного видения мира, художественным мышлением, которое не возможно без развития воображения и фантазии.

        Интерес играет большую роль в обучении старших дошкольников изобразительной деятельности, способствует развитию у них специальных художественных способностей: чувства цвета, формы, композиции, сюжета, замысла, ручной умелости в рисовании, аппликации.

        По сравнению с младшим и средним возрастом, у старших дошкольников происходят качественные изменения интересов, о чем свидетельствуют исследования Л.П. Блащук. Она считает, что в интересе к изобразительной деятельности можно выделить те же характерные особенности, которые присущи интересу вообще, а именно: предметную направленность, действительность, широту, глубину и устойчивость.

        Предметная направленность интереса проявляется в увлеченности ребенка определенным видом изобразительной деятельности, тематикой, художественным материалом.

        Действенность выражается в степени активности в процессе деятельности, когда на фоне эмоционально-положительного отношения к различным видам, проявляется инициатива, активность, самостоятельность в любимом деле.

        Под широтой интереса понимается разнообразие интересующих ребенка видов изобразительной деятельности, содержания, материалов.

Дети этого возраста овладевают элементами перспективы (уменьшенного изображения удаленных предметов, сужения вдаль линий при изображении дороги, реки и т.п.). Но данная особенность отмечается в рисунках лишь некоторых детей. В основном для них характерно плоскостное изображение пространства (фризовая композиция, когда изображаемые предметы расставляются в ряд на нескольких линиях, которые проводятся одна на другой).

        Старшие дошкольники способны передавать в рисунках эстетические и характерные признаки предмета, явления действительности, человека, животных, транспорта, используя при этом мимику, позу, цвет и другие средства выразительности.

        В изобразительной деятельности детей 5 — 7 лет наблюдается более устойчивый замысел, расширяются возможности использования материалов, которые выбирает ребенок.

        При восприятии конечного результата изобразительной деятельности дошкольники проявляют активный, ярко выраженный интерес, характеризующийся как вербальными, так и невербальными реакциями.

1.2. Задачи и содержание работы по формированию умений в рисовании предметов в старшей группе детского сада.

Задачи

        Учить передавать в изображении не только основные свойства предметов (форма, величина, цвет), но и характерные детали, соотношение предметов и их частей по величине, высоте, расположению относительно друг друга.

        Развивать способность наблюдать, всматриваться (вслушиваться) в явления и объекты природы, замечать их изменения (например, как изменяются форма и цвет медленно плывущих облаков, как постепенно раскрывается утром и закрывается вечером венчик цветка, как изменяется освещение предметов на солнце и в тени).

        Развивать чувство формы, цвета, пропорций; художественный вкус.

        Продолжать совершенствовать умение передавать в рисунке образы предметов, объектов, персонажей сказок, литературных произведений. Обращать внимание детей на отличия предметов по форме, величине, пропорциям частей; побуждать их передавать эти отличия в рисунках.

        Учить передавать положение предметов в пространстве ни листе бумаги, обращать внимание детей на то, что предметы могут по- разному располагаться на плоскости (стоять, лежать, менять положение: живые существа могут двигаться, менять) позы, дерево в ветреный день — наклоняться и т.д.).

        Способствовать овладению композиционными умениями: учить располагать предмет на листе с учетом его пропорций (если предмет вытянут в высоту, располагать его на листе по вертикали; если вытянут в ширину, например, не очень высокий, но длинный дом, располагать его по горизонтали). Закреплять способы и приемы рисования различными изобразительными материалами (цветные карандаши, гуашь, акварель, цветные мелки, пастель, сангина, угольный карандаш, фломастеры, разнообразные кисти и т. п.).

        Вырабатывать у детей навыки рисования контура предмета простым карандашом с легким нажимом на него, чтобы при последующем закрашивании изображения не оставалось жестких, грубых линий, пачкающих рисунок.

        Учить рисовать акварелью в соответствии с ее спецификой (прозрачностью и легкостью цвета, плавностью перехода одного цвета в другой).

        Учить детей рисовать кистью разными способами: широкие линии — всем ворсом, тонкие — концом кисти; наносить мазки, прикладывая кисть всем ворсом к бумаге, рисовать концом кисти мелкие пятнышки.

        Содержание работы

        В «Программе воспитания и обучения в детском саду» указано, что у детей шестого года жизни развивается способность анализировать и обобщать воспринимаемые предметы, выделять и сопоставлять их свойства (форму, высоту, длину, ширину, цвет). На основе дети учатся передавать соотношение предметов по величине, по высоте, толщине, а также соотношение частей предметов по высоте, форме и расположению относительно друг друга.

        Для того чтобы передавать образы предметов и явлений, дети овладевают способами изображения предметов разнообразных форм, приобретают новые знания о пространственном положении. С этой целью детей учат при обследовании предметов перед изображением сравнивать их между собой по свойствам, а также сопоставлять части предмета.

        В старшей группе дети изображают предметы круглой и овальной формы (фрукты, овощи), прямоугольной и треугольной формы; уточняются способы изображения предметов, изображения дополняются характерными деталями.

        При рассматривании иллюстраций следует уточнить представления детей о тех или иных объектах; форме, величине и расположении их частей по отношению к главной (самой большой) части. Важно обратить их внимание на то, как по-разному изображают один и тот же объект разные художники, подчеркнуть различия в манере изображения; объяснить, что глаза, волосы рисуют по-разному, но их расположение всегда одинаково.

1.3. Особенности использования метода обследования в формировании умений в рисовании  предметов в старшей группе детского сада.

В связи с задачами развивающего обучения определены место и характер использования наглядных и словесных методов и приемов. Ведущими, главными в обучении изобразительной деятельности дошкольников являются наглядные методы. Среди наглядных методов и приемов выделяют следующие: наблюдение, рассматривание предмета (обследование), образец, показ картины, показ способов изображения и способов действия.

Обследование – целенаправленное аналитико-синтетическое восприятие предмета осязательно – двигательным и зрительным путем.

Благодаря обследованию предмета у детей формируется представление о нем, которое ложится в основу изображения. То есть смысл обследования в формировании представления об изображаемом предмете. как правило обследование используется при затруднениях в изображении отдельных предметов. Обследовать можно игрушки, предметы быта, природы.

При изображении человека можно обследовать игрушку – куклу, можно рассматривать фигуры детей. То есть обследование – это целенаправленное рассматривание предмета, который необходимо изображать.

Однако, смысл его не только, а может быть, не столько в решении сиюминутной изобразительной задачи. Более глубокий и важный смысл – в освоении ребенком самого способа обследования как способа познания окружающего. Овладение самим способом и дает ребенку относительную свободу и самостоятельность в познании.

        Зрелая изобразительная деятельность немыслима без целенаправленного аналитико-синтетического восприятия окружающего. Будущих художников учат смотреть не по житейски, а так что бы грамотно профессионально изображать. Дошкольника невозможно научить зрелому сенсорному, художественному видению, но помочь ему видеть предмет, его изобразительные признаки возможно и необходимо.

        Итак, обследование – метод обучения и в тоже время одна из задач обучения. Григорьева Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольников: Учебное пособие для студентов пед. учеб. заведений.-М.: Издательский центр «Академия», 1997 г.

        В разных видах изобразительной деятельности цели обследования будут различными. Перед любым видом деятельности воспитатель обращает внимание детей на форму, размер, положение предмета, а затем непосредственно перед занятием рисованием выделяет контур, части предмета, уточняет цвет, если он является характерным для данного предмета.

        Сам процесс обследования включает несколько этапов.

        В своем исследовании Н. П. Сакулина предлагает пять последовательных этапов:
- восприятие предмета в целом (воспитатель в яркой, образной форме дает общую характеристику предмета);
- обследование с анализом (вначале выделяются крупные части, затем — мелкие, определяется их форма);
- определение строения предмета — соотношение крупных и мелких частей;
- выделение цвета;
- рассматривание вновь всего предмета в целом.

        Конечно, такое деление процесса восприятия на этапы условно и не всегда все они присутствуют в восприятии. Это зависит и от опыта детей, и от стоящих перед ними задач. При повторном изображении такого детального обследования не требуется, проводится только зрительный анализ изображаемого предмета или возможно только словесное описание, а затем дети изображают по представлению, без натуры.
Для воспитания способности вычленять и находить обобщенные формы в предметах одного вида важно пользоваться сравнением. Сопоставление одного предмета с другими помогает выделению общих признаков. Произвольная передача величинных соотношений доступна детям старшего возраста (5—6 лет) благодаря развитому зрительному контролю. Восприятие величины, включающее вопрос о пропорциональных соотношениях, также требует и зрительного, и осязательного способов обследования. Причем показатели зрения, осязания должны проверяться в сравнении зрительным путем и действенным — прикладыванием одной части к другой. Вопрос о пропорциональности частей в предмете связан с восприятием строения, конструкции предмета. Важно научить вычленять из целого части, их соотношения между собой (и пропорциональные, и по положению в пространстве).
        Восприятие пространственных отношений с целью дальнейшего их изображения — наиболее сложная задача для освоения детьми.         Целенаправленное восприятие пространства проводится с детьми старшей и подготовительной групп, причем легче ими осваивается, если процесс восприятия проходит одновременно с рисованием.
 
Восприятие цвета оказывает большое эмоциональное воздействие на ребенка, хотя часто и не относится к числу существенных признаков. Поэтому не всегда надо при обследовании выделять его специально. Но в то же время цвет является в рисунке, аппликации одним из главных выразительных средств. И когда дети хорошо обследуют все другие свойства предмета, надо обратить их внимание и на цвет. В цветовых отношениях дети также могут усвоить эталоны, по которым в дальнейшем будут ориентироваться. Исследования по сенсорному воспитанию показали, что уже в 5 лет дети способны запомнить и выделить при восприятии все цвета спектра, а в 6—7 лет они могут понять, как высветлить насыщенный тон до получения разнообразных оттенков.

Выводы по первой главе

        На основании изученной психолого-педагогической, методической литературы и обобщения опыта работы по проблеме обучения рисованию транспорта детей 5-6 лет мы сделали следующие выводы:

        • вопросами разработки методики обучения дошкольников изобразительной деятельности и, рисования в частности, занимались педагоги Г.В. Лабунская, Е.А. Флерина, Н.П. Сакулина, Т.С. Комарова, Т.Г. Казакова, Г.Г Григорьева; психологи Е.И. Игнатьева, В.И. Кириенко, B.C. Мухина, О.М. Дьяченко и д.р..

        • изобразительная деятельность, и, рисование в частности, оказывают большое влияние на всестороннее развитие личности ребёнка-дошкольника;

        • рассматривая проблему обучения детей 5-6 лет рисованию транспорта, мы будем опираться на исследования Н.П. Сакулиной в силу их полноты, конкретности, обоснованности, последовательности в раскрытии узловых вопросов и соотнесенности с дошкольным возрастом (см.гл.1, параграф 1.3);

        • разрабатывая практическую часть курсовой работы, мы будем опираться на задачи по обучению рисованию детей старшей группы, представленные в программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы., Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой;

        • разрабатывая цикл мероприятий по обучению детей 5-6 лет рисованию транспорта мы будем учитывать методические рекомендации, представленные в курсовой работе в первой главе в параграфе 1.3;

Глава 2. Организация работы по формированию умений в рисовании предметов в старшей группе детского сада.

2.1. Диагностика уровня развития умений в рисовании предметов в старшей группе детского сада.

На данном этапе работы была поставлена цель: выявить уровня развития умений детей 5-6 лет в рисовании предметов.

Диагностическое обследование проводилось следующим образом:

  • детям было предложено нарисовать какой-либо транспорт;
  • были проанализированы работы детей с занятий на темы:
  • «Легковая машина»
  • «Грузовик»

Результаты анализа детских работ были сопоставлены с требованиями Программы воспитания и обучения в детском саду.

Задачи звучат так:

• правильно передавать строение предметов;

• правильно передавать пропорции в предметах;

• учить дополнять предметы деталями.

Оценка детских работ проводилась по трехбалльной шкале:

3 балла - правильная передача параметров

2 балла - допущены ошибки в передаче параметров

1 балл - неправильно переданы параметры

На основе анализа Программы воспитания и обучения в детском саду нами были выведены уровни сформированности умений детей 5-6 лет в рисовании транспорта.

Высокий уровень (12-15 баллов) - ребенок правильно передает строение и пропорции предмета. Дополняет изображение деталями, аккуратно закрашивает изображение.

Средний уровень (8-11 баллов) - правильно передает строение и пропорции, но при этом работы отличаются бедностью деталей. Работа небрежно закрашена.

Низкий уровень (7 и ниже баллов) - ребенок правильно передает строение, но делает ошибки в передаче пропорций. Бедность или отсутствие деталей. Не полно или совсем не закрашена работа.

Результаты анализа работ детей были занесены в таблицу.

Таблица №1. - Обследование уровня умений детей старшей группы в рисовании транспорта

Номер №

Имя инициалы

Строение предмета

Пропорции

Форма частей

Цвет

Техника закрашивания

Итого

баллов

1

Кирилл У.

1

2

1

3

2

9

2

Настя Д.

2

2

3

3

2

12

3

Кристина Л.

2

2

2

3

3

12

4

Полина К.

2

2

3

3

2

12

5

Кирилл Г.

2

2

3

3

3

13

6

Денис З.

2

3

1

1

1

8

7.

Юля А.

1

2

2

3

1

9

При анализе данных таблицы, нами было выявлено, что у:

43 % детей имеют средний уровень сформированности умений в рисовании транспорта;

57% детей имеют высокий уровень сформированности умений в рисовании транспорта.

Для большинства детей наибольшую трудность составляла необходимость самостоятельно, без помощи педагога выполнить задание. Дети постоянно обращались за помощью к педагогу. Многие дети долго обдумывали содержание будущей работы. Детям  приходилось оказывать индивидуальную помощь, направлять их дальнейшие действия.

2.2. Формирование умений в рисовании предметов с использованием  метода обследования.

2.2. Цикл мероприятий по обучению детей старшей группы детского сада рисованию транспорта

На основании изученной литературы, обобщения опыта работы по проблеме исследования, а так же с учетом данных обследования детей был разработан цикл мероприятий по обучению рисованию транспорта в старшей группе детского сада.

Таблица №2 - Цикл мероприятий по обучению рисованию транспорту детей старшей группы детского сада

Содержание деятельности

Время проведения (месяц)

1.

Наблюдение за легковым автомобилем

Сентябрь

2.

Рассматривание игрушки легкового автомобиля

Сентябрь

3.

Рисование легкового автомобиля на занятии

Сентябрь

4.

Наблюдение за грузовым автомобилем

Сентябрь

5.

Рассматривание грузового автомобиля

Сентябрь

6.

Рисование грузового автомобиля

Сентябрь

7.

Наблюдение за грузовым автомобилем (с открытым кузовом) в повседневной жизни

Октябрь

8.

Просмотр видео — фильмов о грузовых автомобилях

Октябрь

9.

Рассматривание игрушки грузового автомобиля

Октябрь

10.

Рисование грузового автомобиля на занятии

Октябрь

Фрагментарно, разработанный цикл мероприятий был апробирован. Было проведено одно занятие.

В работе мы преследовали следующие цели:

1. Расширение и углубление знаний детей о транспорте.

2. Формирование обследовательских умений предметов.

3. Обучение детей старшей группы рисованию транспорта.

4. Формирование умения использовать полученные навыки в самостоятельной деятельности по рисованию транспорта.

Начали мы свою работу с обучения детей рисованию грузовика. С этой целью проводили наблюдения за грузовиками на целевых прогулках по улицам города, рассматривание иллюстраций, игрушек - грузовиков и, наконец, обучающее занятие по рисованию грузового автомобиля.

При проведении занятия нами соблюдались гигиенические требования к проведению занятий: рабочие места располагали вблизи окна, что давало хорошую освещенность; перед занятием проводилась влажная уборка, помещение проветривалось; используемое оборудование соответствовало возрасту детей и теме занятия.

Во время проведения занятия мы учитывали уровень знаний детей о транспорте и индивидуальные особенности детей.

Во время рисования дети испытывали определенные трудности: не точно предавали строение предмета, испытывали трудности в передаче пропорций, часто спрашивали, как изобразить ту или иную деталь, а некоторые дети вообще забывали о деталях, что делало все работы похожими одна на другую.

При обучении рисованию мы использовали следующие методы: полный и частичный показ, объяснение, вопросы, напоминания, индивидуальные и общие указания. Если ребенок затруднялся в передаче строения предмета или пропорций, мы предлагали обвести форму частей, измерить растяжкой пальцев сколько раз одна часть укладывается в величине другой.

На основании проделанной работы, нами были составлены рекомендации

для воспитателей по обучению детей старшей группы рисованию транспорта.

Рекомендации для воспитателей по обучению детей старшей группы

рисованию транспорта

• Работу по обучению рисованию транспорта детей 5-6 лет следует проводить систематически;

 Необходимо использовать вариантные образцы для занятий по обучению рисованию транспорта, чтобы избежать шаблонных изображений в детских работах;

 Очень тщательно с детьми следует рассматривать предмет или образец, выделять детали, обговаривать с детьми, зачем нужна каждая деталь; чем больше ребёнок знает о предмете, тем интереснее изображение;

 Рисование транспорта может проводиться с натуры, натурой, в этом случае, выступает игрушка.

 Анализ предмета должен быть проведен за несколько дней до занятия и в начале его.

 Показ приемов рисования следует демонстрировать лишь тогда, когда ребята впервые рисуют предмет;

 В процессе анализа детских работ следует поощрять творческую инициативу детей, самостоятельность.

 Во время занятия надо разрешать детям подходить к машинам, чтобы лучше рассмотреть какие-то части.

Заключение

        В процессе написания опыта работы была изучена методическая, психолого-педагогическая литература и обобщён опыт работы по проблеме обучения детей 5-6 лет рисованию транспорта.

        Практическая часть работы проводилась в старшей группе (7человек).

        На первом этапе работы был изучен уровень сформированности умений детей 5-6 лет в рисовании транспорта. Результаты обследования, количественный и качественный анализ детских работ находятся на страницах 14-15.

        На основании изученной литературы, обобщения опыта работы по проблеме исследования, а так же с учетом данных обследования детей был разработан цикл мероприятий по обучению рисованию транспорта в старшей группе детского сада. Цикл мероприятий по обучению рисованию транспорта в старшей группе детского сада расположен в курсовой работе на странице 16.

        Фрагментарно, разработанный цикл мероприятий был апробирован. Было проведено одно занятие и проанализировано. Описание работы представлено на странице 23.

        На основании проделанной работы, нами были составлены рекомендации для воспитателей по обучению детей старшей группы рисованию транспорта. Рекомендации представлены в работе на страницах 18.

        В приложении к работе представлены образцы конспектов занятий по обучению детей старшей группы рисованию транспорта, а также нарисованы образцы для занятий по обучению рисованию транспорта.

        Таким образом, цель и задачи, обозначенные в опыте работы, выполнены.

Список используемой литературы

  1. Григорьева Г.Г. «Изобразительная деятельность дошкольников»: Учебное пособие для студентов пед. учеб. заведений .-М.: Издательский центр «Академия», 1997 г. 
  2. Григорьева Г.Г. «Изобразительная деятельность дошкольника». М., 1999. 
  3. Казакова Т.Г., Блащук Л. «Развитие интереса к изобразительной деятельности» // Дошкольное воспитание. – 1985. - № 1.
  4. Казакова Т. Г. «Изобразительная деятельность младших дошкольников» М.: Просвещение, 1980 г.
  5. Комарова Т.С. «Изобразительная деятельность в детском саду». Программа и методические рекомендации. М.,«Мозайка-синтез», 2008г;
  6. Комарова Т.С. «Занятия по изобразительной деятельности в старшей группе», М., «Мозайка-синтез», 2009г.
  7. Косминская В.Б. и др. «Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду» : Учеб. Пособие для студентов пед. ин-тов . М.: Просвещение, 1977. - 253с. 
  8. Сакулина Н. П. и Комарова Т. С. "Изобразительная деятельность в детском саду" (Пособие для воспитателей). М., «Просвещение», 1973 г.
  9. Сакулина Н. П. «Рисование в дошкольном детстве» М.: Просвещение, 1965г.


Приложение

Конспект НОД по рисованию в старшей группе

«Легковой автомобиль»

Программные задачи: 

Изобразительная:

Учить детей рисовать легковой транспорт, передавать специфические особенности строения машины, придерживаться предложенной последовательности детального изображения объекта.

Техническая:

Закрепить навыки закрашивания: равномерно наносить штрихи в одном направлении без видимых просветов, не выходить за контур готового силуэта.

Композиционная:

Формировать умения располагать рисунок в центре листа, рисовать на весь лист.

Материал к работе: альбомный лист А4; простой карандаш; ластик; набор цветных карандашей или восковых мелков; рисунки или фотоиллюстрации с изображением разных марок легковых автомобилей.

Предварительная работа: целевая прогулка к проезжей части, остановке, наблюдение за легковым транспортом. Рассматривание рисунков или фотоиллюстраций с изображением разных марок легковых автомобилей в свободное от занятий время.

Ход НОД

1 ч. Организационная часть

  1. Чтобы я тебя повез,

Мне не нужно есть овес,

Накорми меня бензином,

На копытца дай резину,

И тогда поднявши пыль,

Побежит (Автомобиль)

- Верно. Сейчас очень трудно представить нашу жизнь без машин.

Ребята,  нам поступил заказ из автомобильного магазина, у них раскупили все автомобили, которые были в ассортименте. Вот директор магазина и попросил пополнить выставочный зал новыми машинами.

Внесение образца.

  1. Рассматривание образца:
  • Что это?
  • Назовите составные части легкового автомобиля?
  • Какого цвета (формы, величины)?
  • Как расположен автомобиль?
  1. Показ полный. 

Начинать рисовать в центре (середине) листа, объект должен быть не слишком мелким, но и не слишком большим, на весь лист, вокруг него должно оставаться свободное место для изображения каких – либо дополнительных предметов, элементов, чтобы получилась единая тематическая композиция. Нарисовать в центре листа большой прямоугольник, разделить его вертикальной линией на две равные части, а затем каждую часть – еще раз пополам. Изобразить верхнюю часть кузова – окошки; продолжив средние линии вверх на равную высоту, провести поверх них горизонтальную линию – крышу. Дугами определить место будущих колес, а за тем продолжить дуги таким образом, чтобы другая половинка круга-колеса была под днищем машины. В серединке каждого колеса нарисовать маленький кружок – диск. Наклонными линиями преобразовать верх капота и багажника, слегка их опустив, а также сделать легкий уклон передней и задней части кузова (там, где окошки) внутрь салона. Прорисовать окошки, ориентируясь на верхний контур верхней части кузова. Дополнить готовое изображение машины ручками на дверцах, фарами впереди и фонарями сзади. Ластиком поправить контур и стереть ненужные уже вспомогательные линии. Дополнить рисунок тематическими элементами, соединив все объекты в единую композицию. Раскрасить композицию цветными карандашами или восковыми мелками, равномерно нанося штрихи в одном направлении без видимых просветов внутри контура объекта.

  1. Закрепление:

- Что сначала?

-Что потом?

2 часть. Самостоятельная работа детей. Индивидуальные указания, индивидуальная помощь.

3 часть. Анализ детских работ детьми .

-Дети, вы очень постарались, машины получились разные, теперь выставочный зал магазина полон новых автомобилей, и все желающие могут выбрать себе машину по вкусу и цвету. А может случиться и так, что в магазин зайдет ваш папа и купит автомобиль, а потом с ветерком прокатит вас по городу.


 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа кружка по обучению рисования "АКВАРЕЛЬКА" в старшей группе детского сада

Пояснительная запискаДошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Именно в этом возрасте закладываются основы всест...

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений для детей старшей группы детского сада «Путешествие в страну Математики».

в конспекте занятия представлен материал по формированию математических представлений. в ходе путешествия ребета повторяют геометрические фигуры, счет до 10, математические домики...

Конспект НОД по формированию основ здорового образа жизни в старшей группе детского сада

Конспект непосредственно - образовательной деятельности по формированию основ здорового образа жизни «Быть здоровым – здорово!»...

"Поздравляем с Днем 8 марта наших мам и бабушек" - газета в нетрадиционной технике рисования ладошкой детьми старшей группы детского сада.

В этом году мы с детьми решили помимо подарка нашим мамам (цветок Геацинт) нарисовать еще поздравительную газету, используя нетрадиционную технику изо.деятельности -  рисование ладошкой (гуашью)....

Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию (рисование) для детей старшей группы детского сада

Память о блокаде – это очень трудная память. Об этом почти невозможно вспоминать, трудно писать, сложно рассказывать. Однако мы все понимаем, как важно сохранить эту историю, донести ее до новых...